Скачать 116.7 Kb.
Дата30.03.2018
Размер116.7 Kb.

Странной лирики, где



Вечер в литературной гостиной посвящённый ранней лирике А.А. Ахматовой

«Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать….»

Ведущая 1 (Старшова)

От странной лирикигде каждый шаг - секрет,

Где пропасти налево и направо,

Где под ногой, как лист увядший, слава,

По-видимому, мне спасенья нет.

«Если обратить внимание на хронологию судьбы поэта, получается трёхчастная композиция, состоящая из «блистательного пролога»(1912 – 1922), глубоко трагической центральной части( собственно Судьбы,(1923- 1955) и не менее блистательного эпилога, «победы моей над судьбой». Эпилог охватывает последнее десятилетие жизни поэтессы(1956 – 1966)».

Сегодня мы расскажем о раннем периоде творчества А.А.Ахматовой.

Ахматова 1(Никишина)

Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой…Мой отец был в то время отставной инженер – механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет…

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занимается со старшими детьми, я тоже научилась говорить по – французски.

Первое стихотворение я написала , когда мне было 11 лет.



Ахматова 2 (Балашова)

Училась я в Царскосельской женской гимназии.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов…Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году.

Ахматова1 (Никишина)

Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.

В 1910 г. Я вышла замуж за Н. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

Переехав в Петербург, я училась на Высших историко – литературных курсах Раева…



Ахматова 2 (Балашова)

В 1910 г. Обнаружился кризис символизма. «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать…»

Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов – Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом – я сделалась акмеисткой.

Ахматова 1(Никишина)

Весну 1911 г. Я провела в Париже. В 1912 г. Проехала по  Северной Италии.

Первого сентября 1912 г. родился мой единственный сын Лев.

Ведущая 1 (Старшова)

Уже простое перечисление событий ее тогдашней жизни показывает, насколько активны и насыщенны были ее дни, какие незаурядные люди ее окружали.

Ведущий 2 (Дронин)

А.Ахматова знакомится в Париже с художником Модильяни, в Петербурге – с поэтами В. Ивановым, Ф.Сологубом, Г.Чулковым, О.Мандельштамом, А.Блоком, С.Есениным и Н.Клюевым. Читает свои стихи  на «Башне» Вяч.Иванова, в «Бродячей собаке», на Бестужевских курсах.

Ведущая 1 (Старшова)

Ее муж, Н.Гумилев, с 1914 года добровольцем вступил в лейб – гвардии Уланский полк. За храбрость дважды награждён Георгиевским крестом.

Ведущий 2 (Дронин)

Сын Лев в это время жил в Бежецке с бабушкой, А.Гумилевой, и теткой, А.Сверчковой.

Ведущая 1( Старшова)

В 1918 г. А.Ахматова разводится с Н.Гумилевым.

Ведущий 2 (Дронин)

В 1921 г Н.Гумилев был арестован и расстрелян.

К.И. Чуковский (исследователь) (Рымбаева)

Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 г. Тоненькая, стройная, похожая на робкую 15 – ти летнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.Гумилева.

То были годы е первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло 2 -3 года, и в ее глазах, и в осанке наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно, величавость: «царственная, монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии».

Кралин (Репина)

К этому моменту Н.Гумилев был уже автором трёх книг и считался мэтром в поэтических кругах. Из 200 ахматовских стихотворений он помог ей отобрать 46 для издания. Они и вошли в первый поэтический сборник «Вечер», который вышел в 1912 году, а позднее в 1914 году вышла вторая книга «Четки».

Ведущая 1 (Старшова)

Общеизвестно критическое отношение поэтессы к своим стихам из первых сборников.

Кралин (Репина)

 Необыкновенный успех сборника «Четки» определил место Ахматовой в первых рядах русской поэзии того времени.За эти первые 10 лет ею было выпущено 5 поэтических книг.Почти все это 10-летие Ахматова окружена толпой поклонников, о ней слагают стихи А. Блок и О.Мандельштам, ее портреты пишут Наталья Альтман и Петров–Водкин, Анненков и Модильяни. Романсы на ее стихи создают Сергей Прокофьев и Артур Лурье.



Ведущий 2 (Дронин)

Давайте и мы сегодня, как бы перелистывая страницы альбома , послушаем неповторимый ахматовский голос, который так очаровывал современников и продолжает очаровывать нас.

(Юрина)1-й чтец. Читая «Гамлета».

1.  У кладбища направо пылил пустырь,

А за ним голубела река.

Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь

Или замуж за дурака…»

Принцы только такое всегда говорят,

Или замуж за дурака…»

Принцы только такое всегда говорят,

Ноя эту запомнила речь,-

Пусть струится она сто веков подряд

Горностаевой мантией с плеч.

(Кузнецова)2. И как будто по ошибке

Я сказал: «Ты…»

Озарила тень улыбки

Милые черты.

От подобных оговорок

Всякий вспыхнет взор…

Я люблю тебя, как сорок

Ласковых сестер.

1909

Ведущий 1 (Доронин)

В некоторых публикациях связь с шекспировским текстом более сильна: «Ты сказал мне: «Офелия, иди в монастырь…»

Цикл адресован по-видимому, Н.Гумилеву.

1 ученик (Нефёдов)

Тема Гамлета и Офелии заранее  характеризуют героев и предполагают трагическое несовпадение чувств, трагический исход. Как и шекспировские герои, ахматовский Он и Она в преддверии разлуки. Вечная коллизия, вечная любовь, вечная трагедия.



2 ученик (Широкова)

Все это можно представить себе  в виде фрагментов их немого кино. Сценарий выглядел бы так. (Демонстрируют свои фрагменты.)

Место – кладбище, пустырь, река, монастырь. Вне времени. Цветовая гамма – светло-голубая. В воздухе предгрозовое ощущение: любовь, ссора, примирение. Звучит «горностаевой мантией» тихая речь, незаметно «струятся века. Он и Она: горечь, обида, тень улыбки. Можно предположить: на них простые одежды, струящиеся подобно мантиям. Притяжение и отталкивание.

3 ученик (Герасимова) Изменение ритма, переход от длинных (повествовательных)  строк в первой части к коротким , легким  во второй  создают иллюзию счастья  и согласия, но недоговоренность, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Этот же мотив разлуки подчеркивает  несоответствие конкретного  предметного мира отвлеченным, обобщенным, зыбким деталям. В конечном итоге впечатление от прочитанного можно выразить по-пушкински: светлая печаль.

1-й чтец второй группы.(Сахарова)

Память о солнце в сердце слабеет.

Желтей трава.

Ветер снежинками ранними веет

Едва-едва.

В узких канал уже не струится-

Стынет вода.

Здесь никогда ничего не случится,-

О, никогда!

Ива на небе пустом распластала

Веер сквозной.

Может быть, лучше, что я не стала

Вашей женой.

Память о солнце в сердце слабеет.

Что это? Тьма?

Может быть!... За ночь прийти успеет



1 ученик (Кулагин)

Легко вообразить себе полотно в темно-желтых тонах с привычным названием «Осенняя грусть». Унылый пейзаж: пожелтевшая трава, первый – еще редкий – снег, тусклый свет, застывшая вода в каналах, голые ветви деревьев. Осень здесь представляет вестником конца любви, приход зимы – осознанием конца жизни. Все в прошлом. И речь идет не о жизни природы, а о жизни человека.

2 ученик (Пискунов)

И хотя человеческие голоса звучат в стихотворении – герои те же: Она и Он, - на нашей картине их нет. Они и не нужны. Природа вполне передает состояние их душ.

Об этом свидетельствуют многие образы: отсутствие солнца, ранняя зима, стылая вода-отсутствие жизни. Отсутствие звуков – только «Ветер снежинками ранними веет // Едва-едва»  -усиливает осознание одиночества, разъединенности.

3 ученик (Широкова)

Вечная трагедия разлуки. Вечная трагедия одиночества. Всё действие происходит  вне времени и конкретного пространства.  Конкретные детали (солнце, трава, первые снежинки, узкие каналы, вода, ива, зима) сами по себе имеют характер вневременной, отвлеченный.

Ведущий (Дронин)

А это стихотворение очень похоже на исповедь в ее прямом значении: обряд покаяния и отпущения грехов. По-видимому, обращено к Гумилеву».

Чтец (Старшова)

Помолись и нищей, о потерянной,

О моей живой душе,

Ты в своих путях всегда уверенный,

Свет узревший в шалаше.

И тебе, печально-благодарная,

Я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышало утро льдом.

И тебе, печально-благодарная,

 Я за это расскажу потом,

 Как меня томила ночь угарная,

 Как дышало утро льдом.

В этой жизни я немного видела,

 Только пела и ждала.

 Знаю: брата я не ненавидела

 И сестры не предала.

Отчего же Бог меня наказывал

 Каждый день и каждый час?

 Или это ангел мне указывал

 Свет, невидимый для нас?

1УЧЕНИК (Кузнецова)

 Герои – «потерянная» женщина и исповедник – Он, «в своих путях всегда уверенный». Вероятно, это бывший возлюбленный, покинувший, обрекший на страдания, «свет узревший в шалаше» - в путешествиях ли, в приключениях? Сильный, свободный, дерзкий, несмотря ни на что. И – несмотря ни на что- так же далекий от совершенства и святости.

2 ученик(Саприн)

Их пути разошлись, и это было предрешено. Ее рассказ о себе – одновременно и рассказ о нем, только он ушел, покинул, отстранился.

3 ученик (Куликов)

В стихотворении заявлены своеобразные моральные заповеди: налагается табу на ненависть и предательство. Горечь потерь не может ожесточить человека. Несмотря на трагизм ситуации, повествование освещено теплым светом веры, и именно вера дает силу и мужество жить дальше.

1 ученица (Никишина)

Три раза пытать приходила,

Я с криком тоски просыпалась

И видела тонкие руки

И темный насмешливый рот.

2ученик (Минаев)«Ты с кем на заре целовалась,

Клялась, что погибнешь в разлуке,

И жгучую радость таила,

Рыдая у черных ворот?

Кого ты на смерть проводила,

Тот скоро,о,скоро умрет»…



3 ученица (Кузнецова)

Был голос как крик ястребиный,

Но странно на чей-то похожий.

Все тело мое изгибалось,

Почувствовав смертную дрожь,

И плотная сеть паутины

Упала, окутала ложе...

О, ты не напрасно смеялась,

Моя непрощеная ложь!

4ученик (Нефёдов)

Это стихотворение по жанру очень близко романтическим балладам Жуковского. Как в балладе, в стихотворении намечен сюжет. Его развитие показано с помощью диалога.

5 ученица (Янин)

Здесь не два героя, а три: героиня, ее двойник – совесть и тот, кого она проводила.

Ведущий(Тазенцев)

 По мнению некоторых мемуаристов, именно то стихотворение, которое прозвучит в заключение нашей встречи, сделало Ахматову известной. Она читала его на «Башне» Вяч.Иванова в 1911г…По обычаю этих собраний присутствующие высказали свои мнения. Когда прекратилась критика, Вяч.Иванов сказал: «Я вас поздравляю. Это событие в русской поэзии».

Ученица-чтец(Хачатрян)

Песня последней встречи.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

 

Показалось, что много ступеней,



А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил : «Со мною умри!»

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!


И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи



Равнодушно – желтым огнем.

1 ученик (Герасимова)Стихотворение названо песней, но в нём гораздо больше от новеллы. По уровню драматизма в нём есть что-то неуловимо бунинское. Правда, это женский вариант драмы. Естественно, не хватает реалий жизни, подробностей, только сюжет и ощущение трагедии.

2 ученик (Балашова)

Место действия — город. Фигурируют в основном конкретные детали: лёгкие шаги, ступени, клёны, знаменитая ахматовская «перчатка с левой руки», спальня, свечи. Попытка подробного изображения окружающего мира передаёт стремление отстраниться от случившегося, отодвинуть его, заменить горькие, только что пережитые мгновения простыми, привычными, земными, знакомыми вещами. Время действия вполне конкретно – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность. Бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия. 

1 ведущий (Юрина)

Таким образом, тема стихов заявлена открыто: трагедия любви. Многие исследователи отмечали эту особенность ранней поэзии, говоря об «унылой монотонности повторения по существу только одной темы».

2 ведущий (Никишина)

При этом многим критикам-современникам, анализирующим раннее творчество , удалось услышать в голосе молодой поэтессы яркую индивидуальность-свою собственную манеру .

3 ведущий (Минаев)

И все в один голос твердят об особой разговорной манере, внутренней музыкальности, новеллистичности, сюжетности, исповедальности, глубине переживаний.

4 ведущий (Старшова)

Видимо, так рано осознанная поэтессой трагическая истина : мудрость в ом , чтобы почувствовать себя гостем на земле, осознать тленность бытия, ибо в этом высший смысл жизни,- предопределила трагический пафос её ранней поэзии. И это « не прекрасный юношеский пессимизм», а пророческий дар, осознание тяжкого бремени, взятого добровольно, бременем быть «трагическим голосом эпохи».