Скачать 47.43 Kb.
Дата26.09.2018
Размер47.43 Kb.

«Сказки-шумелки» как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к музыкальной культуре



О.Е.Камышникова

г. Санкт-Петербург


«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к музыкальной культуре

Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах – Самым удивительным, «волшебным» и интересным ее видом для детей дошкольного возраста, в том числе, и для для детей с интеллектуальной недостаточностью является музицирование - игра на музыкальных инструментах.

Музицирование как форма активной деятельности ребенка с самыми простыми инструментами стимулирует его социально-эмоциональное развитие: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт.

Музицирование или игра на музыкальных инструментах – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности. Музицирование даёт возможность одновременного выявления уровня развития музыкальной активности и уровня социально-психологического развития ребёнка. В содержание игрового занятия входит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому музицирование прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я». К тому же, принцип совместного участия, педагог всегда в музицировании вместе с детьми. Он, конечно, наблюдает, помогает, но, в первую очередь, показывает детям образец музыкального поведения – того поведения, которое инстинктивно демонстрируют нам сами дети.

Музицирование – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности. Равенство в музицировании, в игре гарантируется её простыми правилами. Творческое музицирование – общение равных.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки (Метлов Н.А. Музыка детям. М.:1985)

Приобщение детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями начинается с и индивидуального, игрового занятия, что позволяет сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком. Эмоционально значимая связь со взрослым не только расширяет представления ребёнка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Так начинается процесс социализации ребёнка, его адаптации к окружающему миру.

Однако невозможно представить себе процесс социализации ребёнка без опыта общения с другими детьми. И следующим этапом в системе по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями к музицированию, является включение в подгруппу детей. В норме у детей в 2-3 года появляется потребность в общении друг с другом, с возрастом эта потребность увеличивается. В общении со сверстниками ребёнок усваивает правила поведения, развивается его эмоциональная и волевая сфера, подражательная деятельность.

У детей с нарушением интеллекта множество психических функций и навыков формируется с запаздыванием, наблюдается снижение активности, работоспособности. У некоторых детей с нарушением интеллекта наблюдается замкнутость и неконтактность. Поэтому необходима специально организованная среда, в которой ребёнок может увидеть других детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения.

Содержание игровых занятий с использованием «Сказок – шумелок» и основная направленность всегда связаны с уровнем готовности ребёнка к установлению эмоционального контакта со взрослым и другими детьми. Всё занятие состоит из нескольких частей, которые ритмично сменяют друг-друга. Чередуются активные общие игры и более спокойные, в которых дети участвуют по очереди. На начальных этапах привлечения ребёнка к групповой деятельности порядок и содержание игрового занятия повторяется из раза в раз. Это позволяет детям легче принять новую ситуацию и чувствовать себя в безопасности.

Вся работа строится на принципе: от простого к сложному. Начинается знакомство с многообразием музыкальных игрушек и инструментов, простые манипуляции с ними, затем играем в игру «Найди такой же», узнаём, показываем, называем на картинках, использование музыкальных инструментах в ритмических играх и упражнениях. Далее музыкальные инструменты используются для озвучки знакомых персонажей, звуков окружающего мира и явлений природы. Следующий этап, это связь всех звуков в единый сюжет, совместное создание «Сказки – шумелки. Заключительный этап – это театрализованный показ сказки с использованием шумовых и музыкальных инструментов.

Таким образом, игровые занятия с использованием «Сказок – шумелок» способствуют:

Реализации представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;

Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;

Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;

Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;

Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;

Развиваются концентрация внимания и выдержка;

Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков;

Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, подговаривания текста сказки-шумелки;

И так, особенности музицирования придают ему важное коррекционное и педагогическое значение: Музицирование как фактор развития ребёнка. Музицирование как деятельность общения. Способ приобщения ребёнка к миру музыкальной и общей культуры. Щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным для него умениям и навыкам. Способ ознакомления ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности. Мягкая коррекционная направленность в соответствии с особенностями развития ребёнка. Деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребёнка. Способ подарить ребёнку радость от игры.

Метлов Н.А. Музыка - детям. М.: просвещение,1985

Метлов Н.А. Музыка – детям: сборник статей вып1,вып3,вып4/составитель Л.Михеева Л.:Музыка, 1981





Главная страница
Контакты

    Главная страница



«Сказки-шумелки» как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к музыкальной культуре

Скачать 47.43 Kb.