Скачать 59.69 Kb.
Дата12.12.2017
Размер59.69 Kb.

Технология субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов в процессе занятий физической культурой



Этапы реализации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе занятий физической культурой
Т.В. Дылкина

Алтайский государственный аграрный университет, Россия
Этапы организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, обращение к мотивационно  потребностной сфере студентов позволяют значительно увеличить двигательные возможности личности, сформировать устойчивые интересы к физическому самосовершенствованию и сохранению здоровья.

Процесс развития педагогического взаимодействия происходил на основе получения адекватного представления преподавателя о студентах и студентов о преподавателе (на основе социально- психологических особенностей), что ведет к достижению взаимопонимания и доверия, четкому осознанию единства целей; установлению личностных отношений между преподавателем и студентами; точному разграничению функций обоих сторон; предоставлению самостоятельности студентам в решении личностных и познавательных целей и задач при непосредственном участии преподавателя; разработке форм индивидуальной и коллективной ответственности; использованию совместно принятых решений и форм взаимной помощи в любой значимой для студентов деятельности; развитию воспитательных ситуаций в направлении актуализации и удовлетворения потребностей студентов.

В качестве путей реализации этапов предусматривалось:

1) Изучение состояния вопроса в условиях вуза: создание системы взаимодействия преподавателей по изучаемой проблеме, разработка критериев оценки состояния здоровья, физического развития, функциональной подготовленности студентов, анализ состояния здоровья, двигательной и функциональной подготовленности обследуемого контингента.

2) Разработка и обоснование эффективных форм, средств, методов педагогического взаимодействия, внедрение и улучшение качества новых тренажерных устройств, спортивного оборудования и инвентаря, разработка индивидуальных программ самоконтроля студентов.

3) Оценка продуктивности внедрения системы формирования потребностей сохранения здоровья и физического самосовершенствования студентов.

4) Издательская деятельность по выпуску пособий, методических разработок, памяток для студентов – «Самоконтроль при занятиях физической культурой», « Основы здорового образа жизни » и др.

5) Проведение вузовских конференций, семинаров по сохранению здоровья.

Организация педагогического взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях физической культурой состояла из теоретических, практических и контрольных занятий. Отсюда следует, что правильное, четкое выполнение последовательности прохождения всех трех разделов физического воспитания студентов обусловливает качество формирования физической культуры.

Теоретический раздел физического воспитания и обучения был расширен за счет введения спецкурса «Теория и методика физической культуры, спорта и здорового образа жизни».

Материал спецкурса излагался на занятиях в форме лекций, консультаций и знакомил студентов первого и второго курсов с общими основами теории и методики физической культуры, спортивной тренировки, раскрывал особенности воспитания физических качеств, методику занятий по физической культуре.

Цель преподавания спецкурса – изучение общих закономерностей, определяющих содержание и формы построения физического воспитания и спортивной тренировки как организованного процесса.

Организация педагогического взаимодействия на занятиях спецкурса осуществляется на основе проблемного анализа, который состоит из следующих этапов: определение проблемы занятия; установление возможных причин, которые привели к возникновению проблемы; выдвижение цели занятия на основании анализа информации о причинах возникновения проблемы; определение последовательности выполнения необходимых действий (новых физических упражнений).

Теоретические занятия направлены на приобретение студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у них сознания и убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. Без специальных знаний невозможно четко и правильно выполнять упражнения, а следовательно эффект от их выполнения уменьшится, приведет к потере энергии и жизненной активности, возможно и, к более серьезным последствиям, травмам. Теоретические знания по методике физического воспитания послужили основой для формирования умений и навыков выполнения физических упражнений.

Нами установлено, что понятия и навыки на занятиях физической культурой формируются, если педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов состоит из пяти взаимосвязанных этапов.

На первом этапе у студентов создавалась установка на восприятие нового понятия или упражнения. На втором - формулировалось понятие, демонстрация упражнений, а затем и анализ студентами. На третьем - акцентировалось внимание студентов на структуру и основные элементы понятия (упражнения), а студенты определяли его специфические признаки. На четвертом - формировалась система понятий (упражнение включалось в систему ранее изученных). На пятом этапе – когда можно и где использовать данное понятие (упражнение), применение его студентами в учебном процессе.

Составляя систему работы по физической культуре в вузе на основе педагогического взаимодействия процесс обучения и воспитания, организован таким образом, что теоретический курс совмещен с практическим разделом и пройден во время конкретных практических занятий физкультурными упражнениями. Такая работа осуществлялась путем предварительного устного объяснения преподавателем содержания физкультурного упражнения, правильности его исполнения, значения для укрепления и развития организма. Преподаватель сам демонстрировал выполнение упражнения, после чего оно отрабатывалось студентами, а преподаватель контролировал правильность, точность его выполнения и количество повторений. В конце занятия проводился совместный анализ деятельности, студенты делали записи в индивидуальных дневниках, в которых отмечали свое самочувствие, что получилось хорошо, а над чем следует поработать дополнительно.

Для повышения эффективности занятий можно использовать кинезиологические упражнения. Новая форма двигательной активности, которую используют космонавты и в космосе, и на земле, впервые была опубликована в 1991 году и прошла научную апробацию во Всероссийском НИИ физической культуры. Эта доступная форма гимнастических упражнений без использования спортивного инвентаря.

Организация педагогического взаимодействия способствовала активизации самостоятельных занятий, которые содействовали лучшему усвоению учебного материала, позволяли увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряли процесс физического совершенствования, являлись одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

При подготовке и проведении массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, которые направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, также осуществлялась организация педагогического взаимодействия преподавателя со студентами.

Значительное внимание при организации педагогического взаимодействия уделялось учету преподавателями типологических особенностей студентов с целью получения наибольшего эффекта обучения и воспитания на занятиях физической культурой. Зная типологические особенности студентов, педагог может по отношению к ним использовать приемы, облегчающие их деятельность. В работе со студентами мы руководствовались правилами М.К. Акимовой и В.Т. Козловым, которые были адаптированы для занятий физической культурой.

Организация педагогического взаимодействия на занятиях физической культурой обеспечивает максимально комфортные условия для разностороннего развития студентов. Формируется особая среда, предполагающая наивысшее внимание к личности студента, побуждающая его к самопознанию, творческому самовыражению в занятиях физической культурой и спортом и к полноценной самореализации в других видах деятельности.



Таким образом, оценка педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях физической культурой основная задача анализа результатов опытно - экспериментальной работы.
Литература:

  1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.

  2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. – 1990. - №1. – С. 22-26.

  3. Вяткин Л.Г., Кармаев А.А., Капичникова О.Б. Механизм реализации личностно ориентированного образовательного процесса: Монография. – Балашов: Изд-во БГПИ, 1999. – 100с.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Технология субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов в процессе занятий физической культурой

Скачать 59.69 Kb.