Скачать 395.83 Kb.
Дата26.08.2019
Размер395.83 Kb.
ТипАвтореферат

Стратегия повышения экономической безопасности региона



На правах рукописи



ДОЦЕНКО ДМИТРИЙ ВАДИМОВИЧ


СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством Область исследования: 11 - Экономическая безопасность




Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре Менеджмента и социальных технологий НОУ ВПО Института управления, бизнеса и технологий

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

Крутиков Валерий Константинович

Официальные оппоненты: - доктор экономических наук, профессор

Захаров Игорь Васильевич

- кандидат экономических наук, доцент

Круглов Владимир Николаевич
Ведущая организация: - Московский государственный университет

им. М.В.Ломоносова, экономический факультет


Защита состоится «25» ноября 2009г. в 1100 часов на заседании диссертационного совета Д 521.023.01 при Московской академии экономики и права по адресу 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской академии экономики и права. Объявление о защите и автореферат диссертации размещены на сайте http://www.mael.ru «25» октября 2009 года.

Автореферат разослан «___»октября 2009 года.

подпись эрнст

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент О.А. Эрнст


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность исследования.

В быстроменяющихся условиях современной экономики способность обеспечить безопасность страны от воздействия внутренних и внешних угроз определяет уровень ее конкурентоспособности и динамику социально - экономического развития. Глобальные кризисные явления в производственной, продовольственной, энергетической, финансовой и иных сферах заставляют уделять особое внимание такому понятию, как экономическая безопасность. Сегодня она рассматривается, в основном, с позиций национальной экономики, в то время как, региональная составляющая изучена недостаточно полно.

Региональная безопасность имеет четко выраженную специфику. Это связано с совокупностью различных уникальных условий: географическим положением, климатом, степенью обеспеченности природными ресурсами, численностью населения, развитостью инфраструктуры и пр.

Выявление и нейтрализация угроз и кризисных ситуаций на уровне региона может существенно снизить степень риска возникновения глобальных угроз национальной безопасности. В последнее время на федеральном и региональном уровнях принят целый ряд нормативно-правовых актов по вопросам безопасности, однако их реализация пока не принесла ожидаемых результатов. Существующие стратегии повышения экономической безопасности регионов нуждаются в новых методах, механизмах и инструментах адекватных современным экономическим условиям.

Актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы, а также недостаточность ее методической разработанности обусловили выбор темы диссертационной работы, постановку цели и задач исследования.

Степень разработанности проблемы.

В России повышенный интерес к проблемам укрепления экономической безопасности возник в последнем десятилетии XX века. Он был связан с началом экономических преобразований и системным кризисом российской экономики.

Результаты исследований данной проблемы нашли отражение в работах таких авторов как: Абалкин Л., Архипов А., Афонцев С., Беляев А., Богданов И., Бухвальд Е., Вельяминов Г., Воронцов Г., Глазьев С., Гловацкая Н., Гончаренко Л., Городецкий А., Гринберг Р.С., Дронов В., Загашвили В., Илюмжинов К., Кирьянов А., Кляйнер Г., Колосов А., Коротков Э., Кошеваров Г., Кузнецов С., Куценко Е., Лазуренко С., Лейба С., Литвинов В., Лукашин В., Львов Д., Мак-Мак В., Максутов Р., Михайлов Б., Некипелов А. Олейников Е., Паньков В., Петраков Н., Потрубач Н., Поздняков Э., Прохоренко Л., Сенчагов В. и др.

Связаны они, в основном, с теоретико-методологическим и практическим обеспечением национальной безопасности.

Труды Куклина А., Пузова Е., Татаркина А., Яшина С., и др. посвящены проблемам региональной безопасности

Однако остались неразработанными конкретные методы, механизмы и инструменты взаимодействия органов региональной и федеральной власти по предотвращению и нейтрализации кризисных ситуаций, обеспечивающих региональную экономическую безопасность. Отсутствуют критерии оценки деятельности по созданию эффективной системы экономической безопасности региона.



Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования - разработка научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию стратегии повышения экономической безопасности региона с учетом его особенностей.

Достижение поставленной цели потребовало последовательного решения следующих основных задач:

- на основе анализа исследований, проведенных по проблемам экономической безопасности, уточнить сущность понятия региональная экономическая безопасность, определить ее место в общей системе экономической безопасности;

- определить основные особенности методов, механизмов и инструментов региональной системы повышения экономической безопасностью;

- дополнить методику оценки экономической безопасности на региональном уровне с учетом ранее выявленных особенностей;

- разработать методические рекомендации по совершенствованию системы обеспечения экономической безопасности на региональном уровне;

- используя разработанный методический аппарат провести оценку региональной экономической безопасности Калужской области для выявления основных угроз; и внесения предложений по их устранению.

Область исследования соответствует п.11.4 «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов повышения экономической безопасности» специальности 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством».

Объектом исследования является экономическая система и институциональные преобразования, способствующие повышению уровня экономической безопасности региона.

Предметом исследования являются методы, механизмы, и инструменты повышения экономической безопасности региона.

Теоретическая и методическая основа исследования.

Теоретической и методической основой исследования послужили современные концепции и системы научных взглядов на экономическую безопасность в целом и на региональную экономическую безопасность в частности, изложенные в научных трудах ведущих экономистов.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, логический метод и статистические методы обработки данных.

Информационную базу диссертационного исследования составили нормативно правовые акты Российской Федерации и нормативно-методические документы органов государственной власти, работы российских и зарубежных ученых. В качестве статистической и фактологической базы использовались материалы, представленные Федеральной службой государственной статистики, Советом Безопасности Российской Федерации, Министерством экономического развития Калужской области, материалы научных конференций и семинаров, региональные справочные и информационные материалы, публикации периодической печати.

Научной гипотезой диссертационного исследования является предположение о том, что повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании и методическом обеспечении стратегии создания эффективной системы управления экономической безопасностью региона, базирующейся на разграничении функций и ответственности в процессе межведомственного взаимодействия органов власти, а также на совершенствовании методов, механизмов и инструментов повышения безопасности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Экономическая безопасность на любом из ее уровнях и в частности на региональном уровне должна рассматриваться как система отношений общества и государства и, следовательно, основным подходом к изучению проблем экономической безопасности должен являться системный подход. Необходимость использования системного подхода объясняется диалектическим единством процессов обеспечения безопасности на международном, национальном, региональном и личностном уровнях, что не позволяет рассматривать один уровень безопасности, не учитывая остальные. Источником такого единства является схожая сущность процессов, влияющих на разные уровни экономической безопасности.

2. Существующие комплексные системы показателей оценки и мониторинга экономической безопасности в регионе используемые при анализе ситуации в производственной сфере и энергетике нуждаются в усовершенствовании. Анализ кризисных ситуаций в производственной сфере целесообразно проводить, используя показатели по которым ведется статистический учет, а именно: объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности. Энергетическую безопасность регионов, не имеющих собственных источников в балансе топлива и электроэнергии целесообразно проводить, ориентируясь только на обеспеченность запасами топлива.

3. Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.

4. В связи с тем, что основным барьером на пути возникновения кризисных ситуаций в социально-экономических отношениях региона должна стать скоординированная деятельность органов власти, основным инструментом реализации ими своих функций и полномочий по обеспечению экономической безопасности должна стать региональная целевая программа по обеспечению экономической безопасности.

5. Основными направлениями оптимизации структуры бюджета региона в соответствии с решаемой в настоящее время задачей поиска источников финансирования антикризисных мер являются:

- улучшение качества планирования расходов за счет усиления контроля над обоснованностью включения затрат в состав расходов ряда подразделов бюджета (например, «Другие вопросы…»);

- изменение структуры бюджета в сторону уменьшения доли затрат на обеспечение деятельности органов исполнительной власти за счет исключения дублирования выполняемых ими функций и увеличения доли затрат на реализацию областных целевых программ;

- использование на стадии планирования принципа логической обоснованности увеличения доли затрат областного бюджета на те социально-экономические сферы, в которых в ходе мониторинга экономической безопасности выявлены наиболее кризисные ситуации.

Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что предложенная стратегия повышения экономической безопасности в регионе может быть использованы органами государственной власти субъектов федерации для обеспечения стабильного, устойчивого и поступательного развития экономики и общества. Полученные в ходе проведенного исследования результаты вносят определенный вклад в изучение экономической безопасности. В работе предложен системный подход к определению региональной экономической безопасности; проведена классификация показателей; разработан алгоритм деятельности по обеспечению экономической безопасности, построенный на взаимодействии органов государственной власти с обществом. Предложенная в диссертационной работе система показателей экономической безопасности может быть использована для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития региона, а также проектов бюджета субъектов федерации.

Результаты исследования применяются в преподавании курсов «Региональная экономика», «Основы бизнеса» в учебном процессе НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и технологий г. Калуга



Апробация. Основные теоретические и практические положения диссертационной работы были представлены и одобрены на международных и научно-практических конференциях.

По теме диссертации опубликовано 16 работ общим объемом 8,4 п.л. В том числе работы нашли отражение в содержании трех монографий, а три работы опубликованы в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.



Объем и структура. Диссертация состоит из вступления, трех глав и заключения, включает 30 таблиц и 11 рисунков, библиографический список, состоящий из 122 источников, и 9 приложений. Во введении обоснована актуальность темы, определены степень разработанности проблемы, цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе определены основные теоретические взгляды на проблемы обеспечения экономической безопасности. Во второй главе проведен анализ состояния экономической безопасности и выявлены основные угрозы экономической безопасности Калужской области. В третьей главе определены основные направления по предотвращению и нейтрализации выявленных угроз. В заключении по результатам исследования сформулированы основные выводы и предложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается общая характеристика работы по следующим параметрам: актуальность исследования, степень разработанности проблемы; цель, объект и предмет исследования; теоретическая и методологическая основа, фактологическая и статистическая база исследования; научная гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация результатов исследования.

В первой главе «Теоретические и методические аспекты экономической безопасности» рассмотрены основные уровни и структура экономической безопасности, уточнена сущность понятия «региональная экономическая безопасность», определено ее место среди уровней экономической безопасности.

В ходе проведенного исследования выявлена необходимость в систематизации подходов к определениям всех уровней экономической безопасности. В связи с этим предложен авторский подход к определению экономической безопасности, как системе социально-экономических отношений на всех ее уровнях с позиций противодействия внешним и внутренним критическим угрозам.

Экономическая безопасность на любом из ее уровнях и в частности на региональном уровне должна рассматриваться как система отношений общества и государства и, следовательно, основным подходом к изучению проблем экономической безопасности должен являться системный подход.

Региональную экономическую безопасность соискатель определяет как такое состояние социально-экономических отношений региональной экономической системы, при котором она способна эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним.

Остальным уровням экономической безопасности даны следующие определения.

Международная экономическая безопасность – это такое состояние международной экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера, то есть каждому государству-члену мирового сообщества обеспечивается:

- свобода выбора пути экономического развития;

- защищенность от враждебного внешнего воздействия, закрепленная международным правом;

- устойчивость к глобальным внешним и внутренним экономическим потрясениям и кризисам.

Национальная экономическая безопасность – это такое состояние национальной экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним.

Личная безопасность – это такое состояние международной, национальной и региональной экономических систем, при котором они способны противодействовать всем биологическим, политическим, социальным, духовным, нравственным и культурным критическим угрозам каждой отдельной личности.

Предложенный подход позволяет четко определить место региональной экономической безопасности и выявить диалектическое единство процессов обеспечения безопасности на международном, национальном, региональном и личностном уровнях. Подобное единство процессов не позволяет рассматривать один уровень безопасности, не учитывая остальные. На региональную экономическую безопасность влияют как внешние факторы, связанные с международной и национальной экономической безопасностью, так и внутренние, связанные с экономической безопасностью отдельного предприятия или каждой отдельной личности. Кроме того, факторы, являющиеся внутренними для одного уровня экономической безопасности, для другого могут быть внешними. Системность данного подхода к экономической безопасности заключается в единообразии предложенных определений. Источником такого единообразия является единая сущность процессов, влияющих на разные уровни экономической безопасности.

Во второй главе «Методологические и методические основы оценки и мониторинга экономической безопасности на региональном уровне» на основе анализа зарубежного и отечественного опыта проведена классификация существующих показателей экономической безопасности, усовершенствована система показателей оценки экономической безопасности региона и выявлены основные угрозы экономической безопасности Калужской области.

Одной из первостепенных задач при изучении экономической безопасности является разработка такой системы показателей, которая объективно и своевременно отражала бы кризисные явления в экономике. Это является сложной методической проблемой, для решения которой необходимо провести классификацию существующих показателей экономической безопасности. В исследовании предложена следующая классификация показателей экономической безопасности (Рис. 1).

В связи с многообразием факторов, влияющих на экономическую безопасность и ее многоуровневую систему, существует большое количество различных показателей, характеризующих безопасность, и подходов к их формированию. Отсутствие систематизации существующих показателей затрудняет решение этой задачи. С помощью предложенной системы задача выбора нужного показателя существенно упрощается.

Рис. 1. - Классификация показателей экономической безопасности

Рассмотрим, какое место, в предложенной классификации, займут некоторые наиболее распространенные показатели экономической безопасности.

«Общий объем инвестиций в экономику государства»: по уровню безопасности – макроэкономический, по виду показателя - количественный индикатор, по уровню влияния – внешний, по сфере безопасности – экономическая (инвестиционная). «Уровень безработицы в Калужской области, (%)»: по уровню безопасности – мезоуровень, по виду показателя – качественный индикатор, по уровню влияния – внутренний, по сфере безопасности – социальный (рынок труда). «Пороговое значение отношения дефицита бюджета Калужской области к валовому региональному продукту Калужской области» - по уровню безопасности – мезоуровень, по виду показателя – качественный порог, по уровню влияния – внутренний, по сфере безопасности – экономическая (финансовая).

Такая классификация показателей отражает особенности экономической безопасности: ее сложную, многоуровневую структуру; огромное количество различных социально-экономических факторов, влияющих на нее; разнообразие существующих подходов к формированию систем показателей ее оценки.Значимость, предложенной классификации заключается в том, что она позволяет существенно упростить задачу выбора показателя (показателей), наиболее полно характеризующего ту или иную сферу экономики в зависимости от уровня безопасности. Кроме того, классификация позволяет создавать многоуровневые системы показателей, отражающих положение дел во всех сферах жизнедеятельности региона.

В ходе исследования усовершенствована комплексная система показателей оценки и мониторинга экономической безопасности в регионе используемая при анализе ситуации в производственной сфере и энергетике. В основу работы по совершенствованию комплексной системы показателей оценки экономической безопасности в регионе положена система показателей, предложенная группой авторов Института экономики Уральского отделения РАН (Татаркиным А.И и др.) В нее внесены следующие изменения.

При анализе кризисных ситуаций в производственной сфере использование индикаторов, предложенной системы, не представлялось возможным, в связи с их отсутствием в существующей системе статистического учета. Поэтому анализ кризисных ситуаций в производственной сфере целесообразно проводить, используя показатели по которым ведется статистический учет, а именно: объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности. Следовательно, необходимо внести соответствующие изменения в формулы расчета обобщающей оценки остроты кризисной ситуации в данной сфере (Таблица 1).

Таблица 1. - Изменения в оценке остроты кризисной ситуации в производственной сфере



Оценка остроты кризисной ситуации в производственной сфере по существующей методике

Изменения методики оценки остроты кризисной ситуации в производственной сфере

Кtпроизв

=

αtпроизв

* ktпроизв.1

* ktпроизв.2



Кtпроизв

=

αtпроизв

* ktпроизв.1

* ktпроизв.2



αtпроизв

=

100% -

Qtпроизв

* 100%,

Q2002произв



αtпроизв

=

100% -

Qtпроизв

* 100%,

Q2004произв






ktпроизв.1

=

а2002 эл

+

а2002маш

аt эл

+

а t маш



ktпроизв.1

=

а2004оп

+

а2004эгв

аtоп

+

а tэгв



ktпроизв.2

=

иtОППФ

и2002ОППФ



ktпроизв.2

=

иtОППФ

и2004ОППФ




Кtпроизв - обобщающая оценка остроты кризисной ситуации в анализируемом периоде;

αtпроизв – фактическое изменение (падение) промышленного производства (по существующей системе) или объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности (измененное) в анализируемом периоде по сравнению с базовым периодом;

Qtпроизв – объем продукции промышленности (по существующей системе) или объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности (измененное) в анализируемом периоде;

Q2002произв , Q2004произв - тоже в базовом году, (2002 или 2004);

ktпроизв.1 – корректирующий коэффициент изменения по сравнению с базовым периодом доли электроэнергетики, машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленной продукции (по существующей системе) или доли обрабатывающих производств и производства и распределения электроэнергии, газа и воды в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности (измененный);

ktпроизв.2 – корректирующий коэффициент, учитывающий изменения износа ОППФ по сравнению с базовым периодом (по существующей системе – 2002 год, измененный -2004 год);

а2002эл., аtэл.- соответственно доля электроэнергетики в общем объеме промышленной продукции в базовом и анализируемом периодах, в %;

а2002маш, аtмаш - соответственно доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленной продукции в базовом и анализируемом периодах, в%;

а2004оп, аtоп - соответственно доля обрабатывающих производств в базовом и анализируемом периодах, в %;

а2004эгв, аtэгв - соответственно доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды в базовом и анализируемом периодах, в %;

и2002ОППФ, и2004ОППФ, иtОППФ - соответственно износ ОППФ в базовом (2002 или 2004) и анализируемом периодах на территории, в %.

При этом в связи с тем, что показатели относительные и характеризуют темпы падения производства при сопоставлении полученных значений обобщающих оценок их можно сравнивать с пороговыми значениями (темпами падения) существующей системы.

Отдельное внимание необходимо уделить методике оценки энергетической безопасности. В предлагаемой системе используется два интегральных показателя: доля собственных источников в балансе топлива и электроэнергии на территории и степень обеспечения запасами топлива у потребителей. Однако, ряд регионов Российской Федерации (например, Калужская область) собственных источников в балансе топлива и электроэнергии не имеют, и особенностью таких регионов является то, что их энергетическая безопасность полностью зависит от запасов топлива. Соответственно использование первого интегрального показателя не возможно, и оценку энергетической безопасности таких регионов целесообразно проводить, ориентируясь только на обеспеченность запасами топлива. При этом пороговые значения (предкризис1 - ПК1, предкризис2 - ПК2, предкризис3 - ПК3, кризис1 - К1, кризис2 - К2, кризис3 - К3) степени обеспечения запасами топлива у потребителей целесообразно увеличить на соответствующие значения доли собственных источников в балансе топлива и электроэнергии на территории (Таблица 2).

Таблица 2. - Пороговые значения энергетической безопасности





Показатель

Пороговые значения

ПК1

ПК2

ПК3

К1

К2

К3

Для регионов, имеющих собственные источники в балансе топлива и электроэнергии

Доля собственных источников в балансе топлива и электроэнергии на территории

70

63,33

56,67

50

40

30

Степень обеспечения запасами топлива у потребителей

30

27

23

20

17

14

Для регионов, не имеющих собственных источников в балансе топлива и электроэнергии

Степень обеспечения запасами топлива у потребителей

100

90.33

79.67

70

57

44

По усовершенствованной системе проведена оценка экономической безопасности Калужской области, в ходе которой выявлены основные угрозы ее безопасности в сфере правопорядка, а также в финансовой, демографической, продовольственной и экологической сферах.

В третьей главе «Совершенствование методов управления экономической безопасностью региона» разработан алгоритм обеспечения экономической безопасности в регионе, определены основные инструменты и направления обеспечения экономической безопасности региона.

В ходе исследования проведен анализ задач и функций различных органов региональной власти по обеспечению экономической безопасности. Анализ позволил усовершенствовать механизм взаимодействия органов власти в целях повышения эффективности системы безопасности Калужской области. В основу системы положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона. Основными участниками системы являются региональные органы власти (правительство, министерства и ведомства, учреждения), территориальные органы федеральной власти (органы внутренних дел, управление федерального казначейства и пр.) и общественные институты региона (региональные общественные палаты, территориальное объединение организаций профсоюзов и др.).

Исследование показало, что между участниками должны быть четко распределены сферы ответственности, в зависимости от вида безопасности. Так обеспечение продовольственной безопасности входит в сферу ответственности Министерства сельского хозяйства и Министерства экономического развития. Финансовая безопасность – в сферу ответственности Министерства финансов, и т.д. Для успешного функционирования системы необходима координация деятельности всех ее участников. Осуществлять такую координацию, может Межведомственная комиссия по антикризисному управлениюколлегиальный орган, создаваемый с целью организации и координации работ по обеспечению экономической безопасности региона. В Межведомственную комиссию входят руководители или представители всех участников системы. Основными ее функциями являются: анализ данных о состоянии экономической безопасности региона; координация деятельности всех участников системы и принятие решений об осуществлении мероприятий по противодействию кризисным ситуациям.

Процесс обеспечения экономической безопасности в регионе должен проходить в два этапа – мониторинг безопасности и управление безопасностью.

Мониторинг безопасности непрерывное наблюдение за возникновением негативных воздействий (угроз) на экономику региона, определение их видов и причин возникновения. При его осуществлении необходимо придерживаться принципа непрерывности наблюдения за состоянием объекта мониторинга. Мониторинг целесообразно проводить ежеквартально и в целом за прошедший год, в исключительных случаях можно отслеживать кризисные ситуации ежемесячно. Основными задачами мониторинга являются: оценка состояния и динамики развития экономики; выявление деструктивных тенденций и кризисных явлений в экономики региона; определение причин, источников, характера, интенсивности воздействия критических угроз на экономику региона; прогнозирование негативных последствий кризисных ситуаций.

Управление безопасностьюнепрерывный процесс обеспечения и защиты экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, направленного на поддержание устойчивости и потенциала развития экономики региона. Основными задачами управления безопасностью являются: оценка и выработка направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности; разработка предложений о совершенствовании взаимодействия между участниками системы; планирование и проведение контрольных и профилактических мероприятий по безопасности.

Таким образом, функционирование системы обеспечения безопасности региона можно представить в виде следующего алгоритма (Рис. 2).

Последовательное выполнение всех стадий на этапах мониторинга и управления экономической безопасности позволит не только отслеживать все негативные процессы в экономике региона, но и своевременно предотвращать все критические угрозы безопасности.

Результаты функционирования системы проявятся в следующем:

- создание единой информационной базы данных (системы индикаторов);

- определение основных угроз и разработка мер по их устранению;

- координация и методическое руководство деятельностью администраций городов и районов, государственных предприятий и учреждений региона, общественных организаций по вопросам, антикризисного управления;

- внедрение в практику органов власти принципов профессионального поведения антикризисных управляющих;

- выработка единых стандартов и методов антикризисного управления;

- разработка программ развития проблемных территорий региона.

Рис. 2. - Алгоритм обеспечения экономическойбезопасности региона (на примере Калужской области)


Основными преимуществами предлагаемой системы являются:

- возможность непрерывно отслеживать негативные изменения в социально-экономических отношениях региона;

- малозатратность при ее создании и функционировании;

- стимулирование работы региональных органов власти по принципу взаимодействия государства и общества;

- высокая эффективность функционирования, за счет коллегиального принятия решений, четкого распределения ответственности за возникновение кризисных ситуаций и их нейтрализацию за конкретными министерствами и ведомствами.

В ходе исследования обоснована необходимость принятия областной целевой программы по обеспечению экономической безопасности, как инструмента предотвращения и нейтрализации кризисных явлений, а также определены критерии оценки ее эффективности.

В связи с тем, что основным барьером на пути возникновения кризисных ситуаций в социально-экономических отношениях региона должна стать скоординированная деятельность органов власти, возникает необходимость в определении инструмента реализации ими своих функций и полномочий по обеспечению безопасности. Таким инструментом должна стать региональная целевая программа по обеспечению экономической безопасности.

Под региональной целевой программой понимается комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития региона. Как показало исследование, именно системные проблемы в различных сферах региона и являются источником кризисных ситуаций, преодоление и предотвращение которых является главной задачей обеспечения экономической безопасности.

Исследованием установлено, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности, однако ни в названиях, ни в целях и задачах этих программ термин безопасность не употребляется. Так в Калужской области, по состоянию на 01.01.2009, действует 41 областная целевая программа, на реализацию которых в бюджете 2008 года заложено более 3.2 млрд. руб. или 12.1% от общей суммы расходов областного бюджета. Некоторые из них имеют схожие цели и задачи. Например, областные целевые программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Калужской области (2008-2011 годы)», «Здоровое поколение (2007-2009 годы)», «Мужское здоровье (2007-2009 годы)» и «Улучшение демографической ситуации в Калужской области на 2007-2010 годы». В конечном итоге программы направлены на одну цель – улучшение демографической ситуации в регионе. Использование единой областной целевой программы по обеспечению экономической безопасности позволит снизить общее количество программ, уменьшит расходы бюджета и сделает расходование средств более прозрачным.

Кроме того, региональная целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, направленных на преодоление и предотвращение кризисных ситуаций установленных в процессе мониторинга экономической безопасности в конкретных ее сферах. При этом каждая подпрограмма должна быть направлена на предотвращение или преодоление кризисных ситуаций в конкретной сфере безопасности, а их количество должно соответствовать количеству сфер, в которых выявлены угрозы безопасности.

Преимуществами разработки и реализации региональных программ по обеспечению экономической безопасности над остальными являются:

- логическая обоснованность решения о разработке и утверждении, которая заключается в том, что программа принимается только в случае возникновения угроз экономической безопасности;

- целевая направленность на те социально-экономические сферы региона, в которых угрозы безопасности наиболее существенны и их предотвращение является наиболее приоритетной задачей;

- возможность исключения большого количества разнонаправленных областных целевых программ, цели которых схожи;

- экономия средств областного бюджета в связи с уменьшением общего количества областных целевых программ;

- возможность улучшения региональными органами власти экономической безопасности области с помощью программных мероприятий;

- возможность определения эффективности как всей программы в целом, так и отдельных подпрограмм;

- возможность внесения изменений и дополнений в целевые программные мероприятия в случае недостаточной их эффективности.

При разработке критериев эффективности региональной целевой программы по обеспечению экономической безопасности использовались показатели мониторинга экономической безопасности (интегральные показатели и их пороговые значения). Целью мониторинга является определение сфер, в которых наблюдаются кризисные явления. Каждой из этих сфер будет соответствовать подпрограмма, целевой программы по обеспечению экономической безопасности (далее подпрограмма), в которой будут определены мероприятия по повышению безопасности этой сферы.

Для расчета критериев эффективности подпрограмм введем логическое условие, связанное с особенностью пороговых значений. Оно заключается в том, что пороговые значения изменяются как в меньшую, так и в большую сторону. То есть в первом случае наблюдается вектор роста ( ), а во втором вектор снижения ( ) значений пороговых показателей.

Итак, критерии эффективности подпрограммы по сфере безопасности (Кэффi) в зависимости от логического условия рассчитываются по формуле:

- для интегральных показателей кризисной ситуации, у которых наблюдается вектор роста пороговых значений:

Кэффi.

=

αit-1 - αit

, где

Пшi




Пшi

=

ПЗк3 – ПЗпк1




Кс

- для интегральных показателей кризисной ситуации, у которых наблюдается вектор снижения пороговых значений:



Кэффi.

=

αit - αit-1

, где

Пшi




Пшi

=

ПЗпк1 – ПЗк3

, где

Кс

αit-1 - значение интегрального показателя кризисной ситуации по сфере безопасности на момент утверждения подпрограммы;

αit - значение интегрального показателя кризисной ситуации по сфере безопасности после реализации подпрограммы;

Пшi – пороговый шаг значений интегральных показателей кризисной ситуации по сфере безопасности.

ПЗпк1 – пороговое значение интегрального показателя кризисной ситуации по сфере безопасности, характеризующее состояние остроты кризиса - предкризис1;

ПЗк3 – пороговое значение интегрального показателя кризисной ситуации по сфере безопасности, характеризующее состояние остроты кризиса – кризис3.

Кс – количество состояний остроты кризиса в каждой из сфер безопасности (в данном случае по всем сферам 6 состояний).

Чтобы определить более четкие границы эффективности подпрограммы, выделены следующие степени эффективности:

- если значение Кэффi меньше 0, то подпрограмма, не эффективна.

- если значение Кэффi больше 0, но меньше 2, то эффективность подпрограммы слабая.

- если значение Кэффi больше 2, но меньше 4, то эффективность подпрограммы средняя.

- если значение Кэффi больше 4, но меньше 6, то подпрограмма эффективна.

- если значение Кэффi больше 6, то эффективность подпрограммы высокая.

Для определения эффективности областной целевой программы по обеспечению экономической безопасности в целом рассчитаем среднее значение критериев эффективности подпрограмм по следующей формуле:



Кэфф.

=

Σ Кэффi.

, где

Ксф

Кэфф – критерий эффективности областной целевой программы по обеспечению экономической безопасности;

Ксф – количество подпрограмм по сферам безопасности, в которых наблюдались кризисные ситуации.

Сравнив полученные значения критерия с границами степеней эффективности, предложенными выше можно оценить степень эффективность областной целевой программы по обеспечению экономической безопасности в целом.

Кроме того, определены основные направления оптимизации структуры бюджета региона в соответствии с решаемой, в настоящее время, задачей поиска источников финансирования антикризисных мер.

Сегодня перед региональными органами власти стоит задача по поиску источников финансирования антикризисных мер. Одним из важных источников является оптимизация структуры расходов бюджета.

В ходе исследования проанализирована структура запланированных и исполненных расходов бюджета Калужской области в 2007 году по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов установлено следующее. По ряду подразделов «Другие вопросы…» запланированные расходы значительно превысили исполненные. В структуре запланированных в 2007 году расходов на «другие вопросы» приходилось 13.52% или более 2.3 млрд. рублей. В тоже время, в структуре исполненных в 2007 году расходов на «другие вопросы» приходилось 9.90 % или более 1.97 млрд. рублей, что на 3.62% меньше запланированных расходов. Если бы в 2007 году затраты, запланированные на подразделы «Другие общегосударственные вопросы», «Другие вопросы в области национальной экономики», «Другие вопросы в области охраны окружающей среды», «Другие вопросы в области образования» и «Другие вопросы в области здравоохранения и спорта» не превысили их исполнение, то экономия бюджетных средств составила бы 773.3 млн. рублей или 102.03% от суммы дефицита (757.9 млн. рублей). Более качественное планирование и детализация расходов в части подразделов «Другие вопросы…» позволило бы не только полностью покрыть дефицит бюджета области, но и сделать его профицитным.

Таким образом, первый путь оптимизации структуры расходов бюджета Калужской области – это улучшение качества планирования расходов (как это видно по ряду подразделов бюджета) за счет усиления контроля над обоснованностью включения затрат в состав расходов вышеуказанных подразделов.

Ряд государственных функций и полномочий в Калужской области дублируются разными органами исполнительной власти. Одним из характерных примеров такого дублирования является исполнение функции «кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Согласно п. 5.12. Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 эту функцию осуществляет Федеральное казначейство. Фактически в Калужской области кассовое обслуживание исполнения федерального и местных бюджетов осуществляется Управлением Федерального казначейства по Калужской области, а кассовое обслуживание исполнения областного бюджета Министерством финансов Калужской области (п. 3.3 Положения о министерстве финансов Калужской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 12.04.2004 № 265). Передача Министерством финансов Калужской области полномочий по кассовому обслуживанию исполнения областного бюджета в Управление Федерального казначейства по Калужской области позволит сэкономить средства областного бюджета, которые в дальнейшем можно перераспределить на иные цели, в том числе и на финансовое обеспечение областной целевой программы по обеспечению экономической безопасности. В случае осуществления этого на практике изменится структура расходов областного бюджета. Например, снизятся в ведомственной структуре расходов доли затрат, отнесенных на «Обеспечение деятельности финансовых органов», «Выполнение функций государственными органами» и «Другие общегосударственные вопросы», и увеличится доля затрат, отнесенных на реализацию областных целевых программ.

То есть, второй путь оптимизации структуры расходов бюджета Калужской области – это изменение структуры бюджета в сторону уменьшения доли затрат на обеспечение деятельности органов исполнительной власти (за счет исключения дублирования выполняемых ими функций) и увеличения доли затрат на реализацию областных целевых программ (в том числе и по обеспечению экономической безопасности).

Сегодня бюджетный процесс в целом основывается на принципах вертикального и горизонтального выравнивания, а расходы бюджета будущего года планируются исходя из фактических затрат бюджета прошлого года. Такой бюджетный процесс не позволяет в достаточной степени обосновать и запланировать в необходимом объеме финансирование мероприятий по обеспечению экономической безопасности. Важнейшим направлением совершенствования системы управления бюджетными расходами является внедрение в бюджетный процесс принципа бюджетирования, ориентированного на результат. Решение органами власти Калужской области задачи обеспечения экономической безопасности через оптимизацию расходов бюджета полностью отвечает вышеуказанному принципу. Процесс такой оптимизации расходов областного бюджета заключается в следующем. Результаты мониторинга угроз экономической безопасности должны быть учтены при планировании расходов бюджета будущего года. Приоритет при распределении расходов должен отдаваться тем социально-экономическим сферам, в которых сложились кризисные ситуации, а следовательно структура затрат бюджета должна изменяться в сторону увеличения доли затрат по этим сферам. При этом следуя логике наибольшее увеличение доли затрат должно приходиться на сферы, в которых наблюдаются наиболее кризисные ситуации. Реализовать это процесс можно через включение этих затрат в финансирование областной целевой программы по обеспечению экономической безопасности.

Третий путь оптимизации структуры расходов бюджета Калужской области состоит в использовании на стадии планирования принципа логической обоснованности увеличения доли затрат областного бюджета на те социально-экономические сферы, в которых в ходе мониторинга экономической безопасности выявлены наиболее кризисные ситуации.



Выявленные в ходе исследования направления оптимизации структуры расходов, представленные на примере Калужской области, представляют интерес, в условиях современного финансово – экономического кризиса, и для других регионов страны.

В заключении сформулированы выводы и предложения, вытекающие из логики и результатов исследования.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:



Статьи в журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК:

1. Доценко Д.В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие / Д.В.Доценко // Аудит и финансовый анализ. – 2009. – № 4. – 0,7 п.л.

2. Доценко Д.В. Оценка продовольственной безопасности региона / Д.В. Доценко // АПК: экономика, управление. – 2009. – № 8. – 0,2 п.л.

3. Доценко Д.В. Совершенствование методики оценки экономической безопасности региона. / Д.В.Доценко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 15. – 0,5 п.л.



Прочие публикации по теме диссертационного исследования:

4. Доценко Д.В. Проблемы реализации межбюджетных отношений на примере Калужской области / Д.В. Доценко // Материалы международной научно-практической конференции «Регион-2006. Конкурентоспособность бизнеса и технологий как фактор реализации национальных проектов». – Брянск, 2006. – 0,3 п.л.

5. Доценко Д.В. Основы бизнеса: Учебно-методическое пособие (курс лекций, учебная программа, план, тесты). Глава 13. Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность» / Д.В. Доценко [и др.] – Калуга: Изд-во «Ваш домъ», 2007. – 21 п.л. (авт. – 1,4 п.л.).

6. Доценко Д.В. Демографическая безопасность и ее обеспечение в Калужской области / Д.В. Доценко // Межвузовский сборник научных трудов «Безопасность России в условиях глобализации». – Зеленоград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2007. – 0,3 п.л.

7. Доценко Д.В. Туризм как фактор развития экономики региона. Глава 1.8. Туризм и некоторые аспекты его безопасности / Д.В. Доценко [и др.] – Калуга: Изд-во «Эйдос», 2007. – 19,3 п.л. (авт. – 0,3 п.л.).

8. Доценко Д.В. Предпринимательство и международное партнерство. Глава 5. Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность» / Д.В. Доценко [и др.] – Калуга: Изд-во ООО «Ваш домъ», 2007 – 13 п.л. (авт. – 1,5 п.л.).

9. Доценко Д.В. в соавт. Инновационное предпринимательство. Глава 6. Экономическая безопасность инновационной системы Калужской области. / Д.В. Доценко [и др.] – М.: Изд-во «Ноосфера», 2008. – 22 п.л. (авт. – 0,7 п.л.).

10. Доценко Д.В. Инновационная безопасность Калужской области / Д.В. Доценко // Материалы I межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Теория и практика развития экономики региона». – Калуга: «Эйдос», 2008. – 0,3 п.л.

11. Доценко Д.В., Костина О.И. Обеспечение демографической безопасности в Калужской области / Д.В. Доценко, О.И. Костина // Материалы I межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Теория и практика развития экономики региона». – Калуга: «Эйдос», 2008. – 0,4 п.л.

12. Доценко Д.В. Система мониторинга и управления экономической безопасностью – основа устойчивого развития региона / Д.В. Доценко // Материалы ежегодной научно-практической конференции с международным участием «Демидовские чтения» – Калуга: Изд-во «Эйдос», 2008. – 0,4 п.л.

13. Доценко Д.В. Проблемы обеспечения безопасности туризма в России / Д.В. Доценко // Научные тетради высшей школы гостиничного дела и туризма в Честохове. – Польша, Честохов: Изд-во Высшей школы гостиничного дела и туризма в Честохове, 2008. – 0,4 п.л.

14. Доценко Д.В., Крутиков В.К. Формирование современной инвестиционной политики регионов / Д.В. Доценко, В.К. Крутиков // Материалы II международной научно-практической конференции (VI Омские торгово-экономические чтения) «Повышение конкурентоспособности российской экономики в современных условиях: управленческие, финансовые, коммерческие аспекты» в 2-х ч. Ч.1. – Омск, 2008. – 0,3 п.л.

15. Доценко Д.В. Эффективное управление государственной собственностью, как основа экономической безопасности региона (на примере Калужской области) / Д.В. Доценко // Материалы международной научно-практической конференции «Противоречия современной экономической политики: Россия и мир» Часть II. – М.: Московский гуманитарный институт, 2008. – 0,2 п.л.

16. Доценко Д.В. Стратегия региональной экономической безопасности / Д.В. Доценко, В.К. Крутиков, М.Ю. Красавина // Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. – 2009. – № 10. – 0,5 п.л.