страница1/7
Дата06.02.2018
Размер0.53 Mb.

Советник отдела Григорьева Ирина Игоревна, 8-495-925 35 95


  1   2   3   4   5   6   7


Направить свой вопрос Вы можете по электронной почте в Отдел спортивного резерва и федеральных стандартов спортивной подготовки Департамента науки и образования Минспорта России по электронной почте grigorieva@minsport.gov.ru (советник отдела Григорьева Ирина Игоревна, 8-495-925 35 95).

Оглавление вопросов





Оглавление вопросов 1

1. Вопрос: «Прошу разъяснить порядок аттестации тренеров-преподавателей и тренеров, в чем различие?». 3

2. Вопрос: «Прошу разъяснить действуют ли бессрочно ранее присвоенные квалификационные категории Заслуженным тренерам России, работающим в спортивных школах?». 7

3. Вопрос: «Проверкой было установлено, что к педагогической деятельности в качестве тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов в образовательном учреждении допущены были лица, не имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, отвечающее требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.  Предписано устранить выявленные нарушения и представить отчет об устранении, принять меры по устранению причин и т.п.  Что можно предпринять в данной ситуации? Или увольнение это единственный выход?». 10

4. Вопрос: «Аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится
в обязательном порядке или по желанию директора школы? Где можно найти необходимые материалы?». 11

5. Вопрос: «Помогите определиться с распределением нагрузки тренерам-преподавателям: существует ли ограничение по количеству часов, как можно «нагружать» совместителя, сколько часов педагогической нагрузки может быть установлено директору организации, его заместителю?». 13

6. Вопрос: «Я тренер-преподаватель с педагогическим стажем 25 лет, но имею высшее техническое образование, имел высшую квалификационную категорию. Мне уже 50 лет, в этом году мне выдали предписание, что я обязан в 2014 году получить педагогическое образование, согласно новому закону об образовании! Иначе администрация может сократить меня и уволить, или не присваивать мне высшей или даже первой категорий! Обязан ли я получать это педагогическое образование к пенсии? И, почему новые законы имеют «обратную силу?». 17

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА 19

7. Вопрос: Вопрос: «Могут ли в СДЮСШОР проводиться занятия на спортивно-оздоровительном этапе?». 19

8. Вопрос: «Обязаны ли руководители спортивных школ производить комплектование групп?». 22

9. Вопрос: «Обязаны ли руководители спортивных школ согласовывать списки групп спортсменов ССМ и ВСМ с учредителем?». 23

10. Вопрос: «Нужно ли лицензировать программы спортивной подготовки?». 23

11. Вопрос: «Прошу разъяснить, какими документами необходимо пользоваться при оформлении выезда обучающихся на спортивные соревнования?». 24

12. Вопрос: «Возможно ли привлекать при выезде на спортивные соревнования родителей или других лиц, сопровождающих спортсменов? Если возможно, то, как это правильно оформить?». 25

13. Вопрос: «Мой ребенок занимается в государственном учреждении «Центр подготовки олимпийского резерва». Нам на руки выдали договор, по которому нас, как родителей, обязуют производить ежемесячную оплату занятий. В договоре присутствует такая формулировка – «потребитель оплачивает оказание дополнительных платных физкультурно-спортивных услуг, включающих: 1) проведение занятий; 2) организация и проведение спортивных праздников; 3) подготовка показательных выступлений». Возникает вопрос, что тогда для «Центра подготовки олимпийского резерва» является основными услугами? Обязаны ли родители оплачивать в обязательном порядке дополнительные услуги?». 26

14. Вопрос: «Прошу разъяснить порядок проведения и критерии оценки результатов (баллы, отметки) промежуточной аттестации обучающихся при переводе на следующий этап подготовки?». 28

15. Вопрос: «Существуют ли различия между реализацией дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования в области физической культуры и спорта и программ спортивной подготовки?». 29

16. Вопрос: «Прошу разъяснить порядок проведения и критерии оценки результатов (баллы, отметки) промежуточной аттестации обучающихся при переводе на следующий этап подготовки?». 30




АТТЕСТАЦИЯ РАБОТНИКОВ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

1. Вопрос: «Прошу разъяснить порядок аттестации тренеров-преподавателей и тренеров, в чем различие?».


Разъяснение Минспорта России:

Единого порядка аттестации кадров в области физической культуры и спорта и ее обязательности действующим законодательством не установлено. В настоящее время порядок проведения аттестации работников отрасли может осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (часть 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствие со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, общие вопросы физической культуры и спорта; трудовое законодательство. Таким образом, законодательство субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции может самостоятельно регулировать вопросы аттестации работников физической культуры и спорта.

В соответствие с «Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год» (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11) установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом порядка аттестации работников государственных и муниципальных учреждений.

В этой связи предусмотренные разделом «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054) 39 должностей руководителей, специалистов и служащих подлежат аттестации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации. При этом квалификационные требования к должностям специалистов наличие категорий не учитывают.

Вместе с тем, работники физической культуры и спорта, работающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и являющиеся педагогическими работниками в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, подлежат аттестации в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе и осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, отнесен к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Так, в соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, аттестации в соответствии со статьей 49 указанного федерального закона подлежат 3 категории должностей (инструктор-методист (включая старшего), тренер-преподаватель (включая старшего) и инструктор по физической культуре).

Вопросы аттестации работников в области физической культуры и спорта, предусмотренные соответствующим Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих аналогичным образом законодательством Российской Федерации в области физической культуры и спорта не урегулированы.

С внесением изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, Минспорт России сделал определенный задел в решении вопроса аттестации и присвоения квалификационных категорий работникам отрасли. Статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает разработку, утверждение и применение профессиональных стандартов являющихся характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», для тренера (приказ Минтруда России от 07.04.2014 № 193н, зарегистрирован Минюстом России, но не вступил в силу) предусматривает квалификационный уровень с 5 до максимального 9 уровня для работы со спортсменами различного уровня мастерства (от новичков до членов спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации и Российской Федерации). Предполагается, что достижение работниками определенного уровня должно фиксироваться в соответствии с единым порядком для всех работников отрасли, независимо от вида спорта, в котором специализируется тренер. Очевидно, что осуществить это возможно только при получении Минспортом России соответствующих полномочий, а не в рамках полномочий, в настоящий момент переданных общественным организациям.

Профстандарты предназначены, в том числе, для применения работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников (в нашей отрасли в указанном приказе от 07.04.2014 № 193н предусмотрено присвоение второй, первой и высшей квалификационной категорий), разработке должностных инструкций, тарификации работников, присвоении квалификационных категорий работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей деятельности организаций. Минтрудом России при участии Минспорта России в настоящий момент ведется разработка методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов.

В этой связи следует учитывать, что аттестация тренеров и судей, уже осуществляется общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Важно отметить, что общероссийские спортивные федерации по видам спорта осуществляют аттестацию тренеров и судей в порядке установленном ими. Единообразия в данном процессе не существует, более того, в системах оплаты труда, применяемых в организациях, наличие или отсутствие присвоенных спортивными федерациями квалификационных категорий не учитывается.

На федеральном уровне, уровнях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления нет механизмов, определяющих четкий порядок «допуска» специалистов для работы с детьми и молодежью при наличии у работника определенной квалификационной категории. Назрела необходимость разработки определенной «ступенчатости» категорий специалистов: от категории, дающей право работать с начинающими спортсменами, до категории специалистов «ультра-класса» для работы со спортивным резервом и членами спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, то есть со спортсменами высокого класса. Данная работа ни в коем случае не предусматривает отказ от деятельности спортивных федераций, но по-хорошему должна проводиться под эгидой государственных структур, а не общественных организаций.

Таким образом, установление единого порядка аттестации кадров в области физической культуры и спорта в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329-ФЗ


«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» крайне необходимо. Официальный отзыв на проект федерального закона № 409030-6 «О внесении изменений в статьи 6 и 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», внесенного Самарской Губернской Думой, подготовлен совместно с Департаментом нормативно-правового обеспечения Минспорта России.

Согласно данному проекту Минспорт России должен получить полномочия, необходимые для установления единого порядка аттестации работников отрасли физической культуры и спорта по аналогии с полномочиями Минобрнауки России по аттестации педагогических работников. При этом планируется синхронизировать данную деятельность с учетом мнения и результатов работы по аттестации, проводимой общероссийскими общественными федерациями по видам спорта.

Современная правоприменительная практика по данному вопросу приводит к определенным противоречиям.

С одной стороны Трудовой кодекс устанавливает требования к роду занятий, а не к конкретным должностям, занимаемым работниками в различных организациях, а с другой адресует к ведомственным нормативным правовым актам, разрабатываемым четко определенными федеральными органами исполнительной власти.

Так происходит, например, с аттестацией педагогических работников. Полномочиями, в том числе и по присвоению им квалификационных категорий, наделен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий политику в области образования. Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 утвержден порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (зарегистрирован Минюстом России 23.05.2014, регистрационный № 32408). Так как в действующем законодательстве требование о прохождении аттестации является обязательным для всех педагогических работников, то и в системе оплаты труда предусмотрен специальный коэффициент для расчета размера должностного оклада при определении размера заработной платы работникам без категории, либо с определенной категорией.

Работодатель уполномочен в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации обеспечивать работникам возможность получения необходимых квалификационных категорий по результатам проводимой аттестации в соответствии с уровнем их образования, опытом и результатами работы, другими критериями в случаях, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

То есть в случае, когда обязательность прохождения аттестации не закреплена законодательно, то и ее результаты возможно не учитывать при расчете размера должностного оклада по должности, занимаемой работником. Другими словами, аттестация, проведенная федерацией по виду спорта, носит обязательный характер только в отношении лиц, находящихся в трудовых отношениях с данной федерацией. Для всех остальных работников других организаций работодатель может и не учитывать в системе оплаты труда организации присвоенные федерациями категории, так как обязательная аттестация работников отрасли физической культуры и спорта законодательством не предусмотрена.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 (в редакции от 28.12.2006 № 63) «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» отмечается, что аттестация может проводиться в порядке, предусмотренном не только федеральным законом или иным нормативным правовым актом, но и в порядке, закрепленном в локальном нормативном акте организации.

Проведение аттестации – это право работодателя, которым он может воспользоваться в отношении определенной категории работников в соответствии с установленным порядком.

В Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденных Министром спорта Российской Федерации 12.05.2014 (направлены в субъекты Российской Федерации письмом от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554) содержатся рекомендации организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта, как по организации порядка проведения аттестации, так и по критериям оценки деятельности тренеров (тренеров-преподавателей) и инструкторов-методистов.

Таким образом, организация, осуществляющая спортивную подготовку, имеет необходимые полномочия по самостоятельной разработке и утверждению документации по аттестации педагогических работников, а также тренеров, проведению аттестации и присвоению квалификационных категорий в установленном порядке.

Кроме указанных Методических рекомендаций других предложений для установления единых требований в вопросе аттестации работников отрасли в настоящий момент нет, а они крайне необходимы. Предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 «О физической культуре и спорте» поддержаны Минспортом России, и должны привести к установлению единого порядка аттестации работников отрасли.



  1   2   3   4   5   6   7