Скачать 88.39 Kb.
Дата06.09.2019
Размер88.39 Kb.
ТипСтатья

Статья посвящена Воспитанию волевых качеств личности в процессе занятий легкой атлетикой(воклвпзла)



ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
Аннотация: статья посвящена Воспитанию волевых качеств личности в процессе занятий легкой атлетикой(ВОКЛВПЗЛА).

Ключевые слова: воля, спорт, виды легкой атлетики, волевые усилия, личность, особенности и развитие воли, физическая и психическая подготовка спортсмена, проявление волевых качеств на соревнованиях, методы совершенствование в легкой атлетике, воспитание силы воли в спорте.  

Введение. 

В своей статье мне хотелось бы рассказать о том, как воспитывается воля в спорте, что такое воля, как вырабатываются волевые усилия, каковы их значение в спортивной подготовке. Можно ассоциировать спортсмена, как человека с большой и мощной силой воли, выработка характера. В каждом виде спорта, волевые качества, проявляются по разному. В процессе воспитания волевых качеств, основную роль играет препятствие и сложности, которые встречаются на тренировках и соревнованиях. Это заставляет проявлять настойчивость, упорность, целеустремленность. Волевые качества могут проявляться в утренней зарядке, в беге на выносливость, самостоятельные упражнения. Каждый человек обладает разными возможностями. Для их раскрытия, нужен мощный эмоциональный подъем, которые усиливает нашу центральную нервную систему. Такой подъем хорошо создает психологическую подготовку.  

Воля - это внутренняя сила характера, направленная на достижение преодоления препятствий и поставленных целей. Человек, обладающий силой воли, умеет преодолевать любые трудности. В числе основных качеств спортсмена, выделяют как целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, стойкость.

Выполнение физического или спортивного упражнения, тренировочная работа и соревнование требуют проявления соответствующих умений, навыков, физических и психических качеств. Величина этих проявлений определяется подготовленностью спортсмена в целом, его волевыми качествами [3, 24, 25].

Основой волевых качеств и спортивного характера являются нравственные качества (убеждения и др.) и связанные с ними увлеченность и стремление к поставленной цели. Практической основой воспитания волевых качеств является деятельность в самых её разнообразных формах [8, 19, 29].

Анализ психологической теории показывает, что под волевой деятельностью понимается сознательная, целеустремленная деятельность человека, связанная с преодолением препятствий и трудностей на пути к цели [16, 18, 19, 20, 21, 22 и др.]. В этой волевой деятельности выделяют следующие качества: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка и самообладание, решительность, смелость, мужество, уверенность в своих силах, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность, воля к победе. Есть и другие проявления воли и характера, например, бойцовские качества, способность свое поражение в соревновании использовать для более напряженной подготовки и в конечном счете для победы и др. [27].

С точки зрения спортивной психологии, воля - способность преодолевать значительные затруднения, выполнять спортивное упражнение в самых тяжелых условиях и при большом утомлении.

Воспитание воли достигается посредством образованием у спортсмена мотивации для занятий избранным видом спорта, для оформления устойчивого стремления к достижению поставленной цели [22, 28, 31].

Важную роль играет сила примера других спортсменов и не только великих, но и тех, кто тренируется рядом.

Практически воспитание силы воли осуществляется постепенным нарастанием в процессе занятий трудности в количестве и в интенсивности тренировочной работы, участием в гандикапах, товарищеских и официальных соревнованиях, преодолением усложняющихся внешних условий (грунт, рельеф, снаряды, метеоусловия и др.), самоконтролем спортсмена за достижением целей.

К проявлению силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели относятся качества трудолюбия, настойчивости и терпеливости. Такая устремленность, питаемая нравственностью, интересом и желанием достигнуть цели, важная основа этих качеств.

Тренер должен участвовать в формировании этих качеств у своих учеников. Для этого ему необходимо выявить в беседах со своими подопечными мотивацию к занятию спортом, усилить их стремление к цели, сделав ее более заманчивой и реально доступной; установить непосредственные цели [16, 20, 22]. Обязательно нужно создавать эмоциональный фон (разнообразием упражнений, игровым и соревновательным методом, шуткой, подбадриванием и похвалой), повышающий работоспособность и увеличивающий интерес.

Используя эффект преодоления трудностей, необходимо их постепенно увеличивать [27].

Спортсмены испытывают трудности борьбы с усталостью. Поэтому методом разъяснения тренер должен доводить до спортсмена идеи о том, что мало иметь сильные мышцы, отличную технику, крепкий организм. Надо еще иметь волю продолжать упражнения, хотя наступающая усталость сказывается все более и может вызывать желание прекратить работу. Такого желания допускать нельзя.

Спортсмену рекомендуется использование мысленной самоподдержки: «выдержу», «стерплю», «терпение и труд все перетрут».

В занятиях с более слабыми спортсменами пользуются групповым методом выполнения упражнений: глядя на более сильных и равняясь по ним, спортсмен привыкает переносить нагрузку и потом выполняет то же самое самостоятельно.

Полезно выполнить в одном занятии «цепочку» практических, все более трудных заданий - упражнений с конкретными показателями. Обращают внимание учеников на необходимость выполнения каждого упражнения на требуемом по показателю уровне, как бы это не было трудно.

Рекомендуется давать спортсменам задания по самостоятельному овладению элементами техники движений, по ее совершенствованию, основываясь на кинограмме, видеопоказе, вашем словесном объяснении или подражая тому, что показал мастер спорта [17, 27].

Полезными не только для воспитания трудолюбия могут быть такие задания: ознакомиться со спортивной статьей или избранным местом книги, проверить на тренировке предлагаемые там упражнения (или что-то другое), проанализировать результат и изложить свои выводы письменно или устно.
Цель исследования: разработать рекомендации по формированию волевых качеств личности в легкой атлетики. Изучить воспитание воли  в занятиях легкой атлетикой. 

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи исследования: 


  1. Рассмотреть понятие воли и ее особенности; 

  1. Проанализировать психические аспекты взаимодействия тренера со спортсменами; 

  1. Провести анализ в сфере воспитания силы воли в разных видах легкой атлетики ; 

  1. На основе проведенного анализа составить вывод по воспитанию силы у спортсменов. 

Предмет исследования – воспитание волевых качеств личности в различных видах легкой атлетики. 

Объект исследования – воспитание волевых качеств личности в различных видах легкой атлетики. 

 

Методы и организация исследования 

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:  


  1. Анализ - научно методической литературы. Изучалась литература по теме доклада. Анализ научно-методической литературы осуществляется для постановки задач, подбора методов исследования, обсуждение полученных результатов. 

  1. Анкетирование - проводилось в конце занятия индивидуально, что позволило выявить характер воспитанника, его результаты и стремление к дальнейшим целям развития получаемых показателей.  

     3.  Метод наблюдение - узнается, способности старания и ошибки          начинающих спортсменов. 

   4. Метод сравнения - в нашей работе проводилось сравнение от II взрослого разряда до спортсменов более высокого класса. 

   5. Методический эксперимент - проводился на базе СДЮСШОР ( спортивный центр легкой атлетики) с целью повысить уровень целеустремленности и силу воли. 

      6. Метод анализа - в моей работе был сделан анализ контрольной и экспериментальной группы спортсменов. 



Научная новизна: обобщены различные исследования  по развитию физических качеств, влияющих на организм. Каждая сфера легкой атлетики имеет разные показатели на мышцы человека. Разная реагирование. Метание - руки, ноги - бег, прыжки, спортивная ходьба. 

Теоретическая значимость: результаты полученных данных могут служить методическим пособием для тренеров и спортсменов. 

Практическая значимость: работа несет за собой список используемой литературы, введение. 

В качестве достоверных источников для подбора подходящих по критериям вузов были выбраны следующие источники: сайт  

http://www.fizkulturaisport.ru/vidy-sporta/legkaya-atletika/297-volevaya-podgotovka-legkoatletov.html?showall=1 и волевая подготовка спортсмена:http://studbooks.net/743827/turiz/vospitanie_volevyh_kachestv_sportsmenov 

Результаты исследования и их обсуждение 

Выяснилось, что сила воли в легкой атлетики воспитывается по разному. Бегуны - настойчивость и упорство, прыгуны - выдержка и самообладание, метатели - смелость и решительность. Проанализировав систему подготовки спортсменов на тренировочных занятиях, можно сказать,что спорт-это проверка воли. У спортсменов характер вырабатывается самостоятельно. Для того, чтобы обеспечить волевую подготовку легкоатлета, нужно знать те трудности, с преодолением которых приходится ему конкретно встречаться, с другой же, учитывать субъективные переживания трудностей. Необходимо постоянно создавать такого рода трудности в процессе тренировки и на преодолении их воспитывать волю легкоатлетов

При этом следует иметь в виду, что чем выше становится квалификация легкоатлета, тем в большей мере возрастает и степень трудностей и препятствий, так как известно, что чем выше достижения спортсмена, тем труднее их дальнейшее улучшение. Более того, для того, чтобы удержать достигнутые высокие результаты, спортсмен должен приложить не меньший труд и не меньшие волевые усилия. Поэтому от спортсмена в процессе тренировки постоянно требуется длительный и упорный труд, соблюдение строжайшего режима. 

Сказанное, конечно, нельзя понимать так, будто серьезные трудности и препятствия существуют в деятельности только высококвалифицированных спортсменов. Перед новичками и третьеразрядниками также возникают весьма сложные для них препятствия, вызывающие соответствующие переживания трудностей. При определении содержания их волевой подготовки учитываются условия преодоления этих препятствий. 

Нельзя упускать из вида и еще одно обстоятельство. Как показывают наблюдения и факты, особенно отрицательно влияют на недостаточно подготовленных в волевом отношении легкоатлетов неожиданно возникающие препятствия. Часто спортсмены снижают свои результаты или проигрывают соревнования именно тогда, когда они встречаются в ходе соревнований с какими-либо неожиданностями. 

Отрицательное действие неожиданностей заключается в том, что они внезапно нарушают определенные и привычные условия для коры головного мозга спортсмена. В связи с этим нарушается слаженная деятельность других органов и систем организма, нарушается и вся двигательная деятельность спортсмена, возникают сомнение, неуверенность, растерянность, даже страх. Требуется время для того, чтобы было восстановлено нарушенное равновесие функций организма и преодолены отрицательные эмоциональные состояния. Естественно, чем меньший промежуток времени потребуется для этого, тем меньший ущерб потерпит легкоатлет в достижении намеченного результата. 

Таким образом, для правильной волевой подготовки легкоатлетов необходимо постоянно включать в процесс тренировки различного рода неожиданности. Перед тренером же стоит задача – тщательно проанализировать и систематизировать трудности, возникающие при овладении более сложными техническими и тактическими приемами, выявлять трудности, связанные с физической подготовкой спортсменов, учитывать возможные нестандартные ситуации, которые могут встретиться в соревнованиях, и, что очень важно, на основании глубокого анализа самим изобретать трудности и неожиданности, возможные в соревнованиях, и вводить их в тренировку в определенной методической последовательности. Дело это кропотливое, трудоемкое, но на него стоит потратить время, так как чем легкоатлет будет более подготовлен в процессе тренировки к преодолению препятствий и неожиданностей, чем лучше он будет справляться с ними в ходе соревнований. 

Список используемой литературы:

 1. Андреева В. В., Всеволодова Ю. В. Феномен преодоления в психологической подготовке спортсмена // Теория и практика физической культуры, 1999, № 10, с. 31–33.

2. Богданова Д. Я, Горбунов Г. Д., Киселев Ю. Я., Смирнов Б. Н. Практические занятия по психологии (для студентов институтов физической культуры) / Под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 135 с.

3. Виленский М. Я, Казанцев В. Н. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ: теория и практика // Физическая культура, 1999, № 1, с. 34–37.

4. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 288 с.

5. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 39 с.

6. Калин В.К. Экспериментальное изучение волевого усилия. – М., 1968.

7. Келлер В.С., Сайчук Л.В. Регулирование психической напряженности – важнейшее условие целесообразного управления процессом достижения спортивной формы./ Теория и практика физической культуры, 1970, № 5.

8. Коровин С. С., Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1998. – 258 с.

9. Кочетков А. П. Воспитание спортсменов в учебно-тренировочном процессе  // Теория и практика физической культуры, 2000, № 12, с. 37-38.



10. Озолин Н.Г. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена. – М., Физкультура и спорт, 1958. – 47 с.

 

 

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Статья посвящена Воспитанию волевых качеств личности в процессе занятий легкой атлетикой(воклвпзла)

Скачать 88.39 Kb.