страница1/2
Дата29.11.2017
Размер0.52 Mb.
ТипРеферат

«Технология ментальных карт от теории к практике»


  1   2

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Радужнинский политехнический колледж»



Тема: «Технология ментальных карт от теории к практике»

Разработал преподаватель

Колесникова Есения Александровна

г. Радужный

2014

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1.Теоретические основы применения интеллект – карт в образовании. 5

1.1. Сущность и назначение метода ментальных карт в обучении. 5

1.2. Преимущества интеллект карт. 8

ГЛАВА 2. Области практического применения ментальных карт. 10

2.1. Подготовка преподавателя к переходу на технологию визуализации. 10

2.2. Практическое применение ментальных карт. 18

2.3. Составление ментальной карты. 19

Заключение. 21

Список литературы. 23

Приложение. 24






Введение

Разработка новых государственных стандартов в профессиональном образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным уровневым стандартам знаний.

Наше современное общество ставит перед образованием важные задачи. Нынешний выпускник должен не просто иметь определенный багаж знаний, он должен уметь гибко адаптироваться в меняющемся мире, уметь грамотно работать с информацией, самостоятельно и творчески мыслить, рождать новые идеи. В традиционной педагогике преподаватель в основном выступал в роли единственного активного участника процесса обучения, осуществлял единоличный контроль, и отбор учебной информации. В настоящее время необходим иной подход. Студент должен стать главной фигурой процесса обучения: деятельностной, активной, познающей. Цель обучения с позиции преподавателя должна состоять в том, чтобы сделать студента способным развиваться дальше без его помощи. Для этого нужны новые, современные технологии. Одна из них – построение ментальных карт (интеллект – карт, карт ума, карт памяти). В чем их преимущества? Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем, и лишь когда студент непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Непрерывно растущий объём информации и её качественное разнообразие требуют от современного человека совершенствования интеллектуальных средств её приёма, обработки хранения и передачи. Многочисленная система знаков, кодирующих информацию об окружающем мире, превращается в когнитивные средства. Если эти средства отсутствуют, то информация либо не опознаётся и не воспринимается, либо искажается. Таким образом, адаптация человека к жизни в постоянно изменяющейся информационной среде приобретает всё большее значение. Немалая роль в решении этой проблемы отводится современному образованию, одной из приоритетных целей которого стало повышение уровня информационной компетентности обучаемых на всех его ступенях. Чем шире когнитивные возможности человека, тем глубже и разнообразнее формы репрезентации получаемой им информации. Каким образом можно расширить когнитивные возможности обучаемых? Как активизировать их мыслительную деятельность?

Ментально грамотный человек, кроме того, способен увидеть, что в действительности представляют собой память и творческое мышление, а именно две системы практически идентичных ментальных процессов, однако по - различному соотносимых с концентрацией времени. Память – это воссоздание прошлого в настоящее. Творчество – это проекция идеи из настоящего в будущее. Сознательное развитие памяти и творческого потенциала посредством интеллект – карт автоматически увеличивает эффективность процессов обоих типов.

Актуальность исследования

Принимая во внимание состояние проблемы образования на современном этапе, мною была сформулирована цель проекта: создать условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста.



Практическая значимость: оказать помощь преподавателям и студентам в освоении эффективного способа организации мыслительной деятельности для выработки новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей.
Цель проекта: ознакомление с современным методом обучения преподавателей, а также развитие мотивации студентов к познанию и творчеству, активизирование мыслительной деятельности через применение интеллект-карт.

Гипотеза исследования: использование интеллект-карт в образовании способны сделать преподавание занимательным и эффективным.

Объектом исследования является традиционные и нетрадиционные методы обучения.

Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:



  1. Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме технология ментальных карт от теории к практике.

  2. Изучить и проанализировать проблемы образования при стандартных методах обучения.

  3. Установить исходный уровень развитие мотивации личности студентов к познанию и творчеству.

  4. Экспериментально проверить предлагаемый метод обучения с целью формирования теоретических знаний и практических навыков, раскрытия творческих способностей личности в избранной области деятельности, достижения повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создания условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

  5. Раскрыть сущность и назначение метода составления интеллект-карт педагогом.

  6. Оформить результаты работы.

Глава 1. Теоретические основы применения интеллект – карт в образовании.

    1. Сущность и назначение метода ментальных карт в обучении.

Работа учителя рассматривается как одна из важнейших профессий на свете, поскольку учителя имеют дело с тем, что большинство ценит превыше всех богатств, - человеческим интеллектом. В свете того факта, что мозг функционирует посредством синергетического построения сложных систем знания на основе уже имеющегося, роль учителей приобретает еще большее значение. Если базовые знания непрочны, то чем большую систему знаний студент строит на таком фундаменте, тем более вероятно, что с течением времени построенное им здание рухнет. Как ни печально, но в таких случаях даже многократно умноженные усилия, направленные на то, чтобы наверстать упущенное, к желаемому результату не приводят.

В связи с этим чрезмерную важность приобретает то, чтобы учителя поняли: первое, что они должны донести до своих учеников, - это важность ментальной грамотности, умения учиться, - и учить навыкам этого следует наравне с тремя столпами образования – чтением, письмом и счетом. Чтобы достигнуть цели ментальной грамотности, мозгу нужно соответствующее средство. Интеллект – карта и является таким средством.

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти»  или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.

Хотя первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является — «Научите себя думать» — она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

Эффективность интеллект карт объясняется тем, что мыслительные процессы проходят похожим образом. Мозг человека состоит из нейронов, которые соприкасаются между собой отростками – дендритами. Различные образы стимулируют различные группы нейронов и связи между ними. Можно представить интеллект карты как фотографию сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей, которые дают нашему мозгу возможность упорядочить и детализировать объекты и явления. При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление.

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

Интеллект карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. И это понятно, ведь создание интеллект карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект карт возможно в различных сферах нашей жизни. На западе, среди успешных людей, интеллект карты уже давно получили популярность.

Альтернативный способ репрезентации информации, который предлагает Тони Бьюзен, максимально приближен к естественной форме функционирования мозга. Отличительные особенности этого подхода: визуализация ритма, структуры и образности информации; активное использование цвета; графическое представление информации; использование многомерных объектов; максимальное использование пространства листа бумаги; приоритет личных ассоциаций над временной последовательностью.

Информацию об изучаемом объекте, представленную в целостном виде, во всей совокупности его свойств, Тони Бьюзен назвал – MindMaps, или в русском эквиваленте – «интеллект-картой», определив её как форму графического выражения радиантного мышления. В специальной литературе и Интернете имеется множество вариантов перевода термина MindMaps. (Приложение 1).

Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с формированием УУД:

1)  информационной компетентностью учеников:



  • выделение познавательной цели;

  • поиск информации;

  • формирование понятий и установление связей между ними;

  • структурирование знаний;

  • кодирование, перекодирование и моделирование;

  • синтез, анализ;

  • классификация, систематизация и обобщение;

2) коммуникативной компетентностью учеников:

  • общение и взаимодействие;

  • учебное сотрудничество;

  • умение дискутировать;

  • умение работать в паре;

  • умение работать в малой (4 человека) группе;

3) личностным и регулятивным развитием учеников:

  • самопознание;

  • самоопределение;

  • саморегуляция;

  • творческое развитие.

Интеллект-карта как эффективное средство структурирования информации помогает учителю в подготовке к проведению занятий, планировании учебного материала, принятии решений.

Помимо ознакомления своих учеников с теорией и практикой интеллект – карт, учитель может использовать интеллект – карты в решении ряда собственных практических задач, делая преподавание и соответственно учебный процесс более легким и приятным занятием.

1. Подготовка лекций. Одним из самых эффективных приложений, которые находят интеллект – карты в преподавательском деле, является подготовка на их основе лекций. Лекцию в форме интеллект - карты гораздо легче подготовить, нежели написать ее «линейный» вариант; кроме того, она предоставляет как преподавателю, так и студенту то большое преимущество, что все содержание лекции оказывается, как говорится, на ладони. Такую лекцию легко подвергнуть ревизии с целью обновления информации в ней, а ее хорошие мнемонические качества означают, что короткого времени перед самой лекцией оказывается достаточно, чтобы восстановить в памяти все ее содержание. Поскольку уровень знаний лектора, как правило, растет, одна и та же интеллект карта, когда используется из года в год, способна дать рождение лекции, совсем не похожей на предыдущую. Лекции от этого только выигрывают, лишаясь известного своего недостатка, когда читаются из года в год без каких – либо изменений, вследствие того что преподаватель попросту использует проторенную дорожку. Они также выигрывают и в том, что становятся более занимательными как для преподавателя, так и для студентов. (Приложение 2).

В качестве содержательно-структурной основы лекции интеллект – карта позволяет преподавателю обеспечивать идеальный баланс между импровизированной речью, с другой стороны, и ясной и хорошо структурированной презентацией – с другой стороны. Это обеспечивает точное соблюдение временных рамок лекции, а также, если это вызвано какой-либо необходимостью, позволяет менять продолжительность лекции в ту или иную сторону путем внесения необходимых коррективов в ход изложения материала лекции. Эта возможность редактировать «на ходу» оказывается особенно полезной, когда перед самым началом лекции обнаружилась какая-либо новая, относящаяся к предмету лекции информация (новость из прессы; информация, предоставленная предыдущим лектором, и т.п.).

2. Занятия и презентации. Используя большую классную доску (черную или белую), флип – чарт или графопроектор, учитель может по ходу занятия дополнять интеллект-карту соответствующими элементами. Это позволяет схематично представлять учащимся ход мыслительного процесса учителя, а также структуру занятия. Графический метод представления информации увлекает аудиторию, позволяет ей лучше запомнить и усвоить излагаемый материал. После занятия учащимся могут быть розданы черно-белые копии, содержащие лишь остов интеллект – карты, рассмотренной на занятии, и, кроме прочего домашнего задания, предложено заполнить их по памяти и раскрасить.

3. Экзамены. Если целью экзамена является проверка знаний учащихся, а не их способности выполнять письменные работы, интеллект карта представляет собой идеальное решение. Интеллект - карта, составленная отвечающим, немедленно продемонстрирует учителю его способность оперировать изученным материалом, а также его слабые и сильные стороны как «специалиста» в рассматриваемой сфере. Кроме того, интеллект – карта позволяет буквально с первого взгляда определить те вопросы, в предметной сфере которых ассоциативная цепочка у учащегося по каким – то причинам оказывается нарушенной. Учитель получает ясное и объективное представление о знаниях учащегося, без учета маловажных в таких случаях аспектов, как – то: грамотность изложения, орфографические ошибки и аккуратность письма. Кроме того, это обеспечивает огромную экономию времени, а именно того времени, которое в норме уходит на прочтение и оценку традиционных экзаменационных ответов.

Данная идея получила развитие благодаря усилиям Кристины Хоган, директора школы менеджмента при технологическом университете Куртена в Перте (Австралия).
1.2. Преимущества интеллект карт.

Так уж сложилось, что с детства человека учат вести записи в «линейном» виде. Типичными примерами линейной записи служат сплошной текст, списки, перечисления и таблицы. По данным исследований, такой подход к организации информации является неэффективным, поскольку не позволяет задействовать весь потенциал человеческого мозга. Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности. При этом уже давно были изобретены подходы, позволяющие более эффективно работать с данными и структурировать их. Mind Maps или составление так называемых

"карт разума"(интеллект - карты, карты ума, ассоциативные карты) -инструмент, который помогает структурировать информацию, анализировать, понимать, находить новые идеи и пути решения проблем. Интеллект - карта — это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Метод интеллект - карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи.

Интеллект - карты являются удобным графическим способом представления информации. В центре карты находится основной объект (термин, понятие или идея), от которого в разные стороны отходят ветви, представляющие взаимосвязанные с ним объекты. Каждый из таких объектов в свою очередь может имеет связанные с ним ветви и соответствующие им объекты следующего уровня по иерархии. Взаимосвязи определяет человек на основе ассоциаций, которые вызывают у него изображенные объекты. Таким образом, выстраивается древовидная структура в буквальном смысле отражающая ход мышления человека при восприятии центрального объекта. Mind Map представляет собой карту вашего мыслительного процесса, она воспринимается естественно и просто, потому что, в отличие от традиционных способов представления идей в виде текста она напоминает то, как реально организован ваш мыслительный процесс. В основе этой техники — принцип «радиантного мышления», подразумевающий, что наша голова думает от общего к частному, от центра к периферии, а отправной точкой является центральный объект. Использовать mind mapping можно для любых проектов, решения любых проблем, анализа и структурирования любой информации, запоминания и многого другого. Интеллект - карта позволит легче ориентироваться в проекте. Используя подобный подход, будет возможно визуально представить весь проект целиком, осматривать текущее состояние, переключаясь на нужные уровни детализации, и скрывая ненужные в данный момент ветки.

Идея использовать их в разработке уже не нова. Их используют, но применение сводится к «мозговым штурмам» - эффективной генерации и фиксирования проектных идей. Интеллект – карты рассматривается как необязательный вспомогательный инструмент, к тому же подразумевает использования дополнительного ПО. Такое одностороннее применение лишает менеджеров и рядовых разработчиков удобного инструментария ведения проектов. Возможности интеллект - карты намного шире - она может стать ключевым инструментом процесса управления проектами. Помимо структуризации задач, существуют, и другие не менее важные части проекта, которые могут быть лучше организованы с помощью древовидной структуры.

Например, это может быть организация взаимодействия между людьми в команде, при которой разработчики дискутируют по поводу принятия каких - либо решений, обсуждают возникающие проблемы. При отображении подобной информации в виде узла на интеллект - карте положительным эффектом становится универсальность доступа к проектной информации, а так же неразрывная взаимосвязь составляющих ее частей - обсуждение непосредственно связано с объектом, о котором идет речь. В информации, представленной подобным образом, становится проще ориентироваться, быстро и интуитивно находить нужные данные.

Ментальная карта может стать визуальным отображением состояния проекта на текущий момент времени. Это и объем проекта, и выполнение (можно красить выполненные задачи в другой цвет и смотреть: сколько еще площади не окрашено), можно прикреплять к веткам файлы – как артефакты выполнения данной задачи.

В качестве второстепенных плюсов можно отметить возможность легко изучать динамику развития проекта, просто делая фильтр по дате создания блоков. Используя предложенную технику, можно быть уверенным, что задачи выполнены с сохранением правильной структуры разрабатываемого приложения, так как иерархический подход позволит более точно ставить задачи на разработку, учитывая уже реализованные модули и избегать ситуаций, где могла бы возникать путаница между разработчиками.

Таким образом, предлагается перейти от списочной структуры задач, древовидной, подобной интеллект - карте.

Когда логика программного обеспечения усложнится, есть надежда, что при добавлении новых задач, расширение карты будет происходить за счет разрастания существующих ветвей, и изначальная схема проекта останется первоначальной, простой и понятной. Это будет достигаться за счет того, что задачи будут образовывать одновременно структуру проекта.


ГЛАВА 2. Области практического применения ментальных карт.

2.1. Подготовка преподавателя к переходу на технологию визуализации.

Внедрение любой новой технологии в практику обучения требует личностной подготовленности к нововведениям, как преподавателя, так и студентов, поскольку они являются равноправными субъектами процесса обучения. Преподаватель должен проявлять творческую активность при освоении новой для него технологии и уметь разрабатывать основные дидактические средства и методическое оснащение учебной деятельности. Освоение приемов структурирования и визуализации учебного материала проходит ряд этапов:



  • отбор учебного материала, структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации;

  • выделение главного (ядра), методологических и прикладных аспектов темы;

  • расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий;

  • подбор опорных сигналов (ключевых слов, символов, фрагментов схем) и их кодировка;

  • поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей;

  • составление первичного варианта, компоновка материала в блоки;

  • критическое осмысление первичного варианта, перекомпоновка, перестройка, упрощение;

  • введение цвета;

  • озвучивание и окончательная корректировка опорного конспекта, схемы или другого визуального средства.

В визуальной информации есть свои закономерности, которые надо учитывать при составлении схемно-знаковых моделей. Остановимся на некоторых из них.

  • Вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине. Отсюда следует, что и текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом. Однако, если объем текста значительный, то при широком поле зрения глаз делает больше регрессий, а это замедляет чтение.

  • Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются дольше, чем линия с резко выраженными углами, следовательно, печатный текст будет читаться быстрее, чем письменный, даже если почерк разборчивый.

  • Зрение требует группировки информации. Психологи утверждают, что вертикально нужно давать нечетное число перечислений: 3, 5, 7. Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, - это 7+2 (имен, наименований). Четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.

  • Величина букв на доске (плакате, экране) влияет на комфортность восприятия визуальной информации. Существуют понятия комфортного зрения и предельного зрения. Так, при величине букв в 1 см предельное зрение равно 3 метра, а комфортное - 2 метра. Если величина букв и знаков меньше, то данное визуальное средство можно использовать в качестве раздаточного материала либо с применением технических средств.

  • Лучше всего запоминается информация, расположенная на доске (экране, плакате) в правом верхнем углу - 33 % внимания подается туда. Левому верхнему углу «уделяется» 28% внимания, правому нижнему и левому нижнему соответственно 23% и 16 %.

  • Восприятие считываемой информации зависит от удобочитаемости текста, то есть играют роль не только рисунок и размер шрифта, но и различное соотношение материала, расположение на странице (длина строки, междустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ печати.

  • Чем короче, компактней и выразительней текст, тем больше шансов, что его прочтут и запомнят. Это же относится и к заголовкам. Оптимально для заголовка использовать от 3 до 7 слов.

  • При подборе ключевых положений, полезно учитывать исследования, описанные Ж. Пиаже: в единицу времени лучше всего запоминаются группы слов (78%), затем предложения (37%), далее следуют отдельные слова (25%), слоги (11%), и буквы (7%). Исходя из этого, буквенные сокращения в опорных конспектах должны быть ограничены. В экстремальных условиях лучше запоминаются слова, чем цифры.

Особое значение при восприятии визуальной информации играет цвет как самих букв и символов, так и фона. Как атрибут предметного образа цвет непосредственно воздействует на ощущения и чувства, повышает внимание.

Как показывают исследования, наиболее удобочитаем черный шрифт на белом, затем черный на любом светлом цветном фоне (светло-зеленом, светло-желтом, светло-розовом). Наиболее неудобочитаем желтый на белом фоне и наоборот. В качестве основных правил использования цвета можно выделить следующие:



  • не использовать более трех-четырех цветов на одном листе;

  • обеспечивать хороший контраст фигур (опорных сигналов) и фона;

  • избегать комбинации красного и желтого, так как некоторые студенты не могут их различать;

  • иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;

  • использовать цветовые ассоциации и эмоциональные характеристики, например, красным или оранжевым выделять указания, требующие обязательного выполнения, а черным - отрицательные или негативные последствия.

Цвет может быть применен для выделения того нового, что введено по сравнению с известным, или для фиксации типичной ошибки. При рассмотрении типичных ошибок, ошибочную конструкцию обязательно надо перечеркнуть, чтобы она зрительно запомнилась зачеркнутой. Перечеркивать следует цветной линией, иначе этот важный символ можно принять за простое зачеркивание ошибочной записи. При подборе цветового решения преподаватель руководствуется спецификой предмета. Главное, чтобы внимание студентов не сосредоточивалось на запоминание цвета: цвет должен помогать, а не затруднять процесс усвоения. Наиболее предпочтительно использовать принцип светофора: красным цветом выделять самое главное, желтым - менее важное, зеленым - вспомогательный материал. Возможен и другой вариант: основное понятие выделять красным, его стороны - синим, а характеристики сторон - розовым. Часто преподаватели основываются на содержательных характеристиках изучаемого объекта.

Еще большего внимания заслуживает подбор цветов при создании слайдов или компьютерных программ. Специалисты рекомендуют использовать такие пары взаимодополняющих цветов: красный - зеленый; желтый - фиолетовый; синий - оранжевый. При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости. Например, красные буквы выглядят более насыщенными на зеленом фоне, а зеленые - на красном. Цветовой контраст усиливается, если очертить буквы черным контуром, но слабеет, если их очертить белым контуром.

При этом важно учитывать влияние цвета на психическое самочувствие. Известно, что зеленый цвет действует на человека успокаивающе. Голубой и желтый цвет тоже успокаивают сангвиника и холерика, но клонят ко сну флегматика. Красный и алый цвет действуют возбуждающе на все типы центральной нервной системы, но на меланхолика воздействие алого может быть изменчиво.

При кодировании учебной информации используются специальные мнемонические приемы, такие как примеры жизненных ситуаций, аббревиатуры, логические цепочки, общепринятая символика. Специальная литература по скоростному конспектированию рекомендует включать в постоянный список сокращений по предмету около 10 понятий, а затем вводить еще 2-3 новых символа в каждую тему. Из рекомендаций по скоростному конспектированию можно позаимствовать также и некоторые приемы сокращений. Остановимся лишь на некоторых из них. Буквы в обертке знакомы по использованию в электронных адресах, например @. Оборачивать можно как маленькие, так и прописные буквы, латинские и русские, а также несколько начальных букв.

Иероглифы широко распространены во многих научных областях (четверть населения земного шара вообще пишет иероглифами). В математике это «+», «-». Лучше использовать общепринятые иероглифы, но можно изобретать их самим для наиболее употребляемых слов.

2.2. Практическое применение ментальных карт.

Интеллект карты получают всё большую популярность среди успешных людей. Они могут применяться в различных сферах нашей жизни, для решения самых разных задач. Среди таких задач можно выделить ведение заметок и конспектирование, которое, если бы оно было применено в колледжах и институтах, могло бы значительно увеличить уровень интеллекта студентов. Рассмотрим основные задачи, которые вы можете решать с помощью интеллект карт.



  • Заметки. Использование карт памяти может помочь вам организовать новую информацию в легко усваиваемую и запоминаемую форму. Вы можете использовать карты памяти для запоминания любой информации – книг, лекций, встреч, интервью, телефонных разговоров.

  • Вспоминание. Использование интеллект карт способствует более быстрому запоминанию и последующему вспоминанию информации. Используя карты памяти, вы с большей лёгкостью извлекаете информацию из своей памяти. Карты памяти служат также в качестве быстрого и эффективного средства анализа.

  • Творчество. Интеллект карты помогают вам освободиться от линейного мышления, что позволяет вашим идеям появляться с большей лёгкостью и с большей быстротой. Просто начните думать о каждом пункте вашей интеллект карты как о центре другой интеллект карты, тогда идеи начнут литься из вас потоком.

  • Решение проблем. Если вы столкнулись с проблемой, не важно, какого характера, личной или профессиональной, интеллект карты могут помочь вам увидеть все вопросы, а также то, как они соотносятся друг с другом. Кроме того, они помогают получить обзор того, как вы видите различные аспекты ситуации, и их относительную важность.

  • Планирование. Карты памяти могут помочь вам и в планировании. Благодаря картам разума вы собираете в одном месте всю необходимую информацию в организованном виде. Вы можете использовать интеллект карты для создания плана любого рода: плана мероприятия или выступления, плана книги, или плана достижения вашей цели.

Работа с ментальными картами - это простой и эффективный способ подготовки к экзаменам, подготовки презентаций, разработка плана. Более подробный список использования ментальных карт описан в Приложении 3.

  1. Сдача экзаменов.

Аннотируя лекции с помощью интеллект – карт на всем протяжении семестра и подвергая их ревизии через рекомендуемые промежутки времени, вы оказываетесь более чем готовыми к сдаче экзамена. Все, что вам нужно для перевода ваших превосходных знаний в превосходный же ответ на экзамене, - это правильный подход.

  • Первым делом следует внимательно прочесть экзаменационное задание, отбирая вопросы, соответствующие оценке, на которую вы претендуете, сопровождая отбор составлением мини-интеллект-карт, в которых вы фиксируете мысли, приходящие вам в голову по прочтении каждого вопроса.

  • Затем вам предстоит решить, в каком порядке вы собираетесь отвечать на отобранные вами вопросы и сколько времени посвятите на подготовку каждого.

  • Не поддаваясь соблазну немедленно начать подготовку ответа на первый вопрос, используйте прием «извержения ассоциаций» в отношении всех вопросов, на которые намереваетесь ответить. В результате ваш мозг окажется снабженным прочными ассоциативными связями с каждым из вопросов на протяжении всего экзамена, невзирая на то, на какой вопрос вы отвечаете в конкретный момент времени.

  • Теперь возвращайтесь к первому вопросу и посвятите ему отдельную интеллект-карту, которая станет остовом вашего ответа. Центральный образ должен был «созреть» уже на первом шаге, главные же ветви станут основными пунктами вашего ответа. Ответвления от главных ветвей становятся основой для наполнения каждого пункта содержанием, соответствуя, например, объему одного абзаца текста.

  • По мере того как готовится ответ, вы, быть может, обнаружите, что имеете возможность снабдить ваш ответ перекрестными ссылками, а выводы, венчающие ответ, дополнить своими собственными мыслями. Составленный таким образом ответ продемонстрирует экзаменатору, что вы в полной мере владеете информацией по предмету, а также ваше умение анализировать, структурировать, интегрировать информацию и оперировать перекрестными ссылками и, кроме того, способность предлагать собственные оригинальные идеи по предмету.

2. Презентации. При подготовке и проведении презентации интеллект-карты помогают практически на каждом этапе:

  1. Сбор и анализ материала

  2. Подготовка плана выступления

  3. Использование интеллект-карт, как наглядного материала (плакаты, слайды)

  4. Раздаточные материалы в виде интеллект карт




Сбор и анализ материала


Хороший оратор к выступлению готовится. Т.е. читает книги, статьи… делает из них выписки… и чтобы в этом многообразии материала не запутаться – полезно делать это в виде интеллект-карт.
  1. Подготовка плана выступления


На уроках необходимо приучать выступающих готовить план своего выступления именно в виде интеллект-карт. И большинство участников, через некоторое время только таким образом и готовятся к своим выступлениям.

  • Такой план позволяет оратору легко расширить выступление или сократить (просто добавляем или вычеркиваем веточки)

  • Труднее сбить оратора (сделать так, чтобы оратор потерял мысль). При линейном подходе к подготовке, оратору иногда приходится вспоминать с самого начала, что он должен говорить, чтобы продолжить выступление, с того момента, когда оратора сбили.

  • Легче удержать в голове общую картину выступления. Не потерять главную мысль. Если план в виде текста, то оратор часто «видит деревья, но не видит лес».

  • Легче запомнить, что и как говорить. 20 ключевых слов запомнить легче, чем 20 страниц текста.


  1. Использование как наглядного материала (плакаты, слайды)


  • Слушатели как загипнотизированные смотрят на доску (а не на ворон за окном)

  • Если слушатель отвлекся – то он легко восстановит пропущенный кусок презентации, глядя на карту

  • Слушателю легче удержать в голове общую идею. Увидеть «целиком лес, а не только деревья»

  • Меньше времени требуется, чтобы объяснить мысль.

  • Слушатели лучше запоминают основную идею и аргументацию в презентации.

  1. Карты, как раздаточный материал

Как показывает практика, раздаточный материал в виде текста никто не читает. Если материл в виде карты больше шансов, что его, хотя бы просмотрят. 

Там где потребуется 20 страниц текста иногда хватает 1 страницы карты, с 20 ключевыми словами. И эта 1 страница позволит гораздо быстрее вспомнить всю информацию, по сравнению с прочтением 20 страниц раздаточного материала в виде обычного текста.

Помимо ознакомления своих студентов с теорией интеллект – карт, большой эффект дает и их практическое применение на разных этапах урока: при изучении и объяснении нового материала, при закреплении изученного. Так же для обобщения и систематизации, во время самостоятельной работы, для контроля знаний. Большие возможности использования ментальных карт имеются при организации исследовательской и проектной деятельности студентов.

Хотелось бы отметить, что предмет экономика - достаточно сложный предмет и как учебная дисциплина, и как наука. За последние десятилетия появилось множество работ о новых методах преподавания, написанных как преподавателями-методологами, так и экономистами-исследователями. Изучив книги известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления, мной был апробирован метод преподавания с помощью ментальных карт. Считаю, что одним из современных способов визуализации информации являются ментальные карты. Ментальные карты – «это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи», «это одна из технологий работы с информацией, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем». Использование ментальных карт результативно в учебном процессе, они способствуют эффективному конспектированию лекций, конспектированию книг, подготовке материала по определенной теме, помогают в решении творческих задач. Ментальные карты – это способ представления информации, который позволяет воспринимать эту самую информацию с первого взгляда. Он основан на восприятии мыслеобразов – смысловых картинок, которые фиксируются в памяти студентов. Схематично получается что-то вроде дерева, узора. (Приложение 4).

Выбранная технология ментальных карт, сделала процесс обучения на уроках экономики и права более интересным и креативным. Разработка урока по теме: «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» (Приложение 4). С помощью них легче усваиваются экономические и юридические понятия. Запись информации в форме древовидной структуры позволяет сделать процесс работы с информацией эффективнее.

 Навыки создания, разработки ментальных карт перед подготовкой к занятию помогают самому педагогу увидеть все взаимосвязи между отдельными вопросами преподаваемой дисциплины.

Ментальные карты использую и для обратной связи. Студенты, составляя их, выделяют для себя пробелы, преподаватель -  недоработки.

Таким образом, применение ментальных карт на уроках экономики и права ведёт к более полноценному усвоению учебного материала, повышению качества знаний по предмету, формирует у студентов самостоятельность, умение получать знания самостоятельно, используя разные источники информации. Обучение будет эффективным тогда, когда студент будет усваивать учебный материал в деятельности. Студент должен быть не пассивным слушателем, а активным участником образовательного процесса. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта студента. Наглядно ментальные карты студентов можно увидеть в (Приложении 6).

Из других особенностей карт памяти - позволяет без труда вспомнить детали, поскольку их организация отражает естественную деятельность мозга. Она позволяет генерировать оригинальные идеи и облегчает процесс запоминания. Такой подход требует меньше усилий по сравнению с традиционными методами конспектирования.

Ведение записей здесь осуществляется в менее напряженном творческом режиме. Люди в большинстве своем для хранения информации, создают образы, воспроизводят их в памяти в виде картинки по центру и часто в цвете. Именно так информация и хранится в мозге. Создание карты памяти построено на этом же принципе, конспект начинается в центре и ведется с помощью знаков, рисунков, символов разным цветом и шрифтом. В сравнении традиционного конспектирования карта памяти позволяет: запоминать информацию, углубляет понимание, воспроизводить информацию, даже если чтение и воспроизведение разорвано во времени, устанавливать взаимосвязи между объектами, позволяет хранить информацию в свернутом виде, а при необходимости разворачивать, позволяет представить тему целиком, понятно и наглядно, что обеспечивает повышение мотивации учащихся. Использование ментальных карт на моих уроках может проходить в разных формах: использовать готовые карты ума, изображенные в учебниках или на плакатах, приготовить к уроку собственные ментальные карты в виде презентаций или опорных конспектов, по ходу изложения материала строить ментальные карты на уроке, организовать различные виды индивидуальной и групповой деятельности студентов по использованию готовых ментальных карт. Мной разработаны уроки с применением технологии ментальных карт. (Приложение № 5)


2.3. Составление ментальной карты.

Берём чистый лист бумаги и в самом центре крупно выписываем ключевое понятие той проблемы, которую мы будем решать или того тезиса, который мы хотим запомнить, развить, презентовать и т.п. Теперь нужно попытаться изобразить его графически. Тут могут помочь любые ассоциации, в том числе шутливые. Например, тезис «экономия» может быть проиллюстрирован свиньёй-копилкой.

Далее, от основного тезиса отводим несколько стрелок. Каждая стрелка заканчивается новым понятием, тезисом, определением, которые составляют структуру нашего исходного понятия. Теперь каждый новый тезис надо также снабдить графическим изображением. Между тезисами устанавливаем логические связи (тоже стрелочками, но другими - пунктирными или другого цвета). Связи тоже можно графически прокомментировать. От новых тезисов также идут стрелки к более мелким понятиям, и так заполняется весь лист.

Крайне желательно использовать яркие цвета, запоминающиеся рисунки, красивые шрифты и т.п. Картинка в целом должна радовать глаз, запоминаться. Пусть в ней будет много юмора, шутливых сравнений, забавных картинок. Это будет очень большой плюс для восприятия и запоминания карты, а также для раскрепощения сознания при работе с ней. Используйте гротескные сравнения, преувеличения, гиперболы. Намеренное нарушение стандартов, отрыв от реальности позволяет улучшить запоминаемость карты, ибо мы лучше помним все необычное.

Почему ментальные карты воспринимаются лучше, чем привычные списки, графики, таблицы, тексты? Дело в том, что они лучше соответствуют структуре человеческого мышления - ассоциативного, иерархического и визуального. Хотя, разумеется, карты не заменяют таблиц и графиков, а прекрасно дополняют их.

Попробуйте составить ментальные карты для решения ваших задач, и вы поймёте, насколько легче станет развивать идеи, запоминать и излагать материал. Иллюстрированное пошаговое руководство по составлению Карт Ума можно увидеть в Приложении № 7.



Общие правила создания ментальных карт:

  1. В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания.

  2. От центра исходят основные ветви с подписями — они означают главные разделы карты. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви

  3. Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие

  4. Лучше использовать крупные печатные буквы

  5. Экспериментируйте с различным визуальным оформлением — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки.

  6. Вырабатывайте свой собственный стиль в рисовании ментальных карт – чем более индивидуальной будет ваша карта, тем лучше она будет для вас работать.

+

В центре расположите визуальный образ. Основные ветки можно определить как:



1) «Важное» - что важно для меня в этом, что большее я получу, если моя мечта исполнится?
2) «Действия» - что я делаю для достижения своей мечты? 
3) «Улучшение» - что можно добавить или изменить, чтобы мечта была воплощена в жизнь?

4) «Сейчас» - что конкретно, уже сейчас, я начну делать для приближения к своей мечте?

Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна – какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание – она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

Ментальные карты используют для того, чтобы структурировать свои мысли, найти новые идеи для проекта, решить проблемы, устроить мозговой штурм. Но главное, что вы сами можете найти им свое применение, которое будет удобно именно для вас.

Чем же отличаются ментальные карты от традиционной системы записи?

В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему?


  • Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.

  • В таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.

  • Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому, что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.

Таким образом, хорошо составленная ментальная карта может заменить конспект урока преподавателя, а студенту помочь подготовиться к ответу.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект - карт в обучении студентов может дать огромные положительные результаты, поскольку студенты учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание студентов, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Очевидно, что ментальные карты применимы в сфере обучения, решения творческих задач, проведения презентаций, тренингов. Метод помогает для конспектирования книг или лекций, подготовки материала по какой-нибудь теме, составления списков дел, развития интеллектуальных способностей, планирования и разработки различных проектов. Это удобный способ записи информации любого характера, который повышает эффективность деятельности.

Использование ментальной карты на уроке позволяет создать ясный, понятный студенту конспект урока. Применение метода ментальных карт облегчает также и написание рефератов. В процессе прочтения необходимой информации ученики эффективно сохраняют и запоминают множество нюансов.

Ассоциативное мышление позволяет открыть новые стороны личности студентов или новые проблемы, которые раньше были не видны, определить новые пути и способы решения различных вопросов. Студенты отмечают, что записи, сделанные радиальным способом, позволяют им воспринимать информацию целиком, во всей полноте, при этом сразу очевидно «центральное звено», основополагающая мысль.

Как видим, преимущество ментальных карт в охвате большого объема информации, легкости усвоения и запоминания материала, а также в том, что задействованы оба полушария мозга при создании карты.

Чем индивидуальнее ментальная карта, тем лучше, ведь именно наше личное мышление осмысляет её содержание, она отражает индивидуальность. Карта восстанавливает живую сторону мысли, развивает память и креативность. Почему ментальные карты воспринимаются лучше, чем привычные списки, графики, таблицы? Дело в том, что они больше соответствуют структуре человеческого мышления – ассоциативного, иерархического и визуального. Хотя, разумеется, карты не заменяют таблиц и графиков, а дополняют их.

Сфера применения майндмэппинга (ментальных карт) чрезвычайно широка: это и планирование (дня, встречи, статьи, проекта), и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей. Майндмэппинг – это искусство, оно естественно для нашего мышления и доступно каждому.

Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Из этого следует, что использование технологии ментальных карт в учебном процессе способствует формированию у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, которые необходимы любому выпускнику. Технологии развития критического мышления помогут студентам адаптироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; студенты-выпускники смогут самостоятельно критически мыслить и искать рациональные пути решения проблем. И самое главное – технология интеллект - карт помогут формированию личностных качеств студента-выпускника политехнического колледжа, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень.

По-моему, создание интеллект - карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Литература
1. Эффективность использования информационной системы управления

Проектами //http://project-manager.org.ua/content/view/15/1/

2. Карты памяти и разума Mind Map // http://1000skills.ru/?p=26

3. Применение MindMap в проектировании сайтов

// http://www.stimul.biz/ru/ru/lib/articles/shily

4. Википедия Тони Бьюзен (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бьюзен,_Тони)

5. stimul.biz›ru/lib/articles/exam/

6. http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/

7. intuit.ru›Курсы›…503/lecture/11414?page=8

8. http://www.mind-map.ru/?s=30

9. http://stimul.biz/ru/lib/mindmap/novamind/

10. Интеллект – карты. Практическое руководство. Тони Бьюзен и Барри Бьюзен. Минск: «Попурри», 2010 год.

11. Карты – ума. В.И. Копыл. Минск: Харвест, 2007 год.

12. Думайте эффективно. Тони Бьюзен. Минск: «Попурри», 2009 год.

Приложение 1

Список наиболее часто встречающихся переводов:


  • ментальные карты;

  • интеллект – карты;

  • карты ума;

  • мыслительные карты;

  • карты мозга;

  • концепт – карты;

  • карты представлений;

  • карты знания;

  • карты памяти;

  • ассоциативные карты.

Список отсортирован в порядке уменьшения результатов поиска соответствующих сочетаний в поисковой системе «Яндекс». Так термин «Ментальные карты» оказался наиболее употребительным в Интернете.

Приложение 2



Ментальная карта по теме: «Собственность»

Прочтя эту ментальную карту, Вы узнаете, что такое собственность, "пучок прав", о том, какие виды собственности бывают, а также о том, какие виды трансформации собственности существуют.



Ментальная карта по теме: «Деньги»

В этой ментальной карте Вы узнаете о причинах возникновения денег, об эволюции денежной формы, о денежной системе, формах и денежном обращении, а также о факторах спроса и предложения на деньги и денежных агрегатах.


  1   2