Скачать 55.33 Kb.
Дата07.02.2019
Размер55.33 Kb.

Сергиенко Лилия Георгиевна


Сергиенко Лилия Георгиевна


Донецкий Государственный

технический университет




Ритмическая гимнастика и здоровье


Мировоззрение В.И.Вернадского представляет собой сложнейший духовный феномен. Вернадский считал, что в результате длительного исторического развития человечества становится фактором перехода биосферы в высшую стадию ее развития - «ноосферу», т.е. целенаправленного и рационального регулирования человечеством всех систем и процессов биосферы. Иначе говоря, ноосфера – это следствие появления и развития на Земле человека, постепенной эволюции его как разумного существа. По мнению Вернадского развитие ноосферы предполагает гармоничное сочетание не только природных и социальных явлений, но прежде всего гармоничное мироощущение самого человека, зависящее от уровня его физической и духовной культуры.

Взаимосвязь человека и природы проявляется не только во взаимодействии людей с окружающей средой, но и в том, на сколько человек знает собственную природу, создает свой внутренний духовный мир и заботится о своем теле. И поэтому человек должен сохранить собственную природу, т.е. свое тело. А для этого существует множество оздоровительных мероприятий. Одним из важнейших факторов оздоровления является физическая культура – одна из отраслей культуры человеческого общества. Физическая культура объединяет в себе физическое воспитание, спорт и физические упражнения. Ритмическая гимнастика является средством физического воспитания.

Ритмическая гимнастика популярна среди людей самого разного возраста, особенно она популярна среди молодежи. Она позволяет исключить монотонность в выполнении упражнений и в то же время способствует развитию физических качеств, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма. Сочетание физического, эмоционального, эстетического воздействия, на занимающихся ритмической гимнастикой – одно из лучших средств гармонического воспитания человека. Сохранив главные достоинства гимнастических упражнений, ритмическая гимнастика приобрела и некоторые отличительные черты, которые определяют эффективность ее воздействия на организм.

Цель занятий заключается в улучшении состояния здоровья и повышении функциональных возможностей организма. Занятия ритмической гимнастикой сопровождаются активными обменными процессами, которые происходят в организме. Самые эффективные физиологические изменения происходят при выполнении так называемых аэробных физических нагрузок.

Аэробные нагрузки представляют собой физические упражнения на выносливость, которые выполняются в среднем темпе и требуют потребление значительного количества кислорода в течении достаточно продолжительного времени. Упражнения такого типа значительно улучшают дыхательные функции организма.

Хотя ритмическую гимнастику нельзя в полной мере отнести к аэробной нагрузке, т.к. при выполнении ее упражнений обменные процессы протекают в смешанном аэробно-анаэробном ритме работы мышц, воздействие ее на дыхательную и сердечно сосудистую систему велико. Повышает вентиляцию легких и увеличивает аэробные функции, включенные в комплексы ритмической гимнастики циклические упражнения.

В результате систематических занятий ритмической гимнастикой происходят функциональные изменения в скелетной мускулатуре, которые в свою очередь оказывают тренирующее действие и на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Увеличение кровообращения, связанное с нагрузкой приводит к укреплению сердечной мышцы и увеличению сердечного выброса. И поэтому очень важно убедить студенток, что без 3-х разовых занятий в неделю ритмической гимнастикой не может быть высокого КПД производственной деятельности. Физические упражнения восполняют дефицит движений, без которых возникают болезненные явления – гипокинезия, служат естественными каналами для разрядки нервного напряжения. Регулярные занятия ритмической гимнастикой – одно из лучших средств достижения свободы движений, раскованности, непринужденности. И поэтому оздоровительная направленность и тренирующий эффект занятий будут обеспечиваться только при их систематичности.

Очень важно заниматься ритмической гимнастикой непрерывно, определенный промежуток времени, примерно 40-60 минут. Наиболее важным двигательным качеством для здоровья является общая выносливость – один из основных показателей здоровья. Общая выносливость является интегральным показателем функционального состояния всех остальных систем организма – сердечно-сосудистой системы, дыхательной, нейроэндокринной, мышечной.

Высокий уровень общей выносливости обеспечивает хорошую физическую и умственную работоспособность, замедляет процессы старения, снижает вероятность развития болезней.

При более низкой интенсивности нагрузки (частота сердечных сокращений в пределах 120-170 уд./мин.) на занятиях ритмической гимнастикой ударный объем возрастает незначительно и поэтому невелик тренировочный эффект сократительной силы миокарда, который является важным компонентом аэробной мощности. При более высокой интенсивности (при частоте сердечных сокращений выше 170 уд/мин.) включаются аэробные источники энергообеспечения, повышается содержание молочной кислоты в крови, что приводит к утомлению и прекращению работы.

Ритмическая гимнастика снижает отрицательные эмоциональные влияния, создавая устойчивый положительный эмоциональный фон, повышая психический тонус. Эмоциональные, активные занятия ритмической гимнастикой стимулируют функцию подкорковых образований, которые в свою очередь повышают работоспособность коры головного мозга, увеличивая таким образом продуктивность умственной работы. Так с помощью ритмической гимнастики можно научиться управлять своими эмоциями. Ритмическая гимнастика – мощный антистрессовый фактор.

Задачи, стоящие через ритмическую гимнастику определяют содержание и направленность занятий со студентами. К основным задачам следует отнести:


  • развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, координации;

  • повышение работоспособности;

  • повышение двигательной активности при дефиците времени, отводимого на физкультурные мероприятия в режиме дня студенток Вуза;

  • воспитание правильной осанки;

  • улучшение психического состояния студенток;

  • развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности, умения согласовывать свои движения с музыкой;

  • нормализация массы тела за счет активизации обменных процессов;

  • повышение интересов к занятиям физической культурой и привития потребностей систематически заниматься физической культурой и спортом.

Подведя итог сказанному – ритмическая гимнастика успешно решает задачи оздоровительного характера: повышение работоспособности, улучшение общего самочувствия, уменьшение массы тела и т.д. Занятия ритмической гимнастикой не только существенно улучшают физическое состояние занимающихся, они способствуют возрастанию их двигательной активности. А это имеет большое значение в становлении здорового образа жизни, формирование нового стереотипа и трудовой деятельности студентов.

В целях стимулирования спортивно-массовой работы среди студенток, агитации и пропаганде физической культуры, один раз в год в Техническом Университете проводятся соревнования на первенство ВУЗа по аэробике.

Спортивные соревнования – одна из эффективных форм физического воспитания студентов, способствующая укреплению здоровья и физического развития, они в значительной степени содействуют расширению внеурочной спортивно-массовой работы, вовлечению студенток в регулярные занятия ритмической гимнастикой и аэробикой.

Соревнования по аэробике – один из показателей состояния работы по физическому воспитанию в данном ВУЗе, наряду с состоянием массовой спортивно-оздоровительной работе со всеми занимающимися; состояние их здоровья.



Теперь можно утверждать, что практика проведения таких соревнований стала одной из важнейших предпосылок развития этого вида спорта и массовой физической культуры в ВУЗе. И наверное вместо того, чтобы искать новинки физкультурно-массовой работы за рубежом, пора по настоящему повернуть лицом к собственному опыту. Тем более, что жизнь подтвердила, что ритмическая гимнастика и аэробика не дань моде, а веление времени, которое диктует нам новые требования к физическому воспитанию в духе развития нашего общества. 0,2 усл.печ. лист