Скачать 99.75 Kb.
Дата27.01.2018
Размер99.75 Kb.

Система физкультурно оздоровительной работы в доу



СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Жизнь – это движение

И.П.Павлов

Движение как таковое может по-своему

действию заменить любое средство,

но все лечебные средства мира не могут

заменить действия движения.

Ж.Тиссо


Следующий – второй, важнейший блок модели здоровьесберегающей педагогической системы – организации физкультурно-оздоровительной работы.

  1. Основные компоненты модели физкультурно – оздоровительной работы

Блок включает:

  • Полноценную и эффективную работу с дошкольниками всех групп здоровья (на физкультурных занятиях);

  • Оптимизацию двигательного режима;

  • Организацию занятий по ФК;

  • Организацию часа активных движений (динамической паузы);

  • Организацию динамических и физкультурных пауз на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности дошкольников;

  • Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, спартакиад, и т.д.);

  • Создание условий для физического развития воспитанников и снижение заболеваемости;

  • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;

  • Воспитание у детей личной физической культуры; формирование необходимости и желания в физическом совершенствовании, осознанного отношения к своему здоровью;

  • Оценка здоровья ребенка при постоянном и ежедневном контроле состояния их здоровья.

Цель социокультурно – оздоровительной работы в ДОУ - создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Оздоровительные занятия, проводимые по единому сюжету, способствует решению следующих задач:

1)сохранению и укреплению здоровья детей;

2)развитию сенсорных и моторных функций;

3)формированию потребности в двигательной активности;

4)профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

5)приобретению навыка правильного дыхания;

6)привитию навыков элементарного самомассажа;

7) развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);

8) развитию эмоционально –волевой сферы и игровой деятельности;

9)формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).

Правильно организованная физкультурно – оздоровительная деятельность может стать основой рациональной организации двигательного режима дошкольников, способствовать нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности детей всех возрастов, позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.

В системе физкультурно - оздоровительной работы выделяют следующие основные направления деятельности:


  1. Образовательная здоровьесберегающая деятельность: занятия с использованием здоровьесберегающих технологий; занятия по ОБЖ; индивидуальная работа (беседы, формирование культурно-гигиенических навыков, заучивание стихов, пословиц и поговорок о здоровье; игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольные и др. игры).

  2. Пропаганда ЗОЖ: занятия (ОБЖ); информационный блок; курс бесед, консультации и др.

  3. Спортивно-досуговая деятельность: праздники и развлечения спортивного характера; дни здоровья, недели здоровья.

  4. Физкультурно – оздоровительная деятельность: занятия физкультурой; гимнастикой; массаж; закаливание; дыхательная гимнастика на занятиях и после сна; гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамические паузы в комплексе на занятиях; формирование правильной осанки.

2.Система физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы включает, помимо соблюдения санитарно-гигиенических норм, организации правильного, здорового, взаимодействия с социумом (медицинскими и спортивными учреждениями), еще два важных блока: 1 – занятия и 2 – совместную деятельность.

Первый блок состоит из 3 основных модулей:


  1. Физкультурные занятия по привитию здорового образа жизни (традиционные и нетрадиционные занятия по методике Н.А. Фоминой и др.).

  2. Интелектуально-художественно-эстетические занятия (пальчиковые и другие виды гимнастики, физкультурные паузы (физкультминутки)) и др.

Второй блок – Совместная деятельность – включает:

  • Занимательную гимнастику Н.А. Утробиной;

  • Утреннюю гимнастику;

  • Гимнастику для глаз;

  • Подвижные и спортивные игры;

  • Спортивные праздники;

  • Прогулки;

  • Динамические паузы;

  • Тренинговые упражнения – для укрепления психического здоровья и многое другое.

Программа деятельности ДОУ по расширению двигательного статуса детей предусматривает организацию, взаимодействие с социумом.

  1. Здоровьесберегающие методики и технологии

В основу здоровьесберегающего педагогического процесса в детском саду легли следующие здоровьесберегающие методики и технологии:

  • Обширные умывания, ходьба босиком, ходьба по дорожкам Здоровья;

  • «Пальчиковая гимнастика для дошкольников» Л.П. Савиной и др.;

  • «Психогимнастика» М.И. Чистяковой;

  • «Массажные коврики, дорожки»

Высокая двигательная активность органов зрения обеспечивается на занятиях с использованием упражнений на специальных тренажерах, гимнастики для глаз, методики «Цветовые пятна» и др.

Основные отличительные особенности используемых здоровьесберегающих педагогических технологий:



  1. На одном занятии активизируются разные виды восприятия ребенка – зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное, а также обоняние и вкус. Обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуется сенсомоторные координации.

  2. При проведении занятий используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей.

  3. Дети постоянно пребывают в движении, исключается статичная форма проведения занятий. Проводятся физкультурные паузы и динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием занятия.

  4. В течение всего занятия дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам – слуховым (на источник звука), зрительным – предметным и знаково-символическим (в старшем дошкольном возрасте).

4.Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает также:



  1. Обеспечение здорового ритма жизни: щадящий режим (адаптационный период); гибкий режим; организация микроклимата и стиля жизни группы;

  2. Физические упражнения: утренняя гимнастика; физкультурно-оздоровительные занятия; подвижные и динамичные игры; индивидуальная работа с детьми; профилактическая гимнастика (дыхательная звуковая, для улучшения осанки, профилактика плоскостопия, зрения); спортивные игры; спортивные соревнования.

  3. Гигиенические и водные процедуры: умывание; мытье рук; игры с водой; обеспечение чистоты среды.

  4. Световоздушные ванны: проветривание помещений; прогулки на свежем воздухе; сон при открытых фрамугах; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

  5. Активный отдых: развлечения, праздники; игры-забавы; дни здоровья и др.

  6. Диетотерапия: рациональное питание.

  7. Свето- и цветотерапия: обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и образовательного процесса.

  8. Музотерапия: музсопровождение режимных моментов; музоформление фона занятий.

  9. Аудиотренинг и психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических: состояний; коррекция поведения.

  10. Закаливание: обширное умывание; дыхательная гимнастика; массажные коврики.



  1. Структура физкультурно-оздоровительного режима

В структуру оздоровительного режима в ДОУ вплетен спектр медико-восстановительных методов и приемов:

Динамические паузы;

Физминутки;

Пальчиковая гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Звуковая гимнастика;

Гимнастика для глаз;

Самомассаж;

Релаксационные упражнения;

Контроль осанки и др.

Все составные здоровьесберегающего аспекта органично включены в режимы дня во всех возрастных группах.


  1. Особенности развития основных видов движения у дошкольников

Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями в первую очередь, основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.

Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащают двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность дошкольников.

Разнообразие основных движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Одновременное развитие дыхательных качеств при ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании значительно повышает ценность этих движений. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Во время выполнения движений детьми активно формируется нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость и др. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.) самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий. Дети воспринимают красоту совместных дружных движений – прошли ровной колонной, одновременно и четко выполнили подскоки. Педагоги стремятся воспитать у ребят интерес к движениям, устойчивость эмоциональных проявлений.

Развитие движений во многом определяется благоприятными окружающими условиями, стимулирующими подвижность детей. Рациональное использование площадки, природного окружения предоставляет воспитателю большие возможности для расширения осваиваемых детьми движений, их разнообразия и постоянного обновления.

Обучая детей основным движениям, педагоги стремятся к тому, чтобы дети учились проявлять выдержку, настойчивость, смелость, могли оказать помощь товарищу, научить правильным движениям. В то же время необходимо хорошо знать состояние здоровья и уровень физической подготовки детей группы чтобы предлагаемые упражнения соответствовали возможностям каждого ребенка.


  1. Влияние двигательного режима на повышение двигательного статуса в системе физкультурно-оздоровительной работы

На повышение двигательного статуса детей оказывает влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.

Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формировании систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребенка.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий использую как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, и др. кроме этого применяю на практике авторские разработки занятий, построенные на основе положений и принципов программ М.Ю. Картушиной «Зеленый огонёк здоровья» и Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего возраста». Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Включаю в свою деятельность цикл занятий Г.Г. Давыдовой «Познай себя».

Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

Педагогический коллектив отчетливо понимают, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасности существования. Поэтому огромное внимание уделяем внедрению технологии «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Наиболее проработанным направлением данной программы являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения. В ДОУ уже стало доброй традицией проведение совместного физкультурного досуга детей и родителей «В гостях у светофора».

Поднимающее настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика , аэробика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и традиционными. В детском саду старшей медсестрой совместно врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.

В ДОУ разработана система оздоровительной работы по следующим направлениям:



  • Использование вариативных режимов дня и пребывания ребенка в ДОУ;

  • Психологическое сопровождение развития;

  • Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка;

  • Организация питания;

  • Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение;

  • Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни