Скачать 153.73 Kb.
Дата09.04.2018
Размер153.73 Kb.

Техническая подготовка спортсмена




Тема: Техническая подготовка спортсмена

План:

  1. Понятие и технической подготовке

Место и значение спортивной техники в различных видах спорта

  1. Виды, задачи технической подготовки

  2. Характеристика двигательного умения и двигательного навыка

  3. Этапы обучения спортивной технике

  4. Методика технической подготовки (средства и методы)

  5. Причины возникновения ошибок в технике и пути их исправления

-1-

Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать – совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, вида соревнований.

Техническая подготовка – это степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение наивысших спортивных результатов.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.



  1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.

  2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника должна направлена на экономизацию энергетических ресурсов в организме спортсмена.

  3. Виды спорта, в которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

  4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что ин умеет и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называется техническим мастерством.

Основными характеристиками рациональной техники являются:



  • Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

  • Разносторонность техники – степень разнообразия технических приемов (в спортивных играх это – соотношение частоты использования разных игровых приемов).

  • Освоенность техники движений – этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие. Для хорошо освоенных движений типичны: стабильность, устойчивость, автоматизированность;

  • Эффективность техники – определяется ее соответствием решаем задачам и высоким конечным результатом.

  • Экономичность техники – характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. Минимальные энергозатраты, наименьшее напряжение психических возможностей спортсмена.

  • Минимальная информативность техники для соперников – имение маскировать свои замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой – не имеют четко выраженных информационных деталей, демаскирующих замысел соперника.

-2-

Различают Общую и Специальную техническую подготовку:

Общая техническая подготовка направлена на овладение разносторонними ДУиН, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:



  • Увеличить объем (диапазон) ДУиН, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта;

  • Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:

  • Достижение высокой стабильности и рациональной вариативность специализированных движений – составляющих основу техники вида спорта;

  • Разнообразить индивидуальные формы технических действий, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена;

  • Усовершенствование двигательных действий, для успешного участия в соревнованиях;

  • Повысить надежность и результативность технических действий спортсмена в экстремальных соревновательных условиях;

  • Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее. (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту, техника толкая ядра по принципу поворота, как в метании диска, «коньковый» ход в лыжах и др.);

  • Совершенствование технического мастерства спортсменов, исходя из требований спортивной практики и достижений научно-технического прогресса.

-3-

Характеристика двигательного умения и двигательного навыка

В процессе технической подготовки спортсмена осуществляется большая, кропотливая работа по усвоению знаний, формированию двигательных умений и навыков. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью освоенности.



ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – это такая степень овладения двигательным действием (ДД), которая характеризуется сознательным управлением движением, при активной роли мышления.

Характерными признаками двигательного умения являются:

  • Управление движения происходит не автоматизировано;

  • Сознание ученика загружено контролем каждого движения;

  • Невысокая быстрота выполнения;

  • Действие выполняется не экономично, при значительной степени утомления;

  • Наблюдается расчлененность движений;

  • Нестабильность действия;

  • Непрочное запоминание действия;

Дальнейшее совершенствование ДД при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫК – это оптимальная степень владения действием, при котором управление движениями происходит автоматизировано, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыки:

  • Автоматизированное управление движениями;

  • Сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением, однако выполнение должно быть осознанное;

  • Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое;

  • Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий;

  • Быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении;

  • Высокая устойчивость действия под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий и т.д.);

  • Прочность запоминания действия. Навык если он прочно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах).

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков – это явление получило название переноса навыков. Различают:



  • Положительный перенос – взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

  • Отрицательный перенос – такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.


-4-

В построении процесса обучения можно выделить ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ, одновременно самостоятельные и взаимосвязанные:


Первый этап – начальное разучивание (грубая координация). В процессе его создается общее представление о двигательном действии (методами рассказа и показа) и формируется установка на овладение им, изучается главный механизм движения, формируется структура выполнения (целостным, расчлененным методами), предупреждаются и устраняются грубые ошибки. Если занимающийся после создания умственного и зрительного представления об изучаемом физическом упражнении сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, то на этом и завершается первый этап обучения. Обычно это наблюдается при разучивании многих общеподготовительных и других несложных упражнений. Необходимо добиваться самостоятельного выполнения занимающимися основы техники ДД в целом путем облегчения условий выполнения, постепенно уменьшая при этом оказываемую помощь. Многократное повторение изучаемого ДД на каждом занятии.
Второй этап – углубленное разучивание (точная координация). Разучивание углубленное, детализируется понимание закономерностей ДД, совершенствуется его координационная структура по элементам движения. Внимание занимающихся избирательно сосредотачивается на отдельных деталях техники, осознание его пространственных характеристик, временных и динамических. При этом мысленная деятельность занимающихся направляется на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения незначительных ошибок, создаются соответствующие условия при выполнении (облегченные, усложненные), вынуждающие последовательно сосредоточить внимание на уточняемых деталях.
Третий этап – закрепление и дальнейшее совершенствование (стабильная и вариативная точная координация). Создается навык и формируется способность целесообразно применять ДД в реальных условиях практической деятельности (как тренировочных, так и соревновательных действий). Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. В дальнейшем осуществляется стабилизация и совершенствование, достигается необходимая прочность, стабильность (использование целостного метода). Продолжительность третьего этапа зависит от подготовленности занимающихся и многих других факторов. В целом совершенствование техники должно приобретать на данном этапе все более индивидуализированный характер. Это требует от тренера изучения особенностей телосложения, уровня развития физических качеств. На этом этапе обеспечивается подвижность и вариативность действия, его приспособляемость к сбивающим факторам внешней среды, изменениям физическим и психическим в состоянии занимающихся - при этом частично создаются условия реальной обстановки практического применения (соревновательной). Количество повторений возрастает от занятия к занятию. На этом этапе вырабатывается необходимость эффективности действия.

-5-

Основные положения методики технической подготовки

(средства, методы)


Применение средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.
Средства и методы словесного, наглядного воздействия к ним относятся:

а) Беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) Показ техники изучаемого движения;

в) Демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;

г) Использование предметных и других ориентиров;

д) Звуко- и светолидирование;

е) Различные тренажеры, регистрирующие устройства.
Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений в этом случае применяются:
СРЕДСТВА: основными средствами обучения, являются физические упражнения.

- подводящие (постепенно приближающиеся к основным)

- имитационные (копирующие в основном характеристики действия разучиваемого)

- общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

- специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;
МЕТОДЫ:

- методы целостного и расчлененного упражнения, они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

- равномерный

- переменный

- повторный

- интервальный,

- игровой

- соревновательный и другие методы, способствующие совершенствованию и стабилизации техники движений.



Дополнительный материал
Двигательное умениеэто способность выполнять ДД на основе определенных знаний о его технике, начиная соответствующих предпосылок при значительной концентрации внимания занимающихся построить заданную схему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений и двигательное умение переходит в навык, характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью.

В процессе спортивной тренировки ДУ несут вспомогательную функцию Она может проявляться в двух случаях: 1) когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных ДД; 2) когда необходимо добиться простого освоения техники соответствующих ДД, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования ДН.

Формирование ДН стабилизируется тогда, когда система необходимых воздействий воспроизводится часто и относительно стереотипно.

Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей многолетней тренировки спортсмена.



Многолетний процесс технической подготовки спортсмена подразделяется на 3 стадии:

  1. Стадию базовой технической подготовки;

  2. Стадию углубленного технического совершенствования и достижение высшего спортивно-технического мастерства;

  3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства.

Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. Например, первая стадия обычно состоит из 4-6 годичных циклов, вторая 6-8, третья 4-6.

Поэтому построение, конкретное содержание и методика технической подготовки спортсмена каждой стадии, как правило, подчиняется периодизации годичного цикла тренировки. Чаще всего это наиболее ярко выражено в подготовке высококвалифицированных спортсменов. Дело в том, что у начинающих спортсменов годичный цикл не подразделяют отдельно на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. У них в течение всего года тренировочные занятия носят подготовительный характер.

Отсюда следует, что процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы.

В связи с этим в годичном цикле выделяют 3 этапа технической подготовки:



  1. поисковый;

  2. стабилизации;

  3. адаптивного совершенствования (приспособительного).

На 1-м этапе техническая подготовка направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или её обновленного варианта), улучшение предпосылок её практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода.

На 2-м этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода.

На 3-м этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом.

Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствовании технического мастерства являются:

  1. Достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;

  2. Частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование динамики.

Для решения первой задачи, как правило, применяются метод усложнения внешней обстановки, метод упражнения при различных состояниях организма; для решения второй – метод облегчения условий технических действий, метод сопряженных воздействий.
Метод усложнения внешней обстановки при выполнении технических приемов реализуется в ряде методических приемов:
1. Методический прием сопротивления условного противника используется, главным образом, в спортивных играх и единоборствах. Элементы борьбы с условным противником помогает спортсмену совершенствовать структуру и ритм выполнения технического приема. Он обеспечивает высокую плотность нагрузки в занятии, является действенным психологическим фактором для воспитания уверенности в собственных силах, для воспитания смелости и решительности.

2.Методический прием трудных исходных положений и подготовительных действий. В прыжках в воду уменьшается высота с трамплина. Футболистам предлагается выполнять удары ногой и головой по мячу, летящему по сложной траектории.

3.Методический прием максимальной скорости и точности выполнения действий. Например, в боксе спортсмену задается высокий темп ударов за определенный промежуток – 1 раунд. В прыжках в длину – разбег выполняется по слегка наклонной дорожке. В футболе используются сближение между партнерами при выполнении передачи с постоянной силой и др.

4.Методический прием ограничения пространства для выполнения действий позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствовании навыка. В беге и прыжках шаги выполняются по заранее сделанным меткам. В боксе используются уменьшенный ринг и т.п.

5.Методический прием выполнения действий в необычных условиях предполагает изменение условий тренировки (естественных условий, оборудования, инвентаря), содействует совершенствованию одной или нескольких характеристик техники движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и т.д.) Например, в легкой атлетике проводится бег или разбег в прыжках против сильного ветра, на увлажненном грунте, а в лыжных гонках – передвижение по обделенной лыжне.
Метод упражнений при состояниях организма спортсмена, затрудняющих выполнение технических действий.

1.Методический прием выполнения действия в состоянии значительного утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на технику после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Так, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику» наиболее сложную комбинацию. Этот прием оказывает на ЦНС организма большую нагрузку и требует от него высокой концентрации волевых усилий.

2.методический прием выполнения действий в состоянии значительного эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных, соревновательных и игровых методов в выполнение упражнений на технику.

3.методический прием периодического выключения или ограничения зрительного контроля позволяет избирательно воздействовать на рецепторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В результате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и тщательной оценке собственных движений по кинестетическим ощущениям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при помощи «мышечного чувства».

4.Методический прием формирования рабочей обстановки настраивает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного технического приема в соревновательной обстановке, стимулирует его активность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимущественно на технических приемах или, наоборот, на атакующих приемах.
Метод облегчения условий выполнения технических действий состоит из целого ряда методических приемов.

1.Методический приме вычленения элемента действия. Например, в боксе вычленяется: акцентированное ударное движение кисти, толчок ногой и тазом, вращательное движение туловища и плечевого пояса с последующим соединением этих элементов. В плавании выделяется работа рук и ног.

2.Методический прием снижения мышечных напряжений позволяет спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигательном навыке, контролировать координацию движений (по механизму обратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так, в борьбе подбирается противник более легкого веса, в боксе спортсмены выполняют упражнения в легких тренировочных перчатках.

3.Методический прием дополнительных ориентиров и срочной информации содействует наиболее быстрому овладению необходимой амплитудой движения, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания выполняемого действия. Например, для копьеметателя чертится прямая линия, строго вдоль которой он и выполняет разбег.


Метод сопряженных воздействий реализуется в спортивной тренировке в основном при помощи двух других.

1.Методический прием специализированных динамических упражнений основан на взаимном развитии физических способностей и совершенствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специальных упражнений. Так, в плавании используются ласты и лопатки на руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движениях. В легкой атлетике прыжковые упражнения, прыжки в длину и высоту выполняются с утяжеленным поясом. В водном поло передачи и броски выполняются утяжеленным мячом и т.д.



2.Методический прием специализированных изометрических упражнений предполагает использование изометрических упражнений в определенных суставных углах, характерных для технического приема. Например, в тяжелой атлетике изометрические напряжения спортсмен выполняет в положении низкого седа при углах сгибаниях ног не менее 90 градусов.