Скачать 41.21 Kb.
Дата30.03.2018
Размер41.21 Kb.

«Сравнительная характеристика показателей индивидуально-типологических свойств личности подростков занимающихся и не занимающихся пауэрлифтингом»



Педагогический проект

на тему: «Сравнительная характеристика показателей индивидуально-типологических свойств личности подростков занимающихся и не занимающихся пауэрлифтингом».

Подготовила

Гордийчук Ольга Анатольевна

инструктор-методист

МБОУ ДОД ДЮСШ


Актуальность. Изучение воздействия спорта на становление личности приобретает важное социальное значение, так как возрастание роли спорта в современном обществе привело к тому, что личность спортсмена высокого класса выступает в роли идеала для значительной части молодых людей, поэтому обществу далеко не безразлично, какие ценности несет спорт в лице этой личности. На современном этапе идеологические посылы данной проблемы утратили основополагающую роль, но дальнейшее изучение аспектов личностного роста не утратило своего значения. В то же время, инновационные и новые технологические подходы в спортивной психодиагностике позволяют более детально проследить динамику отдельных характеристик спортсменов в процессе такой специфической деятельности, как спорт.

Причем необходимо отметить, что в отдельных видах спорта эта динамика имеет существенные отличия и может иметь разнонаправленный характер. Необходимость обоснования этих различий и обусловило актуальность темы нашего исследования.

Проблема исследования заключается в том, что недостаточно изучена динамика личностных характеристик юных пауэрлифтеров в процессе занятий данным видом спорта по сравнению с детьми, не занимающимися спортом.

Объект исследования: динамика основных личностных характеристик начинающих пауэрлифтеров 12-13 лет, как результат воздействия учебно-тренировочного процесса.

Предмет исследования: индивидуально-типологические особенности личности спортсмена, включающие ведущие черты его характера и стиля деятельности.

Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что систематические занятия пауэрлифтингом оказывают определенное воздействие на основные характеристики личностного профиля юных спортсменов-пауэрлифтеров.

Цель исследования: Обосновать воздействие систематических занятий пауэрлифтингом на основные характеристики личностного профиля юных спортсменов-пауэрлифтеров.

Задача исследования:



  1. Проанализировать научно-методическую литературу по изучаемой проблеме.

  2. Оценить исходный уровень типологических свойств личности подростков занимающихся и не занимающихся пауэрлифтингом.

  3. Провести контролируемое воздействие в условиях естественного эксперимента учебно-тренировочного процесса по пауэрлифтингу.

  4. Оценить итоговый уровень и динамику типологических свойств личности подростков.

Новизна исследования: состоит в том, что данный контингент был обследован впервые и полученные данные дополняют известные данные исследователей, изучающих влияние спорта резервов на становление личности.

Решение поставленных задач определило выбор следующих методов исследования:

- психологическое тестирование

- педагогическое наблюдение

- опытно-экспериментальная работа

- методы математической статистики



Методы психологического тестирования были использованы для выявления уровня личностных качеств у пауэрлифтеров, занимающихся в начально-подготовительной группе.

Эксперимент проходил с целью обоснования влияния занятий пауэрлифтингом на формирование личности юных спортсменов.

Педагогические наблюдения осуществлялись в процессе учебно-тренировочных занятий группы начальной подготовки первого года обучения. Для проведения эксперимента было привлечено 28 подростков по 14 человек в группе экспериментальной и контрольной.

В рамках исследования был проведен индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик в виде анкетирования. Данные исходных среднегрупповых показателях уровня типологических свойств подростков занимающихся и не занимающихся пауэрлифтингом, показывают нам, что у обеих групп показатели по шкалам хорошо выражены – все показатели в пределах нормы. Анализ результатов тестирования, проведенного в начале исследования, представлен в таблице, показал отсутствие существенных различий по всем шкала (р > 0,05).



В конце эксперимента было проведено аналогичное анкетирование. При сравнении результатов до и после эксперимента данные изменились. Произошел значительный прирост по показателю интроверсия – 13 % (р < 0,05). Ось интроверсияэкстраверсия сдвинулась влево ввиду из-за вида спорта, т.к. наши дети во время эксперимента всегда сосредотачивались, погружались в себя, они перестали «распылять» внимание. Сама специфика тренировки направлена на сосредоточение и зауживание внимания. Если бы это были спортивные игры, то там было бы распределение внимания на внешние факторы. Показатель тревожности снизился на 30% и по нашему мнению, спортсмен стал активнее и решительнее. Чем меньше тревожности, тем больше смелости. Агрессия уменьшилась – 41%, это говорит о том, что спортсмены стали лучше владеть собой, в основном энергия их была потрачена на тренировке и внешне мы наблюдаем, что они стали менее конфликтны. Шкала ригидности снизилась на 16% и показывает, что наши спортсмены быстро приспосабливаются к определенной системе, а т.к. в тренировке часто меняются ситуации, необходимо вести себя адекватно. Адекватнее себя ведут – ригидность уменьшается. Сензитивность понизилась на 42%, вероятно, чувствительность уменьшилась, значит стрессоустойчивость повысилась. А шкала спонтанности уменьшилась на 24%, возможно, спортсмены стали лучше организованны. Тенденция по шкалам лабильность, экстраверсия и спонтанность внешне видна, но нет достоверности, вероятнее всего из-за малой выборки. В целом полученные данные не противоречат нашей гипотезе.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе учебно-тренировочных занятиях по пауэрлифтингу, под воздействием тренерских установок, у подростков наблюдалась положительная динамика в показателях, что показывает наш эксперимент.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



«Сравнительная характеристика показателей индивидуально-типологических свойств личности подростков занимающихся и не занимающихся пауэрлифтингом»

Скачать 41.21 Kb.