страница1/5
Дата24.10.2018
Размер0.85 Mb.
ТипОтчет

Спортивные игры (баскетбол) в системе физического образования личности


  1   2   3   4   5

lМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ К АТТЕСТАЦИИ

ТЕМА: СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (БАСКЕТБОЛ) В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

СОСТАВИЛ: учитель физического воспитания
Скиндер Александр Васильевич

План:


1. Этапы развития баскетбола.

2. Баскетбол в системе физического воспитания

3. Характеристика баскетбола, его специфические признаки

4. Физическая подготовка при занятиях баскетболом

5. Психологическая (волевая) подготовка при занятиях баскетболом

6. Теоретическая подготовка

7. Техническая подготовка

8. Методы тестирования при занятиях баскетболом

9. Основные понятия и термины в теории и методике баскетбола

10. Разрядные требования Единой Всероссийской спортивной классификации по баскетболу (2001-2005г.)

11. Заключение

12. Литература

1.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БАСКЕТБОЛА

Если взять карту мира и на манер политической, закрасить всю территорию, где играют в баскетбол, одним цветом, например, оранжевым (по преимущественному цвету баскетбольных мячей), то получится огромная империя, охватывающая пять континентов. Представьте, в ее составе: США, Югославия, Греция, Хорватия, Испания, Латвия, Россия, Бразилия, Италия … Это только ведущие баскетбольные страны.

Детище преподавателя Спрингфилдского колледжа (штат Массачусетс, США) доктора Джеймса Нейсмита, сотворившего эту игру в 1891 г., покорило не только Америку, но и весь мир.

В баскетбол играют в Арктике, на затерявшихся в океане островах и высокогорных районах. Этот вид спорта – фаворит во многих странах Азии. В сердцах южноамериканских любителей спорта приверженность к баскетболу уступает только футболу. Не упустят возможности увидеть большой баскетбол и избалованные спортивными праздниками и зрелищами европейцы. Ну а на родине баскетбола в США баскетбол спорт номер 1.

Всего международная федерация баскетбола ФИБА, созданная 18 июня 1932 г., объединяет свыше 180 национальных федераций различных стран мира. Причем их число быстро растет. В 1932 г. ФИБА объединяло 8 стран (Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швеция, Чехословакия), в 1940 – 50, в 1965 – 122, в 1983 – 157, в 1987 – 186, в 1991 – 177, в 1999 – 180.

В этой империи более двухсот миллионов человек регулярно занимаются этим увлекательным видом спорта.

Как и спорт вообще, баскетбол по своей природе интернационален, он объединяет людей, способствует развитию дружбы и взаимопониманию. В баскетбол играет и млад и стар, мальчики и девочки, мужчины и женщины. Баскетбол очень демократичная страна. В ней вместе играют черные и белые, богатые и бедные, худые и толстые, высокие и маленькие, красивые и обаятельные, умные и веселые. В Латвии, например, существует прекрасная традиция – играть семьями. Проводятся специальные семейные соревнования.

Баскетболу отводится значительное место в учебных программах средних общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов, вузов. В баскетбольных секциях занимаются 2000500 юношей и девушек. Популярностью пользуется баскетбол в производственных и армейских коллективах.

Все поклонники этой замечательной игры на всем земном шаре прекрасно понимают друг друга при помощи специальных жестов и баскетбольных приемов. В баскетбольной империи действует строгое законодательство. Баскетбольный кодекс неотвратимо карает нарушителей, причем тут же, без суда и следствия. Баскетболу чужды парламентские дебаты, как и непарламентские выражения.
Баскетбол – это праздник
Население баскетбольной империи вооружено целым арсеналом средств ведения борьбы за победу – техническими приемами (ведение, передачи, броски и многое другое). Для достижения поставленной цели осваиваются разнообразные тактические взаимодействия. Разрабатывается стратегия подготовки к баскетбольным баталиям. Но не пугайтесь обилию боевых терминов. Спортивным баталиям в баскетбольном мире рады. Более того, считают их своими праздниками, будь то олимпийские игры, чемпионаты Европы, национальные первенства, розыгрыши кубков, спартакиады, турниры – это праздник для всех кто любит эту замечательную игру: организаторов, игроков, тренеров, судей, журналистов. И самое главное – это праздник для зрителей, которые спешат в баскетбольный зал, либо поудобнее устраиваются у своих телевизоров, чтобы с наслаждением любоваться мастерством баскетболистов и следить за перипетиями игры.

Да и как не любить искрометную игру с ее динамизмом, драматизмом, борьбой характеров, разнообразием ситуаций и сюжетов. Интерес к увиденному на площадке, к исходу борьбы – вот эмоциональный фундамент этого зрелища. Но только высочайшее мастерство всей команды, достигнутое большим кропотливым трудом игроков и тренеров, гарантирует интерес публики. Но все по-разному готовятся к этому празднику.


Баскетбол – это труд
Спортивные будни – это кропотливая, ежедневная работа каждого игрока над ролью, которую предстоит ему исполнить во время поединка. Спортсмены пробегают сотни километров, поднимают тысячи килограммов на штанге и гирях, сотни тысяч раз повторяют броски по корзине. На тренировках они многократно передают и водят мяч, прыгают, разучивают комбинации, командные и индивидуальные приемы защиты и нападения. И все ради того, чтобы достойно выступить на соревнованиях, воспитать свой характер, достигнуть поставленной цели, доказать себе и другим чего я стою, отстоять честь клуба, честь сборной, прославить Родину – вот стимул, который движет новичком и ветераном, неумелым игроком и мастером высокого класса.

А в дни баскетбольных баталий… Чемпионы стремятся сохранить за собой высокое звание первой команды, грозные конкуренты стараются потеснить соперников с «золотой» ступеньки пьедестала почета, аутсайдеры, в свою очередь, ведут отчаянную борьбу за то, чтобы уйти с последнего места. В спорте нужны и те и другие, ибо соперничество является движущей силой развития баскетбола, кто остановится – тот проиграл. Словом, у каждой команды свои намерения, планы, заботы.

У игроков же, кроме помыслов об успехе коллектива, есть личные престижные цели. Одни стремятся попасть или закрепиться в сборной, другие – выполнить норму мастера спорта, показать лучший результат в атаке, защите, борьбе у щита или в передачах мяча.… И когда мяч, подброшенный арбитром, взлетит вверх, многие помыслы и надежды, так удобно уложенные в сознании каждого до матча, уступят место одной, самой важной, всепокоряющей цели – победить! И грянет бой, не трусь!
Баскетбол – это борьба
Борьба за победу команды, где каждый должен отдать все, чем располагает, чему обучен. Эта цель объединяет, подчиняет, сближает, роднит. Она воспитывает коллективизм, взаимовыручку, смелость, умение отдать всего себя для общего успеха.
Баскетбол – это жизнь
В баскетболе моделируются многие жизненные ситуации: радость достижения поставленной цели и огорчения от неудач, взлеты и падения, триумфы и трагедии, счастье побед и слезы поражения. На баскетбольной площадке проявляются все качества человека, как положительные, так и отрицательные. Коллективный характер игровой деятельности способствует воспитанию полезных в жизни качеств и избавлению от отрицательных.

Баскетбол учит бороться, преодолевать трудности, побеждать, помогает воспитать бойцовские качества: мужество, волю, стойкость, необходимые в жизни и тем самым формирует личность. Он требует от человека определенных физических качеств – скорости, силы, прыгучести, ловкости, быстроты реакции, координации движений; эта игра коллективная, она предусматривает умение понять товарища и разгадать маневр соперника. И все же…


Баскетбол – это игра
«Игра, - говорил А.М. Горький, - это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Игра для детей имеет исключительное значение – это и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. В игре развиваются физические силы ребенка, укрепляется здоровье, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Игровая деятельность как наиболее соответствующая психологическим особенностям детей и подростков, создает предпосылки для активного формирования, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

Так играйте на здоровье! Играйте увлеченно, весело, с полной отдачей и верой в успех. И тогда путешествие по баскетбольной стране принесет Вам много радости и удовольствия. Только знайте: лентяи, люди тяжелые на подъем, с тяжелым характером, зануды в этой стране не приживаются. Их баскетбол отторгает.

Ищите жизнерадостных, жизнеутверждающих людей, оптимистов. Именно им покоряются все вершины в спорте и в жизни.

Активнее осваивайте баскетбол. Бойтесь оказаться за бортом. Ибо отставание может создавать проблемы в освоении учебного материала. Постепенное наслоение друг на друга недостаточно освоенных заданий ведет к тому, что занимающиеся теряют веру в себя, у них снижается интерес к предмету, развивается комплекс неполноценности и, в конечном счете, разочарование в избранном виде деятельности.

Баскетбол – это сильные ноги. Если вы мечтаете стать классным игроком, то не ленитесь выполнять как можно больше самых разнообразных упражнений для ног: на силу, прыгучесть, быстроту передвижения. Делайте это все годы, которые посвятите такой замечательной игре как баскетбол. Тот, кто забывает об этой закономерности постоянно терпит неудачи.

В каждом упражнении сочетайте силу, быстроту и ловкость, делая упор на разнообразные прыжки.

Первое требование к любому техническому приему – надежность. Ведь самое опасное и обидное в игре – потерять мяч.

У японских борцов есть прекрасная клятва, («молитва»), которую они произносят перед каждой тренировкой. Изменив в ней всего одно слово, ее с успехом могут произносить баскетболисты:
Сердце должно быть ясным.

Тело должно быть сильным, выносливым, ловким.

Постоянно тренируй свое тело и душу сам.

Внимательно смотри, исправляй свою технику сам.

Улучшай свою игру сам.
На различных конкурсах и смотрах более 80% передовых учителей физической культуры демонстрируют свое профессиональное мастерство на уроках, содержащих баскетбол.
Человек, подаривший миру замечательную игру – баскетбол
Баскетбол – один из молодых видов спорта. Ему чуть более ста лет. Хорошо известен человек, подаривший миру эту замечательную игру. Это преподаватель Спрингфилдского колледжа (штат Массачусетс, США) Джеймс Нейсмит (1861 – 1939). Известны год и место рождения баскетбола – 21 декабря 1891 г., Спрингфилдский колледж.

Как пришел Нейсмит к этому великому спортивному изобретению? Каким был этот человек? Что было его путеводной звездой? Каждый, кто решил связать свою жизнь с баскетболом должен знать его философию, мировоззрение, принципы, которые он закладывал в изобретаемую игру. Это необходимо для того, чтобы понимать дух, идеи и философию баскетбола.

Родился Нейсмит 6 сентября 1861 года в деревушке Беннис Корнер близ Алмонта в штате Онтарио (Канада). В 9 лет остался сиротой. Работал зимой грузчиком, летом на ферме. В детстве увлекался различными играми. Одной из любимых была игра «Утка на скале», сыгравшая свою роль в изобретении баскетбола. Смысл игры состоял в том, что один из мальчиков охранял свою «утку» (обычный камень) от камней других. Окончив школу, в 1883 году Нейсмит поступил в университет Мак Гилл в Монреале на богословский факультет. Здесь он увлекся американским футболом, не пропустив за 7 лет ни одного матча в составе местной команды. Тесное общение с товарищами, жаркие поединки на футбольном поле, дух спортивной борьбы привели к тому, что у него созрело решение оставить богословие и поступить в Международную тренировочную школу (колледж) в Спрингфилде, которую он окончил в 1890 г. В том же 1890 году он был принят на работу в местный колледж преподавателем анатомии. Но уже в конце первого года пребывания в колледже Нейсмита пригласили на должность преподавателя физической культуры. Он вел занятия со студентами, а также был инструктором по каноэ, крикету, борьбе, плаванию и боксу.
Предпосылки создания баскетбола
К 1981 году появилась настоящая потребность в новой увлекательной игре для спортивного зала.

Если летом интерес студентов сравнительно легко удовлетворялся легкой атлетикой и футболом, то в зимнее время в многочисленных клубах предлагались лишь занятия гимнастикой. Вскоре Д. Нейсмит заметил, что уроки гимнастики для непоседливых подростков однообразны и скучны, студенты демонстрировали полное равнодушие к занятиям. Чтобы студентам не было скучно в те месяцы, когда погода не позволяла заниматься на свежем воздухе, молодой преподаватель пытался расшевелить своих учеников, предлагая им различные известные и слегка модифицированные игры. Результат был неутешительным. Неудачей закончились и попытки предложить для зала регби, футбол и лекросс (канадская игра в мяч типа хоккея). Многочисленные травмы игроков, причиной которых были малые размеры зала и частые столкновения, исключали возможность внедрения этих игр.

Американский футбол не зря называется американским. В Штатах он очень популярен. Можно только изумляться, что спортсмены и зрители любят игру, в которой превыше всего ценится грубая сила, игру, девиз которой: «Здесь все дозволено!» В правилах американского футбола маловато запретов, там действительно все дозволено: и удары рукой в голову, и удары головой в живот, и свалки, и многое-многое другое, не имеющее ничего общего с настоящим спортом. Американский футбол произошел от классического английского регби, но он так же похож на своего предка, как уличная драка на бокс или голливудские фильмы по Шекспиру на пьесы Шекспира.

Можно еще долго бичевать американский футбол, удивляться и только одного нельзя сделать: нельзя идти против фактов. А факты утверждали, что американский футбол заворожил студентов США, стал их идолом. Не было в Штатах колледжа, который не имел бы своей футбольной команды, не было в Штатах парня, который не мечтал бы стать футболистом.

Вот и судите о сложности задачи, стоящей перед Нейсмитом: придумать игру, конкурирующую с американским футболом. Нейсмит упорно искал способ увлечь студентов ведомого им класса физическими занятиями и когда ему уже казалось, что надеждам не суждено сбыться, он великолепно справился с возложенной на него миссией.
Дух, мировоззрение, философия и принципы,

Вложенные Дж. Нейсмитом в свое детище
Вот как описал сам Нейсмит свои размышления в один прекрасный декабрьский день 1891 года:

«Сев за парту, я принялся изучать игры с философской точки зрения. Мое первое заключение состояло в том, что во всех играх использовался какой-то мяч, следовательно, в моей игре должны играть мячом. Два вида мяча использовались в то время – большие и маленькие. Я заметил, что во всех играх, где использовался маленький мяч, требовался какой-то обязательный «инструмент», с помощью которого мяч отбивают, - ракетки, клюшки, биты. И каждая из игр с маленьким мячом становилась, таким образом, более трудной для освоения. Итак, я остановился на большом мяче, которым будет легко играть руками и который можно легко ловить и бросать уже после сравнительно короткой практики. Выбрав мяч, я перешел к следующей позиции, обусловливающей интерес к игре. В то время наибольшей популярностью пользовалось американское регби. Почему же нельзя играть в эту игру в закрытом помещении? Ответить было легко: потому что в регби естественны захваты для удерживания соперника. Но зачем нужно удерживать? Опять ответ был простым. Потому что игроку разрешается бежать с мячом, а его надо останавливать. Я подумал: «Если ему не будет разрешено бежать с мячом, нам не нужны будут захваты, а следовательно, грубость будет исключена».

И в этот момент Нейсмит понял, что он действительно нашел новый принцип для игры, принцип не ломающий традиции. Ухватившись за основную идею, что игрок, имеющий мяч, не может бежать с ним, Нейсмит задумался: «А что можно делать с мячом?» Выбор был невелик. Мяч можно отбивать, передавать партнеру или бросать по цели.

Еще одно соображение, в новой игре: игрок с мячом не может бежать вперед, следовательно, можно в отличие от регби разрешить отбивать и передавать мяч в любом направлении.

Следующий шаг – придумать какую-то цель для игроков. В каждой из существовавших игр было что-то представлявшее собой объект для поражения: линия (в американском футболе), ворота (в хоккее), площадка (в теннисе), и попадание мяча в данную цель являлось главным условием для результата. Однако забросить мяч, например, в хоккейные ворота без жесткости, грубости в предлагаемой игре было невозможно, а грубости Нейсмит не хотел.

И вот тут память счастливо подсказала Нейсмиту идею, заложенную в далекой детской игре «утка на скале», в которую с таким увлечением играл молодой Джеймс со своими товарищами. Преимущество по условиям игры получали не те, кто бросал в «утку» свои камешки с большей силой, а те, кто посылал их по дуге точно, а не сильно, т.е. аккуратность в броске была более ценна, чем сила.

Вспоминая «утку на скале», Нейсмит решил в новой игре расположить цель горизонтально, а не вертикально, чтобы игроки бросали мяч по дуге, а сила, которая могла бы вызвать грубость, не имела бы эффективности. Забросить мяч в цель, расположенную на полу, в окружении соперников, невозможно и Нейсмит счастливо решает, что цель должна находится над игроками. Таким образом, единственный шанс для защиты – это самому завладеть мячом прежде, чем противник получит возможность для броска.

Следующая проблема – начало игры. Вновь обратившись к известным играм, Нейсмит подметил справедливую идею – необходимо давать равные шансы обеим командам на владение мячом. Идею водного поло, когда мяч бросался в середину и к нему устремлялись соперники с обеих сторон площадки, здесь, видимо, реализовать было нельзя. На помощь пришло одно из правил английского регби, когда мяч вбрасывался судьей из-за боковой линии между двумя рядами игроков. Сделать игру более мягкой, решил Нейсмит, можно, выбрав по одному игроку из каждой команды и бросая мяч между ними.

Таким образом, Д. Нейсмитом впервые были сформулированы основные принципы игры, которые сохранили свое значение и до настоящего времени. Суть этих принципов состоит в следующем:

1. в мяч можно играть руками, все игроки обеих команд могут касаться мяча в любой момент игры без учета того, в каком положении они находятся;

2. передвижение с мячом не разрешается;

3. любой игрок может в любое время занять любую позицию на площадке;

4. касание игроков друг друга какой-либо частью тела запрещается;

5. цель, которую нужно поразить мячом, должна быть расположена в горизонтальной плоскости и на определенной высоте.

На следующее утро Нейсмит попросил управляющего мистера Стеббинса отыскать – две коробки, которые Нейсмит предполагал использовать в качестве цели, вместо коробок Стеббинс принес две корзины из-под персиков, которые прикрепили к перилам балконов на обеих сторонах небольшого гимнастического зала на высоте 3 м 05 см.

  1   2   3   4   5