Скачать 56.23 Kb.
Дата17.03.2018
Размер56.23 Kb.

Содержание занятия аутогенной тренировки



Аутогенная тренировка является одним из методов релаксации.

Аутотренинг проводят перед началом логопедического занятия для нормализации тонуса мышц артикуляционно-голосового аппарата, преодоления скованности, напряжения в области диафрагмы и судорожных приступов в конечностях.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ


Приготовьтесь к занятиям аутогенной тренировкой. Содержание каждой фразы, которую Вы услышите, ярко себе представьте и прочувствуйте.

Я настраиваюсь на занятие аутогенной тренировкой. Принимаю удобное положение. Делаю спокойный и глубокий вдох и такой же спокойный выдох. Закрываю глаза. Перед моим внутренним взором я вижу серое равномерное пространство. Это напоминает темное беззвездное небо. Всматриваюсь в это пространство и успокаиваюсь. Посторонние мысли, звуки, шумы, речь отбрасываю. Я ничего не слышу. Все постороннее отбрасываю. Окружающий внешний мир уходит из моего сознания.

Я спокоен и сосредоточен. Мне спокойно и хорошо. Состояние приятного покоя постепенно нарастает.

Перехожу к дыхательной гимнастике и релаксации. Сосредотачиваю свое внимание на дыхании. Мое дыхание становится ровным, ритмичным, ненапряженным. Начинаю сочетать дыхание со счетом про себя. На три счета делаю вдох, после чего на счет шесть — замедленный равномерный выдох. При каждом выдохе расслабляюсь. Я выдыхаю утомление, я выдыхаю напряжение.

Я успокаиваюсь. Повторяю такие дыхательные циклы 5-6 раз. Пауза 30-40 секунд. Заканчиваю дыхательную гимнастику. Больше о дыхании не думаю. Мое дыхание становится естественным, непринужденным, незаметным. Мне спокойно и хорошо. Без всякого напряжения поддерживаю удобное положение тела. Мое тело сливается с опорой. Мое тело вписывается в опору. Мне удобно и хорошо.

Перехожу к мышечному расслаблению. Сосредотачиваю мое внимание на лице. Мышцы лица расслаблены. Чувствую полное спокойствие лба и переносицы. Расслаблены мышцы глаз. Мой взор устремлен в бесконечность, в бесконечно серое туманное небо. Нарастает, усиливается ощущение полного покоя. Расслабляются мышцы век. Веки приятно тяжелеют и слипаются, как перед засыпанием.

Расслабляются мышцы щек. Расслабляются жевательные мышцы. Губы едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Все мое лицо спокойно и неподвижно. На моем лице маска покоя. Вся моя голова отдыхает. Она становится легкой, невесомой. Расслабляются затылочные мышцы, расслабляются мышцы шеи. Волны приятного покоя растекаются по моей голове, по моей шее и распространяются по всему телу. Приятное чувство расслабления и истомы охватывает мышцы туловища. Плечи свободно опущены, руки лежат как плети. В груди легко и свободно, легко и спокойно.

Мышцы живота и спины расслабленны. Расслабленны мышцы живота и спины.

Расслабляются мышцы ног. По ногам проходит волна расслабления. Расслабляются мышцы бедер, мышцы голени, расслаблены стопы.

Все мое тело отдыхает. Исчезли последние остатки напряжения. Отдыхает каждая мышца моего тела, отдыхает каждая клетка моего тела. Приятно не двигаться, приятно ни о чем не думать. В моей нервной системе преобладают медленные ритмы покоя. Мой мозг вспоминает состояние полного безмятежного покоя. Отдыхает весь мой организм. Мне легко и приятно.

Перехожу к управлению мышечным тонусом. (2 раза) Сосредотачиваю внимание на руках. Мои руки приятно тяжелеют, наливаются приятной усталостью. Приятная тяжесть в руках усиливается. Тяжесть нарастает. Мои руки приятно тяжелые, тяжелые.

Сосредотачиваю свое внимание на ногах. Тяжелеют мои ноги. Приятная тяжесть притягивает мои ноги вниз. (2 раза) Мои ноги приятно тяжелые. (2 раза) Волны покоя разливаются по всему моему телу. Отдыхает каждая нервная клеточка, отдыхает мой мозг, никаких воспоминаний, никаких переживаний.

Я отдыхаю!

Время замедляет свой бег, я перестаю ощущать течение времени, время останавливается. Приятно ни о чем не думать. Хочется остаться в этом состоянии. Мой мозг, мое тело отдыхают.

Перехожу к расслаблению сосудов. Ярко представляю себе, что мои руки омывает приятная теплая вода. Мои руки опущены в теплую воду. Как можно ярче представляю себе это ощущение. Вспоминаю его.

Стараюсь почувствовать как в кончиках пальцев пульсирует кровь. Прислушиваюсь к тому, как крохотные молоточки стучат в подушечках моих пальцев. Чувствую как в кончиках пальцев рук пульсирует кровь. Прислушиваюсь к тому, как крохотные молоточки стучат в подушечках моих пальцев.

Приятное тепло растекается по моим рукам, от плеча через предплечье к кистям и к пальцам рук. Это расправились, расширились кровеносные сосуды моих рук.

Перевожу мое внутреннее внимание на ноги. Стараюсь ярко представить себе, что мои ноги опущены в теплую воду. Вспоминаю это ощущение. Тепло разливается в моих стопах, голенях, бедрах. Теплая кровь приливается к моим стопам. Пульсирует в них, согревает их. Мои ноги наливаются приятным теплом. Ощущение тепла разливается по всему телу и успокаивает меня. Я лежу в теплой ванне.

Появляется чувство невесомости. Все тревожное, волнующее, неприятное ушло. Оно растворилось в тепле и покое.

Концентрирую свое внимание в подложечной области, в области диафрагмы, где в глубине расположено солнечное сплетение. Чувствую, как эта область согревается и теплеет. (2 раза) Расширяются сосуды диафрагмы, солнечного сплетения. Теплая, легко пульсирующая кровь согревает мою диафрагму, мои межреберные дыхательные мышцы. С чувством тепла сливается ощущение покоя и отдыха. Я отдыхаю, отдыхаю.

Переношу свое внимание на область гортани и артикуляционные мышцы, окружающие рот. Кровеносные сосуды гортани расширяются.

Расширяются сосуды артикуляционных мышц. В области губ и гортани я чувствую приятное тепло. Мышцы губ и гортани расслабляются. В них улучшаются обменные процессы. В мышцах губ, гортани, щек исчезает утомление (чувство отдыха).

В мышцах губ, гортани, щек я чувствую приятное тепло и полную расслабленность.

Все мышцы, участвующие в речи: мышцы щек, губ, языка, гортани, дыхательные мышцы, отдыхают. В них идут процессы восстанавливания. Мне спокойно и хорошо. Мне удобно и хорошо.

Перехожу к самовнушению. Мой мозг забывает запинки.

Перехожу к самовнушению. Мой мозг забывает запинки.

В моей памяти запинки стираются, их место занимает правильная и слитная речь.

В моей памяти запинки стираются, их место занимает правильная и слитная речь.

Тревога и неуверенность, связанная с необходимостью говорить, рассасывается и забывается. (2 раза)

В любой, самой неприятной обстановке, моя речь остается уверенной и слитной. (2 раза)

При вынужденном волнении я непроизвольно начинаю говорить особенно: размеренно, неторопливо, сдержанно. Темп речи замедляется. (2 раза)

Аутогенная тренировка плодотворно сказывается на особенностях моей нервной системы. (2 раза)

С каждым занятием я становлюсь спокойней, уравновешенней.

В моем характере исчезнут следы прежней неуверенности, ранимости, раздражительности и вспыльчивости. С каждым занятием я становлюсь увереннее в себе, спокойней. Аутогенная тренировка восстанавливает мои силы, работоспособность. Способствует накоплению энергии. Уравновешенность и уверенность в себе, которые дает аутогенная тренировка, становятся моими верными спутниками.

Готовлюсь к выходу из состояния аутогенного погружения. (2 раза)

Один, два — делаю глубокий вдох и усиленный полный выдох

Три — глубокий вдох и форсированный выдох.

Четыре — еще раз стараюсь сделать предельно энергичный форсированный выдох. С каждым выдохом уходит вялость, сонливость, расслабленность.

Пять — мои руки, мои ноги становятся послушными, мягкими, подвижными.

Шесть — шевелю пальцами рук, сжимаю их в кулак и разжимаю. Один раз, другой раз, третий; двигаю стопами, привожу их и отвожу. Испытываю приятные ощущения от собственных движений.

Семь — становятся послушными мышцы лица, речевые мышцы, веки.

Восемь — открываю глаза, я вижу все ясно и четко.

Девять, десять — полностью выхожу из состояния аутогенного погружения. Потягиваюсь, улыбаюсь.

У меня спокойное, хорошее состояние. Я испытываю чувство уверенности, комфорта, бодрости, хочется сделать что-то приятное себе и людям. Занятие хорошо сказалось на моем самочувствии, на моем настроении.



Исагулиев П.И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания. — М.: В. Секачёв, НИИ Школьных технологий, 2009