Скачать 64.85 Kb.
Дата13.07.2019
Размер64.85 Kb.
ТипАнализ

Становление конструктивной деятельности в онтогенезе









Вера Александровна Сидельникова

педагог-психолог МДОУ «Д/с № 141 о.в.»


СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

(консультация для педагогов)


Становление деятельности конструирования тесно связано с развитием пространственных представлений. Целесообразно остановиться на особенностях формирования пространственных представлений как одной из составляющих психологическую базу деятельности конструирования в онтогенезе.

Новейшие исследования раннего онтогенеза показывают, что восприятие протяженности, направления, местоположения, формы, пропорций образуется на основе отражения предметов и их свойств. Накопление чувственных знаний об окружающем мире – необходимая первая предпосылка для образования и развития восприятия пространства. Вторая предпосылка – специализация пространственных признаков вещей и пространственных отношений между ними.

Анализ психологических исследований показывает, что к трём годам жизни у ребёнка складывается системный механизм пространственной ориентировки, включающий определённые взаимосвязи зрения, кинестезии, статико-динамических ощущений (равновесие, ускорение).

Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте подчиняется общим закономерностям онтогенеза человеческой психики и тесно связано с познавательной деятельностью человека (по О.В. Титовой).

Развитие конструктивной деятельности в онтогенезе и содержание занятий по обучению конструированию нормально развивающихся детей рассматривается в трудах З.В. Лиштван (1981), Л.В. Куцаковой (1999), Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой (1989, 1994), Н.М. Конышевой (2000), Л.А. Парамоновой (2002).

К девяти месяцам дети начинают понимать речь взрослого, у них устанавливается связь между действием и словом, развивается интерес к деятельности. Поэтому с ними можно начинать проводить неконструктивные игры ознакомительного характера со строительным материалом, цель которых – привлечение внимания, приучение к прослеживанию и подражанию, формирование целенаправленных действий при многократном их повторении.

Согласно программам воспитания и обучения детей дошкольного возраста (1997, 2005), конструирование тесно связано с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как её средство, и как её элемент.

На втором году жизни дети становятся более активными, расширяются возможности их общения со взрослыми, так как они начинают говорить. Интенсивно развивается способность к подражанию, а под воспитательным воздействием взрослых и сосредоточению. Самостоятельные действия приобретают большую целенаправленность. С 1 года 6 месяцев дети способны воспроизводить знакомые действия не только по показу, но и по словесной инструкции взрослого, а также те действия, которые наблюдают в окружающей жизни, что даёт начало сюжетно – отобразительной игре. Малышей учат различать и узнавать 3 – 4 вида строительного набора (кирпичики, кубики, пластины, трёхгранные призмы), дифференцировать их по размерам. Дети способны накладывать детали конструктора друг на друга, ставить их рядом, делать несложное перекрытие (у ворот, у дома), замыкать небольшое пространство, воспроизводить показанные 8 – 10 построек, узнавать и называть их (например, башня, машина, стол, стул, кровать, лесенка, домик).

На третьем году жизни внимание детей постепенно приобретает устойчивость, а с развитием речи расширяются их познавательные и коммуникативные возможности. Детей учат воспроизводить элементарные постройки по показу и слову, пользоваться строительным материалом для сооружения построек в игре. Дети усваивают некоторые технические приёмы работы: накладывание четырёх-пяти кирпичиков или кубиков друг на друга, укладывание кирпичиков в ряд большой плоскостью на столе, постановка кирпичиков вертикально на меньшую плоскость, образование, располагая в ряд, простейших перекрытий. При знакомстве с деталями строительного набора детей учат осязательно-действенному обследованию.

Дети четвёртого года жизни в процессе обучения могут уже различать и называть строительные детали, делать постройки путём комбинирования знакомых форм, знакомятся с зависимостью устойчивости деталей от их расположения на плоскости. В отличие от детей предыдущего возрастного периода, они уже могут располагать кирпичики, пластины вертикально по кругу, по четырёхугольнику, ставя их плотно друг к другу или на определённом расстоянии (загородка, забор, ворота), изменять постройки двумя способами, надстраивая их высоту, длину. Основным методом обучения становится использование образца, его анализ. При этом детей учат определять и называть, какие части есть у постройки, из каких деталей они сделаны, с чего начинать создавать постройку. В этом возрасте больше требований предъявляется аккуратности и точности действий. Конструирование в свободное от занятий время способствует закреплению у детей полученных навыков и приобретению новых благодаря систематическим упражнениям, нахождению способов и решений.

Конструктивная деятельность детей среднего дошкольного возраста (пятый год жизни) усложняется и совершенствуется. От них добиваются хорошего качества выполнения сооружений, их учат создавать более сложные постройки, а также украшать их мелкими деталями. Обращается внимание детей на группировку деталей по цвету для постройки отдельных частей объекта (стены, крыша). Детей учат употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (дверь впереди, крыльцо справа, окно слева от двери). Происходит знакомство с новыми деталями: брусками, цилиндрами разного размера, пластинами короткими и длинными, узкими и широкими. Анализируя постройки детей, педагог обращает внимание на прочность конструкции, следование образцу, проявление творческого подхода при строительстве дополнительных сооружений (скамеечка, на которой отдыхает шофёр, кладовка, где хранится инструмент). Конструирование по-прежнему тесно связано с игрой. Только связь эта несколько изменяется. Если в младшей группе определяющим был сюжет творческой игры и в его рамках решались конструктивные задачи, то теперь конструктивная задача выступает на первый план, а игра развёртывается по мере завершения постройки: детям предлагаются разнообразные мелкие и крупные плоскостные и объёмные игрушки для обыгрывания построек. Обогащению конструктивного опыта, знакомству с различными видами архитектуры, особенностями сооружений способствуют проведение прогулок, наблюдений, экскурсий, рассматривание иллюстраций, показ диафильмов, диапозитивов, беседы об увиденном, чтение художественных произведений, пение песен. Для закрепления полученных навыков, развития творческой инициативы и самостоятельности организуют конструирование по замыслу и по определённой теме, обучая детей создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.

У дошкольников 5 – 6 лет возрастает интерес к конструктивной деятельности: ребёнок стремится научиться тем или иным способам конструирования, экспериментирует. Если раньше у детей только намечалось стремление научиться, в данном возрасте возникает осознанная способность к произвольному запоминанию. Дети способны проявлять старание и упорство. Проявляются элементы самоконтроля. Дети учатся анализировать постройку, рассказывать о ней, хотя словесное выражение последовательности работы вызывает у них ещё большие затруднения. Методы и приёмы работы с детьми несколько изменяются: образец часто используется примерный (показываются основные части конструкции), в качестве образца могут использоваться фотографии, рисунки, иллюстрации или игрушки; предлагается преобразовать образец по условиям, по теме, по замыслу. При этом основными становятся словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа и др. Таким образом, дети чаще придумывают свой вариант постройки, перенимают друг у друга конструктивные решения.

В подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) ребёнок становится более наблюдательным, у него повышается работоспособность, сенсорные способности в основном уже сформированы. Учитывая это, выдвигаются более сложные задачи в обучении конструированию. Программа по конструированию предусматривает дальнейшее умственное развитие детей, Формирование элементарных навыков учебной деятельности (планирование, контроль, анализ, оценка своей работы), развитие умения произвольно управлять своим поведением и познавательными процессами, а также воспитание эстетических чувств. По сравнению со старшей группой возрастает роль коллективной работы; в связи с этим больше требований предъявляется к умению детей распределять обязанности, планировать деятельность и работать в соответствии с замыслом. Образец даётся лишь для того, чтобы показать на нём какой-то конструктивный приём (например, как построить лоджию у высотного дома). Шире используются чертежи, схемы, фотографии, рисунки. Дети много конструируют по темам, по условиям, которые становятся значительно сложнее. Больше внимания отводится конструированию по замыслу. Возможно конструирование по собственным рисункам-чертежам. Старшие дошкольники активно и самостоятельно ищут решения конструктивных задач. Они должны уметь представить и рассказать, какой будет конструкция, какова последовательность её изготовления, какой материал потребуется, мотивируя свои предложения. После завершения работы они способны проанализировать результат своей конструктивной деятельности вначале с помощью педагога, постепенно переходя к самостоятельному анализу (самоанализу) её. Занятия конструированием по-прежнему тесно связаны с игрой, которая возникает уже по инициативе детей.

Литература:

1. Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. - М.: Совершенство, 1999. - 240 с.

2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 240 с. – (Программа развития).

3. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 104 с.

5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. – М.: - Карапуз, 1999. – 240 с.



6. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. – СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.