Дата24.05.2018
Размер83.7 Kb.

Тема: «Спорт и искусство – неразрывные стороны полноценного развития личности»



В.Л. Осинкин,

Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт)
Физическая культура в жизни человека
Физическая активность – вид деятельности человеческого организма, при котором активация обменных процессов в скелетных (поперечно полосатых) мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Как физиологический процесс, физическая активность присуща любому человеку. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынуждено ведет малоподвижный образ жизни, (что часто встречается у студентов) и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Низкая физическая активность (гиподинамия) может быть причиной мышечной атрофии. Если гиподинамия сочетается с погрешностями в пищевом рационе (прием высококалорийной пищи в большом количестве), это не минуемо приведет к развитию ожирения.

Практика показывает, что образ жизни студента (если он целенаправленно и систематически не занимается физической культурой) относится к малоподвижному. А это значит, что все пагубные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и развивающегося организма, непременно скажутся на его физическом умственном и половом созревании и в целом на здоровье. А ведь так просто избежать этого, если включить в свой образ жизни оптимальный режим двигательной активности.

Следует говорить и об оптимальной физической активности, которая позволяет человеку сохранять или улучшать свое здоровье, снижать риск возникновения заболеваний, в том числе и фатальных. Оптимальная физическая активность может быть достигнута за счет ходьбы, бега, занятия подвижными видами спорта, танцами, также выполнением гимнастических упражнений. Все эти упражнения студенты хотя бы в течение дня должны выполнять, чтобы в дальнейшем быть здоровым человеком. Умеренная и выраженная физическая активность включает в себя любой вид мышечной деятельности, выполняемой человеком в течение дня, недели, месяца, года. Это или специальные физические упражнения, или работа по дому, или на приусадебном участке, или просто ходьба. Физическая активность может быть достаточно кратковременной, но очень важно, чтобы в течение дня её продолжительность была не менее 30 минут. Для большинства людей 30 и даже более минут физической активности в день не являются проблемой. Ведущие активный образ жизни студенты могут рассчитывать на то, что проживут дольше, чем те, кто проводит свою жизнь сидя. Как считают некоторые физиологи, каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два или три часа. Если так, то некоторые люди продлевают себе жизнь на целых 5-10 лет. Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что без занятий физической культурой здоровым быть невозможно. Постоянные и разнообразные физические упражнения делают тело человека сильным и прекрасным. До сих пор нас восхищают произведения античных скульпторов, воплотивших в своих творениях физическую силу и гармонически развитое человеческое тело – Аполлон Бельведерский, Венера Милосская, Геракл, Дискобол, Копьеносец,

Любой вид физической активности сопровождается интенсификацией обменных процессов (метаболизма), прежде всего, в мышечных клетках а следовательно, повышением их потребности в поступлении дополнительного количества кислорода и питательных веществ. Уже при умеренной и, тем более, при выраженной физической активности происходит интенсификация работы сердца (повышение частоты и силы сокращений) и органов дыхания (увеличение частоты дыхания с повышением газообмена и насыщения легких кислородом). Активация клеточного метаболизма характеризуется не только поступлением, но и выведением продуктов, образующихся в процессе жизнедеятельности клеток. Они поступают в кровяное русло и выводятся кожей с потом и легкими с выдыхаемым воздухом. Поэтому при увеличении физической активности у человека повышается частота сердечных сокращений (учащается сердцебиение и повышается минутный объем крови), дыхательных движений, усиливается потоотделение. Частое дыхание наряду с повышенным потоотделением обеспечивает повышенную защиту организма от перегревания в период выраженной физической активности.

Новейшие научные исследования показали, что длительное ограничение двигательной активности, которое получило название гиподинамии, является опасным антифизиологическим фактором, разрушающим организм и приводящий к ранней нетрудоспособности и увяданию. Если у зрелого организма нарушения, вызванные гиподинамией являются обратимыми, то есть их можно ликвидировать с помощью своевременной физической тренировки, то у растущего организма повреждающий эффект гиподинамии ничем не компенсируется.

Установлено, что гиподинамия особенно опасна на ранних стадиях онтогенеза и в период полового созревания. Она приводит к значительному снижению темпов роста организма и угнетению биологических процессов, включая функции генетического аппарата клеток. То есть студент, заболевший гиподинамией, вряд ли сможет закончить университет на хорошие оценки, как бы он ни старался. Из этого следует, что его жизнь может сильно измениться, а все из-за того, что он ленился больше двигаться, спорту предпочитал учебники. Во время физической нагрузки вырабатываются эндорфины, создается хорошее настроение и самочувствие, повышается устойчивость к стрессу, депрессии, нормализуется сон. Также установлено, что при гиподинамии выявлены значительные функциональные отклонения головного мозга, выражающиеся в нарушении высшей нервной деятельности и низком уровне работоспособности мозга.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначальной формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки, укрепляли волю.

В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических войн. Впервые были созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения, появилась профессия преподавателя физвоспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, драматургией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др. В эпоху феодализма физическое развитие народов осуществлялось в процессе трудовой деятельности, подвижных игр, бытового, культурного и военного характера.

В период капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом. Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялась интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии и рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн. В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции (клубы) по отдельным видам спорта. В период существования СССР главная социальная функция физического воспитания состояла в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.

Первоначально слово «культура» в переводе с латинского означало «возделывание», «обработка». По мере развития общества понятие «культура» наполнялось новым содержанием. В научном смысле слово «культура» включает все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны – это результаты (продукты) этой деятельности. В содержание «культура» в широком смысле слова входят, например, и философия и наука, и идеология, право, всестороннее развитие личности, уровень и характер мышления человека, его речь, способности и т. д. Таким образом, «культура» - это творческая созидательная деятельность человека. Основу и содержание культурно-психологического процесса развития «культуры» составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств. Исходя из этого, физическая культура является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно, наряду с материальной и духовной культурой общества. Понятие «физическая культура» подразумевает не только систематическое применение рационально составленных комплексов упражнений, но и хорошую физическую форму.

Физическая культура в первом понимании является ведущим фактором здорового образа жизни, а во втором – его следствием. Как видим, это понятие довольно емкое: объединяя в себе причину и следствие, оно выступает в особом качестве, именуемом физической культурой.

Физическая культура имеет 4 основные формы:

- физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности(профессионально – прикладная физическая подготовка);

- восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация;

- занятие физическими упражнениями в целях отдыха, т. н. - рекреация;

- высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура – это здоровье.

Система физического воспитания имеет ряд отличительных черт, таких как народность, которая проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в быт народа, в демократичном характере физкультурных организаций, в широком использовании народных игр как средства оздоровления и закаливания. Научность системы физического воспитания заключается в использовании всех достижений общественных и естественных наук, которые находят свое отражение во всех звеньях системы физического воспитания. Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Физическое здоровье - важнейшая составляющая часть любого нашего успеха. Это важная характеристика производительных сил, это общественное достояние, имеющее материальную и духовную ценность. Главным признаком здоровья является высокая работоспособность и приспосабливаемость организма к различного рода воздействиям и изменениям окружающей внешней среды. Всесторонне подготовленный и тренированный человек легко сохраняет ГОМЕОСТАЗ (постоянство внутренней среды), которое проявляется в поддержании постоянной температуры тела, химического состава крови, кислотно-щелочного баланса и т.д. (немаловажную роль в этом могут сыграть занятия физическими упражнениями). Снижение способности организма приспосабливаться к обычным условиям и раздражителям сопровождается развитием не свойственных здоровому организму функциональных и структурных изменений – болезни.

Болезнь-это нарушение нормальной деятельности организма под влиянием повреждающих воздействий, нарушающих динамическое равновесие между организмом и окружающей средой. Между здоровьем и болезнью нет четкой границы, однако существуют различные переходные формы и состояния, учитывающие индивидуальные (генетические) особенности организма, возраст, пол, уровень физического развития и другие условия. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы, болезнь проявляется и развивается тогда, когда уровень здоровья снижается до определенного предела (уровня).

Военные медики вынуждены констатировать, что с каждым новым призывом в ряды вооруженных сил (так называемая широкая общественность начинает бить тревогу), из года в год снижается качество армейского пополнения, тех, кто будет защищать священные рубежи Родины. С большим трудом удается отобрать из массы призывников парней, чей рост вес и прочие физические кондиции соответствовали бы требованиям службы. Все это говорит о том, что в наше время молодежь уже не так следит за свои здоровьем, как раньше.

Думается, нет необходимости объяснять, что лучше не бегать за здоровьем в 40-50 лет трусцой, а лучше постоянно заниматься физическими упражнениями. Эти занятия должны войти в привычку. Если считать занятия физическими упражнениями второстепенным делом, то задачи оздоровления людей не решить. И еще хочется отметить – движения, состязания, самоутверждение – естественная суть физической культуры и спорта. Они помогают человеку раскрыть свои внутренние резервы, природный потенциал и возможности о которых мы не догадываемся.



Список литературы

  1. Воробьев В.И. «Слагаемые здоровья» М., Интел. 2002 г.

  2. Здоровье без лекарств – «Популярная энциклопедия». Минск, 1994 г.

  3. Коростелев Н.Б. «От А до Я». М., Издательство «Физкультура и спорт», 2002.

  4. Куценко Г.И. Новиков Ю.В. «Книга о здоровом образе жизни», М., Приор, 2000 г.