страница1/5
Дата21.10.2018
Размер0.98 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие

Социально-педагогическая работа с учащимися «группы риска»


  1   2   3   4   5


ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А.М. Кузьмина

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»
Учебно-методическое пособие

Издательство ИРО РБ

Уфа - 2013

УДК 376


ББК 74.3

К89


Рекомендовано РИС ИРО РБ.

Протокол № 1 от 01.02.2011.

Кузьмина А.М. Основные направления работы с учащимися «группы риска»: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2013. – 60 с.

Учебно-методическое пособие представляет содержание работы педагога с детьми «группы риска», где изложены основные теоретические и практические особенности работы с учащимися девиантного поведения.

В учебно-методическом пособии рассмотрены следующие вопросы: профилактика девиантного поведения учащихся – от теории к практике; нравственно-этическая социализация как необходимое условие профилактики возникновения девиаций среди учащихся; профилактическая и коррекционная работа с учащимися «группы риска»; диагностирование уровня нравственного развития учащихся как начальный этап работы; индивидуальная работа с учащимися «группы риска»; работа социально- педагогической службы общеобразовательного учреждения с учащимися «группы риска».

Рекомендовано к использованию для социальных педагогов, классных руководителей и воспитателей групп продленного дня.



Рецензенты:

Л.З. Лисейчикова, доцент кафедры педагогики БГПУ им. М. Акмуллы, к.п.н.

А.Т. Арсланова, старший преподаватель кафедры педагогики БГПУ им. М. Акмуллы, к.п.н.

© Кузьмина А.М., 2011.

© Изд-во ИРО РБ, 2011.

© Кузьмина А.М., 2013.

© Изд-во ИРО РБ, 2013.

ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов нового поколения и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, изменения в образовательной сфере призваны способствовать ускоренному вступлению России в качественно новое состояние, когда главным источником роста становятся человеческие ресурсы и доработка образовательных стандартов для образовательных систем различных уровней.

Актуальность данной работы подтверждает то, что, согласно новым ФГОС, рассчитаны и введены часы для внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении. Это является неотъемлемой частью профилактики безнадзорности и предупреждению возникновения девиаций среди учащихся. Известно, что в силу изменений в обществе возникают различного рода отклонения. Отклонение от социальных норм (девиантное поведение отдельных членов общества), приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Одной из самых социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста и профилактики преступлений среди учащейся молодежи. Преобразования российского общества в направлении рыночных отношений сопровождаются, особенно у несовершеннолетних, кризисом духовных ценностей. Настоящее время характеризуется трансформацией образа жизни и стереотипов поведения людей. Это связано с тем, что социально-экономическое развитие кардинальным образом меняет их сознание. Резкий поворот в жизненной ориентации молодежи приводит к увеличению разрыва между поколениями и, в следствие, сопровождается изменением ценностей, норм, форм и механизмов адаптации социальных субъектов к современным условиям. Отражением кризиса выступает целый ряд проблем, связанных с социальной дезадаптацией многих социальных групп нашего общества и, в частности, молодежи: в последние годы социологи отмечают среди них значительный рост правонарушений, алкоголизма, наркомании, суицидов.

Проблема воспитания и перевоспитания детей и подростков всегда была одной из ведущих в педагогике. Отечественные научные разработки в области изучения подросткового кризиса, норм и девиаций весьма значительны и нашли отражение, в первую очередь, в работах П.Т. Бельского, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Изучению статусных характеристик и особенностей подросткового возраста, нравственных ценностей молодого поколения уделяли внимание В.С. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, С.А. Беличева, Б.С. Гершунский, Д.И. Фельдштейн, Ю.И. Юричка и др. Изучению вопросов, связанных с определением сущности социальных норм, механизмов их реализации посвящены труды М.Н. Бобневой, Л.П. Гирфановой, Н.В. Головановой, В.Н. Кудрявцев, Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова и др. Они проявили большой интерес к возникновению отклоняющегося поведения подростков, влиянию биологических и социальных факторов на особенности личности несовершеннолетних детей и подростков с отклоняющимся поведением.

В целом обзор психолого-педагогической литературы по данному вопросу позволяет считать, что профилактика девиантного поведения учащихся подросткового возраста в процессе их нравственно-этической социализации будет эффективна, если:

- содержание профилактической деятельности будет сконструировано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся старшего подросткового возраста, выступающие как внутренние (личностные) условия их нравственной социализации и определяющие сущность данного процесса;

- профилактика девиантного поведения будет организована согласно модели, учитывающей факторы, условия и средства нравственно-этической социализации учеников;

- обоснован и реализован в целенаправленно организованной педагогической деятельности комплекс следующих педагогических условий: достижение оптимальности протекания нравственно-этического воспитания; осознание значимости социальных ролей, обусловленных принятием культурных ценностей и норм общества; согласование своего поведения с требованиями государства и общества.



I. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Девиантное поведение, осуждаемое обществом и его социальными институтами, исправляется социальной работой. В первую очередь, эта работа необходима чтобы помочь самому человеку с девиантными наклонностями. Во-вторых, она необходима потому, что общество должно охранять себя от элементов, вносящих дезорганизацию в социальные отношения (на разном уровне: от межличностных и групповых до всеобщих). Оперируя понятиями «трудновоспитуемость», «девиантность», «запущенность (в социальном плане)» рядом исследователей считается, что в процессе деформации личности возникает трудновоспитуемость (впоследствии – девиация), которая предшествует педагогической запущенности (М.А. Алемаскин, А.М. Печенюк, Ю.И. Юричка и др.), другая группа исследователей предполагает, что педагогическая запущенность предшествует трудновоспитуемости и девиантному поведению (А.С. Белкин, Л.П. Гирфанова, И.А. Невский и др.).

Наши научные позиции сводятся к тому, что эти понятия отражают различные аспекты одного и того же явления. Девиация может стать и причиной, и следствием педагогической и социальной запущенности. Как отмечается в психологической литературе, существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие развитие девиации. Как показывает теоретический анализ литературы подавляющее большинство ученых мира согласно с мнением о том, что врожденная патология биопсихологической системы личности является серьезной объективной предпосылкой формирования преступного поведения индивида. В последнее время появился ряд научных работ, где высказывается мнение о том, что девиантное поведение уже заложено в генотипе человека (что тоже пока гипотетически).

Большинство же отечественных исследователей в основном придерживаются точки зрения, что именно социум воспитывает в человеке личность, и не всё зависит от генотипа личности. Итак, личность психически здорового человека развивается в процессе его взаимодействия с социальной и природной средой под воздействием именно внутренних движущих сил.
1.1. Нравственно-этическая социализация
как необходимое условие профилактики возникновения девиаций
среди учащихся

Нравственно-этическая социализация это сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления, требующий формирования и развития нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения, что соответствует всем требованиям Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Важными условиями эффективности нравственно-этической социализации являются следующие:

Нравственно-этическое воспитание осуществляется как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам человеческой морали, организации всей жизни подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, результатом которого является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно одобряемого поведения.

Формирование у подростков сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества:

этап = ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

этап = превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

этап = формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

этап = формирование нравственных привычек.

Процессом и результатом социализации личности является ее социализированность. Общепринятые нормы нравственности (морали) и этики задают параметры одобряемого и неприемлемого. Нормы и ограничения позволяют обществу не только оказывать определенное воздействие на личность, но и оставлять за ним свободу выбора.

Результат социализации чаще определяется свободным владением широкого круга знаний в определенной области и подразумевает одновременно то, что приобретенный человеком уровень – необходимый фундамент для постоянного поиска, развития, самосовершенствования. Рассматривая социализацию, нам необходимо остановиться и на основных институтах социализации как необходимых факторах социализированности личности. Процесс социализации, по мнению Мудрика А.В., (процесс становления личности) неразрывно связан с принятием системы ценностей [24].

Таким образом, нравственная социализация понимается нами как достижение определенного морально-ценностного, познавательного уровней, становление самосознания личности, ее самоопределение, самоутверждение, самореализация в соответствии с требованиями и нормами определенного общества.

Основные моральные требования к различным возрастным группам выражены в Законах и Уставах, школьных единых требованиях. Классному руководителю, воспитателю важно иметь вытекающие из этих документов требования, с которыми он сравнил бы состояние нравственной воспитанности, основных личностных качеств своих учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям.

В конкретных условиях социально педагогической работы, с учетом возрастающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный, всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности. Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к подросткам.

В подростковый период в личности учащихся происходят качественные изменения, связанные с половым созреванием и ростом самосознания. Подросток начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований способствует его личному развитию.

Соглашаясь с авторитетным мнением отечественного педагога Т.Б. Лихачева, подчеркнем, что от учащихся подросткового возраста требуется: знать, что они граждане своей страны; уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств; любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово; дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе; бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу; беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять, восстанавливать памятники культуры; помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни; творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству» [26].

Основными неблагоприятными условиями социализации, по мнению педагога А.В. Мудрика [24], в подростковом возрасте являются пьянство, алкоголизм, аморальность родителей, нищета семьи, гипо- и гиперопека, видеоосмотр, компьютерные игры, ошибки педагогов и родителей, курение, токсикомания, изнасилование, физические травмы, увечья, дефекты, травля со стороны сверстников, вовлечение в асоциальные и преступные группы, опережение или отставание в психосексуальном развитии, развод родителей. Различными исследователями по отношению к девочкам еще добавляется и проституция, с целью легкой наживы.

Институтами социализации принято считать исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в обществе. К основным институтам социализации, как правило, относят семью, образовательные учреждения, общественные формирования (детские, подростковые объединения), средства массовой информации (печать, радио, телевидение) и др.

С.А. Беличева [11, 29] выделяет семьи с прямым и косвенным десоциализирующим влиянием. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации. Это конфликтные и педагогически несостоятельные семьи: криминально-аморальные, в которых преобладают криминальные факторы риска и аморально-асоциальные семьи, с антиобщественными установками и ориентациями.

Следующим, несомненно, важным институтом социализации личности учащихся является образовательная среда. Школа как один из ведущих институтов воспитания должна обеспечить целостный, непрерывно организованный воспитательный процесс. Современная ситуация решительно требует усиления воспитательных, личностно-образующих функций школы как основного образовательного учреждения, требует, чтобы школа была не просто учебной, а социально и личностно развивающей воспитательной системой. Это нисколько не противоречит определению школы как системы образовательной, если трактовать образование так, как оно раскрывается в законе Российской Федерации об образовании, где поясняется, что образование – это воспитание и обучение. Верно трактуемое понятие «образование» таким образом, совпадает с широким смыслом понятия «воспитания» охватывающего и учебную, и внеучебную жизнь и деятельность школьника.

Третьим институтом социализации учащихся принято считать различные внешкольные, внутришкольные объединения. Мы согласны с мнением исследователей А.А. Либерман, О.К. Репиной, что до сих пор предпринимаются попытки восстановить единую для всех детскую организацию, которая, как в свое время пионерская, стала бы единым воспитательным, идеологическим инструментом в руках взрослых. Педагоги вспоминают те времена, когда нарядные и послушные дети в одинаковой форме выстраивались на линейке, дружно вскидывали руки в салюте [29].

Но сегодня политическое и социальное устройство нашего государства гораздо сложнее. Налицо многопартийность, классовое расслоение, отсутствие единой общегосударственной идеологии и, как следствие, исчезновение единых культурных и морально-этических норм. По мнению С.А. Баклушинского, общество делится на социальные слои, каждый из которых имеет свои нравственные законы, требования, представления о социальной успешности, свои образцы «идеальной» взрослости. В таком обществе существование единой детской организации представляется проблематичным [29].

Отечественный психолог В.В. Давыдов [28] считает, что внутришкольный тип детских сообществ – кружковая, воспитательная работа. Это достаточно распространенная форма организации деятельности подростков. Учреждения дополнительного образования детей имеют колоссальный опыт и богатейший научно-практический материал по этому направлению. Примером такого опыта является эксперимент по интеграции основного и дополнительного образования, когда создается комплекс «школа – внешкольное учреждение», представляющий единую программу работу и активное сотрудничество.

Следующий тип объединений – формирование временных детских сообществ, моделирующих социум. Примером может служить программа игр, сюжет которых заключается в погружении детей в быт и производственные процессы первобытного общества. Основная цель – создание условий для осознания детьми ценности полученного социального опыта разновозрастного взаимодействия и закрепление его для реализации в других сообществах. Один из типов современных объединений – это создание органов школьного самоуправления.

В ряде школ создаются органы школьного самоуправления. В последнее время это стало одной из самых популярных форм работы с подростками и старшеклассниками, поскольку представляется наиболее доступным средством формирования у них навыков планирования, анализа, практических умений, опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Профессиональное самоопределение должно логически вытекать из личностного, нормативно-культурного самоопределения относительно будущего образа жизни. Так, примером могут служить вновь созданные ученическо-производственные бригады по опыту Ставрополья, Республики Башкортостан. Основной целью данных бригад является привитие любви к труду, повышение трудовой активности и профессиональное самоопределение молодежи.

Средства массовой информации своего рода тоже источник социализации молодого поколения. Так, рядом психологов считается, что печать, радио и телевидение всегда рассматривались как средства воспитания подростков в свободное от занятий время, рассматривая положительные и негативные стороны СМИ, добавляет, что положительная роль заключается в расширении кругозора, информировании о жизни своей страны и планеты, развитии любознательности и других ценных качеств.

Таким образом, воспитателями выступают не только отдельные люди, но и весь семейный, весь школьный уклад. Воспитывает улица, воспитывают общественные организации, средства массовой информации, вся окружающая обстановка, весь общественный строй.

Нравственно-этическая социализация подростков, осуществляемая в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает у подавляющей массы учащихся развитие чувства любви к Родине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Её результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.

Все вышесказанное означает, одновременно, что воспитание – процесс «выращивания» индивидуальности, то есть, воспитание обращено на выработку у учащихся, по мнению ряда ученых-педагогов (И.С. Марьенко, Н.В. Голованова и др.), определенных ценностных отношений. Именно в условиях воспитания он должен обрести определенные знания о себе, о своей личности и способах управления собой, освоить свои ценностные установки в современной жизни, определенные навыки «быть собой» и одновременно умения быть частью некоего социального целого (семьи, коллектива сверстников), добровольно соотносить свое поведение с их интересами.

В связи с этим задача воспитания в том и состоит, чтобы специальными педагогическими средствами обеспечить ребенку позицию субъекта социализации и помочь ему быть субъектом социализации.

Взаимное доверие и уважение разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим. Отзывчивость, доброжелательность появляются только вследствие целенаправленного воспитания, где основную роль играет родительская любовь – любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь, с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным. Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами – все это отражается на ребенке.
1.2. Профилактическая и коррекционная работа
с учащимися «группы риска»

Этапы процесса нравственной социализации учащихся включают формирование социально значимых мотивов, знаний о нравственных нормах общества, правах и обязанностях гражданина, создание и закрепление позитивных нравственных установок и иерархии ценностей.

Результатами позитивной нравственной социализации будут являться: повышение уровня нравственного развития у учащихся, включающего качество знаний, качественных взаимоотношений с другими людьми. В основу путей нравственной социализации положены: формирование системы знаний, необходимых для успешной нравственной социализации; воспитание социальных мотивов деятельности и поведения; воспитание интереса, желания к определенной деятельности (оказать близким помощь, способности получить удовлетворение от оказанной помощи); формирование нравственных установок.

Особенностью качества нравственной социализации является не простое усвоение учащимися новых знаний о нормах поведения в обществе, а умение применять их в активном взаимодействии с другими субъектами взаимоотношений. Поэтому необходимый принцип нашей работы – связь теории с практикой. К сожалению, во многих школах этот принцип нарушается: только указанием что можно, а что нельзя – ничего не добиться. В большинстве школ уроки нравственности не проводятся, а если и проводятся, то не на достаточном уровне. В некоторых учебных планах школ данные часы не предусмотрены, вместо них вводят другие предметы, что также ослабляет практическую направленность обучения.

В оценке результатов уровней сформированности нравственных качеств учащимися нами применялись следующие критерии: ценностно-мотивационный, поведенческий и уровень самооценки. Ценностно- мотивационный критерий подразумевает собой идеалы, ценности, убеждения, цели девочки, ее собственное мнение. Диагностика проходит с помощью опросников, анкетирования. Далее приводится дифференциация по уровням и шкалам. Работа ведется с помощью психолога школы.

Поведенческий критерий включает в себя сбор информации (беседа с учителями-предметниками, классным руководителем, родителями учащихся), беседа и, как заключающий этап диагностирования, анализ результатов собеседования. Ставятся на учет социальным педагогом учащиеся, для которых обычны такие формы нарушений: 1 группа – злостное прогуливание занятий, грубость по отношению к окружающим (учителям, родителям, одноклассникам и пр.). 2 группа – все виды 1 группы, а также курение, злоупотребление алкоголем. 3 группа – все виды 1 и 2 группы, а также различные правонарушения (воровство, привод в милицию), употребление наркотических веществ, распространение их, уголовная ответственность и пр.

Следующий критерий – уровень самооценки (заниженный / завышенный). Согласно анализу психолого-педагогической литературы, а также нашему опыту, в основном девиантное поведение (в 89% случаев) характеризуется слишком завышенной или заниженной самооценкой индивида.

Условно можно разделить учащихся по группам – соответственно по уровням нравственности. Первую группу составляют ученики подросткового возраста с высоким, по нашему мнению, уровнем сформированности нравственности. Они имеют осознанные знания в области нравственных норм и правил поведения в социуме; высокую степень сформированности нравственных качеств, установок, моральной ответственности за себя и собственных поступков; систематически занимаются самосовершенствованием; имеют высокий уровень нравственного, гуманного взаимоотношения с другими людьми, уважительное отношение к взрослым; руководствуются в своих действиях нравственными нормами и правилами морали.

Вторую группу составляют ученики подросткового возраста, чей уровень нравственности ниже, иногда – фрагментарен. Уровень нравственно-духовной культуры средний. Они мало компетентны в вопросах нравственного выбора, установок и прочее. Нравственный уровень неустойчив, мотивы поведения носят ситуативный характер, они могут изменить своему слову, не всегда выполнить просьбы учителей, товарищей.

К третьей группе относятся учащихся со слабым нравственным потенциалом, слабой устойчивостью мотивов. Одноклассники им не доверяют. Согласно социометрическим данным анкет, у них самая низкая предпочтительность, они имеют низкую степень ответственности за свои поступки, действия, чаще руководствуются принципом: каждый сам за себя. В ряде конфликтных ситуаций (в проигрывании различных конфликтных ситуаций) не могут отстоять свою точку зрения и объяснить ситуацию «со стороны».

В процессе дифференциальной работы с отдельными группами должны решаться следующие задачи: повысить у учащихся второй и третьей группы уровень нравственности, развить их стремление к повышению своего нравственного уровня, к получению новых знаний, необходимых для успешного применения их в деятельности, выработать практические умения и навыки использования полученных знаний во взаимоотношениях с другими людьми, сформировать умения принимать позитивные (социально одобряемые), правильные решения в различных ситуациях.

Дифференциация учащихся подросткового возраста, в зависимости от уровня сформированности нравственности (нравственных установок: очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий), позволяет, во-первых, организовать эффективное целенаправленное социально-педагогическое просвещение; во вторых, организовывать практические занятия, конференции, тематику консультаций и прочее. В третьих, организовывать индивидуальную дополнительную работу с учащимися с низким уровнем сформированности нравственных качеств, что даст возможность вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Все уровни включают предварительную диагностику уровня сформированности нравственности, планирование работы в связи с результатами диагностики и прогнозирование дальнейшего развития нравственности, организацию их деятельности; контроль качества сформированности уровня нравственности, выбор приемов и методов дополнительной работы с экспериментальной группой; диагностику причин возникновения отклонений в поведении и недостатков в воспитании; определение возможных способов реализации задач с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, интересов и потребностей учащихся, особенностей образовательно-воспитательного пространства, потенциала педагогов и родителей, достижения конечного результата.


  1   2   3   4   5