страница1/7
Дата09.04.2018
Размер1.27 Mb.
ТипСправочные материалы

Справочные материалы к заседанию Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал г. Москва, 15 июля 2015 г


  1   2   3   4   5   6   7

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

к заседанию

Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал

г. Москва, 15 июля 2015 г.

I. О результатах работ экспертной группы по изучению проблемы уровня озера Байкал, в частности о связи режимов регулирования Иркутского водохранилища (озера Байкал) с экологическим состоянием озера и предложениях по совершенствованию нормативно-правовой базы
С целью комплексной проработки вопросов, связанных с необходимостью изучения связи режимов регулирования Иркутского водохранилища (озера Байкал) с экологическим состоянием озера и подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, координации проведения соответствующих исследований, приказом Минприроды России от 13.04.2015 № 178 создана экспертная группа по изучению проблемы уровня озера Байкал (далее – Экспертная группа) и утвержден ее состав. Председатель Экспертной группы – руководитель Федерального агентства водных ресурсов М.В. Селиверстова.

Состав Экспертной группы сформирован на основании поступивших предложений от Департаментов Минприроды России, Росприроднадзора, Росгидромета, Роснедр, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе, Правительства Иркутской области, Правительства Республики Бурятия, Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Института водных проблем РАН, Сибирского отделения РАН.

Организационно-техническое обеспечение деятельности экспертной группы возложено на Росводресурсы.

12 мая 2015 года под председательством руководителя Федерального агентства водных ресурсов, председателя Экспертной группы М.В. Селиверстовой проведено первое заседание Экспертной группы.

На заседании были рассмотрены регламент и план работы Экспертной группы, а также проект Технического задания на выполнение работы по теме: «Изучение связи режимов регулирования Иркутского водохранилища (озера Байкал) с экологическим состоянием озера и предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы». Доработанный проект технического задания был направлен на рассмотрение членам Экспертной группы.

30 июня 2015 года в Росводресурсах состоялось очередное заседание Экспертной группы, на котором был рассмотрен доработанный проект Технического задания на выполнение работы по теме: «Оценка связи (влияния) уровенного режима озера Байкал с его экологическим состоянием и современными социально-экономическими требованиями региона. Анализ нормативных правовых основ регулирования стока и предложения по их совершенствованию» (далее – Техническое задание).

С учетом корректировок по итогам обсуждения на заседании Экспертной группы решено проект Технического задания принять за основу и рекомендовать Росводресурсам приступить к организации работ по вышеназванной теме в соответствии с Техническим заданием.

Основными целями работы являются:

- анализ условий формирования притока к озеру Байкал в экстремальные периоды и получение современных оценок расчетных характеристик водности с учетом происходящих и ожидаемых климатических изменений;

- анализ и оценка экологических, в т.ч. рыбохозяйственных, социально-экономических требований (ограничений) к регулированию уровенного режима озера Байкал;

- определение допустимого диапазона колебаний уровня озера с учетом экологических, социально-экономических ограничений и технических возможностей регулирования;

- оценка современного состояния нормативной правовой базы регулирования уровенного режима озера Байкал на предмет полноты и возможности исполнения норм в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности;

- обоснование предложений по совершенствованию нормативной правовой базы регулирования уровенного режима озера.

В результате выполнения работы будут получены научно обоснованные предложения по сбалансированному регулированию уровенного режима озера Байкал с учетом экологических и социально-экономических требований региона в условиях нормальной, экстремально высокой и экстремально низкой водности, и совершенствованию нормативной правовой базы регулирования уровенного режима озера Байкал (Иркутского водохранилища).

Приказом Росводресурсов от 10 июля 2015 г. № 131 мероприятие по теме: «Оценка связи (влияния) уровенного режима озера Байкал (Иркутского водохранилища) с его экологическим состоянием и современными социально-экономическими требованиями региона в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности. Анализ нормативных правовых основ регулирования стока и предложения по их совершенствованию» включено в Перечень научно-исследовательских работ в области водных ресурсов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Заказчиком работы выступит Енисейское бассейновое водное управление Росводресурсов.


I. О газификации субъектов Байкальского региона
Основными источниками негативного воздействия на атмосферный воздух и загрязнения окружающей среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее – ЦЭЗ БПТ) по-прежнему остаются объекты теплоэлектроэнергетики, в первую очередь – ТЭЦ, работающие на угле, а также автотранспорт.

Вопрос о модернизации систем энергообеспечения ЦЭЗ БПТ (перспективы перевода угольных котельных на альтернативные энергоисточники, перевода на газомоторное топливо автомобильного и водного транспорта) рассматривался на заседаниях Комиссии в июле и декабре 2014 года.

По представленной Минэнерго России, правительствами Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края информации перспективы газификации Байкальского региона связаны как с планами реализации Восточной газовой программы и развитием газотранспортной системы «Сила Сибири», так и с разработкой «южной группы» месторождений Иркутской области (Левобережное, Ангарское, Атовское и других) и наличием возможностей региональных нефтегазодобывающих компаний.

В целях обеспечения реализации решений Комиссии и в связи с проводимой Минэнерго России актуализацией Генеральной схемы развития газовой отрасли, проведением корректировки Восточной газовой программы Минприроды России обратилось в Минэнерго России, указав на необходимость предусмотреть в указанных документах решение вопросов газификации населенных пунктов и объектов теплоэлектроэнергетики в ЦЭЗ БПТ.


Информация от Забайкальского края

Правительство Забайкальского края уделяет большое внимание вопросу газификации Байкальского региона и предлагает к рассмотрению несколько вариантов и их комбинаций:

- магистральный и сетевой газ;

- поставки СПГ;

- газификация угля;

- добыча газа на территории Забайкальского края, в т.ч. и из нетрадиционных источников (сланцевый газ и угольный метан).

Правительство края рассматривает эти способы как взаимодополняющие, не конкурирующие друг с другом.

Тем не менее каждый из рассматриваемых способов газификации создает условия для развития газохимических производств. В случае СПГ формируются центры по глубокой переработке и фракционированию природного газа в местах их добычи. Аналогичная ситуация при развитии проектов добычи нетрадиционного газа в Забайкалье.



СПГ

Заключены соглашения о сотрудничестве с ООО «Иркутская нефтяная компания» и ОАО «НК «Роснефть». Разработаны «Основные положения схемы СПГ-газификации Забайкальского края». Составлен расширенный список объектов для СПГ-газификации.

Ведется работа по включению Забайкальского края в перечень пилотных регионов по использованию газа в качестве газомоторного топлива.

Забайкальский край является и «сухопутными воротами» при торговле с Китаем. Железнодорожный переход в Забайкальске долгое время служил основным направлением поставок нефти в Китай. В современных условиях возможности Забайкальска могут быть использованы для поставок газохимической продукции и СПГ. Первым примером этого может служить факт того, что уже в этом году «СИБУР» начал поставки СУГ в Китай через Забайкальск.


Магистральный транспорт

Заключены соглашения о сотрудничестве с ОАО «Газпром».

Магистральный газопровод создает предпосылки для организации крупномасштабного проекта переработки газа. По заказу правительства Забайкальского края проведены маркетинговые исследования по потенциалу внутренного потребления продуктов газохимии в машиностроении, строительной отрасли, сельском хозяйстве и в лесоперерабатывающей промышленности с целью обоснования строительства газоперерабатывающего завода в Забайкальском крае мощностью 1.5 млрд.куб.м газа в год.

19 сентября Председатель Правления ОАО «Газпром» дал поручение на разработку ТЭО строительства магистрального газопровода «Сила Сибири – Чита – Улан-Удэ».



Газификация угля

Данное направление развивается компанией ОАО «АРМЗ».

8-9 декабря проведено совещание с участием китайских компаний Synfuel China, Sinopec. Началась работа по разработке пред-ТЭО производства синтетических моторных топлив из угля.

Производительность проекта – 500 тыс.тонн синтетических продуктов.



Поиск и разведка углеводородного сырья

Заключены соглашения о сотрудничестве:

ОАО «Росгеология»

положения о проведении ГРР по УВС включены в состав соглашений с ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть»

Проведены геохимические и электроразведочные работы в сезон 2014-2015 годов.

В течение 2014 года подсчитаны ресурсы:

- нефти – 7.5 млн. тонн (Ононская и Читино-Ингодинская впадины),

- битумов – 11.5 млн.тонн (Ононская впадина),

- угольного метана – 4.5 млрд.куб.м (Апсатское месторождение).
Предложения

1. Утвердить газификацию Забайкальского края и Республики Бурятия сетевым газом в качестве приоритетного варианта развития газовой промышленности на Востоке России.

2. Поручить ОАО «Газпром» приступить к разработке ТЭО и ОБИН по газопроводу отводу от магистрального газопровода «Сила Сибири» - Чита - Улан-Удэ с возможностью экспорта в КНР в 2015 году.

3. Поддержать инициативу Забайкальского края по проектированию и строительству мощностей по производству СПГ в Восточной Сибири и экспортного терминала СПГ в Забайкальске в 2015 году.

4. Выйти с предложением в Правительство Российской Федерации об упрощенном режиме экспорта СПГ через сухопутную границу РФ (ст. Забайкальск).

5. В рамках межправительственной комиссии Россия-Китай приступить к обсуждению параметров подобных поставок (сроки, цены, уполномоченные организации).

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации включить регионы Байкальского региона в перечень пилотных регионов по использованию ГМТ в виде СПГ. Поручить ОАО «ГазпромГМТ» для Байкальского региона выделить программу ГМТ в виде СПГ в отдельную программу и предусмотреть необходимые источники финансирования программы.

7. Поддержать проводимую оценку эффективности перерабатывающих углехимических и/или газохимических производств в Забайкальском крае. Определить потребность в сложных, азотных и калиевых удобрениях в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Разработать механизмы государственной поддержки сельхозпроизводителей для приобретения удобрений. Фонду развития Дальнего Востока и Байкальского региона, Ростехнологии: разработать проект комплексной газопереработки с производством фосфатных и сложных удобрений на основе Кручининского месторождения с возможностью производства титана.

8. Поддержать инициативу Забайкальского края по созданию полигона ТРИЗ по газу в Забайкальском крае. Приступить к поиску и разведке УВС, в т.ч. из нетрадиционных источников.

9. Внести изменения в Восточную газовую программу в части газификации Байкальского региона в качестве отдельного раздела Восточной газовой программы.


Информация от Республики Бурятия
27 февраля 2008 года подписано Соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Бурятия и ОАО «Газпром». Основным направлением Соглашения является разработка программ и реализация проектов газоснабжения и газификации Республики Бурятия.

7 июля 2008 года подписан Договор между правительством Республики Бурятия и ОАО «Газпром» о газификации Республики Бурятия. Договором предусмотрена разработка Генеральной схемы газоснабжения и газификации на основе комплексного подхода к использованию газа, предусматривающей развитие рынка газа, тепла и электроэнергии.

В 2009 году разработана Генеральная схема газоснабжения и газификации Республики Бурятия (ОАО «Газпром промгаз» г.Москва). В декабре 2009 года Генеральная схема согласована правительством Республики Бурятия.

Генеральная схема газификации и газоснабжения Республики Бурятия предусматривает следующие варианты газоснабжения:

1 этап: газоснабжение Республики Бурятия СУГ.

2 этап: газоснабжение Республики Бурятия сжиженным природным газом (СПГ).

3 этап: газоснабжение природным сетевым газом.

(В 2015 году ОАО «Газпром промгаз» приступило к корректировке Генеральной схемы газоснабжения Республики Бурятия).

В октябре 2010 года правительством Республики Бурятия и ОАО «Газпром» утвержден План первоочередных мероприятий по газоснабжению и газификации Республики Бурятия на 2010 – 2013 годы.

В целях реализации данного плана в 2011 году ОАО «Газпром» разработаны обоснования инвестиций по первоочередным объектам газификации с использованием сжиженного углеводородного газа и сжиженного природного газа в Северобайкальском районе и г. Северобайкальск.

По результатам обоснований инвестиций цена сжиженного углеводородного газа для потребителей определена на уровне 28,8 руб./кг., цена сжиженного природного газа - 43,1 руб./кг., что является неконкурентноспобной по сравнению с используемыми видами топлива (уголь).

Высокая стоимость сжиженных газов явилась причиной того, что мероприятия по газификации первоочередных объектов газификации не были реализованы и работы по газификации в Республике Бурятия были приостановлены.


В целях снижения капитальных затрат ОАО «Газпром» с 2012 по 2014 годы разрабатывал прединвестиционные исследования «Обоснование инвестиций комплексного проекта газоснабжения южных районов Иркутской области, в том числе создания газоперерабатывающих, газохимических мощностей».

В рамках исследований должны быть учтены потребности и технические возможности для поставок сжиженного газа на газификацию Республики Бурятия по приемлемым ценам.

В конце 2014 года ОАО «Газпром» провел экспертизу данной работе и дал отрицательное заключение. В соответствии с заключением экспертизы компании в текущих рыночных условиях реализация «Обоснования инвестиций…» без применения широкого комплекса мер государственной поддержки признана экономически нецелесообразной.

В настоящее время в ОАО «Газпром» нет решения по реализации Генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Бурятия.
В отсутствии решения по газификации республики в ОАО «Газпром» для выработки решений по газоснабжению Байкальского региона правительством Республики Бурятия в адрес Министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака в ноябре 2014 года направлено обращение с просьбой провести совещание с участием представителей ОАО «Газпром», Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.

В соответствии с письмом Минэнерго России от 13.02.2015 № км-1333/05 проведение совместного совещания планировалось во 2 квартале 2015 г. До настоящего времени информации о дате проведения не имеется.

В 2014 году было подписано Соглашение о развитии газового рынка с ООО «Иркутская нефтяная компания».

ООО «Иркутская нефтяная компания» планирует создать производство сжиженного углеводородного и природного газов в ближайшее время.

Есть предварительная договоренность о возможности поставок сжиженного углеводородного газа на первом этапе и сжиженного природного газа на втором этапе для объектов теплоснабжения в г. Северобайкальск и Северобайкальский район республики по установленным ценам в долгосрочной перспективе.

Краткая информация про альтернативные углю энергоисточники

Распоряжением правительства Республики Бурятия от 17.09.2014 № 562-р утвержден План мероприятий по созданию благоприятных условий для использования биотоплива для производства тепловой энергии. Сформирован реестр муниципальных и ведомственных котельных Республики Бурятия. Из 530 муниципальных котельных:

- 509 работают на угле;

- 17 на дровах (15 котельных в Окинском р-не и 2 – в Баунтовском);

- 6 на биотопливе (3 в п. Усть-Баргузин, 1 в п. Турунтаево, 2 – в Заиграевском районе).

Администрацией МО «Заиграевский район» выражена просьба рассмотреть возможность включения в существующие инвестиционные программы проекта по технической модернизации котельных общеобразовательных учреждений с. Новоильинск с переводом их функционирования на биотопливо.

В рамках указанного распоряжения правительства Республики Бурятия администрациями муниципальных образований районов представлен предварительный расчет предельных цен на биотопливо для муниципальных и ведомственных котельных.

Анализ представленной информации показал следующее.

Калорийность угля составляет 4950 ккал/кг и превышает калорийность биотоплива в 2,5 раза. Рыночная стоимость топливных брикетов составляет от 5,0 до 9,0 руб./тонну. Производителями биотоплива являются ООО «Алекс» в Заиграевском районе, ИП Ангоренов А.Г. в с. Тарбагатай, ИП Родионов в п. Усть-Баргузин. В г. Улан-Удэ продают в основном продукцию, произведенную в других регионах России.

Предельная цена топливных брикетов варьируется от 0,4 т.р./тонну до 1,4 т.р./тонну (Кяхтинский район), до 2,0 т.р./тонну (Мухоршибирский район), до 3.0 т.р./тонну (Баунтовкий район). Ниже представлен расчет Комитета ЖКХ Администрации Кабанского района.




наименование

ед.изм.

показатели

Фактическая средневзвешенная стоимость 1Гкал тепловой энергии по организациям ЖКХ МО «Кабанский район» за 2014 год.

руб.

2 344,11

Доля стоимости топлива в фактической средневзешенной стоимости 1Гкал

%

30,0

Удельный вес стоимости топлива в фактической средневзвешенной стоимости 1Гкал

руб.

703,23

КПД

%

80

Удельный расход

кг.у.т.

122

Расход условного топлива на 1Гкал

т.у.т

0,122

Коэффициент калорийности биотоплива

(равна или меньше калорийности материала)






0,266

Переводной коэффициент




0,65

Расход натурального топлива на 1Гкал

т.н.т

0,706

Предельная цена на биотопливо

руб./тн

440

Таким образом, анализ показал, что предельная цена на биотопливо не может превышать 440 руб/тонну. В противном случае для выработки требуемого годового объема теплоэнергии затраты муниципального бюджета возрастут в 3 раза. Соответственно прогнозируется удорожание действующего тарифа на тепловую энергию до 38 %.

Анализ представленной районами информации позволил сделать следующие выводы:

1. отходов древесины, получаемых от деревообработки, не достаточно для выпуска необходимого количества биотоплива;

2. доставка топливных брикетов в отдаленные районы является дорогостоящей;

3. в существующих котельных установлены котлы с механической подачей топлива, спроектированные для сжигания угля, требуется модернизация;

4. котлы, работающие на биотопливе, не рассчитаны на значительные отапливаемые площади;

5. расходы местного бюджета при переходе на топливные брикеты при существующей рыночной цене возрастут в 3-5 раз, что повлечет удорожание тарифа на тепловую энергию.

По мнению большинства администраций районов перевод котельных на биотопливо является нецелесообразным. В Республике Бурятия в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012- 2020 годы» начиная с 2015 года планируется реализация мероприятий по модернизации систем теплоснабжения с переводом на экологически чистые технологии с общим объемом финансирования 6796,4 млн.руб. Перевод муниципальных котельных на пеллеты возможен только по малым котельным.
Информация от Иркутской области

По состоянию на 01.01.2015 года на территории Иркутской области открыто 36 месторождений, в т.ч:

- 12 нефтяных;

- 1 газонефтяное;

- 10 нефтегазоконденсатных;

- 8 газоконденсатных;

- 5 газовых.

Запасы газа учтены по 24 месторождениям и составляют 3,9 трлн.куб.м. по категориям С 1 и С 2.

ОАО «Газпром» владеет 2 лицензиями на освоение месторождений (Ковыктинское ГКМ и Чиканское ГКМ) с суммарными запасами газа 1,6 трлн. куб.м. по категории С1, С2.

Топливно-энергетический комплекс играет важную социальную роль, связанную с обеспечением занятости населения и формированием доходов консолидированного бюджета Иркутской области: в налоговых доходах консолидированного бюджета Иркутской области платежи ТЭК в 2010 г. составили 22 %.

В Иркутской области создана крупная топливно-энергетическая база страны. Здесь добывается 3,8% угля России, производится 5,4% электроэнергии, перерабатывается около 3,9% сырой нефти. Более значительна роль ТЭК Иркутской области в Сибирском федеральном округе, в том числе в производстве электроэнергии – 25,4 %, тепловой энергии –20%.

В целом по стране структура потребления топлива преимущественно газовая, а в СФО и Иркутской области – преимущественно угольная, что осложняет экологическую ситуацию в регионе.

В настоящее время промышленная переработка природного газа на территории Иркутской области не осуществляется. В рамках сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках ряд крупных компаний области проектирует и реализует новые установки для организации закачки газа в пласт и (в перспективе) для его переработки.

В 2013 году по данным Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области сожжено на факелах– 79 % от всего добытого газа.

Объем потребления природного газа потребителями в Иркутской области оценивается в 2,4 млн. т.у.т./год - в 2015 году; 9,0 млн. т.у.т./год к 2030 году.

Базовыми площадками для принятия газа с Ковыктинского газоконденсатного месторождения является накопленный потенциал химического комплекса Иркутской области (действующие промышленные предприятия, подготовленные промплощадки для размещения новых производств, квалифицированные кадры и сложившаяся система для их воспроизводства):

для организации переработки природного газа (г. Саянск),

выделения и хранения гелия (г. Саянск),

крупнотоннажного производства базовых полимеров (г. Саянск, г. Усолье - Сибирское, г. Ангарск),

метанола (г. Усолье - Сибирское),

минеральных удобрений (г. Ангарск).

Сдерживающим фактором развития газификации южных районов Иркутской области является отсутствие газотранспортной инфраструктуры.

В условиях развития газохимии на территории Иркутской области возникает необходимость в дальнейшем использовании переработанного газа - метана, в том числе предприятиями жилищно-коммунального сектора и тепло-электростанциях трех субъектов Российской Федерации. Соответственно целесообразно разработать единый документ по газификации Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.

Высокая конкуренция со стороны имеющихся в регионе энергетических источников (уголь и гидроэнергетика), а также неопределенность планов ОАО «Газпром» по вопросу строительства газопровода для подачи природного газа Ковыктинской группы месторождений в южные районы Иркутской области отодвигает возможность газификации территорий, прилегающих к озеру Байкал, на неопределённый срок.

Предложения в проект решения заседания Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал:

Минстрою России проработать вопрос содействия в реализации проекта строительства газопровода «Ковыкта – Саянск – Иркутск» для обеспечения подачи газа в населённые пункты центральной экологической зоны Байкальской природной территории.


  1   2   3   4   5   6   7

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Справочные материалы к заседанию Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал г. Москва, 15 июля 2015 г