страница1/5
Дата03.06.2018
Размер0.63 Mb.

Современные подходы к управлению тренировочным процессом Понятие


  1   2   3   4   5

Современные подходы к управлению тренировочным процессом

Понятие «система». «Система»- это структурно-функциональное образование в какой-либо сфере (среде), виде деятельности, на определенном этапе ее развития, состоящее из двух и более элементов, имеющее прямые и обратные связи, наделенное «входами» и «выходами», имеющее в результате функционирования продукт(ы) деятельности и реагирующее на изменение в одном элементе системы изменением всей системы.

Совокупность систем. Образует сферу, например, деятельности.

«Входы» и «выходы» систем. Представляют собой начальные и конечные материальные и духовные ресурсы.

Продукт(ы) функционирования системы. Соответствуют цели функционирования и как правило, названию системы (тому, ради чего система была сформирована). Образуются на «выходах» системы.

Поведение системы. Может находиться под управлением, может функционировать и развиваться самостоятельно.



Управление. «Упорядочивает», оптимизирует функционирование системы, повышает качество продукта (ов) системы.


Для рационального управления системой необходимо обеспечение подхода, основанного на объединении тенденций, теорий, достижений в развитии других, похожих, тождественных независимых систем.

Возможные подходы к управлению процессом спортивной тренировки:
1. На основе государственного управления.
2. На основе общественно-самодеятельного управления.
3. На основе альтернативно-конкурентного управления (ООО, АОЗТ,

ОАО, клубы, в т.ч., частные).
Некоторые тенденции развития мирового спорта:
1. Повышение «стажа» занятий спортом.

2. Повышение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок

3. Углубление специализации за счет повышения объемов и интенсивности средств специальной и специфической подготовки.

4. Улучшение качества отбора в виды спорта и на этапах спортивной подготовки.

5. Внедрение в тренировочный процесс нетрадиционных средств воздействия на организм спортсмена.

6. «Технократизация» и коммерциализация тренировочного и соревновательного процессов.

Отдельные теории, имеющие отношение к многолетнему процессу спортивной тренировки:


1. Теория онтокинезиологии.

2. Теория «критических периодов развития физических качеств», сенситивных периодов развития физических качеств.

3. Теория направленности тренировочных и соревновательных нагрузок и возможных вариантов их совмещения.

4. Теории отбора в спорт высших достижений.

5. Теория управления физическим состоянием
6. Теория гибкого индивидуального планирования учебно-тренировочного процесса и управления им.
7. Теория блоковой периодизации тренировочного процесса.

Сенситивные периоды развития физических качеств детей школьного возраста:

НВТР- наиболее высокие темпы развития

ВТР - высокие темпы развития

УВТР- умеренно-высокие темпы развития
мальчики
7-8 лет - нвтр быстроты движений (мышц сгибателей-разгшибателей ног и туловища)
8-9 лет – нвтр быстроты движений, общей выносливости, увтр силы (разгибателей туловища)
9-10 лет – нвтр гибкости (подвижности в сгибании позвоночного столба), равновесия (статического) и увтр быстроты движений
10-11 лет- нвтр общей выносливости и увтр силы, скоростно-силовых качеств (разгибателей ног и туловища)

11-12 лет- нвтр силовой выносливости (сгибателей туловища) к работе динамического характера
12-13 лет- нвтр общей выносливости и втр силовой выносливости
13-14 лет- нвтр гибкости и втр силы, статической выносливости (сгибателей рук)
14-15 лет- нвтр равновесия, статической выносливости, втр скоростно-силовых качеств, общей ваыносливости и увтр силы.
15-16 лет- нвтр гибкости, втр силовой выносливости и увтр силы и быстроты движений
16-17 лет – нвтр силы, статической выносливости, равновесия.
девочки
7-8 лет- нвтр быстроты движений, втр статической выносливости, равновесия и увтр силы, скоростно-силовых качеств, силовой выносливости, гибкости
8-9 лет- нвтр быстроты движений, равновесия, втр силовой выносливости и увтр силы, общей выносливости
9-10 лет- нвтр скоростно-силовых качеств, статической и силовой выносливости, втр быстроты движений, общей выносливости, равновесия, увтр гибкости
10-11 лет- нвтр силы, быстроты движений, скоростно-силовых качеств, силовой выносливости, общей выносливости и втр статической выносливости
11-12 лет- нвтр скоростно-силовых качеств, общей и силовой выносливости, равновесия и втр силы и гибкости
12-13 лет- втр силовой выносливости и нвтр равновесия
13-14 лет- нвтр быстроты движений и втр гибкости
14-15 лет- нвтр гибкости, втр статической выносливости, увтр скоростно-силовых качеств
15-16 лет- увтр быстроты движений
16-17 лет нвтр силы, гибкости и увтр общей выносливости


Возможные индивидуальные оценочные шкалы, основанные на результатах индивидуальных тестовых измерений (сигмальные отклонения от Х сред.),

(по К.А.Батурину, Г. Л. Островскому, Г.А. Молокович)

При  >± - «отлично»

При +2 > >+0,67  - «хорошо»

При +0,67 > >-0,67  – «удовлетворительно»

При -0,67>>-2 - «неудовлетворительно»




Направленность тренировочной нагрузки
Компоненты тренировочной нагрузки:


  1. Интенсивность выполнения упражнения

  2. Длительность выполнения упражнения

  3. Длительность отдыха между повторениями упражнения

  4. Характер отдыха

  5. Количество повторений

  6. Количество серий повторений упражнения

  7. Количество упражнений (например, в основной части)

  8. Длительность отдыха между сериями повторений упражнения

  9. Длительность отдыха между упражнениями

  10. Темп выполнения упражнений.

  11. Число участвующих в упражнении

  12. Координационная сложность упражнения

  13. Психическая напряженность упражнения

  14. Развиваемое физическое качество


СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
РАЗМИНКА

Главные функции, цели и ожидаемые эффекты выполнения разминки спортсменами

(по Де Врайсу [deVries], 1986; Мак Ардлю [McArdle], Кэчу и Кэчу [Katch & Katch], 1991; Пауэрсу и Хаули [Powers & Howley], 1994


Функция

Цели

Ожидаемые эффекты

Регулирование

метаболических

процессов


Приспособление всех метаболических систем для выполнения последующих усилий и предотвращение повреждения неразогретых тканей опорно-двигательного аппарата

Повышение температуры мышц и внутренних органов; снижение сопротивления мышечных волокон и сосудистого русла с ростом температуры; увеличение объема кислорода, связываемого гемоглобином и миоглобином; увеличение потребления кислорода

Техническое

и координационное

врабатывание


Активизация центральной и периферической нервной систем и предотвращение травм из-за неудачного выполнения сложнокоординационных упражнений

Более быстрое сокращение и расслабление мышц; увеличение восприимчивости мышц и всех двигательных механизмов управления; повышение устойчивости и экономичности основных биомеханических функций и техники движений

Интеллектуальная настройка

Мобилизация спортсмена и группы спортсменов для осознанной работы; достижение должной мотивации для выполнения определенных задач

Достижение умственной концентрации для выполнения предстоящей нагрузки; совершенствование интеллектуального и эмоционального самоконтроля

Общие и специальные части разминки: содержание и особенности





Часть разминки

Содержание, типичные упражнения

Особенности

Общая

Циклические упражнения низкой и средней интенсивности (бег, бег трусцой, прыжки и т.д.); — различные упражнения с полным диапазоном движений для основных мышечных групп и всех суставов (главным образом, без дополнительных отягощений или сопротивления)

Может выполняться индивидуально или в небольших группах; продолжительность приблизительно 8—15 мин (зависит от температуры окружающей среды и индивидуальных требований)

Специальная

Специфические по виду спорта

упражнения, воздействующие

на преобладающие метаболические системы

и технические (и/или технико-тактические)

навыки, которые будут

задействованы в основной части тренировки



Может выполняться под наблюдением тренера; продолжительность приблизительно 10—20 мин



Два альтернативных варианта выполнения специальной части разминки перед началом тренировки

Вариант выполнения

специальной части

разминки


Содержание

Преимущества

Стандартный

Полностью стандартизированная программа, включающая привычные упражнения и задания в определенной последовательности

Экономичность выполнения; относительно небольшая продолжительность, простая организация

Специфический (нестандартный)

Упражнения, моделирующие

соревновательные,

или другие нестандартные,

включающие относительно новые



или привлекательные элементы

Нарушение монотонности, настрой на выполнение необычной двигательной программы







Таблица 7

Внешние признаки утомления

Признаки

Небольшое физиологическое утомление

Значительное утомление (острое переутомление I степени)

Резкое переутомление (острое переутомление II степени)

Окраска кожи

Небольшое покрас­нение

Значительное покрасне­ние

Резкое покраснение, побледнение, си-нюшность

Потливость

Небольшая

Большая (выше пояса)

Резкая (ниже пояса), выступание солей на коже

Дыхание

Учащенное (до 22-26 в 1 мин на рав­нине и до 36 — при подъеме в гору)

Учащенное (38-46 в 1 Очень учащенное (более 50-60 в 1 мин), мин), поверхностное через рот, переходящее в отдельные вздо­хи, сменяющиеся беспорядочным дыхани­ем

Движение

Бодрая походка

Неуверенный шаг, легкое Резкие покачивания при ходьбе, появле-покачивание при ходьбе, ние некоординированных движений. От-отставание на марше каз от дальнейшего движения

Общий вид, ощущения

Обычный

Усталое выражение лица, Изможденное выражение лица, сильная небольшая сутулость, сутулость («вот-вот упадет»). Апатия, жа-Снижение интереса к ок- лобы на очень сильную слабость (до про-ружающему страции). Учащенное сердцебиение, го­ловная боль, жжение в груди, тошнота, рвота

Мимика

Спокойная

Напряженная

Искаженная

Внимание

Четкое, безоши- Неточность в выполнении Замедленное, неправильное выполнение бочное выполнение команд, ошибки при сме- команд. Воспринимаются только громкие указаний не направления движения команды

Пульс, уд/мин

110-150

160-180

180-200 и более



Далее о построении однонаправленного занятия.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК
(На примере компонентов тренировочных нагрузок различной направленности баскетболистов 10-17 лет).
Воспитание общей выносливости (нагрузка аэробная).

Составляющие тренировочной нагрузки имеют следующие количественные показатели:

Время одного упражнения - до 6 мин. Частота сердечных сокращений (ЧСС) - 140 уд. мин. Время одной серии повторений - от 1 до 2 мин. Количество серий повторений одного упражнения - 3 Время активного отдыха между сериями - 30 - 45 сек. Время активного отдыха между упражнениями - до 1 мин.

Количество упражнений для 10-11 и 11 - 12 лет- 5, что составляет 30 мин в одном занятии. Количество упражнений для 12-13 лет - 7, что составляет 42 мин в одном занятии. Темп выполнения упражнений умеренный, координационная сложность невысокая. Соблюдение компонентов является удобным для применения специальных упражнений баскетболистов на этапе начального разучивания технических приемов.




Комплексное воспитание физических качеств (способностей) КВФК, нагрузка аэробно-анаэробная обеспечивается соблюдением следующих

компонентов нагрузки:

Время одного упражнения - 4,5 мин.

Время одной серии повторений - от 1 до 1,5 мин.

ЧСС - 160-165 уд мин.

Время отдыха между сериями повторений до 1 мин. Время отдыха между упражнениями - от 1 до 1,5 мин. Количество серий в одном упражнении - 3

Количество упражнений для 11-12 лет - 4-5. Количество упражнений для 12-13 лет - 5. Темп выполнения упражнений средний, координационная сложность повышенная. Соблюдение компонентов является удобным для применения специальных упражнений баскетболистов на этапе углубленного разучивания технических приемов.
Скоростная и скоростно-силовая направленность нагрузки (анаэробная алактатная нагрузка) возможна на основе соблюдения компонентов:

Одна серия повторений состоит из 3 повторений задания. Длительность одного повторения до 6 сек с паузами отдыха между повторениями 6 сек. Длительность одной серии из трех повторений с 6-секундными интервалами отдыха – 30 сек. ЧСС - 180 уд. мин. и выше. Время отдыха между сериями - до 1 мин. 30 сек. Время отдыха между упражнениями - 2 мин. 30 сек. В одном упражнении количество серий - 3

Количество упражнений для 11-12 лет - 4 Количество упражнений для 12-13 лет - 4-5

Координационная сложность упражнений: высокая, максимальный темп выполнения упражнений. Соблюдение компонентов является удобным для применения специальных упражнений баскетболистов на этапе закрепления и совершенствования технических приемов.


Компоненты нагрузок при применении игровых упражнений (наиболее часто встречающихся игровых ситуаций) :

Время выполнения одного упражнения - от 3 до 4,30 с. Время одной серии повторений от 1 мин. до 1,5 мин.

ЧСС - 180 уд.мин (в конце упражнения) у детей 11-12 лет и ЧСС - 168 уд.мин. у детей 12-13 лет. Время отдыха между сериями повторений - до 1 мин.

Время отдыха между упражнениями - до 1,5 мин. Количество серий повторений в одном упражнении – 3.

Целесообразный объем нагрузки для для 11-12 лет - 4-5 упражнений, для

12-13 лет - 5-6 упражнений. Соблюдение компонентов является удобным для применения специальных упражнений баскетболистов на этапе закрепления и совершенствования технических приемов и внедрения их в игровую обстановку.


Компоненты игр (подвижных, приближенных к баскетболу, игры в баскетбол по упрощенным правилам и т.д.).

Время одного периода игры - 6-8 мин «грязного» времени с соблюдением всех правил игры.

ЧСС - до 186 уд. в мин. - 11-12 лет и

до 162 уд. в мин. - 12-13 лет Время отдыха между периодами - 3 мин. Количество периодов - 3 для 11-12 лет Количество периодов 4 – 5 (по 8 мин «грязного» времени для 12-13 лет. Соблюдение компонентов является удобным для использования технических приемов в соревновательных условиях.

Рассматривая компоненты нагрузок для баскетболистов 14-15 лет (начальная и углубленная спортивная специализация) следует заметить, что в этом возрасте закладываются основы перспективного опережения в формированиями технического мастерства. В возрасте 14-15 лет повышается удельный вес упражнений при ЧСС, равном 140-160 и 161-180 уд. в мин.
Компоненты тренировочной нагрузки для баскетболистов 14-15 лет.

Воспитание обшей выносливости Время выполнения одного упражнения - от 7,5 до 10 мин. Время одной серии повторения - 2,5 - 3 мин. ЧСС - 150 уд. мин. Время отдыха между сериями - 30 сек. - 1 мин. Время отдыха между упражнениями - до 1,5 мин. Количество серий - 3

Целесообразный объем нагрузки - до 30 мин.


Комплексное воспитание физических качеств (КВФК)

Время выполнения одного упражнения - от 6 мин. до 7,5 мин. Время выполнения одной серии - от 2 мин. до 2,5 мин. ЧСС - 165 уд. в мин.

Время отдыха между сериями - 30-60 сек. Количество серий - 3

Время отдыха между упражнениями - до 120 сек. Целесообразный объем нагрузки - 3 - 4 упражнения.


Воспитание скоростной выносливости (строго индивидуально)

Время одной серии повторений - от 15 до 25 сек.

Время одного упражнения - 1 серия х 3 - от 45 сек. до 1 мин. 15 сек. Количество серий - 2-4 ЧСС - 175 - 180 уд. в мин.

Отдых между сериями упражнений - до 5 мин. Количество упражнений - 3 - 5

Такие нагрузки используются один раз в неделю.
Воспитание скоростной и скоростно-силовой выносливости.

Время одной серии повторений - 6-8 длительностью до 6 сек.

Время одного упражнения - 3 серии

Количество серий - 3-4

Время отдыха между сериями - до 2 мин.

Время отдыха между упражнениями - 2 до 3 мин.

Количество упражнений - 5-6
Игровые упражнения.

Игровые упражнения по компонентам схожи с показателями комплексного воспитания физических качеств. Игра - 3 периода до 12 мин. "грязного" времени, или до 10 мин "чистого".


Компоненты нагрузки при воспитании силовых способностей. Лучше если это будет круговая тренировка. Число станций - 4-6

Вес отягощенный - примерно 30% от веса тела

Время работы на станции - 20 с.

Темп выполнения – быстрый (максимальный)

Восстановление ЧСС - по самочувствию, до 100-110 уд. в мин.

Время отдыха между кругами - от 2 до 3 мин.

Количество кругов - 3
Компоненты тренировочной нагрузки для баскетболистов 16-17 лет. Акцент на техническую подготовленность.

Общая выносливость. ЧСС - 160 уд. в мин. (165-170) уд. в мин. в конце выполнения)

Время выполнения одной серии повторений - 3 мин.

Время одного упражнения - 6-9 мин.

Количество серий - 2-3

Время отдыха между сериями - 30-60 с.

Время отдыха между упражнениями - 90 с.

Целесообразный объем нагрузки - 30-45 мин.


Комплексное воспитание физических качеств:

ЧСС - 170 уд. в мин.

Время выполнения одной серии - 2,5 мин. - 2 мин. 40 сек.

Время выполнения одного упражнения - 8 мин. 30 сек. - 8 мин.

Количество серий - 2-3

Время отдыха между сериями - 60 с.

Время отдыха между упражнениями - 90 -120 с.

Целесообразный объем нагрузки - 28-32 мин.


Воспитание скоростной выносливости

ЧСС - 175 уд. в мин., в конце выполнения - 180 уд, в мин. Время выполнения одной серии - 20-25 с. Количество серий - 3

Время выполнения одного упражнения - 60-75 с. Время отдыха между сериями - 2-3 мин.

Время отдыха между упражнениями - 3 и выше мин. (до 5 мин)

Количество упражнений - 4-5. Не более двух тренировок в неделю.

Компоненты нагрузки при воспитании скоростных и скоростно-силовых качеств.

ЧСС - 180 уд. в мин.

Время выполнения одной серии - 6-8 повторений до 6 с., повторения чередуются с 6-8 секундными интервалами отдыха. Количество серий - 3

Время одного упражнения - примерно до 2,5 мин. Время отдыха между сериями - до 3 мин.

Время отдыха между упражнениями - до полного восстановления. Количество упражнений - 5-6.

Игровые упражнения.

Компоненты игровых упражнений схожи с компонентами комплексного воспитания физических качеств.

Игра: 4 периода по 10 мин. 3,5 периода по 12 мин.
Компоненты нагрузки при воспитании силовых способностей.

Время одной серии повторений (работа на снарядах, тренажерах, с отягощениями) - 20-25 сек. Вес отягощенный - 35-40% от веса тела. Количество серий -3 Время одного упражнения - 60-75 сек. Время отдыха между сериями повторений и упражнениями- до полного восстановления. Количество упражнений - 6 – 8. ЧСС - восстановление до полного, 100-110 уд. в мин. Это может быть как круговая тренировка, так и тренировка по индивидуальному плану.


В целях положительного взаимодействия между нагрузками в тренировочных занятиях предлагаются возможные варианты совмещения нагрузок как между частями занятий (между разминкой и основной частью) так и внутри частей занятий (основной части).

Так. например, если основная часть урока планируется в тренировочном режиме, способствующем воспитанию общей выносливости, окончание разминки лучше проводить в режиме комплексного воспитания физических качеств.


Возможные варианты нагрузок в разминке с преимущественной направленностью основной части могут быть следующими:


Основная часть (преимущественная направленность)

Окончание разминки (направленность)




Общая выносливость

Комплексное воспитание физических качеств

Скоростная выносливость Скоростная и скоростно-силовая

Комплексное воспитание физических качеств

Скоростная выносливость Скоростная и скоростно-

силовая Скоростная и скоростно-силовая повышенной координационной сложности


ВАРИАНТЫ СОВМЕЩЕНИЯ НАГРУЗКИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОСНОВНЫХ ЧАСТЯХ ЗАНЯТИЙ



Преимущественная направленность

11-12 лет

Общая выносливость Скоростная и скоростно-силовая

Игровые упражнения Игра

12 - 13 лет Общая выносливость

Скоростная и скоростно-силовая


Игровые упражнения

14 - 15 лет Общая выносливость Комплексное воспитание физических качеств

Скоростная выносливость

Возможные варианты совмещения нагрузки

Комплексное воспитание физических качеств

Общая выносливость, комплексное воспитание физических качеств, игровые упражнения

Общая выносливость, комплексное воспитание физических качеств Комплексное воспитание физических качеств, игровые упражнения

Комплексное воспитание физических качеств

Общая выносливость, комплексное воспитание физических качеств, игровые упражнения, игры Общая выносливость, комплексное воспитание физических качеств

Силовая


Общая выносливость

Общая выносливость, комплексное воспитание физических качеств

Скоростные и скоростно-силовые качества

Игровые упражнения Игра

Силовая

16 - 17 лет



Общая выносливость Или комплексное воспитание физических качеств Скоростная и скоростно-силовая

Скоростная выносливость

Игровые упражнения Игра

Скоростная выносливость

Скоростные и скоростно-силовые качества

Игровые упражнения Игра

Силовая нагрузка

Общая выносливость, КВФК, игровые

упражнения (игра)

Общая выносливость, КВФК (игра)

Игровые упражнения, КВФК, общая

выносливость

Общая выносливость, скоростная, скоростно-силовая
Только силовая Общая выносливость

Игровые упражнения, КВФК, общая выносливость

Игровые упражнения, КВФК, общая

выносливость

Игра

Игровые упражнения, КВФК, общая выносливость



Скоростная и скоростно-силовая с повышенным объемом

Скоростные и скоростно-силовые упражнения повышенной коорди­национной сложности

Скоростные и скоростно-силовые
упражнения повышенной коорди-

национной сложности

Скоростные и скоростно-силовые упражнения игрового характера Общая выносливость

  1   2   3   4   5