Скачать 210.84 Kb.
Дата08.04.2018
Размер210.84 Kb.
ТипПояснительная записка

Тематическое планирование 6 Содержание изучаемого курса



c:\users\esb\desktop\скан\титул 13072017.jpg

Содержание

1.Пояснительная записка

3

2.Учебно-тематическое планирование

6

3.Содержание изучаемого курса

7

4.Методическое обеспечение

11

5.Список литературы

14


1.Пояснительная записка

       Баскетбол – одна из интереснейших  спортивных игр. Родиной баскетбола является Америка. В 1891 году эту игру изобрел преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы в штате Массачусетс Джеймс Нейсмит.

С 1936 года баскетбол включен в программу олимпийских игр. Сборная мужская   команда нашей страны стала олимпийским чемпионом в 1972г., а женская сборная дважды – в 1976 и 1980 гг. завоевывала олимпийские медали.
       Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Урок баскетбола в школе рассматривается нами как средство не только физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.

Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами, - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.

Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания, формируя у младших школьников целостное представление о физической культуре. Спортивная игра  баскетбол с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Образовательная область «Баскетбол» призвана сформулировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование о единстве биологического, психического и социального начала в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы. Баскетбол характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил  и нравственного воспитания  детей развитие познавательных интересов, выработка воли и характера, воспитания чувства  коллективизма, которые выступают как цель и условие развития личности.

Цель: создание условий к совершенствованию, познанию, формированию здорового образа жизни, развитию физических, психологических и интеллектуальных способностей, нравственных качеств, достижению уровня спортивных результатов в соответствии со способностями.

В соответствии  с данной целью формулируются 

задачи: 
1. Расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использования их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни.
2. Совершенствование функциональных возможностей организма путем направленной подготовки.

3. Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.
4.  формирование   практических   умений   в   организации   и  проведении самостоятельных форм занятий баскетболом.

5.  участие в соревнованиях.

Условия комплектования:

Спортивно – оздоровительный этап (СО). В спортивно-оздоровительные группы зачисляются дети и подростки с 7 лет, желающие заниматься баскетболом, имеющие письменное разрешение врача. На спортивно-оздоровительном этапе с занимающимися приоритетными являются воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа.



Спортивно-оздоровительный этап решает ряд обязательных задач:

  • привлечение максимально возможного количества занимающихся различного возраста к систематическим занятиям баскетболом;

  • формирование у занимающихся основ здорового образа жизни, гигиенической культуры и профилактика вредных привычек;

  • всестороннее развитие личностных и физических качеств у занимающихся, укрепление здоровья и закаливание организма;

  • освоение теоретических знаний из области физической культуры и избранного вида спорта – баскетбол, формирование двигательных умений и навыков.

Год обуче-ния

Возраст, лет

Кол-во учащихся в уч.группе, чел.

Кол-во тренировочных занятий в неделю

Общий объем подготовки/кол-во часов в неделю, 42 уч.недели

Уровень спортивной подготовленности

1-й год

7-8

20-25

2

168/4

Прирост показателей ООП

2-й год и больше

8-9

10-11


12-13

14-15


20-25

3

252/6

Прирос показателей ОФП


Особенностью программы «баскетбол» для спортивно-оздоровительного этапа являются: направленность на реализацию принципа вариативности, создающего   возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся,  материально-технической оснащенностью учебного процесса.

Освоение баскетбола учащимися осуществляется в единстве с содержанием важных организационных форм педагогического процесса, как участие в соревнованиях и тренировочных играх. Программа рассчитана на 2 года, 42 учебных недели ежегодно.

Для овладения приемами техники и тактики игры используются следующие методы: целостный, расчлененный, игровой и соревновательный.
Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными - естественные силы природы и гигиенические факторы.
Основной формой проведения являются учебно-тренировочные занятия.

Учащийся должен знать:

* Историю и основные этапы развития баскетбола;

* Правила по « баскетболу»;

* Что такое безопасность и правила безопасности;

Уметь:
* Сочетание приемов техники подвижные игры с элементами баскетбола.

* Выполнять основные технические и тактические приемы игры: ловлю и передачу мяча двумя руками и одной рукой, ведение мяча правой и левой рукой, бросок мяча с места и в движении, умение вести двухстороннюю игру с соблюдением правил

2.Учебно-тематическое планирование

Распределение  учебного материала по разделам и темам:

СО-1, первый год обучения

      Вид подготовки

Месяцы

Всего

часов

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06




Теоретическая подготовка

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

8

Общая физическая подготовка

10

14

12

14

12

7

9

7

7

10

102

Специальная физическая подготовка

2

2

2

2

2

4

4

4

4

4

30

Технико-тактическая подготовка

1

1

1

1

1

2

2

2

1

-

12

Игровая подготовка

-

-

-

-

2

2

2

2

2

2

12

Контрольно-переводные испытания

2

-

-

-

-

-

-

-

2

-

4

Всего часов:

16

18

16

18

18

16

18

16

16

16

168

 СО-2, второй год обучения

      Вид подготовки

Месяцы

Всего

часов

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06




Теоретическая подготовка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Общая физическая подготовка

13

15

15

13

15

13

15

13

9

9

130

Специальная физическая подготовка

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

40

Технико-тактическая подготовка

4

4

4

4

4

4

4

4

8

8

48

Игровая подготовка

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

Контрольно-переводные испытания

2

-

-

-

-

-

-

-

2

-

4

Всего часов:

26

26

26

24

26

24

26

24

26

24

252

3.Содержание изучаемого курса           
Тематический план

Раздел 1. Теоретическая подготовка. Основные понятия об игре баскетбол
Тема 1.1. История, современное состояние и перспективы развития баскетбола
- Происхождение игры баскетбол. Перспектива развития баскетбола
- Сущность девиза «Один за всех и все за одного!». Взаимоотношения людей в коллективе и влияние коллектива на личность и личности на коллектив.

-Ознакомление  с терминологией спортивной игры баскетбол.
Тема 1.2. основы физической и специальной подготовки. Правила самоконтроля и техника безопасности во время занятий
- Понятие «физическая подготовка» , «специальная подготовка» и их различие.
- Понятие « физическая нагрузка» и способы ее измерения.
- Интенсивность и объем физической нагрузки.

- Контроль  физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями    ( по частоте сокращений, внешним признакам, самочувствию) .

- Правила техники безопасности во время занятий баскетболом.
Раздел 2. Общая физическая подготовка

Тема 2.1. Подвижные игры

Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные
качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча. Подвижные игры: «Воробьи и вороны », «День ночь», «салки с мячом»,   « пятнашки», «мяч соседу», «круговая охота (с ведением мяча)», «защита стойки», « салки спиной к щиту», « рывок за мячом», « мяч капитану» ,игровые эстафеты и др.
Тема 2.2. Развитие физических качеств

Упражнения на развитие быстроты движений:
ходьба и бег в различных направлениях в максимальном темпе с
внезапными остановками и выполнением  различных заданий (типа:
прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания); бег с максимальной
частотой шагов и максимальной скоростью с выпрыгиванием вверх и
доставанием ориентиров левой (правой) рукой; бег с максимальной
скоростью между стоек (лицом и спи ной вперед); бег с максимальной
скоростью с предварительным выполнением многоскоков; ускорения по
прямой с выпадами в правую и левую стороны; ускорения с доставанием
рукой мяча, подвешенного на разной высоте;
Упражнения на развития выносливости: бег на большие дистанции; круговая тренировка с использованием беговых и прыжковых упражнений, упражнений на пресс, силовых упражнений; двухсторонняя игра в соревновательном темпе.
повторный «гладкий» бег и бег «змейкой» в режиме большой
интенсивности; кроссовый бег и бег по пересеченной местности; полосы
препятствий с увеличенным объемом разнообразных прыжковых
упражнений; игра в мини- баскетбол с увеличивающимся временем
игры.
    Упражнения на развитие силы:

Комплексы упражнений с дополнительными отягощениями на основные
мышечные группы; ходьба в глубоком приседе; прыжки на одной и двух
ногах, с продвижением вперед, по кругу, «змейкой», на месте с поворотом
на 180 и 360); прыжки со скакалкой (и с укороченной скакалкой) на месте,
выполняемые в режиме  повтор но-интервального упражнения.
     Упражнения для развития ловкости:

акробатические прыжки, старты из разных исходных положений,
челночный бег, броски мяча из разных исходных положений, подвижные
игры. акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки вперед
и назад); бег с «тенью» (повторение движений партнера);
прыжки по разметкам с изменяющейся амплитудой движений; броски
малого мяча в стену одной (двумя) рукой с последующей его ловлей
после отскока от стены (от пола); ведение мяча между стоек; ведение
мяча с изменяющейся по команде скоростью и направлением
передвижения; ведение теннисного мяча.

Раздел 3. Специальная физическая и технико-тактическая подготовка

Тема 3.1. Стойка и передвижения, остановки, повороты
Упражнения без мяча:

основная стойка, передвижения в основной стойке приставными шагами
правым (левым) боком, с изменением скорости и направления движения,
прыжок вверх толчком одной, приземление на другую ногу;
остановка в движении по звуковому сигналу. Остановка прыжком.
Тема 3 . 2. Ведение мяча на месте

Ведение мяча на месте  различного вида (высокое, низкое)
Ведение мяча сидя на скамье.

Тема 3.3. Ведение мяча в движении

Ведение мяча на месте правой и левой рукой в сочетании с развитием
координационных способностей. Ведение мяча в движении : (по прямой, кругу, змейкой). Ведение мяча без контроля зрением, ловля и передача с отскоком от пола при параллельном и встречном движении

Тема 3.4. Ловля и передача мяча

Упражнения с мячом: жонглирование мячом, ловля и передача мяча (набивного). Обучение передаче мяча двумя руками от груди на месте и в движении в сочетании с развитием быстроты. Передача мяча одной рукой от плеча в сочетании с развитием координационных способностей.
Передачи мяча двумя руками от груди и одной от плеча в движении.
Ловля и передача мяча со сменой места после передачи в сочетании с
развитием координационных способностей. Передачи и ловля мяча в движении со сменой мест занятий. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам
Ловля высоко летящего мяча, ведение без зрительного контроля с
изменением направления. Вырывание  и выбивание мяча в сочетании с совершенствованием передачи мяча в    движении. Двухсторонняя игра по правилам  баскетбола.

Тема 3.5. Броски мяча в кольцо с места

Бросок мяча с места партнеру. Бросок мяча двумя руками от груди с места с отражением от щита. Бросок мяча одной рукой от плеча  с места.
Бросок по кольцу со  штрафной линии.

Тема 3.6. Броски мяча в кольцо в движении  

Бросок мяча одной рукой от плеча (сверху) с места с развитием скоростно-силовых качеств. Бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча после ведения в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств.
Бросок мяча после ведения с развитием быстроты
Бросок мяча двумя руками от головы на месте со средней дистанции с
развитием быстроты. Правила соревнований по мини-баскетболу.
Бросок мяча одной рукой от плеча сверху после ведения (проход-бросок) в
сочетании с обманными действиями. Правила соревнований по
баскетболу.
Раздел 4. Технико-тактическая подготовка

Тема 4.1. Прыжок толчком двумя ногами

Тема 4.2. Прыжок толчком одной ноги

Тема 4.3. Передача мяча двумя руками

Тема 4.4. ведение мяча

Раздел 5. Игровая подготовка

Раздел 6. Тестирование, выполнение контрольных нормативов
Контрольные упражнения:

1. Количество передач двумя руками от груди в стену за 10 секунд, стоя на расстоянии 2 метров от стены: 10 — «отлично»; 8 - «хорошо»; 6 — «удовлетворительно».
2.  10 штрафных бросков, мяч подает партнер. Оценка не менее 5 попаданий 
5. Методическое обеспечение.

Принципы, средства, методы спортивной тренировки



Принципы спортивной тренировки

1. Возрастная адекватность спортивно-оздоровительной деятельности;

2. Единство общей и специальной подготовки;

3. Непрерывность тренировочного процесса;

4. Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок;

5. Цикличность тренировочного процесса;

6. Направленность на максимально возможные достижения, индивидуализация.

Средства спортивной тренировки

Основным средством спортивной тренировки являются физические упражнения. Они могут быть разделены на 3 группы:



  • общеподготовительные упражнения;

  • специально подготовительные упражнения;

  • избранные соревновательные упражнения.

Методы спортивной тренировки

  • Общепедагогические:

* словесные (беседа, рассказ, объяснение);

* наглядные (видеоматериал, наглядные пособия, пример).



  • Практические:

* метод строго регламентированного упражнения:

– метод направленный на освоение спортивной техники;

– метод направленный на воспитание физических качеств.

* игровой метод;

* соревновательный метод.

Методические рекомендации по организации и проведению тренировки в спортивно-оздоровительных группах

Цель тренировок: обеспечение отбора, физической и координационной готовности к выполнению упражнений общеразвивающего характера

Задачи:

1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям;



2. Утверждение здорового образа жизни;

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;

4. Овладение основами баскетбола;

5. Отбор перспективных детей и молодежи для дальнейших занятий спортом.



Контроль в процессе подготовки

Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с баскетболистами. Ведется учет подготовленности занимающихся путем:

- текущей оценки усвоения изучаемого материала;

- выполнения контрольных упражнений (нормативов).


Контроль за физической подготовленностью занимающихся:

Осуществляется 2 раза в год в начале и конце учебного года



№ п/п

физические способности

контрольные упражнения (тест)

уровень

мальчики

девочки

5

4

3

5

4

3

1.

координационные

Челночный бег 3 х 10м, сек

9,9

10,8

11,2

10,2

11,3

11,7

2.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

140

115

100

130

110

90

3.

гибкость

Наклон вперед сидя, см

+9

+3

+1

+12,5

+6

+2

4.

скоростные

бег 30м, сек

6,1

6,9

7

6,6

7,4

7,5

5.

Координационные дифференцировоч

ная


Метание в цель с 6м

3

2

1

3

2

1

При выполнении данных нормативов и достижении возраста 8 лет воспитанник может быть переведен в группу НП-1 предпрофессиональной подготовки по виду спорта баскетбол.

НОРМАТИВЫ

ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ



ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


Развиваемое
физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Юноши

Девушки

Быстрота

Бег на 20 м
(не более 4,5 с)

Бег на 20 м
(не более 4,7 с)

Скоростное ведение мяча
20 м (не более 11,0 с)

Скоростное ведение мяча
20 м (не более 11,4 с)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места
(не менее 130 см)

Прыжок в длину с места
(не менее 115 см)

Прыжок вверх с места со взмахом руками
(не менее 24 см)

Прыжок вверх с места со
взмахом руками
(не менее 20 см)


Литература

1. Абрамов Э.Н ., Бобкова Л.Г. Разработка рабочих программ по учебному предмету « Физическая культура»: Методические рекомендации. – Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2006.- 22с.  
2. Ауэрбах А. Баскетбол.-М.: Физкультура и спорт, 1981.-159с.
3. Баскетбол. Программа для спортивных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов.-М.:Физкультура и спорт, 1976.-48с.
4. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу.-М.:Физкультура и спорт, 1966.-184с.
5. Белов С.А. секреты баскетбола.-М. .'Физкультура и спорт, 1982.-72с.