Дата06.01.2018
Размер48.1 Kb.
ТипЗадача

Шестопалова Елена Алексеевна



Шестопалова Елена Алексеевна,

5 курс, факультет педагогики и методики начального образования,

ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический

институт имени А.П. Чехова»

Методы педагогической поддержки детей с нарушением слуха

В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития. В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушением слуха испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Ребенок с нарушением слуха в период школьного обучения требует от учителя специальной поддержки. Поэтому для современного учителя обозначается проблема, какие методы педагогической поддержки использовать с детьми с нарушением слуха.

Многие дети с нарушениями слуха отличаются характерными особенностями поведения в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, склонности к негативизму, двигательной расторможенности. Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, мало контактные дети, они также нуждаются в консультации психоневролога. [1]

На основании всего вышесказанного познакомимся с педагогической классификацией детей, с нарушениями слуха разработанной Р. М. Боскис (1963). Опираясь на теорию Л. С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с дефектом слуха, Р. М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие дети.

К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в небольшой степени. На основании этого Рахиль Марковна Боскис разработала научное обоснование психолого-педагогической классификации с учетом: а) степени поражения слуховой функции; б) уровня развития речи при данной степени поражения слуха; в) времени возникновения нарушения слуха.

Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:

1. глухие без речи (ранооглохшие);

2.глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

3.слабослышащие с развитой речью;

4.слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Ранооглохшие дети – это дети, которые родились глухими или потеряли слух в период, предшествующий формированию речи (до двух лет).

Позднооглохшие – это дети, потерявшие слух в период, когда речь уже была сформирована. [2]

На основании выделения различных групп детей с нарушениями слуха, нужно выбирать и разные методы педагогической поддержки. Одной из основных задач педагогической поддержки детей с нарушением слуха является формирование у них словесной речи, в том числе и устной: ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения (произношения). [3]

Обучение произношению предполагает: создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи; широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры. В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического, познавательного развития детей с нарушениями слуха.

На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельностей, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного.

В процессе трудового воспитания детей с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром.

Особую значимость в процессе педагогической поддержки глухих и слабослышащих детей приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.

На основании всего вышесказанного, мы согласны, что важнейшее значение для научного и практического решения проблемы педагогической поддержки детей с нарушением слуха имела психологическая концепция Л.С.Выготского. Психолого-педагогические исследования Л.С.Выготского и классификация Р.М.Боскис послужили основой для дальнейшего воспитания и педагогической поддержки глухих и слабослышащих детей.

Названные методы педагогической поддержки детей с нарушением слуха активизируют умственное развитие глухих и слабослышащих детей, способствуют развитию их речи, мышления, памяти. Мы считаем, что дети с нарушением слуха нуждаются в специальных условиях обучения. Для их обучения необходимо создавать определенную среду, которая будет способствовать полноценному развитию его личности. Определив особенности ребенка с недостатками слуха, можно ставить и решать конкретные задачи, выбирать пути обучения и воспитания. Усвоение ребенком учебных знаний, умений, навыков, а также усвоение им правил поведения в обществе, навыка межличностного общения, накопление определённого культурного минимума формируется через комфортность обучения той среды, в которой находится ребенок. Под комфортностью обучения подразумевается наличие такого режима в школе, когда ребенку даются посильные интеллектуальные и физические нагрузки, когда воспитанник не замыкается в себе, а стремится к общению со сверстниками, с окружающими его людьми, важную роль играет педагогическая поддержка со стороны учителя. Поддержка учащегося - это организованная психолого-педагогическая помощь с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания. Мы согласны, что педагогическая поддержка представляет собой комплекс действий, методик, мероприятий, реализующих цели образования. Смысл в том, чтобы оказать помощь ребёнку в адаптации к условиям учреждения и на пути овладения знаниями и навыками, которые помогут ему войти в социум, найти в нем место, обрести самостоятельность в различных сферах жизни.

Литература

1.Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А.Г. Московкиной. М.: – Классикс Стиль. – 2003. – С. 320.

2. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М. – 1963. – С. 125 – 127.



3. Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М. – Советский спорт, – 2003. – С. 68.