Скачать 191.15 Kb.
Дата09.01.2019
Размер191.15 Kb.

Спортизированное воспитание



СПОРТИЗИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ

как средство социализации и формирования ценностного отношения к здоровью у воспитанников Алданского детского дома.

Современная система физического воспитания переживает период поиска стратегических решений своего развития. Наиболее значимым подходом, позволяющим осознать феномен физической культуры как часть общей культуры человека, явился культурологический. В основе этого подхода лежит понимание физической культуры как общественной и личностной ценности.

На основе данного подхода Российской государственной академией физической культуры была разработана и обоснована классификация ценностей физической культуры, которые условно были представлены в виде нескольких составляющих содержания ценностного потенциала физической культуры, а именно интеллектуальные, двигательного характера, мобилизационные, технологические, валеологические. Даже краткий анализ содержания ценностного потенциала позволил доказать и методологически обосновать культурологическую составляющую этого феномена. Процесс освоения всего многообразия ценностного потенциала физической культуры требовал развития новых педагогических технологий.

На сегодняшний день известны и технологически обеспечены в условиях Алданского детского дома несколько проектов обновления традиционного физического воспитания. В своей работе в качестве тренера самого крупного в Дальневосточном федеральном округе детского дома на протяжении многих лет я использую известные в российской системе физического воспитания концепции физкультурного, валеологического, олимпийского и спортизированного физического воспитания.

1. Физкультурное воспитание. В этом виде воспитания подрастающего человека упор делается на необходимость формирования общей физической культуры. Суть традиционного воспитания в конечном итоге сводилась к коррекции параметров телосложения, физической подготовке, формированию физических качеств. Однако ценностное содержание физической культуры, как уже доказано, намного богаче и глубже. Новые педагогические технологии, основанные на культурологическом подходе, дают возможность использовать физические упражнения не только для телесного, но и для личностного (социального, психологического, интеллектуального и т.д.) развития.

2. Валеологическое воспитание. Ведущей идеей и целью валеологического воспитания является формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, а также обучение их практическим навыкам оздоровления путем организации здорового (а возможно, и спортивного) стиля жизни. Личностное самоопределение и самоактуализация оздоровительной деятельности - главные критерии достижения цели валеологического воспитания.

3. Олимпийское воспитание. Олимпизм как идеология, проповедующая приоритет общечеловеческих, моральных и духовных ценностей. Правила честной игры, добрая воля, исторические факты развития олимпийского движения, примеры рыцарского поведения усиливают гуманистические начала педагогического процесса.

4. Спортизированное физическое воспитание. Это инновация особого рода, связанная с переосмыслением опыта подготовки спортсменов высокого класса в интересах физического воспитания детей и подростков.

Педагогическая технология данного процесса прошла в нашем детском доме многолетнюю практическую проверку, показав высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Проведение занятий вне рамок школьной программы - в тренировочных группах по видам спорта - позволило педагогическому коллективу решить комплекс задач оздоровительного и воспитательного характера.

Реализация принципа спортизации в физическом воспитании позволяет по-новому организовать учебные занятия, заменив обычные занятия тренировочными, что в конечном итоге принципиально изменяет содержание и направленность всего педагогического процесса.

Даже краткий анализ вышеперечисленных проектов даёт основание к необходимости разработки новых педагогических технологий и их реализации. Однако методически оправданными и научно обоснованными новыми педагогическими технологиями могут стать лишь те, которые мы выстраиваем с учётом новой методологии.

Назовём и кратко охарактеризуем следующие подходы, объективно существующие в российской педагогике: личностно-ориентированный, деятельностный, образовательный.

Системообразующим стержнем личностно-ориентированного подхода является личность. Ценность личности определяет ориентацию педагога на использование соответствующих технологий и методик организации учебного процесса. Эти технологии в физическом воспитании должны базироваться на основе учёта индивидуальных мотиваций, интересов, потребностей детей в занятиях физическими упражнениями.

Главным объектом деятельностного подхода является активная жизненная позиция человека. Современное физическое воспитание необходимо рассматривать как деятельностно-ориентированное. Обучать, оздоравливать, тренировать, развивать необходимо деятельностно, путём активного вовлечения детей в физкультурно-спортивную деятельность, ориентируя их на сознательное освоение ценностей физической и спортивной культуры.

Образовательный подход в процессе физического воспитания во главу угла ставит сознательное усвоение детьми знаний в области физической культуры. Он ориентирует современную систему физического воспитания на развитие познавательных сил и творческого потенциала детей, на развитие физиологической потребности в спортизации собственной жизни.
Подготовка юных лыжников в МКОУ «Алданский детский дом»

Многолетняя работа с детьми в возрасте с 8 - 9 лет до окончания обучения в общеобразовательной школе в 16-17 лет убедили меня в том, что система подготовки юных лыжников должна быть как классически последовательной, без натаскивания на временный результат, так и всесторонне многогранной. Юные лыжники должны пройти многолетнюю подготовку поэтапно: начальная подготовка, учебно – тренировочный процесс, совершенствование и высшее спортивное мастерство. В этом и заключается спортизированное воспитание – от самых первых шагов в физкультуре до спортивных олимпийских вершин.



  1. Этап начальной подготовки. Основная задача - разносторонняя физическая подготовка детей 9-11 лет и формирование у воспитанников спортивного интереса к занятиям физкультурой и спортом. Продолжительность этапа 2-3 года.

  2. Учебно - тренировочный этап.

Разносторонняя физическая подготовка подростков 12-16 лет, освоение техники, специальных упражнений и создание надежного фундамента для освоения современных объемов тренировочных нагрузок и достижения высоких спортивных результатов. Продолжительность 3-4 года в зависимости от индивидуальных особенностей юных лыжников

3.Этап спортивного совершенствования.

Задачи данного этапа - специальная подготовка юношей и девушек 17-19 лет на основе разносторонней общей физической подготовки, освоение современного объёма нагрузки, связанной с применением средств общей и специальной подготовки. Продолжительность этапа 2 - 3 года.

Без этих базовых этапов подготовки ребёнок - юноша - юниор не состоится как лыжник - гонщик и вряд ли он "дойдёт" до этапа высшего спортивного мастерства, основными задачами которого являются - освоение


максимальных тренировочных и соревновательных нагрузок,

дальнейшее развитие специальных физических качеств, повышение уровня спортивно - технического и тактического мастерства. Направленность занятий - чёткая индивидуализация тренировочного процесса с учетом требований к уровню подготовленности в сборные команды, будь то команда Республики Саха (Якутия), команда Дальнего Востока или команда России.



Каждый этап предусматривает соблюдение:


  • Строгой преемственности задач, средств и методов подготовки детей, подростков, юношей и взрослых спортсменов.

  • Неуклонный рост объёма средств общей физической подготовки, специальной физической подготовки, соотношение которых постоянно изменяется.

Из года в год увеличивается удельный вес спортивной физической подготовки (СФП) и соответственно уменьшается вес общей физической подготовки(ОФП) в общем объёме тренировочных нагрузок.

  • Одновременное развитие важнейших физических качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

- Систематической проверки нормативов уровня физического развития лыжников с помощью контрольных тренировок.

- Обязательный врачебный контроль.

Все эти этапы соответствуют приоритетным направлениям общей воспитательной работы в разных возрастных группах в части охраны здоровья и физического развития ребёнка, основ жизнеобеспечения, основ профессионального самоопределения и трудового воспитания.

В период реализации программы «Педагогика здоровья в Алданском детском доме на 2011-2013 гг» определены возрастные рамки и специфика развития ребёнка в части охраны здоровья, физического развития, основ жизнеобеспечения и трудового воспитания в соответствующий период, которые соответствуют этапам спортивной подготовки и совершенствования. (Табл.1)

Поэтому и в тренерской работе учитываются все перечисленные факторы развития конкретного ребёнка. Подбирается нагрузка, отвечающая потребностям самого воспитанника, его физическим данным, загруженности по основному виду деятельности – обучению в общеобразовательной школе.

Табл.1

Охрана здоровья и физическое развитие



7-10 лет


11-13 лет

14-16 лет

а) формирование санитарно-гигиенических навыков; развитие убежденности в ответственности за свое здоровье;

б) элементы физического совершенствования тела.



а) развитие привычки к здоровому образу жизни;

б) тренировка силы воли, физического совершенства;

в) основы полового воспитания.


а) система профилактических умений по охране здоровья и здорового образа жизни

Основы жизнеобеспечения


Основы профессионального

самоопределения

а) ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях, работа с группой;

б) развитие алгоритма решения житейских проблем



а) профессиональное самоопределение - развитие способности конструировать возможные варианты будущего;

б) общая ориентация в мире профессий;

в) экономическое просвещение


Трудовое воспитание

а) отработка навыков учебного поведения;

б) вооружить основными самообслуживающими навыками труда;

в) сформировать навыки трудовой коллективной деятельности


а) отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;

б) охрана природы.



а) развитие потребности трудиться

В лыжном спорте, как и в других видах, существуют свои нюансы в планировании, методике подготовки, форме и содержании тренировочных занятий, подготовки инвентаря, обучению технике. Однако, существует необходимость придерживаться общепризнанных методик и практик.

В конечном итоге каждый ребёнок - индивидуальность. Возникает масса вопросов, решить которые помогает мнение коллег-тренеров. Семинары, проводимые по окончании соревнований, во многом помогают всему тренерскому составу.

Поиск, теоретическая разработка, внедрение в практическую деятельность новых методов, форм, средств обучения и их дальнейшее совершенствование является одним их необходимых условий эффективного развития и функционирования современного тренера.

Приоритетным направлением, проводимой в настоящее время модернизации структуры и содержания образования является повышение эффективности и качества преподавания физической культуры, призванной обеспечить укрепление и сохранение здоровья молодого поколения.

Данная задача может быть решена на основе энергичного и масштабного развертывания инновационных процессов в системе физического воспитания при использовании теоретически и практически обоснованных новейших педагогических технологий, обеспечивающих модернизацию форм и содержания физического воспитания детей.

Одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания является применение личностно-ориентированного подхода при определении содержания и структуры физкультурного образования.

Спортизация физического воспитания рассматривается нами как одно из направлений модернизации физического воспитания, основанное на свободе выбора воспитанниками вида физкультурно-спортивной деятельности для обучения и тренировки с нацеленностью на подготовку и участие в соревнованиях.

Ключевыми моментами преобразования стали:

- организация процесса тренировки;

- организация физического воспитания на основе определённого вида спорта;

- предоставление воспитаннику возможности выбора вида спорта – лыжные гонки, пауэрлифтинг, теннис, шахматы;

- предоставление воспитаннику возможности перехода из группы в группу;

- организация занятий по учебно- тренировочным группам;

- организация занятий не менее пяти раз в неделю;

- обязательное выполнение нормативов;

- активное участие в спортивно-оздоровительной работе детского дома.

Задачи сохранения и укрепления здоровья, развития двигательных способностей и функциональных возможностей организма решаются через дифференцированное усвоение воспитанниками учебных программ.

Средствами организации тренировочной деятельности выступают физические упражнения, направленные на развитие быстроты, силовых качеств, выносливости, ловкости и гибкости, применяемые в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности.

Соревновательная деятельность содержит состязательные упражнения, которые выполняются в соответствии с правилами соревнований в избранном виде спорта и при непосредственном выступлении в соревнованиях различного ранга. При этом организационно-методическими принципами формирования физической культуры личности на основе спортизации физического воспитания являются: гармоничность развития личности воспитанника; внедрение эффективных технологий спортивной и оздоровительной тренировки; единство соревновательной и учебно-тренировочной деятельности.

В рамках самообразования методический материал по внедрению новых технологий подбирается из журнала "Лыжный спорт", содержание которого включает практически все по тематике лыжного мира, от азов до самых последних достижений в области современного Лыжного спорта. Реализация разработанной педагогической технологии позволяет существенно повысить эффективность физического воспитания воспитанников: уровень физического здоровья, физической подготовленности, формировать устойчивую мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

В дальнейшем вижу цели и задачи центра развития физической культуры и спорта Алданского детского дома в следующем:

1. Содействие коллективу детского дома в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического здоровья воспитанников и работников.

2. Содействие всем участникам воспитательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на физическое здоровье и здоровый образ жизни.

3. Формирование базы данных о состоянии физического здоровья, индивидуальных физиологических особенностях и резервных возможностях организма воспитанников детского дома.

4. В разработке и реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления участников воспитательного процесса, исходя из особенностей их физического развития, индивидуальных возможностей, региональных условий.

5. В разработке организационных рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса на основе спортизированного физического развития воспитанников.

6. В индивидуальной работе с особо одарёнными воспитанниками по достижению ими высоких спортивных результатов.

Усиление здоровьесберегающего компонента в системе занятий физкультурой и спортом может быть достигнуто за счёт введения дополнительных часов в системе дополнительного образования, добавочных занятий лыжным спортом, теннисом, пауэрлифтингом в младших, средних и старших классах.

Для проведения занятий по физической культуре в детском доме полностью оборудованы зимний многопрофильный стадион «Снеговик», две спортивно-игровых площадки и тренажёрный зал, что способствует обеспечению высокого уровня организации физического воспитания. Для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и нуждающихся в специальных методах оздоровления, осуществляется индивидуальный подход.

Спортивно-инструкторский состав готовит воспитанников детского дома для участия в городских, районных, республиканских соревнованиях в течение учебного года. На базе стадиона «Снеговик» традиционно проводятся спортивные праздники «День открытия лыжного сезона» в октябре месяце каждого года, Недели и декады физического развития и спорта в детском доме. Результативность этой работы можно проследить через увеличение призовых мест республиканского и регионального уровней.

Воспитанники детского дома активно участвуют в районных, республиканских и региональных соревнованиях по лыжным и силовым видам спорта. За последние три года их количество возросло (см. Книгу славы и спортивных достижений детского дома).

Хорошо оборудована материально-техническая база центра развития физической культуры и спорта: тренажеры, силовые тренажёры; велосипеды; аргамаки, санки; фигурные и хоккейные коньки, клюшки; пневматические винтовки, пистолеты, макет автомата Калашникова; спортивно-игровой инвентарь (мячи, скакалки и т.д.); шахматы, шашки. Приобретены теннисные столы, качественный лыжный инвентарь (ботинки, лыжи, лыжные мази).

Занимаясь с детьми МКОУ «Алданский детский дом» лыжным спортом на протяжении многих лет, я приходил к выводу, что им порой остро не хватает спортивной выдержки и ответственности в ходе подготовки к соревнованиям различного уровня. Уходили одни, не желая преодолевать простейшие физические нагрузки, приходили другие, которым также не хватало спортивной закалки. Оставались те, кто с упорством преодолевал возникающие трудности. Но их было так мало. Не хватало мотивации и ярких личных примеров взрослых.

С первых шагов работы с детьми интуитивно, и как оказалось впоследствии тактически и стратегически верно, старался как можно шире социализировать маленьких спортсменов, расширяя жизненное пространство в каникулярное время весной, летом, осенью. Кроме проведения ежедневных спортивных тренировок в рамках традиционного тренировочного процесса, приходилось устраивать регулярные однодневные туристические походы с привлечением своих друзей - спортсменов, физкультурников, общественников. Благо, что Алданский детский дом расположен в зелёной пригородной зоне, и мы имеем уникальную возможность посещения девственной природы без особых транспортных затрат. Эти походы в любое время года сплачивали детей. Им прививались простейшие навыки выживания – разведение костра, обустройство стоянки, наведения в лесу порядка, приготовление пищи, знакомство с экологической средой не по учебникам, а наяву.

После пребывания в таких походах тренировки проходили на более слаженном уровне, дети начинали выдерживать нагрузки, соответствующие возрасту. Проявилось чувство соревновательности, желание проявить свои лучшие качества, желание победить – преодолеть не столько своих сверстников, сколько свою собственную лень, слабость, даже заболевание. Ведь более 60% детей поступили в детский дом с различными отклонениями в здоровье.

Дети подрастали, круг их интересов увеличивался, требовал новых подходов, как в тренировочном, так и в социальном плане. Совместно с руководством детского дома было принято решение по социализации детей в новое территориальное пространство, т.е. выезд сначала за пределы района – на соревнования в г.Якутск, а затем и за пределы Якутии – в Амурскую область, Хабаровский и Приморский край.

Мы выезжали за пределы города, района, республики, всё дальше и больше расширяя наши связи с внешним миром через социальных партнёров города, района, и руководителей принимающей стороны в городах наших поездок. Мы неоднократно бывал в г. Тында, г. Благовещенск Амурской области, г. Спасск Дальний Приморского края, г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.

Особое место во время любой поездки уделяется вопросам краеведения и патриотического воспитания. Дети знакомятся с достопримечательностями и историей этих городов. Посещают музеи, знакомятся с жизнью и бытом людей. Особое место отводится встречам с теми, кто помогает организовать эти поездки и проводить наши тренировки, с целью знакомства с успешными, социально активными людьми, чей личный пример может стать примером нашим воспитанникам.

Позже мы стали выезжать в те же дальние края на спортивные соревнования и показывали неплохие результаты. Медали, кубки и грамоты многих соревнований Дальнего Востока украшают стенд спортивной славы Алданского детского дома.

Повзрослели выпускники детского дома, занимавшиеся у меня, они учатся в средних специальных учебных заведениях. Лучшие из них решили связать свою судьбу с физкультурой и уже на профессиональном уровне заниматься спортом. Это Гретин Александр, Бондарев Николай. Бондарев Николай, закончив Благовещенский физкультурный техникум работает тренером- преподавателем по лыжным гонкам в Тындинском ДЮСШ № 1.

Их выбранный путь утвердил меня в желании заниматься не просто физическим воспитанием, а расширить рамки воспитания до спортизированного физического воспитания.

В высших учебных заведениях занимаются те, кто принёс спортивную славу Алданскому детскому дому - это Парецков Константин, ныне курсант Орловского университета МВД Российской Федерации, Вадим Фёдоров учится на 3 курсе Благовещенского педагогического университета, тоже в своё время усиленно занимался лыжами в детском доме.

Все эти ребята в период проживания и тренировок в Алданском детском доме показывали результаты на уровне воспитанников специализированных спортивных школ. Добивались побед и призовых мест в соревнованиях Республиканского и Дальневосточного уровня. Парецков Константин принимал участие в соревнованиях Российского уровня в г.Новосибирск и г.Златоуст.

Отрадно, что обучаясь в Благовещенском техникуме физической культуры, все мои подопечные приезжали в родной детский дом на период тренировочных сборов, когда в Амурской области наступал тёплый период, а наши лыжни были в отличном состоянии. Руководство детского дома находило возможность принять этих ребят. Все мы понимали, что контакт с этими успешными спортсменами служит отличным примером для воспитанников детского дома.

Их период пребывания на алданской земле я максимально использовал для проведения различных массовых стартов и забегов. Для самих будущих спортсменов эти старты служили хорошей практической базой закрепления теоретических знаний в дальнейшей тренерской работе. Для воспитанников и педагогов детского дома прекрасным примером стремления к улучшению спортивных результатов и поддержания физической формы. Не навязанная, а реальная профориентационная работа старших товарищей в этот момент делала своё дело. Дети увидели, что занятия спортом могут стать профессией в будущей взрослой жизни.

Массовые лыжные мероприятия осеннего и весеннего периода сплачивают коллектив взрослых и детей, проверяя на прочность межличностные связи. Работа санитарного поста, организация коллективного питания в полевых условиях, экологическое воспитание, взаимовыручка и поддержка – все эти факторы оказывают огромное влияние на пластичный и восприимчивый организм подрастающего поколения.

Особое место в воспитании детей и подростков имеет воспитание на реализации реальных проектов, достижении конкретных целей. В Алданском детском доме таким проектом стал проект строительства собственного многопрофильного стадиона «Снеговик». Дети принимали активное участие не только в сооружении всех его объектов, но и в подгонке, обкатке каждого его элемента и дальнейшего использования в тренировочном и соревновательном процессе. Они дорожат, берегут и ценят всё, что сделано собственными руками. Каждый снаряд нашего стадиона вносит свой вклад в спортивные достижения ребёнка.

Огромное значение в спортизированном физическом воспитании имеют встречи со знаменитыми людьми. Людьми с большой буквы в большом спорте – спорте Олимпийском. С 2003 года у коллектива детского дома сложили дружеские отношения с олимпийской сборной Российской Федерации по лыжным гонкам.

На первом этапе члены сборной, проводили тренировочный процесс на территории, прилегающей к детскому дому, и были нашим детям ежедневным примером самоотверженного напряжённого труда профессиональных спортсменов.

В каждый свой приезд на тренировочные сборы спортсмены-олимпийцы находили время для встречи с воспитанниками детского дома. Не просто рассказывали о своих спортивных успехах, но и скрупулёзно интересовались состоянием материальной базы лыжной секции центра развития физической культуры и спорта Алданского детского дома. В период их приезда в ноябре этого года на тренировочные сборы и участия в Гонке сильнейших-2012 олимпийцы по моему приглашению олимпийцы в очередной раз нашли время для встречи с нашими воспитанниками.

В составе гостей были: главный тренер сборной Российской Федерации Каминский Ю.М.; старший тренер, олимпийский чемпион Калгари Девятьяров М.Т; Олимпийские чемпионы и призёры Ванкувера Крюков Никита, Панджинский Александр, Петухов Алексей, чемпионы и призёры РФ Усачёв Стас, Богданов Игорь и доктор команды Гарбов Владимир.

Особенно памятной встреча будет для воспитанника АДД Архипова Ивана - победителя районных соревнований по лыжным гонкам, медаль и грамота которому была вручена лично олимпийцами вместе с их автографами.

Буквально через три дня, окрыленный такой честью на лыжах с автографом главного тренера страны Иван завоевал I место на дистанции 1,2 км и II место на дистанции 3 км в Гонке сильнейших РС(Якутия), уступив всего одну десятую секунды чемпиону Республики Дегесову А.

Наша многолетняя дружба ещё раз доказала свою эффективность в спортизации воспитательного процесса. Когда на примере реальных олимпийцев, укрепляется уверенность в себе юных лыжников, закладывая ростки надежды на спортивное будущее детей, оставшихся без попечения родителей.

17-19 ноября с.г. в г.Тында прошло первенство ДЮСШ Амурской области, Хабаровского края и нашей республики. Лыжная сборная Алданского детского дома в очередной раз доказала свою состоятельность на уровне всего Дальневосточного региона. Два первых места «коньком» и «классикой» Филиппова Дмитрия и два третьих места Васильева Владимира яркое тому подтверждение. Не намного отстали от старших товарищей Архипов Иван и Горбачев Павел, Марков Вова, вошедшие в десятку сильнейших.

С какой радостью я ощущал гордость не только за победу подопечных, а за то, что медали и грамоты им вручал мой бывший выпускник, а сегодня тренер Тындинской ДЮСШ Бондарев Николай. Вот она –преемственность поколений и основной итог моей работы.

Все мои подопечные удачно стартовавшие в этом сезоне, в летний период прошли суровую школу выживания в якутской тайге, ни на минуту не прекращая своих тренировок, что также упрочивает мою тренерскую уверенность в выбранном подходе к спортизированному воспитанию в целом и тренерской работе в частности.

Дальнейшие поиски и перспективы развития:
- Основным педагогическим средством является спортизированное физическое воспитание, необходимое, с нашей точки зрения, для своевременной коррекции и развития нравственно-волевых качеств личности - стойкости, целеустремлённости, дисциплинированности, ответственности, усидчивости, терпения и т. д.


  • В качестве объекта формирования физического здоровья детей-сирот выступает Центр развития физической культуры и спорта Алданского детского дома, который на пороге разработки новой педагогической системы - формирования жизнестойкости детей-сирот.

  • - Опора на развитие и воспитание вышеназванных нравственно - волевых качеств личности и направлено на успешную социализацию в повседневной практической работе с детьми и подростками.

- Взаимодействие педагогических моделей, таких как личностно-ориентированное, коллективное и спортизированное физическое воспитание, возможно на основе принципов совмещения, компенсации, соответствия и уравновешивания.

- Проведение мониторингов физического развития воспитанников в группах в рамках реализации 2 этапа Программы развития МКОУ «Алданский детский дом» «Педагогика здоровья на 2011-2013 годы».

Инструктор по спорту, педагог

высшей квалификационной категории,

отличник физического воспитания

Республики Саха (Якутия) Ерзиков Г.М.



Ноябрь, 2012 г.