страница1/4
Дата23.12.2018
Размер0.54 Mb.

Служба по контролю и надзору в сфере образования иркутской области


  1   2   3   4





СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Депутатская ул., д. 33, Иркутск, 664023

Тел./факс (3952) 53-06-67, (3952) 53-77-26
















на №




от




Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования



Итоги входной диагностики во 2-х, 5-х классах по русскому языку и математике






В соответствии с Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, в целях совершенствования региональной комплексной системы контроля качества образования, Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области провела в сентябре 2008 года мониторинговые исследования общепредметных знаний и общеучебных умений и навыков обучающихся 2-х и 5-х классов.

Мониторинг проводился в форме тестирования: по математике – 30 сентября 2008г., по русскому языку – 1 октября 2008 г.

Программа исследования во 2-х классах предполагала изучение уровня усвоения обучающимися предметного содержания курса математики и русского языка за первый класс, сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями стандарта, выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Мониторинговое исследование в 5-х классах было направлено на определение уровня усвоения обучающимися курса математики и русского языка по программе начальной школы и готовности выпускников первой ступени к дальнейшему обучению в основной школе.

В исследовании был применен критериально ориентированный подход к оценке учебных достижений школьников. Сущность такого подхода заключается в том, что интерпретация результатов выстраивалась в логической последовательности: задания – ответы – выводы о соответствии испытуемого какому-либо критерию. Этот подход в исследовании предусматривал  получение информации, относящейся как к каждому отдельному ученику, так и к группе учащихся (класс, образовательное учреждение), что даст возможность учителям проводить обоснованную коррекцию процесса обучения, направленную на его индивидуализацию, а исследователям сделать выводы о готовности протестированных обучающихся к дальнейшему обучению.

Экспертами оценивался уровень выполнения входной диагностики по следующим критериям: оптимальный – 100%; высокий – 99% – 70%; достаточный – 69% – 45%; низкий – ниже 45%.

Диагностические тесты по математике и русскому языку состояли из 15 заданий:14 заданий в тестовой форме (задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагалось четыре варианта ответа); 1 задание - с кратким ответом.

Проверка и оценка работ тестируемых школьников проводилась в службе по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области с помощью соответствующего программного обеспечения.
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 2 – Х КЛАССОВ ВХОДНОЙ ДИАГНОСТИКИ
В мониторинговом исследовании по математике приняли участие 21357 обучающихся во 2-х классах, что составило 87,5% от общего числа второклассников региона, по русскому языку – 21807 человек, что составило 89,3%.

Тесты для входной диагностики были составлены в строгом соответствии с основными требованиями программ к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, окончивших 1-ый класс. При отборе заданий учитывалось, что в настоящее время существует несколько параллельно действующих УМК. В результате были сформированы мониторинговые работы по русскому языку и математике, позволяющие обеспечить единые требования к обучающимся и выяснить, насколько прочно и глубоко первоклассники усвоили программный материал, как они умеют пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками при выполнении заданий.

В структуре обученности  по математике и русскому языку был выделен минимальный объем знаний, который должен остаться в памяти любого обучаемого, а также объем базовых знаний и умений, который необходим для усвоения учебного материала данных предметов.

В личной системе знаниевых конструктов отслеживались следующие предметные знания и умения второклассников:



по русскому языку:
      умения, связанные с усвоением знаний системы языка (различать звуки и буквы; различать гласные и согласные звуки; различать твердые и мягкие согласные звуки; делить слова на слоги, определять ударный слог);

      умения, связанные с овладением нормами литературного языка (грамотно писать слова с изученными орфограммами; выделять орфограммы в слове; объяснять постановку знаков препинания в конце предложения);

      умения, связанные с речевой деятельностью (подбор слов, близких по смыслу; расширение, уточнение и активизация словаря).
по математике:

      умения, связанные с  простраиванием отношений между величинами (знать и применять в практической деятельности единицы измерения  величин разного рода; понимать и применять отношения «больше на», «меньше на», «увеличить на» и т.п.);

      умения, связанные с  решением задач арифметическим способом (знать сущность задачи; осуществлять анализ простой задачи; выстраивать план решения; осуществлять проверку и подводить итог);


  • умения, связанные с выполнением вычислений (читать и записывать числа в пределах 20; находить сумму и разность чисел без перехода через десяток).

Документом, описывающим общие учебные и предметные умения школьников, подлежащих измерению, являлся кодификатор (см. Таблица 1, 2)


Кодификатор элементов содержания по русскому языку

2 класс

Таблица 1

Код раздела

задания


Проверяемые элементы содержания

Виды деятельности

1




Фонетика







1

Звуки и буквы.

Умение проводить фонетический разбор слова




2

Гласные и согласные звуки

Умение различать гласные и согласные звуки




3

4


Твердые и мягкие согласные звуки

Умение различать твердые и мягкие согласные звуки в слове




5

Ударение. Ударный слог.

Умение определять ударный слог в слове




6 - 7

Деление слова на слоги.

Правила переноса слов



Умение делить слово на слоги, делить слово для переноса

2




Лексика







8

Синонимы

Умение определять слова, близкие по смыслу.

3




Орфография







9 - 11

Правописание словарных слов.

Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу.

Правописание имен собственных.


Умение писать слова с изученными орфограммами

4




Синтаксис







12 – 14

Предложение как речевая структурная единица.

Признаки предложения.

Интонационное оформление предложений на письме.


Умение отличать предложение от группы слов, употреблять верный знак препинания в конце предложения.

5

15

Задание повышенной сложности

Умение применять предметные знания в измененной учебной ситуации.


Кодификатор элементов содержания по математике

2 класс

Таблица 2

Код раздела

задания


Проверяемые элементы содержания

Виды деятельности

1




Числа и вычисления







1

Нумерация. Числа от 1 до 20.

Однозначное, двузначное число



Умение читать и записывать числа от 1 до 20.




2

Десятичный состав чисел

Умение определять десятичный состав двузначных чисел.




3


Порядок следования чисел при счете

Следующее, предыдущее число



Умение называть предыдущее и следующее число в натуральном ряду чисел




5

8


Сравнение чисел

Умение сравнивать числа в пределах 20.




4

Отношения «увеличить на…», «уменьшить на…»

Усвоение понятий «увеличить на…», «уменьшить на…»




6

7


Равенство, неравенство.

Сравнение выражений.



Умение различать равенства и неравенства, умение сравнивать выражения с помощью вычислений.




9

10

12



Устные приемы сложения и вычитания, основанные на знании нумерации и десятичного состава чисел

Умение складывать и вычитать разрядные десятки, прибавлять к двузначному числу число 1.

Владение математической терминологией.



2




Текстовые задачи







11

Задача в 1 действие на нахождение суммы

Умение решать простую задачу на нахождение суммы.

3




Величины







13

Килограмм, литр

Практическое применение названий величин: массы и объема

4




Геометрические фигуры







14

Прямоугольник, треугольник

Умение распознавать изученные геометрические фигуры в составе более сложных на чертеже.

5

15

Задание повышенной сложности

Умение применять предметные знания в измененной учебной ситуации.


1.1 Общие выводы о результатах выполнения стартовой контрольной работы по математике
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами.

Работа по математике в целом охватила все основные вопросы программы за 1 класс и позволила проанализировать степень проявления у тестируемых таких базовых предметных умений, как: простраивание отношений между величинами, решение задач арифметическим способом, умение вычислять, умение распознавать знакомые геометрические фигуры.

Результаты выполнения второклассниками стартовой контрольной работы по математике представлены в таблице 3.
Таблица 3

Всего уч-ся

Выполняли тест

Уровни выполнения заданий

Успева-

емость

Кач-во

знаний

оптимальный

высокий

достаточный

низкий

24416

21357

87,5%


2125

9,9%


10134

47,5%


5879

27,5%


3219

15,1%


84,9%

57,4%

Из данных таблицы 3 следует, что наличие умений, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся, окончивших 1 класс, по математике в целом по региону продемонстрировали 84,9% школьников Наиболее высокие результаты зафиксированы у второклассников в МО «Эхирит-Булагатский район» (95,8%), «Боханский район» (94,4%), «г.Саянск» (94%), «Братск» (91,8%), «Нижнеилимский район» (90,2%) «г.Иркутск» (90%), «г.Усть-Илимск» (89,2%), «г.Усолье-Сибирское» (88,6%), «Усольский район» (88,1%). На низком уровне выполнили работу обучающиеся в МО «Куйтунский район» (70,8%), «Катангский район» (69,5%), «Тайшетский район» (67,5%).



Вызывают обеспокоенность 15% первоклассников, которые не смогли продемонстрировать умения, отвечающие требованиям к уровню математической подготовки при переходе во 2-ой класс. Следовательно, можно сделать вывод о том, что каждый шестой обучающийся, выполнявший стартовую контрольную работу по математике, недостаточно готов к продолжению обучения во 2-ом классе.
1.2 Результаты выполнения второклассниками стартовой контрольной работы по математике (по содержательным блокам)
Сформированность умений у второклассников региона, связанных с простраиванием отношений между величинами, с решением задач арифметическим способом, с выполнением вычислений и распознаванием изученных геометрических фигур представлена в таблице 4.

Таблица 4

Проверяемые умения

% выполнения

Числа и вычисления

Умение читать и записывать числа от 1 до 20

96,8%

Умение определять десятичный состав двузначных чисел.

95,7%

Умение называть предыдущее и следующее число в натуральном ряду чисел

83,2%

Умение сравнивать числа в пределах 20.

91%

Умение устанавливать соотношение между числами «на сколько больше»

85,5%

Усвоение понятий «увеличить на…», «уменьшить на…»

90,7%

Умение прибавлять к двузначному числу число 1

87,7%

Умение складывать и вычитать разрядные десятки

94,6%

Умение находить неизвестное число в равенстве

79%

Умение различать равенство и неравенство

77,3%

Умение сравнивать выражения с помощью вычислений

82,1%

Текстовые задачи

Умение решать простую задачу на нахождение суммы.

88,2%

Величины

Умение практически применять названия величин: массы и объема

90,3%

Геометрические фигуры

Умение распознавать изученные геометрические фигуры в составе более сложных

37,1%

Общеучебные умения

Умение применять предметные знания в измененной учебной ситуации

68,2%

Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков изучения математики. В связи с этим, стартовая контрольная работа включала в себя задания, проверяющие сформированность у школьников вычислительных умений и представления о числе.

Анализируя табличные данные результатов раздела «Числа и вычисления» можно сделать вывод, что у более 90% второклассников на высоком уровне сформированы вычислительные умения и представления о числе. Обучающиеся умеют читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20, владеют понятиями «однозначное» и «двузначное» число, умеют определять десятичный состав двузначных чисел, складывать и вычитать разрядные десятки, усвоили понятия «увеличить на…», «уменьшить на…».

Вместе с тем 17% обучающихся затруднялись при определении следующего и предыдущего числа в натуральном ряду чисел, 13% тестируемых школьников допустили вычислительные ошибки при сложении двузначного числа и числа 1, 18% - не смогли сравнить числовые выражения с помощью вычислений. У 15% обучающихся не сформировано умение устанавливать соотношение между числами «на сколько больше». Термины «равенство» и «неравенство» не различают более 23% второклассников, с заданием на нахождение неизвестного числа в равенстве не справились 21% школьников.

Таким образом, почти каждый десятый второклассник в дальнейшем будет испытывать затруднения в овладении десятичной записью многозначных чисел и в выполнении арифметических действий с ними; из-за недостаточно осознанного владения математической терминологией будет затрудняться при дальнейшем изучении арифметического материала.

Содержательная линия «Текстовые задачи» в контрольном тестировании была представлена простой задачей на нахождение суммы. Успешно выполнили предложенное задание 88,2% школьников. Не решили задачу 12% тестируемых второклассников, что свидетельствует о том, что они затрудняются в осуществлении действий, связанных с математическим моделированием описанных ситуаций.

Важным понятием курса математики является понятие величины. Умение практически применять названия величин (массы и объема) продемонстрировали 90,3% второклассников.

Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. При формировании представлений о фигурах большое значение придается выполнению практических упражнений и упражнений, направленных на развитие геометрической зоркости. В связи с этим в тестовую работу было включено задание на распознавание геометрических фигур на сложном чертеже, с которым справились только 37,1% второклассников. Трудность у более 60% школьников при выполнении данного задания заключается в неумении проконтролировать себя, рассчитать свои действия, мысленно предвидеть результат.

Последнее задание в стартовой контрольной работе давалось в непривычной для второклассников формулировке. Его решение предполагало многошаговость, определенную логику, построение алгоритма, внутреннего плана действий, применение нескольких элементарных предметных умений в измененной учебной ситуации. 68,2% обучающихся успешно справились с данным заданием.

Таким образом, учитывая всю совокупность проявленных школьниками во время стартового контроля предметных умений по математике, можно заключить, что 84,9% второклассников достигли уровня обязательной математической подготовки на начало учебного года, которая может служить базой для дальнейшего обучения. Из них 57,4% выполнили проверочные задания на оптимальном и высоком уровне, т.е. их знания превышают требования к уровню подготовки обучающихся, окончивших 1-ый класс, у остальных – имеются недочеты, которые могут быть скорректированы в процессе обучения. Вместе с тем, у 16% вчерашних первоклассников отсутствуют базовые математические умения, что будет являться серьезным препятствием в ходе их дальнейшего обучения.

  1   2   3   4