Скачать 186.97 Kb.
Дата13.04.2018
Размер186.97 Kb.
ТипПояснительная записка

Спортивное ориентирование





1. Пояснительная записка.
Спортивное ориентирование- это стремительный, эмоциональный вид кросса по незнакомой местности, связанный с определенной физической нагрузкой, хитроумной техникой и многочисленными техническими приемами. Задачи, которые дистанция ставит перед спортсменами, требуют от них физической закалки, точного и быстрого мышления, способности умело преодолевать естественные препятствия, самостоятельно принимать правильное решение в любой обстановке, терпеливо переносить дождь и жару, ветер и мороз. Обстановка соревнований в какой- то степени напоминает ситуацию, в которую попадает разведчик, действующий в тылу врага.

В большей степени, чем другие виды спорта, ориентирование способно приспособиться к различным возрастам и способностям. Привлекает и то, что действие происходит на природе и позволяет соревноваться как с самим собой, так и с другими людьми.

В процессе занятия спортивным ориентированием совершенствуется деятельность центральной нервной системы, развивается зрительная память, внимание, реакция и логическое мышление. Ввиду сложных условий продвижения по лесу получают развитие различные анализаторы: зрение, слух, вестибулярный аппарат и др. Во время занятий ориентированием, школьники работают над развитием мышления (умение вникать в суть дела, видеть основу фактов, понимать смысл и предвидеть события). Вырабатывается последовательность мышления (умение соблюдать логический порядок в решении задачи), самостоятельность и гибкость (умение находить новые пути, избегать шаблона, легко переходить от способа решения задачи к другому).

Каждый из ребят развивает свои волевые качества, особенно воспитание выдержки и самообладания, т.е. проявления воли, характеризующиеся сохранением ясности ума и способности владеть собой в экстремальных ситуациях (потеря ориентировки, обнаружение ошибки, тщетный поиск КП).

Данная программа составлена на основе программы РЦДЮТУР по спортивному ориентированию и является модифицированной, адаптированной к здешним условиям.

Программа тесно связана со школьными предметами - география и физическая культура. Выполнение программы рассчитано на начальный уровень технической подготовки ориентировщика (на 2 года обучения).

Цель:

Физическое развитие ребят через обучение спортивному ориентированию.



Задачи:

1.Обучающие:

1.1. Приобщение ребят к активному образу жизни.

1.2. Удовлетворение потребностей ребят в умственной и физической деятельности.

1.3.Обучение умению ориентироваться в лесу и на местности.

1.4. Формирование навыков работы с компасом и картой.

2. Воспитательные:

2.1. Воспитание волевых качеств личности: умения управлять собой, формирование чувства уверенности, жизнестойкости.

2.2.Воспитание познавательных способностей детей, любви к природе и родному краю.

2.3.Профилактика асоциального поведения.

2.4.Организация досуга ребят.

3. Развивающие:

3.1. Развитие скоростно-силовых качеств.

3.2. Развитие пространственного и логического мышления.

3.3.Развитие зрительной памяти, внимания.

Характеристика программы:

тип программы - дополнительная образовательная

направленность - туристско-краеведческая

вид – модифицированная
Организационно- педагогические основы обучения:

В группу 1 года обучения спортивному ориентированию набираются ребята 10- 16 лет, желающие заниматься спортивным ориентированием с хорошей физической подготовкой и при наличии справки о допуске врача к занятиям. Успешно окончившие 1 год обучения (не менее 80% от общего числа) продолжают обучение на 2 году обучения.





Сроки

реализации

программы:


Кол-во

часов в


неделю:

Время

одного


занятия:

Режим

занятий:


Кол-во

недель в


Уч. году:

Кол-во

обуч-ся:


Кол-во

часов в год:



1 год

2 часа

2 часа

1 раз по

2 часа


36

12

чел.


72 ч

2 год


2 часа


2 часа


1 раз по

2 часа


36

10 чел.

72 ч

Формы проведения занятий:

-групповые;

- всем составом секции;

Для успешной реализации программы необходимо:

- наличие спортивного зала (занятия проводятся в спортивном зале МБОУ «Часовская сош»);

- наличие учебно- тренировочного полигона (имеется на территории школы);

-для проведения турпоходов необходимы поляна, лес;

- спортивный и туристский инвентарь: карты, компасы, мячи, скамейки, веревки, лыжный инвентарь, спальные мешки, туристские коврики, карабины;

-учебный кабинет с техническими средствами обучения: видеомагнитофон, телевизор, эпидиаскоп (имеется в наличии в школе).

По окончании каждого года обучения ребята приобретают необходимые знания, умения и навыки по спортивному ориентированию. В течение учебного года проводится контроль в различной форме : тест, турпоход, соревнования, выполнение нормативов.

Ожидаемый результат:

Положительная динамика физического развития ребят через обучение спортивному ориентированию. Приобретение теоретических знаний и практических умений ориентирования в жизни.

Всем успешно окончившим дополнительную образовательную программу «спортивное ориентирование» выдается сертификат об окончании обучения по программе «Спортивное ориентирование».


2. Учебно-тематический план 1 года обучения.


№ п/п

Разделы:

Количество часов

теория

практ.

всего

1

Вводное занятие. Краткие сведения о спортивном ориентировании.

1

-

1

2

Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Одежда и снаряжение ориентировщика.

1

-

1

3

Гигиена спортивной тренировки.

1

-

1

4

Топографическая подготовка. Спортивная карта.

5

5

10

5

Компас. Азимут.

3

3

6

6

Измерение расстояний.

1

1

2

7

Ориентирование по местным ориентирам.

2

2

4

8

Рельеф местности и его изображение на картах.

2

2

4

9

Правила соревнований.

2

4

6

10

Морально- волевая подготовка.

4

-

4

11

Общая и специальная физическая подготовка.

-

10

10

12

Техническая подготовка.

2

4

6

13

Тактическая подготовка.

2

6

8

14

Игры и упражнения. Учебные соревнования.

2

5

7

15.

Итоговое занятие.

-

2

2




Всего часов:

28

44

72


3. Содержание программы 1 года обучения.
1.Вводное занятие.

Теория: Порядок и содержание работы секции. Что такое спортивное ориентирование. Развитие спортивного ориентирования в РК. Значение ориентирования в жизни. Звание ориентировщиков. Зачетные требования.

2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Одежда и снаряжение ориентировщика.

Теория: Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности на занятиях и соревнованиях. Специальное снаряжение ориентировщика. Требования к одежде, обуви, головному убору. Правила пользования снаряжением. Планшеты и их устройство, самостоятельное изготовление простейших планшетов. Размещение специального снаряжения на планшете. Подбор лыж, палок, лыжных мазей.

3.Гигиена спортивной тренировки.

Теория: Режим дня при занятиях физической культурой и спортом. Личная гигиена. Режим питания. Процедуры закаливания. Санитарно- гигиенические требования к месту проведения занятий, к спортивному инвентарю. Спортивные травмы и их предупреждение. Методы самоконтроля.

4.Топографическая подготовка. Спортивная карта.

Теория: Определение топографической карты. Топографическая и географическая карты. Описание объектов местности и изображение их на спортивной карте. Виды карт. Условные знаки, масштаб карты, стороны горизонта.

Практика: Определение по карте элементов, менее подверженных изменениям со временем, составление списка местных предметов, сгрупированных по степени быстроты изменений. Зарисовка в тетрадях топографических знаков по группам. Опознавание знаков на топографических картах. Чтение топокарты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант. Виды условных знаков спортивной карты: масштабные и немасштабные, линейные и площадные. Значковый метод изображения. Пояснительные подписи. Местные предметы и способы изображения их на карте.

5. Компас. Азимут.

Теория: Что такое компас. Значение изобретения компаса. Типы компасов. Пять правил обращения с компасом. Четыре действия с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром.

Практика: Ориентирование карты по компасу. Методы работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Определение точки состояния. Снятие азимута. Ориентирование по линейным ориентирам, чтение объектов с линейных ориентиров.Взятие КП. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами. Выбор кратчайшего пути движения. Ориентирование карты относительно местности и по компасу. Действия ориентировщика при потере ориентировки. Обучение техники передвижения на лыжах классическим ходом. Техника преодоления спусков и подъемов. Обучение поворотам на месте и в движении. Игры и упражнения, направленные на закрепление технических приемов и развитие специальных восприятий (память, внимание, чувства времени, расстояния и направления).


6.Измерение расстояний.

Теория: Для чего в походе необходимо измерять расстояние. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр. Средний шаг. От чего зависит величина среднего шага. Как измерить свой средний шаг. График, таблица или линейка перевода пар шагов в метры. Глазомер, его значение. Способы тренировки глазомера.

Практика: Измерение кривых линий (маршрутов) на картах разного масштаба курвиметром.

Измерение своего среднего шага. Тренировочные упражнения на микроглазомер на чистых листах бумаги и на топокартах.

7.Ориентирование по местным ориентирам.

Теория: Суточное движение солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения.

Азимут на солнце в разные часы дня. Определение сторон горизонта по звездам. приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Практика: Упражнения по рисункам на проложение вертикальной плоскости. Задачи на определение азимута. Упражнения на определение сторон горизонта по солнцу и по тени.

8. Рельеф местности и его изображение на картах.

Теория: Изображение рельефа на топографических и спортивных картах горизонталями. Внемасштабные условные знаки для изображения рельефа. Виды горизонталей. Высота сечения. Указатели направления скатов (бергштрихи). Изображение различных форм рельефа. Отдельные типы рельефа. Влияние рельефа на выбор пути движения.

Практика: Изучение элементов рельефа по моделям и на местности. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор пути движения с учетом основных форм и элементов рельефа. Игры и упражнения.

9.Правила соревнований.

Виды и характер соревнований. Старт. Возрастные группы. Допуск к соревнованию. Обязанности участников соревнований. Разрядные требования.

10.Морально- волевая подготовка.

Спортивное ориентирование как средство укрепления здоровья, воспитания силы, смелости, выносливости, находчивости, ловкости. Особенности тренировки юных ориентировщиков. Общие основы спортивной тренировки. Техника бега. Особенности техники бега в лесу, по пересеченной местности. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Значение волевых качеств на занятиях и соревнованиях.

11.Общая и специальная физическая подготовка.

Общая физическая подготовка. Гимнастические упражнения с набивными мячами, акробатические упражнения, подвижные игры и эстафеты. Спортивные игры. Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения и повороты головы, наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения. В положении лежа – поднимание и опускание ног. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом. Игры на внимание, координацию, сообразительность. Эстафеты. Упражнения на развитие выносливости. Бег в равномерном темпе. Бег с картой. Бег в равномерном темпе. Бег с картой.

Специальная физическая подготовка. Упражнения, направленные на развитие быстроты движений, силы, ловкости, гибкости, выносливости. Упражнения на расслабление. Бег в лесу, по пересеченной местности. Спортивная ходьба, кроссы, бег с препятствиями. Лыжная подготовка. Имитационные упражнения, подготовительные упражнения. Изучение и совершенствование техники попеременных ходов, одновременных ходов, поворотов, спусков, подъемов, торможения.

12.Техническая подготовка.

Теория: Спортивная карта. Масштаб карты. Комплексное чтение карты. Компас, правила пользования им.

13.Тактическая подготовка.

Практика: Выбор оптимального движения между КП. Отработка отметки на КП. Тактические действия спортсмена на старте, финише, на дистанции. Раскладка сил на дистанции. Разбор и анализ тренировочных дистанций и соревнований.

9. Соревнования по спортивному ориентированию, туристским навыкам и технике туризма.

Теория: Виды соревнований по ориентированию. Правила соревнований. Права и обязанности участников соревнований. Возрастные группы.

Практика: Участие в соревнованиях по туртехнике, соответствующих возрасту и подготовленности занимающихся. Проверка знаний по турнавыкам.

10.Итоговое занятие. Подведение итогов за учебный год.


4. Учебно-тематический план 2 года обучения.


№ п/п

Разделы:

теория

практика

всего часов

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Топография и ориентирование

1

1

2

3

Техническая подготовка

1

12

13

4

Тактическая подготовка

1

12

13

5

Общая и специальная физическая подготовка

-

12

12

6

Туристская подготовка

2

12

14

7

Соревнования по спортивному ориентированию, турнавыкам и туртехнике

1

14

15

8.

Итоговое занятие.

-

2

2

Всего часов:

7

65

72


5. Содержание программы 2 года обучения.
1.Вводное занятие. Развитие спортивного ориентирования в России.

Теория:Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Обеспечение безопасности участников на соревнованиях (контрольное время, ограничивающие ориентиры, аварийный азимут, умение выходить из леса при потере ориентировки). Снаряжение ориентировщиков. Требования к одежде, обуви и головному убору. Цели и задачи на учебный год.

2.Топография и ориентирование. Виды спортивного ориентирования.

Теория:Топографические и спортивные карты, их сходство и различия, условные знаки, цвет карт, масштаб карт. Зрительное знакомство с объектами местности, их словесное описание. Практика: Измерение расстояний по карте. Создание простейших планов и схем. Определение сторон горизонта по компасу. Ориентирование по компасу и карте в условиях леса.

3.Техническая подготовка.

Теория: Приемы и способы ориентирования. Отметка на контрольном пункте (КП). Ориентирование карты относительно местности и по компасу. Действия ориентировщика при потере ориентировки. Работа с картой. Снятие азимута. Измерение расстояний на местности парами шагов. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Взятие КП. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами. Выбор кратчайшего пути движения.

Практика: Обучение техники передвижения на лыжах классическим ходом. Техника преодоления спусков и подъемов. Обучение поворотам на месте и в движении.

Игры и упражнения, направленные на закрепление технических приемов и развитие специальных восприятий (память, внимание, чувства времени, расстояния и направления).


4.Тактическая подготовка.

Теория: Выбор оптимального пути движения между КП. Отработка отметки на КП. Тактические действия спортсмена на старте, финише, на дистанции. Раскладка сил на дистанции. Особенности тактики в различных видах соревнований по ориентированию, на индивидуальных соревнованиях и эстафете.

Практика: Разбор и анализ тренировочных дистанций и соревнований.

5.Общая и специальная физическая подготовка .

Практика: Ходьба (на носках, на пятках, в полуприседе, приседе). Бег. Упражнения для мышц плечевого пояса. Упражнения для ног. Прыжки. Упражнения для шеи и туловища. Подвижные игры и эстафеты. Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения на развитие ловкости. Упражнения на развитие силы рук, ног, спины и пресса.

6.Туристская подготовка.

Теория: Узлы, требования к узлам. Правила движения по пересеченной местности. Преодоление препятствий и преград. Выбор места для привала и ночлега. Установка палаток. Уборка места лагеря перед уходом группы. Типы костров. Правила разведения костра, работа с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Уход за одеждой и обувью. Меры безопасности при обращении с огнем, с кипятком.

Практика: Организация питания в полевых условиях. Составление меню и списков продуктов для 1-2 дневного похода. Приготовление пищи на костре. Личное и групповое снаряжение, требования к нему. Должности в группе. Изучение района похода. Предупреждение травматизма и оказания первой медицинской помощи. Поход с организацией проверки полученных знаний, умений и навыков.

7.Соревнования по спортивному ориентированию, по турнавыкам и технике туризма .

Теория: Правила соревнований по спортивному ориентированию. Подготовка инвентаря и оборудования для соревновательных трасс. Помощь в оформлении мест старта, финиша, зоны передачи эстафеты. Практика судейства в качестве контролера КП, помощника судьи – информатора.

Практика: Участие в соревнованиях по ориентированию. Участие в однодневном походе. Участие в соревнованиях по туристкой технике: укладка рюкзака, преодоление препятствий, разжигание костра, установка палатки, переноса пострадавшего.

8.Итоговое занятие. Подведение итогов за учебный год.




6. Методическое обеспечение программы:
Эффективность процесса обучения зависит от рациональной организации занятий, выбора оптимальной нагрузки соответственно возраста и индивидуальных особенностей

занимающихся. Техника и тактика спортивного ориентирования тесно связана с топографией, памятью, вниманием и мышлением ориентировщика. Поэтому наряду с занятиями на местности проводятся практические и теоретические занятия в классе. Важной частью подготовки ребят являются участие в различных соревнованиях и мероприятиях, основными целями которых являются контроль за эффективностью учебно- тренировочного процесса, приобретение соревновательного опыта, общение со сверстниками. Большую роль в подготовке юных ориентировщиков играет организация профильного спортивно- оздоровительного туристского лагеря в июне месяце.

Рекомендуемая протяженность занятий:

1. Теоретические и практические занятия в классе- 1-2 часа.

2.Практические занятия на местности- до 3 часов.

3. Походы выходного дня:

-однодневные- 8 часов

-двухдневные- 16 часов.

4. Соревнования и мероприятия- 6-8 часов.
Этапы педагогического контроля.
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных этапах освоения программы.
1-2 годы обучения:


Вид контроля:

Цели контроля:

Содержание контроля:

Формы контроля:

Критерии контроля:

вводный

Выяснить знания по правилам техники безопасности.


Тема: Вводное занятие

тест

Знает- не знает

текущий

Проверить знания по ориентированию.

Тема: Техническая подготовка.

тест

Знает- не знает

текущий

Проверить умения по спортивному ориентированию.


Тема:

Техническая подготовка.



Соревнования по спортивному ориентированию.

Итоги соревнований

текущий

Проверить теоретические знания по туристской подготовке.

Тема:

Туристская подготовка.



тест

Знает- не знает

текущий

Закрепить знания и навыки по турподготовке.


Тема: Туристская подготовка.

турпоход

Знает- не знает

Умеет- не умеет



Рубежный


Проверить физическую подготовку обуч-ся.

Тема:

Общая и специальная физическая подготовка.



Выполнение контрольных нормативов.

Уложился в норматив- не уложился

Итоговый

Проверить знания по программе.

Тема:

Итоговое занятие.



Тест

Высокий

Средний


низкий

По окончании начального уровня обучения (1-2 год) ребята будут знать:

-историю развития спортивного ориентирования, виды спортивного ориентирования;

-технику безопасности на занятиях, соревнованиях и походах;

-условные знаки спортивных карт, масштаб, стороны горизонта, определение азимута;

-определение туризма и его виды;

-снаряжение туриста, правила разжигания костра и обращения с огнем в лесу;

-правила поведения на воде;

-узлы, требования к узлам;

-правила движения по пересеченной местности.

будут уметь:

-ориентироваться на местности с помощью карты и компаса, рельефа местности;

-выбрать оптимальный путь между КП по линейным ориентирам;

определить расстояние между КП;

-определить азимут на КП и двигаться по азимуту до определенной точки;

-разработать маршрут и выбрать район похода;



-подготовить личное и групповое снаряжение к многодневному походу, организовать питание, составлять меню и список продуктов.
7. Литература.


  1. Алешин В.М. «Карта в спортивном ориентировании» (журнал «Физкультура и спорт», 1983 год)




  1. Журнал «Азимут»; ФСО Россия.




  1. «Правила соревнований по спортивному ориентированию. М. ЦДЮТУр, 1999 г.




  1. Рудакова Н.М., Токмакова Г.И., Тарабукина С.М. «Программы для системы дополнительного образования детей. Спортивное ориентирование», 2004 г.




  1. Условные знаки спортивных карт, КООП «Спорткартографика», управление «Моспортобеспечение».