Скачать 52.94 Kb.
Дата09.02.2018
Размер52.94 Kb.

Тема Психологическая характеристика младшего школьного возраста



Тема 9. Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Особенности развития познавательно-психических процессов младшего школьника. Эмоционально-волевая сфера младшего школьника. Особенности формирования личности младшего школьника. Психические новообразования младшего школьника. Межличностное взаимодействие в данном возрасте.

Особенности развития познавательно-психических процессов

Младший школьный возраст – 6,5 – 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (I - IVклассы) современной школы. Психическое развитие происходит внутри взаимоотношений ребенка и общества, в процессе усвоения общественного опыта человечества.



Сензитивный период для развития памяти и воли.

Развивается самооценка, происходит дифференциация по биологическим параметрам.

Психическое развитие происходит внутри взаимоотношений ребенка и общества, в процессе усвоения общественного опыта человечества.

По Фрейду – латентная стадия, Пиаже – стадия конкретных операций, возникновение логического рассудка.

Восприятие – девочки – аналитическое, мальчики – синтетическое или смешанное, начинает доминировать ведущий анализатор (визуал, кинестетик, аудиал). Для учебной деятельности важно: восприятие формы предмета (могут путать объемные предметы и плоские) времени и пространства. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к произвольному целенаправленному наблюдению за объектом. Дети научаются рассматривать объекты. Формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах, эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер.

Внимание – произвольное (удержание внимания благодаря волевым умениям и высокой мотивации).

Воображение - 2 стадии: репродуктивное и продуктивное. В 6-7 лет воображение опирается на конкретные предметы. С 7-8 лет усвоение моральных норм.

Мышление – мышление от наглядно-образного переходит к словесно-логическому, а затем и к абстрактному. К 10 годам формируется творческое мышление. Развитие мышления детей в этот период – ключ к умственному развитию в целом. Это возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Но интеллект еще не знает самого себя. В результате развития учебной деятельности осознаются собственные изменения.

Память – механическая, усваивает большой объем информации, развивается логическая. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер (интенсивное формирование приемов запоминания, осознание особой мнемической задачи).

Речь – до 25 000 слов, увеличивается сложность построения предложений, приучение к выстраиванию монолога.

Чувства – укрепляется гомогенная дружба, воспитывается чувство патриотизма, чувство соперничества.

Воля – формируется (становление регуляции поведения)

Условия формирования личности: учитель, личностные особенности, сверстники, семья.



Эмоционально-волевая сфера младшего школьника

В эмоциональной сфере возрастает сдержанность, преобладает доброе жизнерадостное настроение.

Основной источник эмоций – учебная и игровая деятельность

Интенсивно формируются интеллектуальные, моральные и эстетические чувства

Появляются волевые действия (хочу, надо, поступки ориентированы на интересы окружающих)

Это период высокой чувствительности к факторам внешнего окружения, поскольку происходит интериоризация социальных и моральных аспектов самости. Все, что выражается и поддерживается окружением ребенка, ребенок усваивает, и это накладывает отпечаток на дальнейший развитие.

В это время формируются важные формы поведения и оценочные суждения.

Для детей этого возраста характерны следующие проблемы: конфликтность, показушность, хвастовство и самокопание.



Особенности формирования личности младшего школьника.

Новая социальная роль влияет на формирование и укрепление системы отношений. Закладывается фундамент нравственного поведения.

Формируется общественная направленность личности.

Моральные знания и суждения становятся шире и к концу 4-го кл. помимо своего опыта стараются анализировать опыт других.

Характер только начинает складываться. Положительные черты это отзывчивость, доверчивость.

Наблюдается капризность и упрямство - как форма протеста.

Младший школьник плохо контролирует свои чувства, сразу показывая удовольствие и неудовольствие. Постепенно они научаются контролю чувств.

Склонны к подражанию.

Младший школьный возраст дает больше возможности для воспитания положительных качеств.

Самооценка неустойчива.



Психические новообразования младшего школьника

Произвольность высших психических функций (делать то что надо, а не то что хочет)

Развитие самооценки

Формирование внутренней позиции школьника

Рефлексия (оценивать свои действия, аргументировать, обосновывать свою деятельность)

Межличностное взаимодействие в данном возрасте.

Приобретение навыков взаимодействия с группой и умение заводить друзей, одна из важнейших задач.

Новая социальная ситуация и правила поведения приводят к конформности детей в 1-м кл. Общение со сверстниками делает самооценку адекватной. Взаимодействие детей во многом зависит от учителя и от организационно учебного процесса. Большое значение в формировании личности на данном этапе имеют взаимоотношения со сверстниками, но ведущую роль в формировании самооценки играет учитель.

2 и 3 кл. отношения с одноклассниками становятся более тесными, появляется дружба и избирательность контактов.

Учебная деятельность по своей сути коллективная. Ученики должны научится деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать друг с другом, выполняя совместные учебные действия.

Поступление в школу значительно расширяет кругозор ребенка, предоставляя ему возможности для физического, интеллектуального и эмоционального развития. В школе ребенок за себя отвечает сам; он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических точек зрения.

Происходит перестройка отношений ребенка с действительностью. Система отношений «ребенок – взрослый» дифференцируется: «ребенок – учитель», «ребенок – родители», «ребенок – дети».

Учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем.



Рубцов на основе экспериментальных исследований заключает, что кооперация со сверстниками и координация точек зрения – основа происхождения интеллектуальных структур ребенка. Форма кооперации (тип распределения деятельности) выполняет функцию моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности.

Происходят значительные изменения в характере игровой деятельности, возрастает значение игры с достижением известного результата (спортивные игры). Игра начинает подчиняться учебной деятельности. Игра позволяет овладеть высокими общественными мотивами поведения. Божович подчеркивала большое значение труда для формирования нравственных качеств личности школьника.