Скачать 103.13 Kb.
Дата04.02.2018
Размер103.13 Kb.

Тема социальная работа как наука и учебная



ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Вопросы:

1. Категориально-понятийный аппарат социальной работы.

2. Социальная работа как наука.
1. Категориально-понятийный аппарат социальной работы

Конституирование новой для нашего общества специальности и профессиональной деятельности – социальной работы – придает особую актуальность ее теоретическому осмыслению. Как разновидность профессиональной деятельности социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывают новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности.

Совокупность представлений, идей, объясняющих сущность, содержание, наличие существенных связей и зависимостей в социальной работе, позволяют утверждать, что формируется целостная система научных знаний, теория социальной работы. Предметом дискуссий иногда становится вопрос, является ли эта теория научной. Утвердительный ответ на этот вопрос обусловлен следующими обстоятельствами.

Во-первых, как известно, по своей направленности, отношению к практике науки разделяют на фундаментальные и прикладные.

Именно прикладной характер теории социальной работы, органическое включение в нее фактов и данных конкретного практического опыта отличают ее от фундаментальных наук, но не противопоставляют им. Если задачей фундаментальных наук является познание законов, действующих в природе, обществе, мышлении, безотносительно к их возможному практическому использованию, то задача прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения познавательных и социально-практических проблем.

Отечественный и зарубежный опыт социальной работы, богатейший эмпирический материал – важнейшее основание для анализа теоретических обобщений и выводов, выявления и научного объяснения тенденций и закономерностей развития социальных явлений, фактов, событий, процессов. Тесная связь с жизнью, конкретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения – непременное условие повышения прикладной значимости научных исследований в области социальной работы.

Во-вторых, критериями научности той или иной системы знаний принято считать наличие специфической, обособленной предметной области, сложившегося категориально-понятийного аппарата, характерных для данной предметной области закономерностей и принципов. Поскольку теория социальной работы соответствует указанным критериям, вполне оправданно считать, что она носит научный характер.

В теории социальной работы сложился специфический категориально-понятийный аппарат, с помощью которого раскрываются сущность, содержание, закономерности и тенденции социальной работы.



Понятие – это, как известно, отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств. Категории – это наиболее общие фундаментальные для данной системы научных знаний понятия.

Выявление основных элементов категориального аппарата теории социальной работы позволяет раскрыть логику ее развития, углубить представления о сущности, содержании причинно-следственных связей, характеризующих теорию и практику социальной работы.



Основные закономерности социальной работы:

• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

• решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;

• зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

Основные принципы теории социальной работы:

1) общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;

2) общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;

3) специфические принципы социальной работы: Содержательные. Включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

4) психолого-педагогические. К ним относят модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.

5) методические принципы: дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

6) организационные принципы: всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

Функции социальной работы:

- диагностическая;

- прогностическая;

- предупредительно-профилактическая;



- правозащитная;

- социально-педагогическая;



- социально-психологическая;

- социально-медицинская;

- социально-бытовая;

- коммуникативная;

- рекламно-пропагандистская;

- нравственно-гуманистическая;

 - организационная;

Основные компоненты социальной работы

Социальная работа как общественный феномен и особый вид деятельности включает в себя целый ряд компонентов: объект, субъект, содержание, функции, средства, цели и управление. Они органично, тесно взаимосвязаны между собой, образуя своеобразную социальную систему.



Объекты социальной работы:

Объектами социальной работы являются те, кто нуждается в помощи, поддержке, социальной защите, а субъектами – те, кто оказывает эту помощь, поддержку, осуществляет защиту.

Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, но и выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Если рассматриваем социальную работу как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект рассматривается как определенный вид практической социальной действительности. В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население.

Группы объектов социальной работы – население, которое оказалось в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность тех групп населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Основания для классификации таких объектов:

1. Состояние здоровья

2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях (войны).

3. Пожилой, пенсионный возраст людей. 

4. Девиантное поведение в его различных формах и видах.

5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей.

6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

7. Бродяжничество, бездомность.

8. Положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии.

9. Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Субъекты социальной работы

Объектами социальной работы являются те, кто нуждается в помощи, поддержке, социальной защите, а субъектами – те, кто оказывает эту помощь, поддержку, осуществляет защиту.

В качестве субъектов социальной работы выступают:

1. Организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся:

• государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня;

• различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.;

• администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных выше субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторов-управленцев и исполнителей, практических социальных работников, оказывающих непосредственную помощь, поддержку обеспечивающих социальную защиту клиентов, представителей рассмотренных выше объектов социальной работы.

4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений. К ним относятся руководители практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.

5. Исследователи социальной работы, которые анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы.

В России практически создано уже несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др.


2. Социальная работа как учебная дисциплина

Как известно, учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основ соответствующей науки. Понятия «учебная дисциплина», «учебный курс», «учебный предмет» часто употребляются как синонимы, хотя это не совсем оправдано. Исходя из общепринятого определения, можно заключить, что теория социальной работы как учебная дисциплина – это систематизированное изложение с учебными целями основ научной теории социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

Наука и учебные дисциплины могут иметь одинаковое наименование, однако это не означает тождественности понятий, поскольку наука и учебная дисциплина решают различные задачи. Основная задача теории социальной работы как науки – познание той области предметного пространства, которая не исследована или исследована недостаточно: основная же ее задача как учебной дисциплины – донести полученные наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной форме.

Наука всегда шире и богаче по содержанию, чем учебная дисциплина, и развивается по отношению к ней с опережением. Это обязывает педагогов постоянно следить за научными новинками и исследованиями в области социальной работы и обогащать научными достижениями содержание учебных занятий и учебных дисциплин. Непременное условие творческого использования научных достижений в учебных курсах и на занятиях – непосредственное участие в научно-исследовательской работе не только профессорско-преподавательского состава, но и студентов. Только при этом условии в учебном курсе «Теория социальной работы» подготовка кадров по специальности «социальная работа» будет проводиться с учетом современных требований к профессионализму. Как учебная дисциплина теория и практика социальной работы в настоящее время изучается во многих высших учебных заведениях, создавших факультеты социальной работы, на различных курсах системы подготовки и повышения квалификации работников социальной сферы. В учебных планах вузов, готовящих высококвалифицированные кадры для органов и учреждений в структуре социальной защиты и помощи населению, эта учебная дисциплина является одной из профилирующих.

Теория социальной работы, входя в учебные планы факультетов, вместе с тем решает не совсем идентичные задачи, что находит выражение в целевой установке учебного курса.

Под целевой установкой понимается научно обоснованные предполагаемые результаты учебно-воспитательного процесса по данной учебной дисциплине. Чаще всего целевая установка предстает как модель будущего специалиста, включающая перечень требований к объему знаний, умений, навыков и качеств, которые должен приобрести и выработать обучаемый. Эти требования являются определяющим началом для разработки тематических планов и учебных программ.

В самом общем виде цель учебного курса «Теория социальной работы» – вооружить студентов знаниями теоретических основ социальной работы с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения и навыки организации социальной работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной защите, воспитать у обучающихся высокие нравственные и гуманистические качества.

Теория социальной работы как учебная дисциплина должна решать весьма сложные и ответственные задачи по формированию социального работника-профессионала:

• совместно с общенаучными, социально-гуманитарными и специальными учебными дисциплинами вооружать студентов знаниями теоретических основ социальной работы, технологии и методики ее организации и осуществления с различными категориями социальных групп и граждан, знаниями методик прогнозирования и моделирования социальных процессов, происходящих в обществе, конкретных общностях и малых группах;

• развивать у студентов творческое мышление, умение с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;

• воспитывать у студентов высокие нравственные качества, деловитость и профессионализм социального работника и гражданина – носителя гуманистических идеалов, общечеловеческой культуры, способного активно проводить в жизнь социальную политику государства и гармонизировать человеческие взаимоотношения;

• прививать студентам навыки комплексного управленческого и психолого-педагогического воздействия на состояние и поведение социальных групп и отдельных людей в экстремальных и конфликтных обстоятельствах при защите их социальных прав и свобод.



Совершенствовать и развивать теорию социальной работы как Учебную дисциплину – значит укреплять ее связь с жизнью, практикой социальной работы, повышать теоретический и научный Уровень содержания курса, улучшать его структуру, внутреннюю логику и методику проведения занятий. Эти проблемы находятся в Центре внимания кафедральных коллективов, ведущих преподавателей курса «Теория социальной работы».