Скачать 276.47 Kb.
Дата24.10.2018
Размер276.47 Kb.

Синергетика этнокультурной толерантности



СИНЕРГЕТИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

А.И. Бочкарев, А.А. Минасян

Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти, Россия

The synergetic of ethnoculture tolerance

A.I. Bochkarev, A.A. Minasyan

Volga region State University of Service, Togliatti, Russia
Современные условия этнического многообразия, в которых растет и формируется молодое поколение, являются одним из источников серьезных проблем для мирового сообщества. Открытость мира, глобализация, плюрализация и дифференциация политического, экономического, религиозного и культурного пространств выдвинули проблему формирования этнокультурной толерантности. В открытом мире, где страны и народы становятся все более зависимыми, ориентация в воспитании на личностное и общественное качество этнокультурную толерантность, сближающую этносы и их представителей, дающую возможность адаптироваться людям в быстро меняющемся мире, становится доминирущей тенденцией.

Сегодня можно приветствовать глобализацию, ломающую национальные границы в науке, технике, производстве, но лишь в той мере, которая не закрепляет и тем более не усугубляет социально-экономическое неравенство разных регионов планеты, а главное, не лишает народы и народности мира их национальной самобытности. Угроза утери своего лица в мире глобализации усиливает стремление народов сохранить уникальность своей культуры, передать подрастающим поколениям свой менталитет и веками складывавшиеся национально-культурные традиции, используя для этого семейный уклад, сферу досуга и, в первую очередь, систему образования. Актуальность исследования самоорганизации этнокультурной толерантности в мире усиливается тем, что общий кризис цивилизации заставляет использовать синергетический подход к созданию культуротворческой синергетической среды страны, региона, вуза, любой организации, способствующей развитию людей, преодолению отторжения человека от природы, социума, культуры и самого себя, которое стало негативной приметой нашего времени.

Результаты исследований в области этнопедагогики и этнопсихологии востребованы сейчас из-за обострения этнических процессов в мире. В системе профессионального образования реакция на это выразилась введением регионально-национального компонента в базисные учебные планы, однако, системных исследований, в которых был бы дан анализ деятельности и опыта высшей школы с мультиэтнокультурным компонентом синергетической образовательной среды, за редким исключением учебного пособия А.И. Бочкарева, (Бочкарев А.И., 2008) пока еще нет.

Конфликты, усугубленные этническими проблемами, усиление миграционных процессов привели в настоящее время к тому, что проблема формирования этнокультурной толерантности становится одной из самых сложных в образовании. Студенческие группы становятся микрокосмом этнического многообразия. В этих условиях этнокультурная толерантность является важным фактором поддержания здоровой атмосферы в социокультурной профессиональной образовательной среде. Актуальность исследования определяется противоречием между требованиями гуманистической концепции образования, диктующими необходимость социокультурного развития личности в духе толерантности, и реальной педагогической практикой, не обеспеченной необходимыми для реализации этой концепции соответствующими организационно-педагогическими условиями (миссия, программы, образовательная среда, кадры, инновационная восприимчивость, материальная база и т. п.).

Измерение культурно-образовательного пространства региона страны есть такое измерение в образовании, которое призвано формировать специалиста, способного стать профессионалом; исповедующего толерантность, плюрализм, ценящего культурное наследие общества (Солодухин В.И., 2007). Изменения образовательной среды влекут за собой изменения и дополнения существующим требованиям к уровню профессиональной подготовки студентов вузов. Наряду с овладением инструментальными знаниями, умениями и навыками, будущий специалист должен целенаправленно развивать собственную способность к терпимому и уважительному восприятию феноменов других этнокультур, стремиться содействовать позитивному решению вопросов национального и межнационального характера. В этой связи актуализируется проблема становления толерантности в профессиональном образовании

Декларация принципов толерантности, утвержденная на двадцать восьмой генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже от 16 ноября 1995 года гласит: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность − это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность − это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность − это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность − это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».

В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы говорится об использовании «в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов». Толерантность, как понятие, рассматривается учеными довольно давно. Идеи гуманизма и толерантных взаимоотношений между народами нашли отражение в философско-педагогических взглядах Я.А. Коменского, философов эпохи Просвещения Ж.Ж. Руссо, И.Канта, В.С.Соловьёва.

Исследования, в том числе педагогические, посвящены уточнению понятия толерантность общими определениям, данными А.А.Погодиным, В.В. Шалиным. Споры о смысловой наполненности понятия «толерантность» ведутся современными российскими учёными В.М. Золотухиным, В.А.Лекторским, и др.

О проблеме соотношения в воспитании у молодежи этнических и общечеловеческих ценностей, пишут А.Г. Асмолов, Б.З.Вульфов, Б.С. Гершунский, Н.Д.Никандров. Значение выбора моральных ценностей молодым человеком в процессе самоопределения отмечали В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, А.В.Кирьякова, В.В.Сериков, однако внимания к этнокультурной толерантности, как важной воспитательной цели образования, уделяется недостаточно.

Современные социально-педагогические реалии позволяют говорить о существующих противоречиях между:

− потребностью общества в человеке ответственном, уважительно относящимся к представителям других этносов, и условиями социокультурной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности;

− провозглашенной проблемой формирования толерантного сознания и недостаточной реализацией поставленных задач в воспитательном потенциале профессиональной школы;

− потребностью педагогической практики решать острые вопросы современности и недостаточной научной разработанностью вопросов, раскрывающих процесс формирования этнокультурной толерантности студентов вузов.

Следовательно, проблема исследования заключается в разработке научных основ формирования этнокультурной толерантности студентов в условиях современной региональной культуротворческой синергетической среды. Возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор проблемы исследования: «Синергетика этнокультурной толерантности».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, направленный на профессиональную подготовку толерантного специалиста. Предмет исследования: формирование этнокультурной толерантности будущего специалиста в процессе его профессионального образования. Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования этнокультурной толерантности будущего специалиста в процессе его профессионального образования.

Предмет и цели исследования позволяют сформулировать следующую гипотезу если:

− образовательный процесс строить на принципах актуализации межкультурных связей этносов, как традиционных, так и развивающихся и постоянно осуществлять психолого-педагогический мониторинг в специально спроектированной синергетической среде с этногенетическим компонентом, то можно достичь высоких результатов обучения, воспитания и развития студентов, что получит выражение в их духовном и физическом оздоровлении, общекультурной информированности, научной и методологической грамотности, этнокультурной толерантности и профессиональной компетентности;

− смоделировать релевантные ситуации обогащения представлений будущего специалиста о толерантном взаимодействии в учебной и культурно-досуговой сферах;

− построить формирование этнокультурной толератности на базе ценностно-ориентированных высоких педагогических технологий;

− разработать и организовать этнокультурные мини-игры для приобретения навыков этнотолерантного поведения во взаимодействии студентов (в реальном и виртуальном мире) с представителями других этносов.

Методологическую основу исследования составили синергетический, личностно-деятельностный и аксиологический подходы.

Теоретическими основаниями исследования явились: аксиологические идеи (А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В. Франкл); идеи Э.Канта, философской антропологии (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьёв); положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс); психологические теории развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); психолого-педагогические теории самосознания личности как субъекта деятельности, общения, отношений (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, и др.); этно-социологических и социально-психологических концепций этничного (Ю.В. Бромлей, С.К.Бондырева, Л. Гумилёв, В.Г. Левкович, В.Ф. Петренко, В.А. Тишков др.); идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Н.А. Каргапольцева, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков); идеи ноосферизма и синергетики в образовании (А.И. Субетто, Е.В. Бондаревская, А.И. Бочкарев, Е.Н. Князева и др.).

В психолого-педагогической науке созданы предпосылки для ее решения задач формирования этнокультурной толерантности, вклад в развитие которой внесли: А.Г.Асмолов, Е.В. Бондаревкая, С.К.Бондырева, А.И. Бочкарев, В.В. Василькова, Л.Н.Гумилёв, С.В. Галоян, Т.С. Назарова, В.И. Солодухин и др. Реализация концепции инновационного мультиэтнокультурного образования и гипотезы исследования оказались сопряженными с рядом задач, в процессе решения которых необходимо было:

− уточнить понятия толерантность и этнокультурная толерантность;

− рассмотреть особенности реализации концепции межкультурного, межэтнического общения в высшей школе;

− создать педагогическую систему, все компоненты которой (цели, задачи, диагностика, содержание, организация деятельности субъектов образовательного процесса, формы учебной и внеучебной деятельности студентов), являются культуротворческой средой с ее межкультурным содержанием и с учетом проведения мероприятий, характерных для различных этносов;

− разработать модель формирования этнокультурной толерантности студентов в синергетической среде регионального университета;

− разработать научно-практические рекомендации по формированию этнокультурной толерантности студентов в условиях региональной культуротворческой синергетической образовательной среды.

Под этнокультурной толерантностью мы понимаем интегративное личностное качество, которое выражается в уважении к своему и другим этносам, в сопереживании, взаимодействии, независимости суждений, преодолении стереотипов в отношении непохожих на тебя людей, характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к ценностному этнотолерантному суждению и отношению, отражающееся в адекватно-реальном этнотолерантном поведении и поступках.

К педагогическим условиям формирования этнокультурной толерантности студентов относятся: актуализация индивидуально-психологических свойств личности, её этнических интересов, ценностей, мотивов; возможностей мультиэтнокультурной среды регионального университета; учет своеобразия взаимопроникновения культур; особенности этнотолерантной направленности образовательного процесса; применение высоких образовательных технологий (ролевая игра, имитационная игра, игровые ситуации, лекции, проблемные дискуссии и др.); реализация специальных обучающих программ этнотолерантного поведения студентов в реальной и виртуальной мультиэтнокультурной среде.

Этнокультурная толерантность выступает как сложный педагогический феномен. В связи с такой постановкой проблемы возникает ряд вопросов: что такое толерантность? Какое место она занимает в профессионально обусловленной личностной структуре будущего специалиста? Какие ее элементы могут быть включены в структуру толерантности будущего специалиста? Обозначим семантическое поле или контекст этнокультурной толерантности, приведем краткий логико-семантический анализ категории «толерантность» и рассмотрим ряд подходов к ее определению и интерпретации в различных аспектах науки с целью анализа возможности формирования этнокультурной толерантности в качестве одной из системных компетенций современного специалиста. Как отмечает А.И. Субетто (Субетто А.И., 2007) «бытие компетенций человека, как и образования, их формирующего, осуществляется только в культуре. Культура − гарант духовно-нравственного качества профессиональных и универсальных компетенций».

Ключевыми словами, раскрывающими понимание интересующего нас феномена являются: «выдержка», «самообладание», «страдание», «способность выносить неприятные воздействия», «снисходительность», «корректность», а иногда и «пассивность» − определения трактующие искомое понятие как «наименьшее из двух зол».

По мнению С.К.Бондыревой и Д.В.Колесова, толерантностью является «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо особенности других индивидов», сдерживание себя, «торможение своих побуждений» (Бондырева С.К., Колесов Д.В., 2003). В зависимости от этого авторы различают толерантность естественную и проблемную. Последняя подразделяется на толерантность подчинения, выгоды, умысла, воспитанности. Толерантность подчинения и выгоды считаются проявлениями более широкого аспекта толерантности − толерантности вынужденной. Толерантность воспитанности сопоставима, по мнению ученых, с понятием снисходительности.

Позиции, лежащие в основе определений толерантности, могут быть объяснены при помощи категорий «интерес к другому», «непохожесть как ценность», «симпатия», «дружелюбие», «сотрудничество», «взаимопознание и взаимообогащение». Вклад в новое понимание толерантности внесли: развитие теории диалога, социальной и этнической идентичности, изучение феноменов эмпатии и нравственной рефлексии. В качестве важнейших характеристик другого были выдвинуты его субъектность, равноценность Я, непохожесть, многогранность, благодаря открытию в сознании элементов надкорпоративного, надродственного, наднационального. Собственный мир невозможно постичь без проникновения в мир другого человека по схеме: «Я через Другого», «Другой через Я» (М.М. Бахтин).

Значение для развития понимания толерантности в русле терминов «взаимопонимание и взаимообогащение» имело также привлечение ряда концептуальных положений из области биологии и медицины. В биологическом и медицинском аспекте исследуется понятие толерантности организма, подразумевающее, во-первых, сопротивляемость различным вредным воздействиям извне, во-вторых, способность не отторгать, а принимать во благо поступающие извне медикаментозные средства и, в-третьих, возможность организма не отторгать пересаженные органы, что может вернуть его к полноценному существованию.

Понимание синергетических принципов коэволюции частей в целом, по мнению Е.Н. Князевой, (Князева Е.Н., 2007) есть основа «современного «искусства жить вместе», содействуя утверждению толерантности и сохранению разнообразия в глобализирующихся сообществах. Оно означает: жить друг с другом, а не против друг друга; жить так, чтобы не уменьшать шансы других, в том числе будущих поколений, жить также хорошо; заботиться о тех, кто беден и бесправен, а также о состоянии окружающей среды, расширять круг нашего внимания, сочувствия и заботы (толерантность и экологическое сознание)».

Рассмотрения толерантности как принципа поведения и деятельности позволяет глубже понять ее ценность в моральном смысле – принадлежность к общечеловеческим ценностям, открытость, в правовом – правовая защищенность человека, предоставление каждому возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.

Деятельностный подход к субъекту толерантности основан на активном отношении человека к своему существованию и сосуществованию с другими в социальной среде. Субъект толерантности В.М. Золотухиным (Золотухин В.М., 2002) понимается как «саморефлексирующий самого себя человек (личность), готовый к восприятию всего многообразия мира и сопротивляющийся отчуждению своего собственного бытия. Целесообразность введения данного понятия обусловлена тем, что данный субъект должен быть равным к другому с другим и это равенство должно быть, как санкционировано, так и установлено государством». Востребованность человеком этнокультурной толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой демократической личности. Исходя из этого, толерантность как норма поведения для субъекта на первое место выдвигает мировоззренческую и психологическая открытость; стойкость и мужество при определенном выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и ответственность.

А.А.Любищев теорией «биологической эволюции» внес свой вклад в исследование аспектов поведения в коллективах. Он заставил задуматься над необходимостью учета различных теоретических концепций. В связи с этим актуализируется вопрос о приемлемости в общественном сознании права на инакомыслие. В новой синергетической парадигме вектор стратегии поворачивается от полноты к целостности. Полнота достижима только на моделях. Природная тяга к целостности заставляет человека совершать поступки, трудно объясняемые с позиций логики.

Стихийное стремление человека к гармонии целого через мираж дополнения является свойством человеческой психики. Действительно, не по той ли закономерности мы в истине хотим видеть добро и красоту, в любви обретаем надежду и веру, в правде чувствуем отблеск радости и пользы (Бочкарев А.И., Бочкарева Т.С., Саксонов С.В., 2008). Тоскующая душа ищет выхода к гармонии, счастью. Преодолевая хронический рациональный уклон необходимо, отказавшись от метода отрицания, отучиться «с порога» отвергать непонятное, отвыкнуть от подозрительности к любому новому, перестать видеть в инакомыслящем и инакоговорящем врага. Пора осваивать принцип приятия в такой циклической последовательности: знаниепризнание−сочувствие−доверие.

Данная позиция получила развитие в работах С.В.Мейена, выдвинувшего новый этический принцип – принцип сочувствия. Суть его состоит в следующем: взаимодействие между людьми требует не только понимания четких оснований позиций у человека, но и разделить его чувства – встать на позицию сочувствия. Как отмечает С.В.Мейен: «надо мысленно стать на место оппонента и изнутри с его помощью рассмотреть здание, которое он построил» (Мейен С.В., 1977).

Механизм действия сочувствия включает в себя понимание, основанное на любви к людям. На первое место выдвигается «любовь к своей среде обитания, дающая ощущение ценности бытия» (Шрейдер Ю.А., 1998). Это также является основанием для ее определения как некоторого способа высокой социальной технологии, существующего для успешной социализации субъекта в обществе и содействия свободному и открытому диалогу. Субъект толерантности, как носитель условий для разрешения социального конфликта в своем поведении, должен учитывать следующие факторы: адекватность восприятия, не искаженную пристрастиями участников конфликта, а подверженную саморефлексии; открытость и эффективность общения, готовность к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и предлагают пути выхода из конфликтной ситуации; создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Из положения, что толерантность – норма легального поведения для субъекта следует: образ субъекта толерантности как результат искусственного конструирования является многослойным и противоречивым. С одной стороны, «субъект толерантности должен достичь минимального предела умственной эволюции», которая позволяет биологически оформить концепт предполагаемого объекта «толерантности», а с другой – интеллектуальность не является гарантией от нетерпимости.

Важнейшим моментом процесса «обретения» толерантности является деятельность человека, основанная на принципах уважения и признания другого, его или их «инакомыслия» с учетом принципов справедливости на фоне и в рамках оценивающей культуры. Исходя из этого, необходимым условием существования в обществе субъекта толерантности является признанность гражданских прав и свобод, как со стороны государства, так и общественного мнения. Также должно осуществляться беспрепятсвенное применение их (гражданских прав и свобод) в рамках социально-правовых норм.



Доверие является основой для взаимодействия сопричастных в той или иной мере друг к другу субъектов. За рамками существования доверия определяется поле интолерантности как степени ограничения самоопределенности «Другого». Поэтому взаимодополнительность антропного принципа и принципа целесообразности порождает человекообразность и человекосоразмерность, требующие от субъекта поведения, сообразного человеческой мере в ее конкретном историческом измерении (общечеловеческие ценности). Тем самым, проявляется мера допустимого поведения в рамках толерантных отношений, необходимая сообществу как способ предъявления диапазона деяний, дозволенных человечеству на том или ином этапе его развития для самосохранения. Сопротивление для толерантных отношений приемлемо в границах применения ненасильственных методов.

При определении толерантности как организованного уравновешивания взаимообусловленных этнокультурностью субъектов, как замечает В. М.Золотухин, можно констатировать: «субъектом этих отношений будет саморефлексирующий самого себя человек (личность), готовый к восприятию всего многообразия мира и сопротивляющийся отчуждению своего собственного бытия». Важным условием реализации толерантного поведения является демократия, поскольку она – возможность для существования общественного мнения, в достаточной степени разумного в современных социальных условиях.

Как отмечает Е.Н. Князева (Князева Е.Н., 2007) ««Искусство жить вместе» означает стимулирование толерантности к другому образу жизни (другим людям) и поддержание разнообразия в глобализирующихся обществах… − это искусство поддержания единства через разнообразие, взращивания самости, своего неповторимого личностного Я путем одновременно обособления от среды и слияния с ней. Каждый элемент (личность, семья, этнос, государство) сложной коэволюционирующей целостности операционально замкнут, поддерживает свою идентичность. Каждый элемент творит себя через целое и преобразует целое, творя самого себя. Он должен забыть себя, чтобы найти себя, обнаружить свое сродство с миром, чтобы познать самого себя, построить самого себя по-новому».

Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют в опыте личности. Поэтому и формирование этнокультурной толерантности – это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Реальность такова: чтобы сохранить этносы, образование молодежи должно носить опережающий характер, прежде всего в плане выживаемости в новых природных, социально-культурных и экономических условиях, в плане социальной, психологической, учебной адаптации. Условиями реализации такой установки являются сохранение и укрепление культурных традиций, исторически связывающих этносы, т. е. создание такой образовательной и культуротворческой синергетической образовательной среды регионального вуза, которая приводила бы к тому, что именно культура играла ведущую роль в реализации опережающей функции образования. Это и стало ведущей идеей настоящего исследования.

Очевиден в данном контексте фактор языкового общения, именно он должен был определить культуротворческую направленность в деятельности вуза и диалог культур как наиболее эффективное средство ее реализации (дебаты − дискуссия − диалог). Толерантность и в частости этнокультурная – категория диалогичная, как следует из анализа семантического поля этих понятий и их современного понимания в условиях глобализации, двойных стандартов, и всеобщей аттракции к «цивилизационной» толерантности, если можно так выразиться. Даже современные полиэтнические Соединенные Штаты Америки избрали своего 44-го президента из этнического меньшинства, что характеризует перемены в них, свойственные, видимо, всемирному проявлению синергетики этнокультурной толерантности.

Человек совершенный − человек культурный, т. е. здоровый, законопослушный, грамотный, культурно-информированный, стремящийся к самоидентификации и самореализации, т. е. оптимальному выбору профессии, к реализации всех сторон жизнедеятельности в гармонии с природой, социумом и культурой. Условия создания социокультурной среды, способствующей продвижению индивидуума, раскрытию личности и индивидуальности, могут быть отработаны на путях установления таких субъект-субъектных отношений, которые предполагают: использование дидактических, воспитывающих и развивающих функций учебных предметов, особенно тех, которые могут носить системообразующий характер при реализации основных целей и задач; изучение задатков, склонностей, способностей и возможностей студентов; учет индивидуально-личностных качеств преподавателей и администрации вуза.

Статус, структура и функции синергетической образовательной среды, по нашему мнению, включающей информационно-методический, эргономический, этногенетический, экономический и правовой компоненты, позволяют использовать ее в качестве системообразующего фактора формирования этнокультурной толерантности, реализующей эффект синергетического становления последней в системах любой природы, включая и образовательную. Экономическая и правовая компоненты среды включает учебно-материальную базу, миссию вуза, являются взаимосвязанными и логически обусловленными, ибо никакого качественного образовательного процесса не может быть вне экономического и правового полей (чтобы затем не пришлось исправлять ошибки экономического и правового «беспредела»).



Информационно-методический компонент синергетической среды − это система учебно-методических комплексов (мультидисциплинарных дидактических комплексов) в интерпретации Т.С. Бочкаревой (Бочкарева Т.С., 2008), обеспечивающая образовательный процесс в соответствии с Законом «Об образовании», базисными планами и стандартом образования.

Эргономический компонент синергетической среды − это система размещения источников информации с учетом способов их предъявления или использования при организации образовательного процесса в учебное и внеучебное время в виде реальных и виртуальных носителей (система научной библиотеки, дистанционного обучения, сайт университета, Internet, и др.).

Этногенетическая (мультиэтнокультурная) компонента синергетической среды − это та часть образовательной среды, которая преимущественно направлена на интеллектуальное, художественное развитие и формирование этнокультурной толерантности студентов (диагностика, тестирование с целью определения стиля мышления, психо-и социотипа, уровня толерантности, произведения искусств, фонотека, часть библиотеки и др.).

Основная функция синергетической образовательной среды вуза − выработка индивидуального сознания, интеллектуальной, художественной культуры, общекультурного кругозора, культуры общения, выработки синергетического стиля мышления и деятельности, способов коллективной творческой деятельности, т. е. содействие адаптации студентов к мультиэтнической профессиональной среде, с одной стороны, создания условий для реализации вузом своих формирующих функций, включая этнокультурного воспитания студентов, с другой.

Очевидно, что культуротворческая синергетическая среда может быть создана в рамках практически всех названных выше компонент как интегрирующая их, когда требуется студентам решать задачи творческого характера, т. е. на продуктивном уровне. Особое внимание нами было уделено мультиэтнокугьтурной компоненте синергетической образовательной среды, ибо самоидентификация и самореализация студентов не может быть осуществлена вне ее, а субъект-субъектные отношения и диалог культур не могут быть организованы вне осмысления и коррекции сделанного и достигнутого в образовательном процессе.

Организационно-педагогические условия формирования этнокультурной толерантности путем создания синергетической среды с мультиэтнокультурным компонентом раскрывают основные принципы и положения функционирования и реализации инновационного регионального университета. В результате исследования феномена этнокультурной толерантности находит подтверждение точка зрения П. М. Китаева о двух полюсах мировосприятия. Полюс радости (воодушевления, вдохновения) достигается тогда, когда индивидуум видит мир открытым и сам открыт миру, который считает своим, обнаруживая свое положение в нем надежным и прочным, а свои личные горизонты осуществимыми и значительными. Полюс тоски обнаруживается тогда, когда мир видится индивидуму закрытым, чуждым, враждебным, когда утрачено ощущение органической целостности этого мира, видится распад связей, ощущается бессмысленность своего бытия.

Синергетическая образовательная среда в сочетании учебной и внеучебной форм деятельности способствует, возможно, ослаблению второго полюса и утверждению первого. В основе содержания обучения − современный государственный образовательный стандарт знаний студента, овладение методами познания, исследования, навыка обращения с компьютерной техникой, умениями коллективной и индивидуальной творческой работы. При этом было важно достичь единства двух сторон образовательной деятельности: учебной и внеучебной (или неформальной), учебной и воспитательной.

Противопоставление двух сторон образовательной деятельности в вузе − учебной и воспитательной − противопоказано в любой школе, тем более в школе с мультиэтнокультурным компонентом. Другими словами, отдаления указанных полюсов недопустимо и, более того, полюс воспитания, формирования этнокультурной толерантности становится в этом контексте превалирующим, но не единственным, ибо педагогическая система «очень открыта» и как следствие становится более неустойчивой, но в тоже время легкоуправляемой и самоуправляемой. Тесная взаимосвязь учебной и воспитательной работы предполагается через систему учебной и внеучебной деятельности. Проследить эту взаимосвязь мы считали возможным через различные виды образовательной, воспитательной, культурно-досуговой деятельности студентов в региональном вузе.

Внеучебная работа строится так, что она является как бы естественным продолжением учебных занятий. Важно превратить студента из объекта воспитания в субъект воспитания. Все формы воспитательной работы, получившие широкое распространение в профессиональной школе, приобретают более актуальное значение в условиях регионального вуза, в котором доминирует мультиэтническое сообщество студенческой среды. На особую заметку взято формирование и развитие таких способностей студентов, которые помогут им в дальнейшем в практической деятельности и жизни.

При реализации педагогической системы были использованы дидактические, воспитывающие и развивающие функции и возможности учебных предметов и образовательных областей с внедрением учебных текстов, раскрывающих мультиэтнокультурный компонент, а также созданы те образовательные среды и средства наглядности, которые позволяли мотивировать учение и активизировать познавательную деятельность студентов.

Модель формирования этнокультурной толерантности в синергетической образовательной среде раскрывает взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: когнитивный, эмотивный, деятельностный, поведенческий.

Когнитивный компонент включает в себя знания об этническом своеобразии людей на уровне представлений, понятий (свобода, равенство, ответственность за сохранение этого этнического многообразия, проявляемого в уважение к своему, и другим этносам), на уровне суждений (сочувствие, сопереживание, взаимодействие), толерантность выполняет при этом информативную и систематизирующую функции.

Эмотивный компонент проявляется в фиксации на уровне ценностного отношения студентов к объективным нравственным нормам в результате перехода от ситуативной эмоциональной оценки к устойчивой эмоциональной оценке, интересе к культуре, оценочному суждению; выполняет смыслообразующую функцию поведения, проявляется в сопереживании, сочувствии, уважительном отношении к своему и другим этносам.

Деятельностный компонент находит свое воплощение в активном познании истории своего и других этносов, мотивах саморазвития, самореализации как этнотолерантной личности и так же активного действия «для других». Выполняет побудительную функцию активности, проявляющейся в общении, поведении, умениях находить проявления этнокультурной толерантности, анализировать их, соотносить с собственной позицией, содействовать «другим» так же как «своим».

Поведенческий (социокультурный средовой компонент) объединяет предыдущие компоненты (когнитивный, эмотивный, деятельностный) и находится в прямом взаимодействии с этнокультурной толерантностью, выполняя адаптивную и преобразующую функцию. Поведенческий компонент содержит в себе отличительные черты этнокультурных аспектов, имеющих высокую эмоциональную насыщенность, и проявляется в поступках. В основе проектирования процесса формирования этнокультурной толерантности студентов лежит ценностный механизм: «поиск − оценка − выбор − проекция». Модель формирования этнокультурной толерантности в синергетической образовательтной среде регионального университета определяет логику и содержание этапов целостного процесса формирования этнокультурной толерантности по принципам синергетики: ознакомительного («понятийного») (иерархичность, гомеостатичность); оценочного («установочного») (незамкнутость, нерановесность, нелинейность); преобразующего («деятельностного») (дополнительность, наблюдаемость).

Толерантность, как отмечает Б.З.Вульфов (Вульфов Б.З., 2003) «в сущности, не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, точнее – реализуемое состояние…формирование толерантности вступает в теснейшее двуединство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к со-существованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть. Готовность – это внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту; а подготовленность – практические умения коммуникации и понимания, умения разобраться, постараться понять другого и его обстоятельства, динамичную – обновляющуюся или новую – среду».

При этом важно, что толерантность актуальна и как качество, без которого невозможна полнота существования человека в полисубъектной среде: терпимость формируется, прежде всего, преодолением нетерпимости, как истинное добро – не в словах, а в действительном творении добра и непременном преодолении зла». Для нас важно отметить следующее: с одной стороны, синергетическая образовательная среда «содержит» множество положительных примеров действительной толерантности (чаще всего, в полиэтнокультурной, особенно, в разно-этнической и многоконфессиональной среде), с другой стороны, гораздо больше разных по содержанию и характеру, по ценности и значимости, по силе «раздражителя» негативных объектов, требующих толерантности. Всякая среда – всегда своя для каждого человека, именно «на него» личностно ориентирована в своих – для него же – позитивных или негативных проявлениях.

Эффективными педагогическими средствами к встрече Я с «Другим Я» может выступать информация о возможном, неопределенном, хаотическом, рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте студента, группы. Источники такой информации могут быть – фольклорные или литературные персонажи и реальные люди, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – к взаимному принятию. Такой «опыт» может быть релевантно смоделирован в культуротворческой синергетической образовательной среде регионального вуза.

Толерантность – профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Самая деликатная проблема – толерантность в отношениях между педагогами. Будучи специалистами-педагогами, они при этом являются разными людьми, а замкнутость этого мира, постоянное нервное напряжение в нем, дефицит мужской сдержанности, стремительная, часто непредсказуемо развивающаяся череда ситуаций обостряют значимость педагогической толерантности.

Очень непросто в нервной обстановке преподавателю сдерживать свои нервы, но без толерантности педагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение обстановки интолерантных отношений. Значит, каждому педагогу очень важно воспитывать в себе толерантность – одну из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство и проявляющихся в бесконечном многообразии мультиэтнокультурной образовательной среды, ситуаций и условий ее существования. Несформированность толерантности – профессиональная драма педагога, приводящая его к неотвратимой и быстрой «амортизации сердца и души». И дело многократно осложняется тем, что жертвами такой драмы, в конечном счете, оказываются студенты, с которыми педагог работает. Самовоспитание толерантности здесь оказывается не только личной, но и социальной проблемой!

Все это возможно только при доверительности, открытости взаимоотношений педагога и его студентов. Здесь важна его способность не в маске строгости, надеваемой перед тем, как войти в студенческую аудиторию, а в человечности, проявляемой своими эмоциями, иронией, пониманием и т. д. Важно «сравняться» со студентами на основе человеческих эмоций и эмпатии, интересов и увлечений, показывая пример, образец способности слышать, слушая и видеть глядя. Уже само проявление педагогом толерантности – существенный фактор, воспитывающий толерантность студентов.

Исследование направлено на решение проблемы проектирования оптимальной синергетической образовательной среды регионального университета с мультиэтнокультурным компонентом, которое доказывает, что процесс проектирования, по сути, направлен на создание инновационного университета, являющегося открытым, динамичным, вариативным, развивающимся и отражающим специфику современной системы открытого образования. Полученные теоретические и экспериментальные данные позволяют утверждать, что поставленные в исследовании задачи решены, тем самым подтверждена принятая гипотеза исследования:

1. Опыт становления и развития инновационного регионального универститета с мультиэтнокультурным компонентом синергетической образовательной среды позволил выявить следующие организационно-педагогические условия: систематизирующую роль культуротворческой синергетической среды во всех ее компонентах (информационной, эргономичесвой, этнокультурной (этногенетической), экономической и правовой); использование дидактических, воспитывающих и развивающих функций учебных предметов и образовательных областей с целью реализации опережающей функции образования и использования многоаспектной культуры как средства, превращающего эти возможности в действительность; разработка разнообразных спецкурсов, семинаров и практикумов, создание музеев и выставок, конкурсов, проведения «Студенческой весны», «КВН», организация нестандартных занятий типа урок-экскурсия, дебаты, дискуссия, диалог, урок-панорама, способствующих мотивации учения, активизации познавательной деятельности студентов, актуализации при решении любых профессиональных задач.


  1. В вузе с мультиэтнокультурным компонентом синергетической образовательной среды целесообразно использовать сложившиеся культурные традиции во взаимоотношении различных этносов, наличие различных диаспор по месту проживания, наличие тех культурных возможностей, которые позволяют использовать смыслообразующие возможности в формировании таких качеств личности, как толерантность и ответственность за судьбы человечества.

3. Использование культуротворческой синергетической среды как системообразующей во всех компонентах педагогической системы (ценности, цели, задачи; диагностика; содержание образования; организация содеятельности субъектов профессионального образования, установление субъект-субъектных отношений в системе личностно-ориентированного обучения; выбор соответствующих технологий и методик проведения аудиторной и внеаудиторной деятельности; оценка результатов учения и эффективности системы) позволяют способствовать самоидентификации студентов в соответствии с их личными качествами, а в студенческой среде − и самореализации, что проявляется в сознательном выборе дальнейшего жизненного пути.

4.Выбранный нами подход имеет перспективу для дальнейшего развития в реализации идей многокультурного образования. Возросший профессионализм преподавателей, наличие развивающейся культуротворческой синергетической среды регионального университета, использование в диалоге культур возможностей многоэтнического города, (каковым является г.о. Тольятти, и Поволжский регион России), при наличии соответствующих подвижников из числа представителей различных этнокультур делают такую цель вполне достижимой уже в первом десятилетии XXI века.


Резюме

На основе синергетического, аксиологического и личностно-деятельностного подходов проанализирована эволюция семантического поля феномена этнокультурная толерантность в контексте синергетической парадигмы фундаментальности. Показано, что «искусство жить вместе» − этнокультурная толерантность − великое и трудно становящееся качество современного человека, которое реально формируется в синергетической мультиэтнокультурной образовательной среде регионального вуза.


Summary

On a basis of tsynergetic, axiology, personal-motion approaches the evolution of a semantic field of a phenomenon of ethocultural tolerance in a context synergetic coception of fundamentality is analysed. Is shown, what «art to live together» - ethnocultural tolerance - great and it is difficult stand by quality of the modern man, which is really formed in synergetic multicultural to educational environment of regional high school.


Список литературы:

  1. Бочкарев А.И. Фундаментальные основы этногенеза: учебное пособие − М.: «Флинта», 2008. 464 с.

  2. Бондаревская Е.В. Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. − М.; Ростов н/Д, 1999.

  3. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) /С.К. Бондырева, Д.В.Колесов. − М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. − 240 с. (Серия «Библиотека психолога»).

  4. Бочкарева Т.С. Мультидисциплинарные дидактические комплексы как средство формирования инновационной культуры студентов вузов. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки – Ростов-на-Дону, 2008. № 6. с. 150-160.

  5. Боскарев А.И., Бочкарева Т.С., Саксонов С.В. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. − Тольятти, Изд-во ТГУС, 2008. 386 с.

  6. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства. − М.: 2003.

  7. Золотухин В.М. Субъект толерантности. − София: Рукописный журнал ревнителей русской философии. Вып. 5, 2002.

  8. Князева Е.Н. Конструирование будущего./ Материалы Международной конференции «Путь в будущее − наука, глобальные проблемы, мечты и надежды» 26-28 ноября, 2007. Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Москва.

  9. Мейен С.В. Принцип сочувствия// Пути в незнаемое. М., 1977. С.47.

  10. Субетто А.И. (Универсальные компетенции: проблемы идентификации и квалиметрии) − Санкт-Петергбург, Кострома, Москва. 2007. С 84.

  11. Солодухин В.И. Социально-культурное измерение профессионального образования: национально-региональный аспект //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. − №3 (20) М., 2007. − С. 141-145.

  12. Шрейдер Ю.А. Этика. М., 1998.