страница1/3
Дата18.10.2018
Размер0.6 Mb.

Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр стратегия


  1   2   3

Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический
центр СТРАТЕГИЯ

Образование в области прав человека в
России как составная часть
системы гражданского образования

Аналитическая записка
Подготовлена А.Ю.Сунгуровым


Август 2016 г.
Москва

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3



  1. Основные определения……………………………………………………..4




  1. Гражданское образование и образование в области прав человека

в России в 1990-е годы……………………………………………………..6

    1. Деятельность государства…………………………………………………6

    2. Деятельность неправительственных организаций……………………….8




  1. Гражданское образование и образование в области прав человека

в России в первое десятилетие XXI века…………………………………12

    1. Деятельность государства………………………………………………….12

    2. Гражданское образование – работа с педагогами и школьниками……….16

    3. Образование в области прав человека………………………………………20

    4. Гражданское образование для представителей власти…………………..23

    5. Обучение правам человека сотрудников МВД…………………………...24

    6. Участие института Уполномоченного по правам человека……………...25




  1. Гражданское образование и образование в области прав человека

в России сегодня – во втором десятилетии XXI века…………………….27

    1. Деятельность государства………………………………………………….27

    2. Деятельность российских неправительственных организаций………….30

    3. Деятельность академического сообщества и

российских университетов………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………33

Список приложений……………………………………………………………..34




Введение

Целью настоящей аналитической записки является информирование Уполномоченного по правам человека в РФ, а также иных заинтересованных лиц, о ситуации с образованием в области прав человека, рассматриваемого как важнейшая часть гражданского образования. Прежде всего, мы дадим рабочие определения основным используемым в работе понятиям. Далее мы кратко опишем ситуацию с развитие гражданского образования и образования в области прав человека в современной России, разделяя изложения на десятилетия: девяностые годы прошлого века, нулевые года века нынешнего и в заключение – ситуацию, сложившуюся к настоящему времени, к середине второго десятилетия XXI века.

Предлагаемый текст основан на личном опыте автора, полученным как в ходе деятельности по развитию института по правам человека (омбудсмана) в России и в других странах, в частности, в рамках деятельности СПб общественной организации «Гуманитарно-политологический центр СТРАТЕГИЯ», так и в качестве эксперта Совета Европы и Программы развития ООН. Кроме того, в качестве профессора, заведующего кафедрой и руководителя отделения прикладной политологии НИУ ВШЭ – СПб, мне пришлось участвовать в разработке программ по правам человека для бакалавриата и магистратуры, а также самому неоднократно читать подобные курсы лекций.

Наконец, в 2002-2003 годах я получил опыт работы в качестве председателя экспертного совета гражданскому образованию и образованию в области прав человека при Комитете по науке и образованию Государственной Думы РФ, итогом деятельности которого стала разработка проекта Федеральной программы по гражданскому образованию. Эта работы была продолжена затем в рамках деятельности Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, и эта концепция была представлена Президенту РФ В.В. Путину.

Наконец, при подготовке этого текста были также использованы материалы магистерской диссертации А.М.Везировой на тему «Сравнение роли государственных и негосударственных акторов в системе гражданского образования в Санкт-Петербурге», защищенной под моим руководством в НИУ ВШЭ – СПб в июне 2016 г.

Я надеюсь, что представленные материалы окажутся полезными для развития работы по содействию обучения правам человека и гражданскому образованию в Аппарате Уполномоченного по правам человека, который станет важным звеном в этой так необходимой для современной и будущей России деятельности.





  1. Основные определения

В рамках этой аналитической записки под правами человека мы будем подразумевать понятие, тесно связанное с понятием свободы, понятие, отражающее как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной. Права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек-государство и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком1.

Из этого определения следует, что обсуждаемое понятие выходит за пределы исключительно юридической науки, оно тесно связано и с философией и этикой, и социологией и политической наукой. Кроме того, как считает один из современных классиков в области теории прав человека, Джек О’Доннели, «требования соблюдения прав человека сущностно экстралегальны (выходят за пределы существующего нормативного поля – А.С.) – их главная цель поставить под сомнение или изменить существующие институты, практики или нормы, особенно юридические институты и нормы»2.

Определение гражданского образования, которое мы будем использовать, взято нами из проекта закона Красноярского края о гражданском образовании, подготовленного в конце 90-х годов рабочей группой под руководством Г.А.Овчинникова, но так и не принятого из-за очередной смены губернатора края:



Гражданское образование – это общественно-государственная, социально - ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства. Главной целью гражданского образования можно считать формирование гражданских качеств на основе новых знаний, умений и ценностей, способствующих личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, а также представлять и защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других людей.

В тексте принятой в 2010 году Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека, под воспитанием демократической гражданственности (именно это выражение используется в европейских текстах когда речь идет о гражданском образовании) понимается «воспитание, подготовку, просвещение, информацию, практику и деятельность, которые направлены, благодаря передаче учащимся знаний, навыков и понимания, а также развитию их позиций и поведения, на расширение их возможностей осуществлять и защищать свои демократические права и ответственность в обществе, ценить многообразие и играть активную роль в демократической жизни с целью продвижения и защиты демократии и верховенства права»3. Мы видим существенную близость обоих определений.

В этом же документе Совета Европы дается определение термина «Образование в области прав человека», который означает «воспитание, подготовку, просвещение, информацию, практику и деятельность, которые направлены, благодаря передаче учащимся знаний, навыков и понимания, а также развитию их позиций и поведения, на расширение их возможностей содействовать созданию и защите всеобщей культуры прав человека в обществе с целью продвижения и защиты прав человека и основных свобод»4, а также формулируется характер отношенией между воспитанием демократической гражданственности и образованием в области прав человека: «Воспитание демократической гражданственности и образование в области прав человека тесно взаимосвязаны и взаимно поддерживают друг друга. Они различаются скорее в отношении сферы главного внимания и действия, а не по целям и практике. В воспитании демократической гражданственности главное внимание уделяется демократическим правам, ответственности и активному участию, в отношении гражданской, политической, социальной, экономической, юридической и культурной сфер общества, в то время как образование в области прав человека охватывает более широкий спектр прав человека и основных свобод во всех аспектах жизни людей»5.

На наш взгляд, все же, образование в области прав человека, являются важной, но все же составной частью поля гражданского образования, которое наряду с обучением правам человека включает в себя такие направления, как обучение культуре мира; воспитание толерантности; развитие межсекторного социального партнерства; менеджмент самоуправляющихся ассоциаций граждан (НКО).

Соответственно, среди целевых, фокусных групп Гражданского образования можно выделить:


  • школьники и студенты,

  • педагоги,

  • военнослужащие и сотрудники силовых структур,

  • государственные и муниципальные служащие,

  • активисты НКО,

  • заключенные и «группы риска»,

  • пенсионеры, люди «третьего возраста».




  1. Гражданское образование и образование в области прав человека в России в 1990-е годы.




    1. Деятельность государства.

В 1990-х годах создавалась нормативно-правовая база, которая характеризует основные приоритеты государственной политики России в сфере гражданского образования. В 1991 году в России принимается Декларация прав и свобод человека и гражданина. С данного момента концепции гражданского образования ориентируются на личность ребенка как наивысшую ценность. Ориентация России на построение правового государства и гражданского общества позволяет объединить государственные и социальные заказы на гражданское образование школьников на основе гуманной парадигмы. В то же время основное внимание государством уделялось развитию общей системы образования – среднего и высшего, формулировались образовательные стандарты и т.д.

Вопросы гражданского образования и образования в области прав человека оставались вне фокуса внимания государства. Этой теме были посвящены лишь следующие нормативные документы: 29 ноября 1994 г. был подписан Указ Президента РФ № 2131 "Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях"6, который декларировал целесообразность изучения Конституции РФ в образовательных учреждениях и необходимость включения ее основных положений в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов основного общего образования. Указ обозначил некоторые приоритеты государственной образовательной политики: "формирование правовой культуры и гражданского воспитания личности"7.

Принципы реализации приоритетов государственной образовательной политики были обозначены в Решении коллегии Министерства образования РФ от 28 декабря 1994 г. № 24/1 "О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях"8. В числе основных принципов были обозначены: отказ от монополии тоталитарной идеологии в сфере преподавания общественных наук и переход к плюрализму идеологий в рамках, определенных Конституцией РФ и Всеобщей Декларацией прав человека; обращение к системе национальных и универсальных ценностей; создание единой концепции школьного исторического и обществоведческого образования, отраженной в государственных стандартах и учебниках; организация целенаправленной деятельности по гражданскому образованию школьников9.

Реализация данных принципов получила развитие в письмах Министерства образования РФ. Так, в письме Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 06 февраля 1995 г. № 151/11 "О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации"10 подчеркивалась роль школы в формировании "гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру"; была обозначена цель гражданского образования: "подготовка учащихся к ответственной… деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе"11.

В письме от 19.03.1996 г. № 391/11 "О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации" Министерство образования РФ рекомендовало руководителям образовательных учреждений "создавать условия и содействовать становлению в общеобразовательных учреждениях системы гражданско-правового образования, включающей курсы политико-правовой и нравственной проблематики с 1 по 11 класс"12.

Данный период характеризуется появлением разных моделей гражданского образования, что нашло отражение в документах Министерства образования РФ. Речь идет о "гражданско-правовом образовании", "политическом образовании", "гражданском воспитании" и др.


    1. Деятельность неправительственных организаций.

В девяностые годы прошлого века активно развивалась взаимодействие государственных образовательных учреждений и международных фондов, которые со второй половине 90-х годов активно работали в России. Хорошим примером такого сотрудничества стала, например, разработка системы гражданско-правового образования творческим коллективом под руководством профессора, зав. кафедрой Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства (ныне – СПб Академия постдипломного образования) Н.И.Элиасберг. Эта система, получившая позже название «Петербургская модель гражданского образования», включала комплект учебников и методических материалов для 1-11 классов общеобразовательных школ. Эта модель характеризовали целостность и системность гражданско-правового образования, которое охватывает все этапы школьного образования с 1 по 11 классы и обеспечивает преемственность между этапами и органическую связь между учебным процессом и внеурочной деятельностью школьников.

Целью данной региональной программы явилось создание эффективной системы этико-правового образования, которая способствовала бы становлению и развитию гуманистических ориентиров личности, формированию у школьников правовой и политической культуры, развитию у них демократического способа мышления и приобретению комплекса этических, правовых и политических знаний, навыков, умений и опыта, необходимых молодежи для интеграции в демократическое общество, для ее активного участия в общественной жизни страны и охране правопорядка.

Работу творческого коллектива поддержал фонд «Культурная инициатива» (позже трансформированный в фонд «Открытое общество»), а издание комплекта учебников – Комитет по образованию Санкт-Петербурга. То есть и с точки зрения грантодателя это был пример идеального сочетания вкладов неправительственного фонда и государства. Эта система начала успешно использоваться не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России, а также в Казахстане13, и в 2000 году получила Государственную премию Правительства РФ в области образования. Эта система продолжает работать и сегодня, несмотря на уход из жизни ее создателя в 2014 г14.

Другим ярким примером, уже на всероссийском уровне, может служить деятельность Межрегиональной ассоциации «Гражданское образование», созданной по инициативе и на базе «Учительской газеты» в 1995 г. (председатель – главный редактор «Учительской газеты» П.Г. Полежавец). Среди важных дел Ассоциации в девяностые годы:


  • Издание в виде вкладыша в «Учительскую газету» газеты "Граждановедение", которая публиковала авторские программы и курсы по граждановедческим дисциплинам, планы уроков, представляла новые учебники, пособия, проекты, рассказывала о зарубежном опыте преподавания демократии и прав человека.

  • Всероссийская Олимпиада по граждановедческим дисциплинам. Ежегодно в ней принимали участие более 2000 школьников из многих регионов России.

  • Семинары, конференции, стажировки. За первые четыре года работы Ассоциация организовала более 60 семинаров в разных регионах и городах России. Члены Ассоциации участвовали во многих международных конференциях и семинарах по гражданскому и правовому образованию. Около 100 педагогов участвовали в международных обменах.

  • Учебно-методическая литература. Для учащихся, учителей и преподавателей вузов изданы учебные пособия: "Выборы в демократическом обществе", "Мы, народ... Гражданин и Конституция", "Гражданское образование: содержание и активные методы обучения", "Мы, народ... Российская Конституция".

Как и в случае Петербургской системы этико-правового воспитания, деятельность гражданского образования, деятельность Ассоциации поддерживалась и органами государственной власти и различными фондами: Центральной избирательной комиссией РФ, фондом "Новые перспективы", Центром гражданского образования США, Американской федерацией учителей, Советом по гражданскому образованию колледжа Рассел Сейдж и Бостонским университетом (США), Национальным фондом в поддержку демократии, посольствами США и Великобритании, университетами Западного Онтарио и Нью Бранзвик (Канада).

Приведем пример деятельности Ассоциации, непосредственно связанной с образованием в области прав человека: «Осенью 1999 г. был осуществлен совместный с фондом "Ноу-Хау" проект Посольства Великобритании в Москве. В ходе его российские студенты подготовили эссе "Права человека. Механизмы их реализации". Перед ними стояла задача - предложить конкретные меры и механизмы реализации прав человека в России. Победители первого тура стали участниками конференции в Москве в ноябре 1999 г. Лауреаты конкурса, занявшие первые три места, стали участниками международных конференций по правам человека. Занявший первое место студент учился четыре месяца на факультете права Ноттингемского университета, специализируясь по правам человека. По результатам проекта была издана книга "Права человека. Механизмы их реализации"»15.

Еще одним ярким примером деятельности неправительственных организаций по гражданскому образованию может служить Московская школа политических исследований, основанная в начале девяностых годов Леной Немировской. Эта неправительственная организация при поддержке грантов Евросоюза и других международных фондом ежегодно проводила несколько образовательных семинаров высокого методического уровня, на которых выступали ведущие российские и зарубежные ученые и политики, эти семинары Школы проходили и в российских регионах, и на базе Учебного центра в подмосковном «Голицыно», при этом практиковались и зарубежные семинары. Отдельно стоит отметить серию «Библиотека Московской школы политических исследований» (редактор – Юрий Сенокосов), которая ознакомила российского читателя с работами многих зарубежных ученых в области общественных наук. Именно в рамках этой библиотеки была издана и книга Защитника народа (омбудсмана) Испании, одного из учредителей МШПИ Альваро Хиль-Роблеса, будущего первого Комиссара Совета Европы по правам человека (1999-2006)16.

Еще одним примеров активности неправительственных организаций в области гражданского образования может служить деятельность Санкт-Петербургской общественной организации – гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ, реализовавшего в 1996 году при поддержке гранта Евросоюза проект «Региональная демократия», в рамках которого для активистов гражданских организаций и новых политических партий Санкт-Петербурга были организованы четыре пятидневных семинара-тренинга и итоговая конференция, в ходе которых их участники получили важные знания и навыки сотрудничества и взаимодействия в процессе отстаивания прав человека и гражданской и политической деятельности.

Развитие уважения к правам человека, распространение знаний о правах человека всегда было в центре внимания таких правозащитных организаций, как Московская хельсинская группа (председатель – Л.М. Алексеева), Общество «Мемориал», Институт прав человека (председатель правления – С.А. Ковалев, исполнительный директор – В.М. Гефтер). Именно Институтом прав человека была переведена на русский зык и издана книга первого Защитника гражданских прав (омбудсмана) Польши Евы Лентовска17.

Наконец, здесь нельзя не отметить еще одну неправительственную организацию – Московскую школу прав человека (создатель и бессменный руководитель – А.Я. Азаров). В рамках этой школы, также при поддержке различных фондов, дважды в год – летом и зимой, проводились недельные сессии преподавателей и гражданских активистов, заинтересованных в понимании того, что же представляют из себя «права человека». При этом лекции и семинары в рамках этой школы сопровождались выездами в неправительственные правозащитные организации и знакомством с их работой.

Наряду с поддержкой проектов неправительственных организаций, рад фондов работали непосредственно и с преподавателями российских университетов. Так, например, фонд «Открытое общество» проводил в 1998 году конкурс на разработку лекций и спецкурсов для университетов, в том числе и по теме «Права человека», в котором могли участвовать и преподаватели университетов, и представители НКО. Автор этих строе выиграл тогда грант на подготовку спецкурса «Защита прав человека: роль общества и государства», который и прочитал затем для студентов-политологов Петрозаводского государственного университета.

Если в течении практически всех девяностых годов среди структур российской власти не было органов или институтов, заинтересованных в обучении правам человека, то ситуация изменилась в 1998 году, когда после избрания Уполномоченным по правам человека профессора О.О. Миронова в его аппарате появился отдел образования в области прав человека. И, что важно, возглавил его человек, уже имевший опыт организации деятельности в этом направлении – руководитель Московской школы прав человека А.Я. Азаров.




  1. Гражданское образование и образование в области прав человека в России в первое десятилетие XXI века.




    1. Деятельность государства.

В первой половине первого десятилетия нашего века в отношении развития гражданского образования и образования в области прав человека, также как и в отношении характера взаимодействия с гражданским обществом, со стороны российской власти проявлялись разные тенденции. С одной стороны, в 2001 году был проведен Московский гражданский форум, который открыла Председатель МХГ Л.М.Алексеева, передав слово Президента РФ В.В. Путину, подобные форумы были проведены в 2002 г. в Тольятти, и в 2003 году – в Нижнем Новгороде. На закрытии форума в Москве Председатель правительства РФ М.С. Касьянов сказал: «Мы начинаем понимать, что властная вертикаль должна быть дополнена гражданской горизонталью».

В утвержденных в 2004 г. Минобразования России Федеральных стандартов общего (начального и среднего) образования указывалось, что целями образования являются:

«- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции…»18

То есть в задачи образования входили компоненты и гражданского образования и образования в области прав человека. С другой стороны, уже в 2000 году принимается государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», на реализацию которой отдельно выделялось 178 млн. рублей19. Логично было предположить, что и для развития гражданского образования и образования в области прав человека также необходима специальная программа. Подготовка к ее созданию стала одной из задач создания в конце 2002 г. общественного экспертного совета по гражданскому образованию и образованию в области прав человека при комитете по образованию и науке Государственной думы РФ (председатель комитета – А.В.Шишлов).

Общественный экспертный совет по гражданскому образованию и образованию в области прав человека (далее – Экспертный совет) был создан в соответствии с решением Комитета по образованию и науке Государственной думы от 25.12.02 (Протокол № 75-4).

Основная цель Экспертного совета - консолидация усилий представителей образовательных и научных, государственных и неправительственных организаций для развития в России системы гражданского образования, включающего в себя, в частности, образование в области прав человека. В его состав вошли специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Красноярска, представляющие различные школы и направления в области гражданского и правого образования20. На своем первом заседании 17 января 2003 г. был утверждены следующие направления работы, которые были затем одобрены на заседании Комитета по образованию и науки Государственной Думы 13 февраля 2003 г.

Эти направления включают в себя:



  • анализ и систематизация имеющихся проектов и инициатив в области гражданского образования и образования в области прав человека;

  • анализ имеющегося опыта государственной поддержки и развития этих форм образования;

  • разработка федеральной целевой программы гражданского образования, включая правовое просвещение и образование в области прав человека;

  • обсуждение целесообразности подготовки Федерального закона «О гражданском образовании» и иных законопроектов и поправок к действующим законам;

  • подготовка рекомендаций для Министерства образования РФ и других структур исполнительной власти.

  • развитие системы преподавания прав человека в российских вузах, включая создание кафедр прав человека;

  • развитие исследований в области прав человека и гражданского образования;

  • развитие использования Интернета в гражданском образовании.

Организационной формой деятельности Экспертного совета стало сочетание периодических встреч всего Экспертного совета с деятельностью рабочих групп, сформированных как по профильному, так и по региональному признаку. Ответственным секретарем Совета Т.Л. Барандовой была подготовлена «Рабочая записка по целевым группам организаций, работающих в сфере гражданского образования в России»21.

В течение 2003-2004 гг. года состоялось 11 заседаний Экспертного совета, На каждое заседание, наряду с членами Экспертного совета, приглашались ведущие специалисты в области гражданского образования – из Министерств и ведомств, из университетов и некоммерческих организаций, занимающихся гражданским образованием. Всего в таких заседаниях приняли участие около 50 человек, представляющих различные направления гражданского образования и разные регионы России. Таким образом Экспертный совет выполнил важную коммуникативную задачу – стал местом встречи и обсуждения проблем гражданского образования для различных специалистов и организаций этой сферы.

Одним из важных решений Экспертного Совета .стало решение об участи России в Европейским годом гражданственности через образование под девизом: «Жить и учиться демократии». Приказом Министра образовании и науки Национальным координатором Европейского года гражданственности стала зам. председателя Экспертного совета, руководитель Федерального центра гражданского образования Т.В. Болотина. Был создан Оргкомитет и подготовлен Национальный план проведения Года гражданственности, первым пунктом которого значится «Разработка и утверждение государственной программы «Образование, направленное на формирование демократической гражданственности у населения России». Наряду с этим, была начата деятельность по разработке Федеральной программы по гражданскому образованию, включающему и обучение правам человека. Сколь-нибудь активного участия в работе Совета представители Минобразования не принимали, однако именно в январе 2003 года, сразу после образования Экспертного совета Минобразования разослало инструктивное письмо «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»22.

В 2004 году активная деятельности Совета при Комитете по образованию Госдумы прекратилась прежде всего в связи со сменой руководства Комитета (А.В. Шишлов не был избран в декабре 2003 г. депутатом Государственной Думы). Однако эта деятельность получила свое развитие в рамках Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, членом которого в 2004 году был утвержден автор этих строк.

В рамках деятельности Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека в течении 2004 - 2005 гг. состоялось несколько обсуждений подготовленного проекта Федеральной программы. На встрече Совета с Президентом РФ В.В. Путиным в июле 2005 г. этот проект был представлен и получил поддержку Президента РФ. Далее, в течение 2005/2006 г. по поручению Президента РФ шла переписка по поводу создания Федеральной программы гражданского образования между председателем правительства России М.Фрадковым и руководителями Минобрнауки и МЭРТа, которую отслеживали Отв. секретарь Совета В.В. Смирнов и член Совета А.Ю.Сунгуров. В рамках МЭРТ проявился союзники подобной программы, в том числе начальник отдела программ социально-экономического развития А.Е.Шадрин, который рекомендовал утвердить проект в виде Концепции, аналогично Концепции административной реформы. Однако отрицательная позиция Минобрнауки, проявившаяся в виде письма заместителя министра г-на Свинаренко, связанная в том числе и с существование программы по патриотическому воспитанию (май 2006 г.) снова заблокировала процесс. По мнению чиновника Минобрнауки, подготовившего это письмо, планируемая программа не сможет найти поддержки какого-либо министерства ввиду ее сущностно межведомственного характера. Отметим, что программа по патриотическому воспитанию, которая также носит межведомственный характер, была уже принята.

Текст подготовленной программы обсуждался в ходе мероприятий «Гражданской Восьмерки» в рамках подготовки к встрече Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге в 2007 году, и был размещен на сайте «Гражданской Восьмерки»23. А дискуссиях по поводу этой программы и о необходимости поддержки образования в области прав человека на встрече Гражданской Восьмерки участвовал и министр образования России А.А. Фурсенко, возможно именно поэтому вскоре появилось инструктивное письмо Минобразования о необходимости преподавания прав человека (по-видимому, единственное письмо Минобра на эту тему)24.

Мы видим, деятельность в области гражданского образования и образования в области прав человека в это время продолжалась, прежде всего усилиями энтузиастов-педагогов и активистов неправительственных организаций. Руководство университетов при этом во всяком случае не препятствовало подобной деятельности, в том числе и в организации конференций при поддержке международных организаций.

В Приложении №6 к этому тексту представлена Справка о реализации в Российской Федерации Всемирного плана действий по обучению правам человека в 2007 г., которую Российская Федерация представила в Организацию объединенных наций. Ее подготовили уже упоминавшаяся выше Т.В. Болотина, традиционно готовившая все отчетные и информационные документы в ООН и Совета Европы о действиях нашей страны по образованию в области прав человека и ее аспирант П.В. Миков, который пару лет спустя был избран заместителем Уполномоченного по правам человека в Пермском крае – Уполномоченным по правам ребенка25. Из этого текста хорошо видно, что государство отчитывалось фактически описанными выше усилиями экспертного сообщества и неправительственных организаций.

Рассмотрим эту деятельность по конкретным направлениям гражданского образования.



    1. Гражданское образование – работа с педагогами и школьниками.

В Санкт-Петербурге под руководством Н.И.Элиасберг продолжала свою деятельности система этико-правового образования, которая в середине десятилетия успешно функционировала в 130 школах Санкт-Петербурга, в подавляющем большинстве школ Всеволожского района Ленинградской области.


  1   2   3