Скачать 42.18 Kb.
Дата11.09.2019
Размер42.18 Kb.
ТипЛекция

Советская физкультура и международное спортивное движение в межвоенный период Темы лекций



Советская физкультура и международное спортивное движение в межвоенный период
Темы лекций:


  1. Начальный период становления советской физкультуры.

Лекция посвящена знакомству с деятельностью Всевобуча как руководящего органа в области физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется состоянию спортивного движения в России на момент революции 1917 г., формированию концепции развития физической культуры. Рассматриваются основные действия в деле физического воспитания населения: введение обязательных уроков физкультуры в учебных заведениях, открытие высших физкультурных учебных заведений, организация пунктов допризывной подготовки призывников, организация соревнований и массовых гимнастических выступлений, массовых спортивных праздников, велопробегов и т.п.


  1. Организация Красного Спортивного интернационала и международное спортивное движение.

Лекция посвящена организации Красного Спортивного интернационала и его деятельности в первые годы существования. Рассматривается роль Н.И. Подвойского как руководителя организации. Особое внимание обращается на соперничество Красного Спортинтерна с социал-демократическим Люцернским спортивным Интернационалом.


  1. Советская физкультура 1920-1925 гг.

Лекция посвящена рассмотрению дискуссий 1920-х гг. о том, что есть такое «пролетарская физическая культура». В этот период главными оппонентами стали Н.И. Подвойский и Н.А. Семашко. Главный вопрос: как достичь массовости? Критика ряда видов спорта (например, футбола, тяжелой атлетики и т.п.), появление новых видов спорта (например, перетаскивание ящиков с патронами на скорость). Инициативы комсомола и организация спортивных обществ. Создание Высшего совета физической культуры. Дискуссия о необходимости соревнований и рекордсменстве.


  1. Международные контакты советской физкультуры до 1925 г.

Лекция посвящена знакомству с особенностями развития олимпийского движения после Первой Мировой войны. В этот период активно создаются спортивные федерации по различным видам спорта, проводятся региональные игры (Игры Балканских стран, Игры стран Центральной Америки Карибского моря и др.), но само олимпийское движение находится в критическом положении. В этот период особое внимание обращают на себя дискуссии о праве участия ряда стран в олимпийском движении, о любительстве и профессионализме в спорте, вопрос о Зимних олимпиадах. Рассматривается и хроника Олимпийских игр данного периода и I Рабочая Олимпиада во Франкфурте-на-Майне (Германия) в 1925 г.
5) Подготовка и проведение Всесоюзной Спартакиады в 1928 г.

Лекция посвящена организации Красной Спартакиады как альтернативы Олимпийским играм и Рабочим Олимпиадам социал-демократов. Рассматривается процесс подготовки соревнований, отбор участников, разработка программы соревнований. Ход проведения. Итоги.


6) Советская физкультура в конце 1920-х – начале 1930-х гг.

Лекция посвящена рассмотрению процесса усиления командно-административного метода управления государственными и общественными формами спортивного и физкультурного движения, репрессиям в спорте. Особое внимание на себя обращает в этот период создание так называемых «коллективов физкультуры» и «добровольных спортивных обществ», одновременно с этим ВСФК обретает всесоюзный статут и более широкие полномочия.


7) Международное спортивное движение в конце 1920-х – начале 1930-х гг.

В 1931 г. САСИ провел II Рабочую Олимпиаду в Вене (Германия), КСИ организовал Спартакиаду в Берлине (Германия) в 1931 г. В 1937 г. прошла III Рабочая Олимпиада в Антверпене (Бельгия). Рассматривается и хроника Олимпийских игр данного периода. В этот период особое внимание обращают на себя дискуссии о праве участия ряда стран в олимпийском движении, о любительстве и профессионализме в спорте, вопрос о Зимних олимпиадах.


8) Физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)

В лекции рассказывается о разработке и реализации комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который сначала имел две ступени, вскоре он был дополнен комплексом «Будь готов к труду и обороне» (БГТО) для детей. Для дополнительного поощрения вводились значки «Ворошиловский стрелок», «Альпинист СССР», «Парашютист СССР» и др.


9) Физкультурные парады

В лекции рассказывается о истории проведения физкультурных парадов, проблемах их организации, выработки сценария, политической значимости.


10) Движение против проведения Олимпийских игр в 1936 г. в Берлине и Красный Спортивный интернационал.

В лекции будут рассмотрены особенности развития международных связей СССР в 1930-е гг. Особое внимание уделяется участию советских спортсменов и КСИ в антифашистских слетах в Париже, Гетеборге, сотрудничеству с антифашистскими комитетами. Кроме того, рассматривается примирение с Социалистическим рабочим спортивным Интернационалом (САСИ – новое название ЛСИ), в результате спортсмены СССР приняли участие в III Рабочей Олимпиаде САСИ. В этот период руководство СССР постепенно оказывается от принципа классовости в спорте, что позволяет организовывать встречи со спортсменами и из буржуазных спортивных обществ и добиваться выдающихся успехов.
11) Проведение Берлинской олимпиады в 1936 г. и международное спортивное движение.

Лекция посвящена истории подготовки и проведения Берлинской олимпиады 1936 г. Предметом рассмотрения являются дебаты, разгоревшиеся в мире о возможности проведения Олимпийских игр в расистском государстве. Особый интерес представляют позиция МОК по этому вопросу, отношение к играм руководства Германии, кампания по бойкоту данных Олимпийских игр и деятельность «Комитета честной игры в спорте», «Антиолимпийского комитета» «Международного комитета борьбы за сохранение олимпийского духа» и, наконец, успешное проведение игр, по степени подготовленности превзошедших все предшествующие.


12) Советская физкультура в предвоенные годы.

В лекции рассматривается усиление военизации спорта в СССР в этот период. Процесс подготовки заключался как в получении элементарных навыков ведения боя и повышении физической выносливости, так и в обучении военно-прикладным специальностям. К процессу подготовки привлекались все созданные спортивные общества.