Скачать 151.48 Kb.
Дата18.10.2018
Размер151.48 Kb.

Стратегическое планирование как инструмент государственного регулирования на региональном уровне



Боголиб Т.М.

д.э.н., профессор, декан финансово-экономического факультета Переяслав-Хмельницкого ГПУ


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Традиционным инструментом, при помощи которого определяют направления осуществления экономических преобразований в регионе и планируют мероприятия по реализации тех или иных конкретных заданий, получают прогнозные показатели, которые должны быть достигнуты в конечном результате, являются программы социально-экономического развития регионов.

Планирование является процессом, который должен определять направления региональной экономической политики с целью обеспечения стабильного, динамического регионального экономического развития. Процесс планирования направлен на предсказание показателей будущего развития региона, что обосновывает правильный выбор путей достижения необходимых целей при наиболее рациональном использовании местных ресурсов. Современные подходы к стратегическому планированию дают возможность упорядочить и ранжировать систему мероприятий относительно экономического развития регионов по их приоритетности для территориальной общины. Кроме того, в условиях ограниченного финансирования порядок реализации мероприятий формируется так, чтобы эффективность их отдачи была наибольшей.

Еще одной особенностью современных подходов к стратегическому планированию, которое осуществляется на продолжительный период (до 15-ти лет), является то, что оно не привязано к периоду, на который избираются органы местной власти.

Все существующие планы социально-экономического развития территории делятся на: краткосрочные (1-2 года); среднесрочные (3-5 лет); долгосрочные (5 и больше лет).

Планирование регионального экономического развития на длительный период осуществляется на Украине на основании общегосударственных планов комплексного социального и экономического развития с уточнением показателей относительно территориальных позиций1.

Так, на основании основных направлений экономических реформ на Украине на 2010-2014 годы были разработаны областные программы регионального экономического развития, которые трансформировали общеукраинские прогнозные показатели развития в показатели экономического развития конкретной территории. Эти программы стали основой для создания планов социально-экономического развития областей на соответствующий период.

Необходимо отметить, что формирование планов социально-экономического развития территорий проводится представителями местной власти без привлечения общественности и широкого обсуждения. Характерной чертой существующих подходов к формированию планов является то, что не всегда можно осуществить промежуточный и конечный контроль их исполнения.

С учетом планов социально-экономического развития территорий становится возможным более реалистичный подход к формированию стратегии развития страны в целом. Исходя из сказанного ранее, можно представить общую схему стратегического планирования (рис.1).



  • Прогнозирование развития региона, региональной экономики не может основываться на мелких, изолированных проектах, не соотносящихся с общими целями и задачами регионального экономического развития. В связи с этим необходимо определиться с порядком и этапами формирования стратегического плана экономического развития региона.

На первом этапе осуществляется анализ нужд и интересов различных групп, которые составляют территориальную общину. Здесь необходимо учитывать интересы представителей предприятий региона: малого и среднего бизнеса, корпоративного сектора, государственных предприятий, неприбыльного сектора (науки, образования, религиозных общин). Кроме того, важной задачей этого этапа является согласование интересов общин, выбор приоритетных направлений, которые бы обеспечивали экономическое развитие региона.

На втором этапе проводится анализ наличных ресурсов, ограничений и возможностей экономического развития региона. Инструментом для достижения цели второго этапа является SWOT-анализ1.

На третьем этапе формируются реальные цели экономического развития региона на основании предыдущих исследований.


Рис.1. Общая схема обоснования составных стратегического плана регионального экономического развития с учетом нужд территориальной общины


Таким образом, стратегическое планирование – это системный процесс, направленный на определение промежуточных и конечных показателей, которые характеризируют экономическое развитие региона и которых можно достигнуть в будущем, осуществляя соответствующие шаги и реализуя некоторые изначально определенные мероприятия. Стратегическое планирование включает несколько основных элементов. Во-первых, оно помогает определить основные направления деятельности, которые могут обеспечить длительное экономическое развитие региона. Например, для г. Переяслав-Хмельницкий одним из таких стратегических направлений, которое разрабатывается в последнее время, является развитие туристической отрасли, а именно – развитие экологического туризма. Во-вторых, стратегический план дает возможность определить ресурсы, необходимые для реализации избранных направлений деятельности. В-третьих, в стратегическом плане отражены как промежуточные, так и конечные результаты внедрения предложенных мероприятий, что дает возможность осуществлять контроль запланированных действий на протяжении их реализации, а также оценить конечную выгоду для территориальной общины.

Представим модель стратегического планирования экономического развития региона при помощи схемы (рис.2).

Исходя из этого основными этапами составления плана являются: определение основной цели экономического развития региона, выбор стратегических и оперативных целей, анализ существующего состояния развития территории и формирование стратегии экономического развития.

Определение основной цели, на реализацию которой направлены действия относительно экономического развития региона, означает представление наилучших результатов, которые будут достигнуты в течение определенного времени в регионе на основе наиболее рационального использования местных ресурсов, основная цель фактически представляет желаемое будущее состояние региона1.

При формировании системы целей необходимо учесть, что:


  • стратегические цели должны быть сформированы эластично, с тем, чтобы в случае необходимости можно было их изменить, поскольку стратегический план составляется на длительный период;

  • оперативные цели целесообразно формировать на период одного строка выборов в местные органы власти и рассматривать их как план деятельности местных управленцев;

  • цели должны быть конкретными и по возможности сформированными так, чтобы их можно было измерять;

  • при формировании целей необходимо учитывать их реализуемость.

Цели характеризуют желаемый результат и представляют общую концепцию экономического развития регионов. Способ достижения целей экономического развития определяет избранная стратегия, которая должна исходить из реальных потребностей конкретного региона. Можно выделить несколько типов стратегий, которые традиционно используются при планировании экономического развития2. Стратегия захвата используется для улучшения условий работы потенциальных инвесторов путем развития инфраструктуры, усовершенствование земельных отношений. Стратегия стимулирования предусматривает обеспечение определенных стимулов для потенциальных инвесторов, таких как:

  • снижение налогов, освобождение от некоторых местных налогов;

  • получение займов или дотаций от центрального правительства;

  • использование финансовых возможностей местных органов власти.

Рис.2. Схематическая модель стратегического планирования экономического развития региона

Стратегия сотрудничества используется для обеспечения взаимовыгодного сотрудничества государственного и частного секторов. Особенно необходима такая стратегия для широкомасштабных проектов, которые требуют значительных средств для их финансирования. Стратегия регулирования применяется на основании использования регуляционных полномочий местных органов власти, как пример, использование земли на основе плана землепользования. Формирование реальных целей экономического развития предусматривает установление системы прогнозных показателей, которые конкретизируют поставленные цели (рис.3).


Рис.3. Схематическое изображение этапов процесса стратегического планирования регионального экономического развития.


Как видно из схемы, стратегическое планирование является многоступенчатым процессом принятия решений. Для эффективной реализации процесса стратегического планирования кроме выше перечисленных задач каждого этапа, необходимым является установление круга лиц, которые примут участие в стратегическом планировании и выяснение их роли в этом процессе. К кругу лиц, прежде всего, принадлежат представители органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, для этого необходимо привлечь представителей предпринимательских структур (малого и среднего бизнеса, больших акционерных и государственных предприятий, местные СМИ, общественных лидеров, представителей науки и образования). Следующим необходимым шагом является составление графика работы для реализации отдельных компонентов процесса планирования. Необходимо также определить техническую и финансовую помощь, которая нужна для осуществления стратегического планирования.

Значительное место в стратегическом планировании занимает анализ экономического состояния, в том числе, SWOT-анализ. Особенность анализа состоит в том, что он должен базироваться на основе статистических данных об экономическом состоянии региона, а не на объективных оценках личностей или групп лиц1.

Относительно регионального экономического развития все составные SWOT-анализа необходимо трактовать следующим образом:

S (strength) – оценка сильных сторон в региональном экономическом развитии, которые формируют экономические преимущества региона и обеспечивают экономический рост;

W (weakness) – оценка слабых сторон, которые мешают экономическому развитию региона;

O (opportunities) – оценка экономических возможностей – это учет факторов, которые при определенных условиях могут быть сильными сторонами регионального развития;

T (threats) – оценка опасностей – учет факторов, которые в перспективе могут стать слабыми сторонами в развитии региона.

Сильные стороны в региональном экономическом развитии включает факторы, которые формируют региональные конкурентные преимущества и придают региону привлекательность при привлечении инвесторов как внутренних, так и внешних.



Для примера, к сильным сторонам регионального развития Киевской области и г. Переяслав-Хмельницкий можно отнести:

  1. Удачное географическое размещение (центр Украины).

  2. Высокий научный потенциал (большое количество учебных заведений и научных учреждений).

  3. Наличие старых и строительство новых международных транспортных магистралей.

  4. Значительный рекреационный потенциал.

  5. Большое количество историко-архитектурных памятников.

  6. Высокая квалификация рабочей силы (размещение в регионе большого количества предприятий точного машиностроения и приборостроения).

  7. Развитость традиционных народных промыслов.

  8. Высокая предпринимательская активность населения.

  9. Наличие собственных энергоресурсов.

Оценка слабых сторон помогает определить факторы, которые создают барьеры и тормозят процесс регионального экономического развития. Для названных ранее территорий это, прежде всего:

  1. Большое количество предприятий ВПК в промышленности региона, которые практически не работают.

  2. Наличие экологически опасных зон (ЧАЭС).

  3. Высокий уровень безработицы в области.

  4. Завоевание местных регионов большим количеством импортных товаров.

  5. Несовершенная система управления экономическими процессами.

  6. Устаревшие основные средства предприятий, энергоемкие технологии.

Кроме того, анализ экономических возможностей – это анализ перспектив улучшения экономического состояния региона и возможностей обеспечения его экономический рост. К экономическим возможностям, которые должны содействовать ускорению экономического развития Киевской области, можно отнести:

  1. Расширение строительства автотранспортных магистралей.

  2. Совершенствование системы управления экономическими процессами на региональном уровне в ходе административной реформы.

  3. Изменение отношения к бизнес-структурам и реальное содействие их развитию.

  4. Развитие экспорта местных предприятий (швейные изделия, шкура, мех).

К группе, определенной как опасность экономическому развитию региона, мы относим факторы, которые препятствуют развитию, а именно:

  1. Деградация большой части производственных мощностей предприятий в результате их длительного неиспользования.

  2. Снижение квалификации рабочих вследствие длительной безработицы.

  3. Утечка научных кадров за границу.

  4. Рост конкуренции со стороны других регионов при привлечении инвестиций.

  5. Отрицательные тенденции в демографической ситуации.

Следующим шагом создания плана экономического развития региона является формирование реальных проектов, определение приоритетов развития и определение кратковременных и долговременных целей, которые обеспечивали бы экономические сдвиги на конкретной территории. Этот процесс целесообразно разбить на два этапа. На начальном этапе собираются и рассматриваются все альтернативные проекты и программы. Затем проект может быть обнародован для обсуждения широкой общественностью. Привлечение широких кругов общественности в сочетании с участием представителей власти обеспечит новое видение предложенных проектов, даст возможность генерирования новых идей и выявления ресурсных возможностей, использование которых ускорит экономическое развитие региона. После рассмотрения возможных альтернативных вариантов на втором этапе целесообразно осуществить их экономическую оценку с целью выбора тех, которые наиболее отвечают поставленным целям и задачам и дают наибольший эффект в развитии экономики региона. Для обеспечения адекватности выбора приоритетных проектов следует установить определенные критерии. Кроме экономического эффекта, это могут быть критерии, которые отображают первоочередные социальные потребности территориальной общины.

Основными критериями, по которым могут быть оценены альтернативные варианты, являются:



  • соответствие проекта приоритетам территориальной общины и избранным целям и задачам;

  • социальный и экономический результат от внедрения проекта: создание новых рабочих мест, увеличение притока инвестиционных ресурсов, улучшение условий для предпринимательства, развитие предпринимательских структур;

  • возможность реализации проекта в конкретные сроки при использовании выделенных средств;

  • наличие технических возможностей для реализации проекта;

  • поддержка политических сил при реализации проекта.

Избранные таким образом проекты будут реальными, они будут отражать нужды населения региона и обеспечат устойчивое развитие региона.

Необходимым является определение и согласование кратковременных и долговременных целей развития. Отметим, что краткосрочный план развития региона является важным, поскольку он демонстрирует первоочередные изменения, которые должны быть реализованы для получения положительного результата. В свою очередь, если положительный результат достигнут, это свидетельствует о реальности выполнения поставленных долгосрочных задач.

Стратегия долгосрочного развития региона формируется после проведения анализа сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей в региональном развитии.

На основании приведенного выше SWOT-анализа Киевской области, сформулируем цели, которые могут быть реализованы как результат экономического развития региона:



  • повышение жизненного уровня населения;

  • улучшение экономической ситуации;

  • успешное функционирование всех типов предпринимательских структур на территории региона;

  • развитие в областном центре (который является столицей государства) сети образовательных и научных учреждений;

  • Целями развития Переяслав-Хмельницкого (города областного значения) моет быть превращение его в центр туризма, проведения досуга, санитарно-курортного лечения, а также в центр торговли между востоком и западом (г. Переяслав-Хмельницкий основан в ХІ в. Вместе с Киевом и Черниговом он играл главную роль в развитии Киевской Руси. Город находится в центре Украины, через него проходит путь с востока на запад, город имеет выгодное географическое положение).

Организацию процесса стратегического планирования целесообразно разделить на несколько уровней.

Уровень первый – консультационный процесс.

Во время консультационного процесса определяющим является выявление лиц, организаций и учреждений, которые должны быть включены в процесс разработки, а затем и в выполнение плана.

Такими организациями могут быть:



  • институции, которые поддерживают малый и средний бизнес;

  • научная среда и университеты, институты НАНУ;

  • агентства регионального развития.

Кроме того, на этом уровне необходимо определить учреждение, которое было главным в организационном процессе и ответственным за формирование стратегического плана регионального развития. Таким лидером могут быть агентства регионального развития, местные органы власти или другие, специально назначенные институции.

Второй уровень – формирование рабочих групп. Формирование рабочих групп необходимо осуществлять по направлениям, которые будут отражены в стратегическом плане. Здесь необходимо определить группу, которая будет обеспечивать регулярные консультации и собрания всех групп. Примерами рабочих групп могут быть:



  • группа, которая определяет функции государственного управления;

  • развитие туризма и отдых в регионе;

  • развитие технической инфраструктуры;

  • промышленное развитие региона;

  • приграничное сотрудничество;

  • маркетинговые исследования территорий.

Уровень третий – определение общественных организаций, необходимых для формирования реального стратегического плана.

В процессе стратегического планирования может возникнуть ситуация, когда необходимо привлечь более широкие круги заинтересованных лиц и организаций.

Уровень четвертый – формирование рабочей версии стратегического плана и ее презентация общественности.

На этом уровне обобщаются результаты работы всех групп, и формируется рабочая версия стратегического плана развития региона. Затем эта рабочая версия распространяется среди общественности, различных организаций и учреждений для получения обратной связи относительно плана. Это может быть осуществлено путем анкетирования, проведения собраний в организациях и учреждениях, на собраниях заинтересованных групп населения. На этих собраниях исполнители плана могут ответить на все полученные вопросы и замечания относительно плана.

Уровень пятый – формирование конечной версии плана с учетом замечаний и ознакомление общественности с окончательной версией документа.

После выявления недостатков сформированного плана и их учета формируют окончательную версию плана. Все мнения относительно стратегического плана должны быть учтены или по крайней мере приняты во внимание. После этого необходимо разослать копии документа всем группам, которые проявили интерес в процессе разработки плана. Кроме того, целесообразно опубликование плана в местной прессе.



Выводы. Для осуществления региональной экономической политики необходима комплексная оценка реального экономического потенциала региона, выявление источников и определение возможных масштабов развития, определение и оценка вариантов перспективного социально-экономического развития региона. Важным инструментом реализации этой задачи является стратегическое планирование регионального экономического развития, которое по сравнению с традиционными формами имеет ряд преимуществ.

Во-первых – оно дает возможность открыто обсудить и разработать мероприятия и конкретные программы, которые обеспечат экономическое развитие региона.

Во-вторых, планирование определенных действий и мероприятий проводится с участием территориальной общины и отображает интересы большинства ее членов, а не определенных политических или властных структур.

В-третьих, большинство действий и мероприятий плана формируется так, чтобы их можно было измерить количественно, что дает возможность контролировать выполнение запланированного.

В-четвертых, формирование стратегического плана обеспечивает возможность гибкого подхода и оперативного реагирования в случае отклонения получения результатов од запланированных при промежуточном контроле.

В-пятых, наличие стратегического плана является важной предпосылкой для привлечения внешних инвесторов в регион.



Стратегическое планирование необходимо рассматривать инструмент мобилизации местных ресурсов и возможностей в целях экономического развития региона, при этом привлечение широких кругов общественности исключает возможность реализации малоэффективных проектов. Роль представителей местной власти является чрезвычайно важной как в предплановой деятельности, так и в организации самого процесса планирования.

1 Михасюк І.Р., Побурко Я.О., Яцура В.В. Основи регулювання економічного та соціального розвитку регіонів. – К.:ІСДО, 1995. – 232 с.

1 Kozak M., Pyszkowski A., Szewczyk R. Słownik Rozwoju Regionalnego. – Warszawa, 2000. – 74 s.

1 Стратегічне економічне планування і місцевий розвиток // Бюлетень економічного розвитку. – 1998. - № 2.

2 Блейклі Е.Дж. Планування місцевого економічного розвитку. – Л.: Літопис, 2002. – 416 с.

1 Мамонова В. Стратегічне планування в управлінні сучасним містом // Управління сучасним містом. – К.: УАДУ, 2001. - № 1. – С.129-133.




Главная страница
Контакты

    Главная страница



Стратегическое планирование как инструмент государственного регулирования на региональном уровне

Скачать 151.48 Kb.