Стратегия модернизации содержания общего образования
УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. Эти процессы во многом опираются на использование и развитие образовательных систем. Содержание образования – важнейшая составляющая образовательной системы. Решение вечных вопросов «чему учить», каким должно быть содержание подготовки школьника, сегодня, как никогда приобретает особую актуальность. Главная цель проектируемых изменений в школе напрямую связана с выработкой и реализацией нового содержания образования. Ведущие тенденции развития страны связаны с «открытостью миру», с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раннее, мерой свободы и ответственности. К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой степени нашли свое отражение в ныне существующем содержании школьного образования, и именно они явились основой его кардинальной модернизации. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества. Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъектности обучающихся. Быть субъектом означает быть хозяином своей жизнедеятельности, жизненной траектории, творцом своей культуры, оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе, в культуре. Отсюда ведущими целями образования призваны стать: - развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию, - развитие самостоятельности и способности к самоорганизации, - умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры, - готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной, творческой деятельности, - терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить оптимальные компромиссы. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать «не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско – правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Согласно концепции модернизации школьного образования необходимо решить следующие задачи:
Важно отметить, что при сохранении фундаментальности образования предстоит усилить его практическую, жизненную направленность, тем самым обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач. Сказанному должна соответствовать и новая система оценки учебных достижений выпускников. Ее отличительной особенностью становится не только выяснение того, в какой мере учащиеся освоили знания, умения, навыки, сколько выявление их способности использовать освоенное содержание образования для решения практически – познавательных, ценностно – ориентированных и коммуникативных задач и проблем. В структуре ключевых компетентностей выпускника школы, по мнению авторов – разработчиков стратегии модернизации содержания общего образования, должны быть представлены: - компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, - компетентность в сфере гражданско – общественной деятельности, - компетентность в сфере социально – трудовой деятельности, - компетентность в бытовой сфере, - компетентность в сфере культурно – досуговой деятельности. Решающим шагом нормативного представления и реализации нового содержания образования выступает разработка нового поколения образовательных стандартов.
|