страница1/5
Дата08.04.2018
Размер472 Kb.
ТипУрок

Стратегия модернизации содержания общего образования


  1   2   3   4   5



УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ






СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. Эти процессы во многом опираются на использование и развитие образовательных систем.

Содержание образования – важнейшая составляющая образовательной системы. Решение вечных вопросов «чему учить», каким должно быть содержание подготовки школьника, сегодня, как никогда приобретает особую актуальность. Главная цель проектируемых изменений в школе напрямую связана с выработкой и реализацией нового содержания образования.

Ведущие тенденции развития страны связаны с «открытостью миру», с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раннее, мерой свободы и ответственности. К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой степени нашли свое отражение в ныне существующем содержании школьного образования, и именно они явились основой его кардинальной модернизации.

В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества.

Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъектности обучающихся. Быть субъектом означает быть хозяином своей жизнедеятельности, жизненной траектории, творцом своей культуры, оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе, в культуре. Отсюда ведущими целями образования призваны стать:

- развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию,

- развитие самостоятельности и способности к самоорганизации,

- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры,

- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной, творческой деятельности,

- терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить оптимальные компромиссы.

В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать «не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско – правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

Согласно концепции модернизации школьного образования необходимо решить следующие задачи:


  1. устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний, для продолжения образования, обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья обучающихся, усилить практическую ориентацию общего среднего образования,

  2. сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников, сформировать у них практические навыки самообразования,

  3. обеспечить в старших классах школы возможность выбора образовательных программ, увеличить время на самостоятельную работу,

  4. дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию,

  5. обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий, создать условия для персонального доступа к компьютеру в системе общего образования не менее 6 часов в неделю в рамках учебного плана и внеурочной деятельности на каждого учащегося,

  6. обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками средней школы, существенно повысить роль коммуникационных дисциплин в целом, прежде всего информационных технологий, русского и иностранного языков,

  7. усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем создания и реализации вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты обучающихся – от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями,

  8. усилить социально – гуманитарный, ценностно – ориентированный потенциал содержания общего образования.

Важно отметить, что при сохранении фундаментальности образования предстоит усилить его практическую, жизненную направленность, тем самым обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.

Сказанному должна соответствовать и новая система оценки учебных достижений выпускников. Ее отличительной особенностью становится не только выяснение того, в какой мере учащиеся освоили знания, умения, навыки, сколько выявление их способности использовать освоенное содержание образования для решения практически – познавательных, ценностно – ориентированных и коммуникативных задач и проблем.

В структуре ключевых компетентностей выпускника школы, по мнению авторов – разработчиков стратегии модернизации содержания общего образования, должны быть представлены:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации,

- компетентность в сфере гражданско – общественной деятельности,

- компетентность в сфере социально – трудовой деятельности,

- компетентность в бытовой сфере,

- компетентность в сфере культурно – досуговой деятельности.

Решающим шагом нормативного представления и реализации нового содержания образования выступает разработка нового поколения образовательных стандартов.

  1   2   3   4   5