страница1/6
Дата05.04.2018
Размер0.49 Mb.
ТипПояснительная записка

Структура рабочей программы включает 4 раздела


  1   2   3   4   5   6

e:\documents and settings\дюсш\рабочий стол\2015-09-02\информация.jpg
Структура рабочей программы включает 4 раздела: 

  1. Пояснительная записка - раскрывает вклад предмета в воспитание и образование учащихся, особенности рабочей программы, общие цели курса, задачи, приоритетные формы и методы работы с учащимися, сроки реализации рабочей программы, почасовое распределение нагрузки основных средств подготовки по годам обучения; соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения; долгосрочное планирование учебно-тренировочных занятий.

  2. Особенности организации и содержание спортивной деятельности учащихся в группах начальной подготовки: учебно-тематические планы по годам обучения, содержание деятельности по годам обучения.

  3. Особенности организации и содержание спортивной деятельности учащихся в учебно-тренировочной группе: учебно-тематические планы по годам обучения, содержание деятельности по годам обучения.

  4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Пояснительная записка

Программа строится на основе и с учетом «Нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ» (1995 г.) и Устава МОУДОД «Бакчарская ДЮСШ».

Многолетнее планирование тренировочного процесса – это, по существу, нераскрытая методическая проблема. Не только тренер, но и ребенок должен знать и видеть конечную цель и понимать, как этого достичь. Представим себе двух футболистов. У одного предстоящая тренировочная модель «включена», у другого – нет. При стихийном обучении тренеру будет сложно контролировать процесс и делать какие-либо выводы для дальнейшего роста.

Данная программа направлена на развитие физического, умственного и творческого потенциала ребенка.

Цель программы – организация и реализация образовательно-спортивных мероприятий для физического и духовного развития учащихся посредством занятий футболом.

Задачи программы:


  1. Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности детей.

  2. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и потребности в систематических и самостоятельных занятий футболом.

  3. Формирование таких положительных черт характера как воля, настойчивость, активность.

  4. Сплочение коллектива, формирование навыков командной игры, воспитание чувства ответственности.

  5. Развитие двигательных качеств учащихся.

  6. Расширение теоретических знаний учащихся о развитии спорта в стране и за рубежом.

  7. Формирование основных представлений о функциях и строении организма, гигиенических знаниях, развитие навыков закаливания и самоконтроля.

  8. Формирование и совершенствование навыков игры в футбол (индивидуально и всей команды в целом).

  9. Создание команды, способной защищать честь МОУДОД «Бакчарская ДЮСШ» на районных и областных соревнованиях; в перспективе – взрослой команды района.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, от 8 до 18 лет.

Продолжительность образовательного процесса – 8 лет:

- 3 года в группах начальной подготовки (ГНП);

- 5 лет в учебно-тренировочной группе (УТГ).

Данная программа разработана с учетом особенностей условий для организации детско-юношеских занятий футболом в Бакчарском районе. Прежде всего, это один из самых отдаленных от областного центра районов, что делает его невыгодным в плане транспортной доступности. Кроме того, бюджет Бакчарского района достаточно скуден, не богат район и меценатами. Эти обстоятельства определяют ряд особенностей организации программы и, соответственно, работы тренера-преподавателя. В течение года мы можем принять участие только в одних официальных соревнованиях – областной спартакиаде школьников, остальные – соревнования местного уровня, контрольные и товарищеские встречи. Поэтому узкоспециальная направленность и форсированность подготовки учащихся нежелательна. Использование такого подхода к организации тренировок может оказать негативное воздействие на ребенка: психологическое – вследствие стрессов, физическое – дисбаланс в развитии воспитанников. Кроме того, интенсивная однообразная, следовательно, скучная, тренировочная программа может свести на нет весь интерес к занятиям.

Весь годичный цикл (сезон) состоит из двух подготовительных, двух соревновательных и двух переходных периодов:

- октябрь-ноябрь – подготовительный;

- декабрь-февраль – соревновательный;

- с 1 по 15 марта – переходный;

- 16 марта – апрель – подготовительный;

- май-июль – соревновательный;

- август – сентябрь – переходный (учащиеся получают на этот период домашнее задание, что делает образовательный процесс непрерывным).

В конце годичного цикла (сезона) проводится спортивно-оздоровительный лагерь. Это своеобразное подведение итогов сезона.

Перечисленные периоды достаточно условны в ГНП, нет официальных соревнований, есть лишь тренировочные, контрольные и товарищеские игры. Более четко периоды просматриваются в УТГ, особенно четвертого и пятого годов обучения.

После осеннего подготовительного и зимнего соревновательного периодов с 1 по 15 марта идет переходный период.

Подготовка к краткосрочному турниру продолжается около двух месяцев. В процессе тренировки нагрузки и тренировочные циклы варьируются от максимальных до сравнительно небольших. Интервалы отдыха от занятий к занятию выдерживаются в пределах, гарантирующих восстановление, но периодически занятия проводятся на фоне частичного недовосстановления. Это так называемые ударные циклы (недели). Смысл их сводится к тому, чтобы предъявить к организму особо тяжелые требования и получить в итоге мощный подъем работоспособности во время следующего отдыха. Наибольший прирост работоспособности мы получим при следующем режиме: две недели – постепенное увеличение нагрузки, неделя – разгрузочная. В недельном цикле в физическом плане в простом варианте задачи недельного цикла выглядят следующим образом:

понедельник – развитие быстроты;

вторник – скоростно-силовые качества;

среда – быстрота и ловкость;

четверг – специальная выносливость;

пятница – сила и специальная выносливость;

суббота – общая выносливость.

Если делается акцент на развитие одного из качеств, то соответствующие упражнения проводятся в начале тренировки.

В совершенствовании техники игры, в недельном цикле, последовательность такая: стереотипное, динамическое, адаптационное.

По нагрузке: средняя, большая, средняя.

Все вышесказанное относится к группам последних лет обучения, когда ребята должны показать результат своей работы за 8 лет. Игра – вот лучший показатель достигнутого.

Такой подход к построению образовательной программы позволяет организовать учебный процесс планомерно, без «скачков».

В группах начальной подготовки (8-11 лет) закладывается база для дальнейшего роста: развитие быстроты, ловкости, гибкости, владение основными двигательными навыками, основы технической подготовки; индивидуальная тактическая подготовка и начало действий в парах, тройках.

Особенность данной группы детей такова, что они не могут долго находиться без движения, слушать, выполнять одно и то же действие, поэтому беседы, упражнения, нагрузки здесь носят кратковременный характер с частыми, но незначительными интервалами отдыха. Здесь приемлемы следующие методы организации учебно-тренировочного процесса: соревновательный, игровой, повторный. Очень важно в этот период, чтобы дети находились как можно больше с мячом, не только при работе в технической подготовке, но и в разминке, в физической подготовке, в игре, что вызывает большой интерес учащихся к занятиям. В силу физиологических особенностей дети в этом возрасте не обладают отчетливыми мышечно-двигательными ощущениями, поэтому на первом этапе обучения основными методами являются: рассказ, простейшие объяснения (словесный метод), показ какого-либо технического приема или действия (наглядный метод). Основными формами подготовки в этом возрасте являются спортивные и подвижные игры, футбол по упрощенным правилам ( с малыми составами – максимум 4х4 на небольших площадках), соревнования, эстафеты, физические упражнения с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики.

Основные задачи тренировок:



  1. Формирование активного отношения.

  2. Всесторонняя общая и специальная физическая подготовка.

  3. Освоение навыков коллективной игры.

  4. Овладение основами техники игры.

Организм учащегося УТГ первого-третьего года обучения (11-14 лет) уже способен выдержать определенные нагрузки, у детей улучшается координация, и они постепенно могут усваивать как простые, так и сложные движения. С позиции психологии в этом возрасте хорошо развиваются наблюдательность, внимание и двигательная память.

Футбол – эмоциональная игра, поэтому построение тренировки, подбор упражнений при обучении должны иметь эмоциональный окрас, при котором быстрее осваиваются и прочнее закрепляются технические приемы, позволяющие осваивать игру. Развитие таких качеств как скоростные и координационные особенно благоприятно сказывается на физическом развитии учащихся. Должное внимание уделяется развитию динамической силы. Кроме этого, основными задачами в этом возрасте являются:



  1. Дальнейшее обучение технике и тактике игры (более сложные и разнообразные элементы с сопротивлением, совершенствование полученных навыков).

  2. Освоение специальных знаний как предпосылки гибкого тактического мышления и поведения во время игры, творческого подхода к ней.

  3. Формирование личности путем воздействия на морально-волевые качества, которые нужно проявить в игре.

В возрасте 15-17 лет (УТГ четвертого и пятого годов обучения) продолжается развитие организма и формирование личности. Нервная система в этом возрасте более стабильна, значительно возрастают ее регулирующие возможности. Главное отличие третьего этапа обучения – это совершенствование не отдельных элементов, а совершенствование индивидуальных и коллективных игровых задач в целом. Во многих тренировках применяется комплексный подход. Поскольку игра является своеобразным творческим процессом, который невозможно ограничить рамками определенных заранее наигранных комбинаций, то подготовка ведется в двух направлениях:

1) по линии разучивания и доведения до автоматизма простейших и наиболее часто встречающихся элементов;

2) по линии развития творческой инициативы занимающихся и их тактического мышления на основе полученных знаний.

Очень важно, чтобы ребята принимали участие в разработке комбинаций, стандартных положений. Для успешной реализации этой задачи используются макетное поле и просмотр видеозаписей. Разбор прошедшей игры становится одним из важнейших звеньев в развитии интеллектуальных способностей воспитанников.

Здесь уже применяются переменный, равномерный, круговой методы.

Основные задачи:



  1. Развитие двигательных способностей учащихся.

Главное внимание уделяется освоению специальных двигательных способностей.

  1. Углубленное обучение техническим приемам, их совершенствование в сложных условиях, разучивание групповых комбинаций, игровых ситуаций и их совершенствование.

  2. Формирование общественно-морального облика учащегося, обладающего всеми навыками грамотного и перспективного футболиста.

Все виды подготовки (физическая, техническая, тактическая и т.д.) неразрывно связаны между собой. Поэтому в УТГ последних лет обучения подход к организации учебно-тренировочного процесса становится интегральным. Психологическая подготовка осуществляется на протяжении всего процесса дополнительного образования и требует индивидуального подхода к каждому занимающемуся. В качестве контроля используются нормативы, которые приведены в программе. Существует так же способ оценки, известный как «Рейтинг футболиста». В нем учитываются посещаемость тренировок (причем болезнь считается таким же пропуском, т.к. учащиеся должны следить за собой и своим здоровьем), участие в соревнованиях, работа на тренировках. Но самый главный фактор – это прогресс от занятия к занятию, от цикла к циклу. И если ребенок не одарен природой, не имеет способностей, но он трудолюбив и старается стать лучше, то в рейтинге он в лидерах. В пример ставятся лучшие футболисты, однако поощряется стремление каждого участника найти свою игру, совершенствование его сильных сторон.

Послу курса обучения в МОУДОД «Бакчарская ДЮСШ» учащийся имеет возможность играть и совершенствовать свое мастерство во взрослой команде района.

В данном разделе программы также рассматривается почасовое распределение нагрузки основных средств подготовки по годам обучения, а также соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения, долгосрочное планирование учебно-тренировочных занятий. Для большей наглядности материал приведен в виде таблиц.

Таблица 1. Почасовое распределение нагрузки основных средств



подготовки по годам обучения


Разделы подготовки

Этапы подготовки

начальная подготовка

учебно-тренировочный

1

2

3

1

2

3

4

5

Общая физическая подготовка

78

78

80

70

60

70

75

85

Специальная физическая подготовка

-

-

-

45

55

69

74

94

Технико-тактовая подготовка

76

76

167

203

203

241

281

341

Теоретическая подготовка

32

32

32

32

32

40

42

42

Игровая и соревновательная подготовка

80

80

120

180

180

200

238

238

Контрольные нормативы

6

6

6

10

10

10

10

10

Общее количество часов:

272

272

405

540

540

630

720

810

Таблица 2. Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения (%)




Средства подготовки

Этапы подготовки

начальная подготовка

учебно-тренировочный

до года

свыше года

до 2 лет

свыше 2 лет

1

2

3

1

2

3

4

5

Общая физическая подготовка

51,6

40,5

32,4

22,1

18,8

17,3

16,4

16,4

Специальная физическая подготовка

-

-

-

14,1

17,2

17,1

18

18

Технико-тактовая подготовка

48,4

59,5

67,6

63,8

63,8

65,6

65,6

65,6

Таблица 3. Долгосрочное планирование учебно-тренировочных занятий




Возраст (лет)

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Этапы развития



начальный

УТГ 1-3 года обучения

УТГ 4-5 года обучения

Подготовка

техническая

основные навыки

авто

совершенствование

тактическая

простые тактические действия

индивидуальные и групповые

тактика игры

Координация

простая

сложная

совершенная

Гибкость

общая

специфическая

Поддержание

Быстрота










Ловкость










Скоростно-силовая
















Взрывная сила










Общая выносливость










Силовая










Специальная выносливость










Неформальные соревнования







На первенство села, района







Межрайонные










Областные



















- период развития;










- наиболее благоприятный период развития.



  1   2   3   4   5   6