Скачать 50.67 Kb.
Дата10.04.2018
Размер50.67 Kb.

Теория и методика физической культуры и спорта



Теория и методика физической культуры и спорта

1. Введение в теорию и методику физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт как органические части культуры общества и личности. Общие и специфические признаки, характеризующие физическую культуру: физические упражнения, как формы специально организованной двигательной активности человека; комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в совершенствовании физических возможностей человека; положительные изменения в физическом состоянии человека, как результаты физкультурной деятельности. Вводная характеристика спорта как особой области человеческой культуры, позволяющей выявлять, оценивать и сравнивать способности людей в специально созданных для этого условиях. Соревновательная деятельность как отличительный признак, специфическое ядро спорта. Соотношение понятий физическая культура и спорт. Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина и исторические аспекты ее становления. Предмет теории и методики физической культуры и спорта. История становления теории и методики физической культуры и спорта и ее роль в системе профессионального образования преподавателя физической культуры и спорта. Структура теории и методики физической культуры и спорта как учебной дисциплины. Комплекс исходных понятий как концентрированное выражение накапливаемых наукой знаний. Соотношение понятий: культура, физическая культура, физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое образование. Вводная характеристика направлений, форм и социальных функций физической культуры и спорта. Факторы физической культуры в аспекте их оздоровительной ценности. Совокупность элементов, составляющих общую структуру физической культуры и спорта как целостного социального явления. Основные направления использования физической культуры и спорта как разделы, включающие формы организации деятельности людей, объединенных общими целями и задачами: базовая физическая культура, профессионально-прикладная физическая культура, оздоровительно-реабилитационная физическая культура, фоновые виды физической культуры, спорт общедоступных и высших достижений. Функции физической культуры как возможности использования ее свойств для удовлетворения различных потребностей личности и общества, оздоровительная ценность основных аспектов физической культуры и спорта. Общекультурные функции физической культуры, обусловленные ее связями с другими частями и явлениями культуры. Специфические функции физической культуры, обусловленные ее ориентацией на совершенствование физических возможностей людей. Взаимосвязь форм и функций физической культуры. Системность компонентов, составляющих область физической культуры и спорта. Физическое воспитание как основной канал приобщения к ценностям, накопленным в области физической культуры и спорта.

2. Общие основы теории и методики физической культуры.

Общая характеристика физической культуры. Цель и задачи функционирования физической культуры в обществе. Педагогический характер физического воспитания и его специфические особенности. Социальные и индивидуальные потребности, определяющие прикладную ориентацию физического воспитания. Физическое воспитание как многолетний процесс, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, наряду с оптимизацией развития физических качеств человека. Соотношение физического развития и физического воспитания. Организованная двигательная активность как основной фактор воздействия на физическое развитие. Задачи, отражающие специфическую направленность физического воспитания: задачи по оптимизации физического развития, совершенствованию физических возможностей, упрочению и сохранению здоровья; задачи по формированию необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.



Конкретизация задач формирования физической культуры в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и профессиональных интересов занимающихся. Нормативные способы постановки задач и оценки эффективности их решения. Средства и методы формирования физической культуры личности человека. Физические упражнения как основные специфические средства формирования физической культуры личности. Действия и процессы, составляющие содержание физических упражнений. Взаимосвязь содержания и формы физических упражнений. Техника физических упражнений, её основа, определяющее звено и детали. Фазы двигательных действий. Структура движения как относительно стабильная взаимосвязь всех его составляющих. Кинематические, динамические и ритмические характеристики структуры движений. Общие правила техничного выполнения движений. Классификация физических упражнений в зависимости от требований, предъявляемых упражнением к физическим качествам. Значение оздоровительных сил природы и гигиенических факторов как средств физического воспитания. Правила использования природных факторов в качестве самостоятельных средств закаливания, адаптации. Использование природных факторов в качестве сопутствующих условий занятия физическими упражнениями. Реализация норм требований личной и общественной гигиены труда и отдыха, питания, занятий, быта. Способы регулирования нагрузки и отдыха и способы организации освоения двигательных действий, составляющие структурную основу методов физического воспитания. Нагрузка как фактор, присущий специально организованной двигательной активности, характеризующий величину ее воздействия на организм. Смысл нагрузки в процессе физического воспитания. Параметры, обусловливающие величину нагрузки. Внешняя и внутренняя сторона нагрузки, их взаимосвязь. Отдых как компонент физического воспитания. Разновидности интервалов отдыха, обусловленные его продолжительностью и операционным составом. Следовые эффекты физических упражнений. «Расчлененность» и «целостность» как способы организации освоения двигательных действий. Факторы, определяющие выбор метода обучения. Использование методов избирательного и «сопряженного» воздействия в процессе обучения двигательным действиям. Специфические методы формирования физической культуры, особенности методов строго регламентированных упражнений, разновидности методов строго регламентированного упражнения в зависимости от способа организации освоения двигательных действий, от стандартности или вариативности выполняемых двигательных действий, от продолжительности интервалов отдыха между повторениями двигательных действий, от способа сочетания иx параметров. «Круговая тренировка» как одна из разновидностей методов строго регламентированного упражнения. Соревновательный метод в физическом воспитании. Эффективность использования отношений соперничества при решении задач реализуемых в физическом воспитании. Игровой метод в физическом воспитании. Эффективность использования игровых отношений при решении задач, реализуемых в физическом воспитании. Общепедагогические средства и методы, используемые в процессе физического воспитания. Использование тренажерных устройств для повышения эффективности физических упражнений. Идеомоторные, психорегулирующие и другие методы, используемые в физическом воспитании. Дидактические принципы, регламентирующие формирования физической культуры личности. Принципы как наиболее важные рекомендации, основанные на познании закономерностей физического воспитания. Иерархия принципов, регламентирующих формирование физической культуры. Положения, составляющие идейную основу системы воспитания в целом и их конкретизация относительно процесса физического воспитания. Общепедагогические принципы, регламентирующие процесс обучения и воспитания и их конкретизация при обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств. Особенности реализации принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности в процессе физического воспитания. Проблема формулирования специальных принципов, ориентирующих на системное построение физического воспитания.