страница1/8
Дата06.02.2018
Размер0.95 Mb.

Сборник Организация досуга


  1   2   3   4   5   6   7   8

Учреждение образования

“Гродненский государственный областной

Дворец творчества детей и молодежи”



Модели организации

досуга подростков в системе

летнего отдыха и оздоровления

Гродно 2008

Печатается по решению методического совета УО «ГГОДТДМ».
Автор: О.В.Ксенз, методист отдела методик и технологий внешкольного воспитания и обучения УО «ГГОДТДМ».
Рецензент: И.В.Емельянчик, заместитель директора по методической и массовой работе УО «ГГОДТДМ».

Организация досуга подростков в летний период / сост. О.В.Ксенз. - ГГОДТДМ, 2008 - ???? с.
В сборнике представлен опыт работы учреждений образования отдыха и оздоровления детей, отражающий современные формы и методы организации эффективного и социально значимого досуга для различных категорий подростков.

Адресуется педагогам, СППС общеобразовательных и внешкольных учреждений, организаторам летнего оздоровительного отдыха подростков.



Введение
Главнейшим социальным приоритетом государственной политики Республики Беларусь в сфере воспитания является обеспечение прав детей и подростков на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение.

В организации воспитательной работы самой проблемной социальной группой являются подростки. При работе с подростками у педагогов возникают трудности, связанные с особенностями поведения этой возрастной группы: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, пристрастие к шоковым эффектам, повышенная критичность по отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, негативное отношение к запретам и поучениям. Именно в подростковом возрасте дети чаще всего начинают курить, употреблять спиртные напитки, наркотические средства и даже вовлекаются в криминальные группировки. Особую озабоченность у педагогов вызывают дети и подростки из неблагополучных семей; состоящие на учете ИДН; оставшиеся без попечения родителей, т.е. дети и подростки, оказавшиеся в социально опасном положении.

В учебный период эта группа школьников находится под пристальным вниманием учителей, социальных педагогов, психологов, сотрудников ИДН, но в каникулярный период (особенно в период летних каникул) сложнее контролировать поведение подростков. По данным статистики именно в период каникул наблюдается всплеск правонарушений среди несовершеннолетних. Вот почему крайне важно вовлечь этих ребят в социально значимую деятельность в каникулярное время, обеспечить им условия для активного отдыха и эффективного оздоровления.

Но нельзя ограничиваться организацией летнего отдыха только для подростков, находящихся в социально опасном положении. По мнению психологов, подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, и важно поддержать каждого ребенка в этот момент, предложить ему качественный и содержательный досуг.

Именно поэтому отличительной чертой летней кампании 2007 года в Гродненской области явилось расширение направлений форм работы с подростками. Педагоги ставили задачу создать для подростков такую модель воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря, которая формировала бы личность, закладывала основы гендерной культуры, опираясь при этом на особенности молодежной субкультуры.

Работа с подростками в летний период велась по направлениям: проектирование тематических смен, лагеря труда и отдыха, военно-патриотические лагеря, организация работы по месту жительства.

Управлением образования и комиссией по делам несовершеннолетних Гродненского областного исполнительного комитета был разработан проект «Лето – 2007: время отдыха, социально значимых дел, личностного самосовершенствования». С целью снижения подростковой преступности и профилактики противоправного поведения. В рамках данного проекта во всех районных области были созданы лагеря для детей, находящихся в социально опасном положении (реабилитационные, военно-патриотические, спортивно-туристические, волонтерские); была налажена работа по месту жительства, которая предусматривала охват детей группы риска. Были разработаны районные проекты: «Дворовая площадка» (Свислочский Дом внешкольной работы), «Дворовая команда» (Ошмянский Центр внешкольной работы).

Реализация областного проекта способствовала сокращению количества правонарушений среди подростков за истекший период учебного года на 14%, количество их участников уменьшилось на 6,2%.



Особенности психофизического развития подростков.


Подростковый период характеризуется усилением независимости детей от взрослых людей, причём во всех сферах поведения. Подросток гораздо более независим и гораздо менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает собой негативистскую, вполне ещё детскую реакцию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.

В подростковом возрасте ребёнок с повышенным вниманием относится к самому себе, к самопознанию и к самовоспитанию. Если у большинства младших школьников ещё фактически нет своего особого, независимого от мнения взрослых людей отношения к себе, то у подростков оно уже определённо есть. Другое дело – насколько оно безупречно и соответствует действительности. Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойного, заслуживающего уважения человека, с другой стороны – как личность, обладающую многими реальными недостатками, от которых необходимо избавляться. Но и в этом подросток проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преуменьшает свои недостатки.

Существенное отличие подростков от младших школьников можно усмотреть в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. Младший школьник ориентирован на социальные нормы, задаваемые взрослыми, и практически не реагирует на внутригрупповые возрастные нормы, устанавливаемые сверстниками, подросток в этом плане ориентирован на сверстников. Для подростков это – лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах.

Стремление к личному авторитету среди сверстников и к физическому самосовершенствованию, характерное для подростков в отличие от младших школьников, порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола.

Для подростков характерен переход от игровых к реальным социальным ролям. Они начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и среди взрослых людей вне ситуаций совместных игр. Особенно нравится подросткам играть роли взрослых людей.

К подросткам необходим особый психологический подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. Имея в виду то, что подростки – это еще наполовину дети, в работе с ними необходимо применять «полудетские» и «полувзрослые» формы. Основной из них должна оставаться игровая форма.

Подчёркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей независимости, чем это можно позволить детям младшего школьного возраста. Подростку надо предлагать задания, предполагающие некое оригинальное решение. Вообще нетривиальность мышления служит в этом возрасте одним из важных признаков интеллектуальной развитости даже в том случае, если подросток не до конца справляется с заданием. Нужно учитывать подростковое стремление к оригинальности и самостоятельности.

Повышенное внимание подростка к самопознанию создаёт благоприятные условия для применения в работе с ними методик, позволяющих получить интересные и полезные сведения о самом себе.

Важно, чтобы предлагаемые мероприятия позволяли подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно – в экспертном и лидерском, т.е. в таком, где он может блеснуть своими знаниями, умениями и показать себя в роли лидера. Подростков рекомендуется привлекать к организации мероприятий с детьми младшего возраста.

Широко распространено мнение о том, что подростки избегают общения со взрослыми, скрывают от них свои чувства, переживания и проблемы. Подобные представления имеют под собой вполне объективные фактические обоснования. И несмотря на это, исследования психологов показывают, что большая часть подростков ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Но не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним. Поэтому педагогу, работающему в лагере, нужно, прежде всего, видеть в каждом подростке самостоятельную личность.



В раннем подростковом возрасте (11-12 лет) начинается перестройка организма; ребёнок становится импульсивным, наблюдается частая смена настроения; растёт автономия подростка от семьи и одновременно – влияние сверстников. Главные черты этого возраста: инициативность, забота о своей внешности, интерес к противоположному полу, самокритичность, неуёмная активность. Детям важно отстоять своё я, своё мнение, часто они делают это, вставая в оппозицию педагогу. В то же время у ребят возникает стремление к объединению в группы. Педагогу важно выделить лидера в детском коллективе, сделать его своим помощником и союзником. В этом возрасте дети с удовольствием участвуют во всевозможных конкурсах и соревнованиях, а также в разнообразных творческих и ролевых играх.

В среднем подростковом возрасте (13-14 лет) ребёнок становится более интровертированным, самокритичным и чувствительным к критике со стороны. Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Подростки становятся нервными, неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Поэтому не следует критиковать подростка, зачастую ставя его в безвыходное положение, важно вызвать у него желание активно сотрудничать с педагогами и другими детьми. Не надо скупиться на положительную оценку его действий. В этом возрасте проявляется ярко выраженный интерес к противоположному полу. Начинает набирать силу социальная активность, потребность в самореализации. Личный опыт всё ещё не обладает большой ценностью в глазах его носителя. Основной вид деятельности – учёба.

Старший подростковый возраст (15-18 лет) – возраст стремления к индивидуализации и отрицания типического социального опыта. Но на фоне мощных душевных переживаний ещё нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ориентиров. Основной источник, из которого подросток черпает материал для познания мира социальных отношений, - стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах. Основной вид деятельности – учёба и интимно-личностное общение.

К биологическим факторам относится половое созревание, бурное развитие и перестройка всех органов, тканей и систем организма.

Подросток ждёт от взрослых понимания и доверия. Если же взрослые не считаются с тем, что он уже не маленький ребёнок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста – грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм.

Возможность осознать и оценить свои личные качества, удовлетворить свое стремление к самоусовершенствованию подросток получает в общении со сверстниками. В связи с этим подросткам целесообразно предлагать мероприятия, направленные на развитие навыков общения, воспитание гендерной культуры.

Сущность 15-летия – рост духа независимости, жажда свободы от внешнего контроля, которая сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Всё это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. К 16-ти годам, как правило, наступает относительное равновесие: увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

В старшем подростковом возрасте интенсивно развивается познавательная деятельность. Внимание характеризуется не только большим объёмом и устойчивостью, но и специфической избирательностью, поэтому подросткам нужно предлагать мероприятия, которые развивают интеллектуальную сферу, тщательно отбирая при этом актуальный для подростков материал.

Среди старших школьников популярны такие воспитательные формы, как дискуссионный клуб, диспут, круглый стол, творческая мастерская, круглый стол, ток-шоу, молодёжная конференция. Пристального педагогического внимания требуют культурно-досуговые мероприятия, направленные на обогащение духовного и творческого потенциала личности подростка, формирование внутренней культуры. Важно уделить внимание развитию лидерского потенциала, социализации формирующейся личности. Целесообразно строить воспитательную работу совместно с различными детскими и молодёжными организациями, в частности с ОО «БРПО» и ОО «БРСМ», которыми накоплен значительный опыт эффективной работы с подростками.

Подростковый возраст – период осознания и принятия человеком ответственности за свою судьбу и за близких для него людей. Это – начало подлинно взрослой, сложной как внутренне, так и внешне адаптации к жизни, включая принятие социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени.



ФЕНИКС

Проект деятельности лагеря для подростков, находящихся в социально опасном положении, Центра внешкольной работы «Прамень» г. Гродно

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет! Не рождаются «трудными» дети,

Просто им вовремя не помогли.
Актуальность проекта
Название проекта выбрано не случайно: в древней мифологии птица Феникс – символ возрождения, она способна переносить больше испытания и выходить из них невредимой и обновленной. Задача педагогов лагеря – помочь и поддержать подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Проект деятельности лагеря «Феникс» для подростков, находящихся в социально опасном положении, позволяет активизировать летний отдых и оздоровление «трудных» детей и подростков, создать оптимальную социопедагогическую воспитательную среду и коммуникативное пространство для эффективного и качественного воспитания. Предлагаемые материалы, предлагаемые, помогут организовать содержательный досуг, привлечь подростков к социально значимой деятельности.




Концептуальные подходы

Организация лагеря с дневным пребыванием на базе ЦВР «Прамень» отдела образования администрации Октябрьского района г.Гродно для детей, находящихся в социально опасном положении, обусловлена следующими причинами:

  • профилактика безнадзорности, преступности, наркомании в период летнего отдыха;

  • оздоровление детей в летний период;

  • привлечение к социально значимой деятельности;

  • организация содержательного досуга;

  • воспитание культуры поведения.

Для успешной реализации проекта необходимо:

  • максимально использовать условия лета с целью оздоровления детей;

  • привлекать детей и подростков к осознанному выбору здорового образа жизни;




  • прививать любовь к труду и умение трудиться;

  • обеспечивать условия для развития творческих возможностей;

  • совершенствовать традиционные и использовать инновационные формы и методы воспитания подрастающего поколения.


Педагогические принципы и ориентиры:

  • деятельностный подход к воспитательной работе с детьми;

  • проявление уважения к личности ребенка;

  • непрерывное совершенствование, обогащение жизненного опыта детей (накопление опыта в физической, эмоциональной и культурной сферах);

  • свобода выбора: каждый ребенок может выбирать для себя ту или иную роль, вид деятельности, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;

  • добровольное, осмысленное участие детей в деятельности коллектива сверстников.

Жизнедеятельность детей в лагере организована с использованием следующих педагогических методов:



  • диагностический – выявление проблем, поиск способов их решения;

  • наглядно-информационный – информирование, донесение информации, выпуск информационных бюллетеней, газет и т.д;

  • медико-психолого-педагогическое просвещение и обучение – повышение уровня знаний, умений, навыков подростков в данных областях;

  • включение родителей, общественности в совместную практическую деятельность – создание детско-взрослых форм общности на основе общих интересов, потребностей, запросов;

  • приучение - организация планомерного и регулярного выполнения детьми определенной деятельности, приводящей к переменам привычных форм поведения;

  • воспитывающие ситуации - педагогическое сопровождение ребенка, перед которым встает проблема выбора определенного решения;

  • акцентирование внимания детей на положительных примерах в деятельности их сверстников.



  1   2   3   4   5   6   7   8