Скачать 186.23 Kb.
Дата11.08.2019
Размер186.23 Kb.

Техника ходьбы и бега по воде


ХАЧАТРЯН А. И.




ПО ВОДЕ,




КАК



ПОСУХУ


МОСКВА, 2000




ХАЧАТРЯН А. И.



ПО ВОДЕ,




КАК



ПОСУХУ

Гидролыжи: устройство, применение,
техника ходьбы и бега


МОСКВА, 2000




УДК 629.122.2; 797.1; 685.363; 796.92


ББК Ч517.182; Ч517.195; Ч518.113.4; М136

Армен Исраелович Хачатрян



ПО ВОДЕ, КАК ПОСУХУ

Редактор П.Ф.Волков


Корректор Л.А.Голубенкова

Художник Н.Г.Доронин



В брошюре рассмотрены особенности техники ходьбы и бега на водных лыжах новой конструкции, которые позволяют стоять и перемещаться по воде за счёт лишь мускульной силы человека без помощи двигателя, ветра, буксировочного катера или морской волны. Лыжи выполнены в надувном варианте и имеют специальную рельефную поверхность, чтобы отталкиваться от воды. Лыжные палки снабжены поплавками, посредством которых можно сохранять равновесие, опираться на воду, отталкиваться от неё.

Успешные испытания гидролыж прошли в водоёмах Подмосковья в 2000 году. В собранном виде весь комплект лыж размещается в чехле длиной в 1,3 м и весит около 11 кг. В воде эта тяжесть уравновешивается выталкивающей силой и не обременяет лыжника. Лыжи могут использоваться для прогулок по воде, походов, при рыбной ловле, охоте на воде и болотистой местности, для преодоления водных преград, в том числе в местах с течением и порогами, в качестве тренинга и т. д.

Гидролыжи рекомендуются приверженцам новых, ещё не «тиражированных» видов спорта, которые предпочитают быть лидерами, зачинателями в своей стране, городе, единственными на пляже. Они не побоятся первыми осваивать тонкости техники и преодолевать непредвиденные трудности или неудобства, появляющиеся у первопроходцев.

Брошюра может быть полезной также для читателей, интересующихся конструкцией нового устройства и практическим способом «хождения по воде».

Заказ и изготовление гидролыж осуществляется индивидуально в зависимости от физических параметров человека.

Одним из древнейших устремлений человека было и есть совершенствование способов перемещения в пространстве и соответствующих им устройств. С изобретением колеса появилась возможность существенно увеличить скорость движения по земле. Вращающееся колесо позволяет накапливать кинетическую энергию, как перемещаемой массы, так и массы самого колеса. При этом благодаря силам трения происходит отталкивание от жёсткой (неподвижной) земной поверхности. Гравитационное притяжение при движении по наклону содействует перемещению, а при подъёме препятствует ему. Во время стоянки дополнительная энергия не затрачивается, поскольку вес перемещающегося аппарата уравновешивается реакцией твёрдой опоры.

Относительно более сложно перемещение по воде. Прежде всего это отсутствие жёсткой (неподвижной) массы, от которой можно было бы отталкиваться. Вода, податливая и подвижная, поглощает часть расходуемой перемещающимся аппаратом энергии. Соответственно лишь некоторое количество из всей потраченной энергии трансформируется в кинетическую энергию движения аппарата. Далее сопротивление водной массы движению. Оно передаётся части аппарата, погруженной в воду. Согласно закону Архимеда, если объём этой части умножить на вес вытесненной воды, получим вес аппарата. Во время стоянки дополнительная энергия также не затрачивается, так как вес аппарата (если, конечно, он обладает плавучестью) уравновешивается выталкивающей силой воды. Одним из преимуществ движения в водной среде является отсутствие необходимости строить дороги, преодолевать пересечённые местности.

Ещё более сложно перемещение в воздушном пространстве. Здесь в отличие от двух предыдущих случаев, как во время движения, так и во время зависания в воздухе, следует расходовать немалую энергию для создания силы, противодействующей весу аппарата. Выталкивающая сила чрезвычайно мала, если, конечно, аппарат не изготовлен по принципу дирижабля или воздушного шара. Воздушная среда крайне податлива, и от неё сложно отталкиваться. Однако её преимущество в том, что в отличие от воды она создаёт чрезвычайно маленькое сопротивление движению. Это позволяет летательным аппаратам развивать относительно высокие скорости.

В космическом пространстве проблемы, связанные с весом аппарата (с его гравитационным притяжением к Земле) и сопротивлением среды, уходят на второй план. Появляются другие трудности: не от чего отталкиваться для набора скорости, а также для изменения направления движения и торможения. Для преодоления этого приходится брать в космический аппарат немалое количество топлива, которое по необходимости преобразовывается в «материал для отталкивания» в виде реактивных струй газа.

Во всех рассмотренных случаях движение осуществляется посредством обратной реакции поверхности Земли, воды, воздуха и воспламенённой струи газа. В моей книге «Происхождение и обнуление Вселенной с точки зрения теории абсолютных белого и чёрного двигателей» приводится теоретический способ движения в пространстве без потребности в обратной реакции. Это означает, что движение может осуществляться без ведущих колёс, гусениц, пропеллеров, гребных винтов, реактивных сопл и т. д. Движитель перемещаемого аппарата можно полностью изолировать от окружающей среды исключив тем самым тепловое и звуковое излучения. Подобные объекты могут проектироваться инерционными и безынерционными. Однако для конца ХХ столетия этот способ достаточно сложен, реализация его возможна только тогда, когда будут освоены технологии скоростной (быстрой) безреактивной транспортировки энергии значительных объёмов и обратимых процессов дефекта массы.

В данной брошюре рассматривается новый способ движения по воде за счёт мускульной силы, который позволяет человеку ходить и бегать по водной поверхности. Как известно, Иисус Христос ходил по ней благодаря Божественной силе и вере. Мы же используем несравненно более простой способ, основанный на законе Архимеда, правилах плавучести, остойчивости (способность при плавании сохранять равновесие, не переворачиваться) и обратной реакции. С учётом всего этого мною были рассчитаны, сконструированы, изготовлены и испытаны на воде надувные водные лыжи (гидролыжи).

Вначале сделаем небольшой экскурс по «лыжной» тематике в Большую Советскую энциклопедию.

Лыжами называют «приспособление, увеличивающее площадь опоры и облегчающее передвижение по заснеженной местности, болотистой и водной поверхности. Появились у северных племён в эпоху неолита. К этому времени относятся древнейшие наскальные изображения людей на лыжах, найденные у берегов Белого моря. В течение нескольких тысячелетий лыжи применялись главным образом как средство передвижения, использовались в быту охотниками, воинами. Впоследствии большое распространение лыжи нашли в спорте и физической культуре». Думается, что здесь, поскольку уже существуют водные лыжи (поплавки) гидросамолётов, в первом предложении после слов «увеличивающее площадь опоры» можно вставить запятую и добавить «придающее плавучесть».

«Для военных целей лыжи впервые были применены русскими: имеется ряд русских и западноевропейских известий о московских лыжных войсках ХV, XVI и XVII веков... Сохранился рисунок XVI века, изображающий бой русских лыжников с татарами… Шведский дипломат начала XVII века Пальм описывает в качестве русского изобретения скоростные лыжи, близкие к современному типу длинные и узкие, гладкие снизу; он говорит о поразительной быстроте лыжников и о военном значении этого изобретения».

А вот как раскрывается понятие воднолыжный спорт: «Это вид спорта, в основе которого лежит движение спортсмена по поверхности воды на водных лыжах с помощью буксировочного катера (курсив мой – А.Х.); включает прохождение дистанции слалома, прыжки с трамплина, фигурное катание, а также различные многоборья».

Современные виды лыж позволяют человеку передвигаться по снегу, по суше (лыжи на роликах), прыгать с трамплина, а также перемещаться по воде при наличии ветра, буксировочного катера или мощной морской волны, которые обеспечивают их плавучесть. Новизна и преимущества предлагаемых для рассмотрения гидролыж заключаются в том, что для эффективного использования последних не нужны ни ветер, ни катер, ни морские волны. На них можно стоять над водной гладью, ходить по ней медленным или быстрым шагом, бегать. Движение осуществляется с помощью ног и рук. Гидролыжи пригодны и в относительно холодное время года при соответствующей экипировке. Пользуются ими в стоячем положении, которое привычно и удобно для человека.



Лыжи представляют собой две надувные продолговатые камеры, имеющие форму лыж, и приспособления для крепления стопы. Для человека весом 80 кг и ростом 170 см длина лыж составляет порядка 250 см, а усреднённый диаметр 28 см. Внешний вид гидролыж показан на фото 1. Они имеют каркас, обеспечивающий жёсткость и неизменность их формы. При этом соблюдены закон Архимеда и правила остойчивости: стоящий на гидролыжах человек не погружается в воду и не опрокидывается, лыжи из под его ног не выворачиваются. Расчёт жёсткости, плавучести и остойчивости несложно было произвести, пользуясь имеющимися в литературе данными.

Но как достигнуть эффекта обратной реакции от подвижной воды? Ведь без него попытки перемещаться вперёд или назад путём соответствующих движений ногами окажутся безрезультатными. Как сделать так, чтобы лыжи не «буксовали» и отталкивались от воды в требуемом направлении? Известно, что «всякое новое есть хорошо забытое старое». В данном случае это изречение не совсем оправдывается. Ранее изобретателями тоже осуществлялись попытки создания надувных водных лыж. Однако, думается, что отсутствие простых и лёгких конструктивных решений для преодоления проблемы «пробуксовки» могла стать основной причиной, которая исключила их широкое применение. Двигаться так называемым коньковым шагом на гидролыжах тоже невозможно, так как, чтобы удержать человека «на плаву» они должны быть достаточно длинными. Если сократить их длину посредством увеличения ширины, лыжнику нужно будет слишком широко расставлять ноги и он не сможет делать нужные движения. Если развивать объём не за счёт ширины, а за счёт глубины подводной части лыж, то мы столкнёмся с непреодолимыми проблемами по обеспечению остойчивости. Кроме того, при любом сокращении длины возрастает площадь лобового сопротивления лыж, что также не сулит ничего хорошего.



Отмеченные трудности успешно преодолены путём придания особого рельефа скользящим поверхностям надувных лыж, что реализуется следующим образом. При отталкивании от воды в продольном направлении на поверхности лыжи раскрываются специальные ловушки в виде многочисленных мелких карманов, которыми лыжа «зацепляется» за воду. Таким образом решена проблема «пробуксовки». Эффект равнозначен тому, как если бы отталкиваться ногой от погружённого в воду щита размером примерно полметра на полметра. Одновременно на второй лыже, при движении вперёд, эти ловушки автоматически складываются, резко снижая свою площадь, а значит и сопротивление воды. Получается нечто подобное лапке водоплавающей птицы. При гребке лапка раскрывается, и за счёт перепонок между фалангами увеличивается площадь отталкивания от воды. А в процессе «холостого» протягивания лапки вперёд она «зажимается», уменьшая площадь сопротивления. Разница заключается в том, что в природе птица инстинктивно сама регулирует эти процессы, а в нашем случае они автоматические. В возможности автоматического выполнения этих операций можно убедиться, рассмотрев «поведение» колоска пшеницы при попеременных возвратно-поступательных движениях ладоней рук, между которыми он размещён. Это изображено на рис.1. Колосок движется в ладонях благодаря рельефной (игольчатой) поверхности. Примерно так же решена проблема в рассматриваемых гидролыжах.



При этом действуют ещё два положительных фактора. Первый при движении лыжи вперёд сопротивление воды снижается в результате того, что при этом человек невольно чуть-чуть подымает соответствующую ногу, сгибая её в колене. Уменьшается вертикальное давление на лыжу, и она всплывает, чем достигается снижение площади лобового сопротивления (рис.2). Второй в процессе движения лыжи вперёд, вследствие плавно приподнятой кверху её носовой части и сопротивления воды, появляется подъёмная сила. Эта сила также способствует всплытию лыжи и уменьшает сопротивление. Аналогичным образом обеспечивается подъём над водой корпуса катера на подводных крыльях, а также взлёт и полёт самолёта. Синхронно со снижением лобового сопротивления продвигаемой вперёд лыжи увеличивается сопротивление у второй лыжи, которая при этом несколько больше погружается в воду. Это тоже положительный фактор, так как именно повышенное сопротивление, повышенная парусность второй лыжи обеспечивают передачу требуемой реактивной силы (обратной реакции) на воду, то есть отталкивание. Разумеется, что при выполнении следующего шага функции и соответственно «номера» лыж меняются.



Пока из-за новизны не имеется большого опыта ходьбы и бега на гидролыжах. Но, думается, такие элементы, как повороты и торможение, мало чем могут отличаться от тех же действий на «сухопутных» лыжах. Остановимся только на некоторых специфических моментах. Надеюсь, что в дальнейшем совершенствование приёмов ходьбы и бега будет осуществлено энтузиастами этого нового вида спорта.



По аналогии со снеговыми, гидролыжи также снабжаются палками, но на концах палок небольшие надувные поплавки. Последние позволяют спортсмену опираться на палки и отталкиваться от воды. Они же помогают лыжнику регулировать направление движения и сохранять равновесие. Размеры поплавков, а соответственно, и максимальная сила, с которой возможно отталкивание от воды, зависят от индивидуальных параметров лыжника. Чем резче толчок (гребок) палками, тем больше скорость движения.

В отличие от снеговых лыж при торможении целесообразнее погружать палки в воду впереди себя, чтобы упираться ими против движения. При необходимости резкого торможения следует лыжными палками выполнять гребки в направлении, противоположном движению. Работая одной палкой, можно добиться поворота в сторону погружённого поплавка. Более эффективным оказывается поворот, достигаемый одновременным движением в противоположных направлениях обеих лыжных палок (рис.3). При невысокой скорости движения, а также при остановке, изменение направления движения более результативно выполнять как раз при помощи лыжных палок.




Рис. 3
Перемещаться по воде можно только за счёт ног, лыжами. Однако это не всегда удобно. Течение, а также ветер могут порой развернуть лыжника в ненужном направлении. Возможно, будет не всегда легко придерживаться нужного курса. Такие сложности практически отсутствуют при катании на беговых, снеговых лыжах. Проблему можно облегчить, введя в конструкцию лыж киль. Однако это приведёт к их усложнению, утяжелению и снижению проходимости на мелководье. Более практичной оказывается соответствующая работа лыжными палками. Таким образом, палки участвуют не только в движении, но и в маневрировании, сохранении нужного курса.

Крепление стопы к лыже должно быть удобное, простое и надёжное. В экстремальных ситуациях оно, должно обеспечивать беспрепятственное освобождение стопы лыжника. Предлагаются два равнозначных варианта крепления на основе обыкновенных лыжных ботинок и кроссовок.

Первый раз становиться на воду желательно на мелководье. Прежде всего нужно проверить плавучесть и грузоподъёмность лыж. В положении, когда человек просто стоит на лыжах, они должны выдерживать его вес и сохранять относительно ровное, горизонтальное положение. Когда лыжник равномерно опирается на обе ноги, уровень воды должен быть несколько ниже средней части лыж. Если же перевести свой вес полностью на одну ногу, то вода должна покрыть не более двух третей высоты лыжи. Не страшно, если обе лыжи или одна из них чуть-чуть приподняты в носовой части. Хуже, когда носовая часть опущена вниз, а хвостовая приподнята. Этот недостаток устраняется путём уменьшения объёма хвостовой части лыж. В случае, когда носовая часть лыж чрезмерно приподнята над уровнем воды, а хвостовая – чрезмерно опущена в воду, уменьшается объём носовой части. В конструкции лыж предусмотрена возможность выполнения этих операций. Новичкам рекомендуется надевать спасательные жилеты. Обязательно надо уметь плавать. Предположим, что лыжник опрокинулся в воду, но одна нога или обе всё же остались закреплёнными, тогда их надо освободить вручную. Или же крепления сработали отлично, но намокшие ботинки тянут ко дну. Во всех случаях спасжилет убережёт от несчастья. Оказавшись в воде и освободив ноги, первым делом следует принять меры, исключающие «уплытие» лыж и палок в разные стороны. Для этого их следует привязать друг к другу имеющимися на них шнурками. Далее можно попытаться надеть лыжи «наплаву». Если это не удаётся, а до берега не близко, то имеет смысл снять с себя обувь и лишнюю одежду. В лыжах есть свободные полости, в которых всё это можно надёжно разместить. Однако, уже через несколько дней тренировок убеждаешься, что упасть в воду можно только в результате большой оплошности.

Прежде всего следует научиться стоять на воде. Вы сразу почувствуете, что стоять на гидролыжах сложнее, чем на снеговых, так как при этом ноги несколько разъезжаются под воздействием горизонтальной, разводящей силы (рис.4). Такая же сила действует и при стоянии на снеговых лыжах, однако, как правило, мы её не чувствуем, так как она уравновешивается обратной реакцией снега (рис.5). Величина разводящей ноги силы тем больше, чем больше расстояние между лыжами. Например, для человека весом 80 кг при расстоянии между продольными осями лыж равном 40 см величина её около 6 кг. Она вполне может быть уравновешена соответствующими мышцами ног. (Этот фактор можно использовать и в качестве тренажёра для ножных мышц.) Чем шире расставлены ноги, тем больше величина разводящей их силы и остойчивость системы человек-лыжы. И наоборот, слишком сближать ноги опасно, так как можно потерять остойчивость и опрокинуться. Широко расставлять их тоже нельзя, так как можно не справиться с разводящей ноги горизонтальной силой и опять-таки оказаться в воде.

Ещё одна сложность. При волнении на воде стоять на гидролыжах, естественно, труднее. Волны раскачивают лыжника, при этом они могут набегать сбоку и по разному раскачивать каждую из ног. Здесь больше шансов упасть. Эта угроза преодолевается соответствующей тренировкой.


Рис. 4 Рис. 5

При стоянии на воде можно повысить устойчивость и снизить нагрузку ног с помощью палок. Для этого их следует под определённым углом погрузить в воду вплотную с лыжами в зоне креплений ног и удерживать руками в этом положении (рис.6). Поплавки палок, стремясь всплыть, упираются в лыжи, противодействуя отмеченным выше горизонтальным силам. Тем самым посредством палок, снабжённых поплавками, можно добиться перераспределения части нагрузки с ног на руки.

Кроме того, в конструкции лыж предусмотрена специальная система, исключающая разъезжание ног, которой можно пользоваться по собственному усмотрению. Смысл её заключается в том, что при ходьбе и беге лыжи свободно перемещаются в продольном направлении относительно друг друга, будучи скреплёнными, в «салазках». Эти подвижные «салазки» позволяют лыжам сближаться, а расходиться только до определённой величины, которую устанавливает сам лыжник. Однако у «салазок» есть и недостатки. Они незначительно, но всё-таки снижают скорость и несколько сковывают действия лыжника. При желании можно без труда эту систему снять с лыж.

Когда при катании на беговых или горных лыжах появляется опасность падения на бок, то зачастую его удаётся избежать, широко разведя лыжи и приподняв противоположную ногу. Система «салазок» не допускает такого приёма. Возможно, она будет полезна только для начинающих гидролыжников, а с приобретением опыта можно отказаться от неё. Установка и снятие «салазок» настолько просты, что это можно делать, даже находясь на воде, на лыжах. Точнее говоря, они не снимаются, а разблокируются, разъединяются.

Устойчивость (а правильнее, если речь о плавсредствах, говорить остойчивость) в целом системы «человек-лыжи» выше в продольном направлении и значительно ниже в поперечном. Поэтому волны легче преодолевать в положении, когда лыжи направлены перпендикулярно им. При угрозе падения на бок следует немедленно включить в работу лыжные палки. Одной палкой нужно резко опереться на воду в стороне предполагаемого падения, сделав это как можно дальше от себя, а вторую приподнять над водой, вытянув поплавок в противоположную сторону. При возможности следует также раздвинуть лыжи или лучше приподнять ногу с лыжей в ту же сторону. Словом, действовать надо почти так же, как и на снеговых лыжах. В отличие от последних у гидролыж базисное расстояние между стопами ног несколько шире, что обусловливается их большей шириной. Благодаря этому достаточно быстро удаётся достигнуть уверенной устойчивости на гидролыжах. Уже через несколько тренировок, чтобы упасть с лыж в воду надо изрядно «умудриться». Автор этих строк прошёл уже немало километров по воде на гидролыжах, в том числе во время учёбы и тренировок, и ни разу не искупался. Водные лыжи более устойчивые, чем байдарки и лодки.

Особенность рельефной поверхности надувных лыж приводит к тому, что теоретически наибольшая скорость и дальность скольжения достигаются при быстрых, резких движениях ногами. Более эффективными оказываются крупные шаги.

Говоря о стоянии, ходьбе и беге по воде, в качестве уточнения надо отметить, что при этом стопа ног находится в плоскости, расположенной в среднем на 10 – 11 см ниже поверхности воды. Это обусловлено спецификой конструкции лыж. При движении указанное расстояние колеблется, изменяясь в большую и меньшую стороны.

Входить в воду, а затем и выходить удобнее с ровного берега обыкновенным шагом, двигаясь вперёд, а не «лесенкой». Небольшие «ступеньки» на берегу не являются проблемой.

Бегать на гидролыжах сложнее, чем на снеговых. Выше была отмечена теоретическая эффективность быстрых движений ногами и лыжными палками. Однако на практике всё сложнее. При быстром беге с выполнением движений, обычных для сухопутного бега, создаются условия для появления турбулентности водных потоков в связи с вовлечением в последние воздуха самими лыжами и поплавками лыжных палок. Одновременно появляются волны, брызги, вскипает вода. Мне представляются два направления для решения отмеченных проблем. Разработка новых конструкций лыж и отработка новой техники ходьбы и бега. Если ходить на гидролыжах не спеша, обычным сухопутным шагом, то выше отмеченных проблем не будет. Отметим, что идя по земле, человек автоматически чуть приподымает продвигающуюся вперёд ногу, сгибая её в колене, чтобы не споткнуться и не упасть. При завершении шага нога в колене выпрямляется и упирается в землю, передавая нагрузку от веса человека на твёрдую поверхность. Именно на этой стадии во время бега на гидролыжах появляются отмеченные проблемы с турбулентностью. Ведь вода в отличие от земли и уплотнённого на лыжне снега – податливая, «мягкая», ступающая нога проваливается, а значит, появляются брызги и волны. Эти нежелательные явления можно исключить. В каждом виде спорта имеются свои тонкости техники. В данном случае нужно двигаться, не сгибая ног в коленях. На воде ведь споткнуться невозможно. При таком шаге лыжи скользят, сохраняя сравнительно ровное положение относительно водной поверхности, ноги не проваливаются, а процессы и последствия турбулентности минимальны. Важно сохранять одинаковую, постоянную во времени нагрузку на каждую из ног. Они всё время должны быть прямыми, не сгибающимися в коленях. Корпус следует держать максимально ровно, не раскачиваться. Конечно, всё это непривычно. Ноги и тело будут вначале быстро уставать. Существенные нагрузки достаются ногам, стопе, обусловленные необходимостью продвижения вперёд относительно нелёгких лыж. Но со временем, уже через несколько дней, в результате тренировок это пройдёт. Практика показывает, что при соблюдении равномерной непрерывной нагрузки на каждую из ног абсолютно не страшны небольшие сгибания ног в коленях. Если гидролыжи станут популярными, стиль ходьбы и бега по воде будут, несомненно, совершенствоваться.

В экстремальной ситуации – потере воздуха одной из лыж вследствие нарушения герметичности – другая лыжа в состоянии удержать человека «наплаву». Он сможет «дохромать» до берега на одной лыже с помощью палок или верхом, а может быть лёжа на ней. Возможны варианты.

Гидролыжами особенно приятно пользоваться летом, в тёплую погоду, когда не страшно оказаться в воде в результате какой-либо оплошности. Однако для человека, хорошо владеющего техникой этого спорта, прогулки по воде окажутся не менее привлекательными и в холодную осенне-весеннюю пору, когда нет сплошного льда. Ведь отдельные льдины можно обходить. Нужно иметь лишь соответствующую одежду, отталкивающую брызги, а гидрокостюм защитит тело от переохлаждения при нечаянном «купании». Для людей, имеющих возможность выезжать в тёплые страны зимой, лишние 11 кг багажа в виде лыж позволят продлить водно-лыжное лето и блеснуть на заморских пляжах российской новинкой.



Предлагаемые лыжи имеют свои преимущества по сравнению с такими плавсредствами, как лодки и байдарки, при использовании их на спасательных и других экстремальных работах. На гидролыжах можно ходить по узким каналам и протокам шириной 40 – 60 см, а также по мелководью и болотам. Человек находится в стоячем положении, что по отношению к сидячей позе несравненно более выгодно и для работы, и для обзора. При этом увеличивается не только горизонт, но и глубина просматриваемой, исследуемой воды. В случае пользования упомянутыми «салазками» остойчивость лучше и руки могут быть свободны. Если руки чем-то заняты, человек способен передвигаться и без палок. Гидролыжам не страшен дождь. На них нет открытых объёмов, где могла бы скапливаться дождевая вода.

При ходьбе, прогулках по водной глади испытываешь необыкновенные чувства (фото 2, 3). Ведь для нас привычно плыть или сидеть в лодке, буксироваться на водных лыжах и т. д. Хотя принято говорить «корабли ходят», мы понимаем, что наше перемещение по воде зависит от вёсел, ветра или вращения гребного винта. При гребле на лодке или байдарке в основном работают мышцы, расположенные выше пояса, а в нашем случае – практически все. Гребок на байдарке осуществляется обеими руками, которые в результате выполнения непростых операций создают крутящий момент на весло. На лыжах всё проще. Гребок выполняется простым отталкиванием от воды лыжной палкой. Предлагаемые лыжи легче. Возможно, что эти обстоятельства позволят развивать на гидролыжах сравнительно большую скорость.

При плавании человек погружён в воду и имеет незначительный кругозор. На гидролыжах мы можем возвышаться над поверхностью воды, просматривать её вглубь и двигаться по ней способом, максимально приближённым к сухопутным ходьбе и бегу. Именно здесь вполне правильно говорить: «Я хожу по воде» или «По воде, как посуху». Отсутствуют проблемы с дорогами, нет необходимости в буксировочном катере. Думается, что уже в ближайшем будущем могут войти в обиход такие выражения, как «походим по воде часок-другой», или «пробежим несколько километров».

Открываются возможности устанавливать мировые рекорды по преодолению водных преград, появляется даже шанс попасть в книгу Гиннеса. Кажется, что вполне серьёзно можно претендовать на это при соответствующей регистрации фактов пересечения на гидролыжах знаменитых рек, озёр и проливов.

В заключение ещё раз повторю, что новые водные лыжи понравятся людям, окажутся им полезными для прогулок по воде, походов, при рыбной ловле, охоте на воде и болотистой местности, преодолении водных преград, в том числе при наличии течения и порогов, в качестве тренинга, как оригинальный вид спорта.

Лыжи подбирают или заказывают в зависимости от веса, роста человека и размера его обуви. Полный комплект лыж в сдутом и сложенном виде помещается в чехле длиною 1,3 м. Вес всего снаряжения около 11 кг. Кстати, этот вес уравновешивается в воде выталкивающей силой, поэтому лыжник его почти не замечает. Обучение технике ходьбы и бега при благоприятной погоде осуществляется в естественных водоёмах, в противном случае – в крытом бассейне. Имеется видеокассета с записью ходьбы по воде на таких лыжах.




Фото 2



Фото 3