Скачать 297.47 Kb.
Дата13.08.2019
Размер297.47 Kb.
ТипЗакон

Саэйм принял и Президент страны провозглашает следующий закон




Саэйм принял и Президент страны провозглашает следующий закон:

Закон о железной дороге



Раздел I

Общие положения

Статья 1. Используемые в законе термины

В законе используются следующие термины:

1) сертификат надежности – документ, дающий перевозчику право доступа к железно­дорожной инфраструктуре;

2) эксплуатация железной дороги – деятельность, обеспечивающая функционирование железной дороги, включая использование, содержание, развитие железнодорожной инфраструктуры и использование подвижного состава;

3) развитие железнодорожной инфрас­труктуры – комплекс мероприятий, в соот­ветствии с национальной программой развития транспорта реализуемый с целью существенного увеличения скорости, повышения безопас­ности, качества и иных технических возмож­ностей железнодорожных перевозок;

4) мощность железнодорожной инфрас­труктуры – техническая способность железнодорожной инфраструктуры обеспечивать проведение железнодорожных перевозок оп­ределенного вида, частоты, регулярности и объема;

5) содержание железнодорожной ин­фраструктуры – комплекс мероприятий, непрерывно осуществляемых управляющим железно-дорожной инфраструктурой с целью обеспечения соответствия использования объектов железнодорожной инфраструктуры Правилам технической эксплуатации железной дороги;

7) железнодорожные перевозки – услу­ги по железнодорожной перевозке пассажиров и грузов;

8) заказ на железнодорожные перевоз­ки – железнодорожные перевозки пассажи­ров и грузов и связанные с ними другие услуги, полностью или частично оплаченные средствами государства или самоуправления;

9) железнодорожный специалист – ли­цо, работа которого непосредственно связана с железнодорожным сообщением и которое имеет специальное образование или прошло спе­циальное обучение;

10) Правила технической эксплуатации железной дороги – изданные КМ правила, регламентирующие основные требования тех­нической эксплуатации железной дороги;

11) железнодорожная полоса отчужде­ния земли – предусмот-ренная для размеще­ния объектов железнодорожной инфраструкту­ры земельная площадь, задачей которой яв­ляется обеспечение развития и безопасной экс­плуатации, а также предохранение людей и среды от вредного влияния железной дороги;

12) управляющий железнодорожной ин­фраструктурой – предприятие (предприни­мательское общество), управляющее железно­дорожной инфраструктурой (содержание, раз­витие железнодорожной инфраструктуры), планирует и надзирает за движением поездов и другого подвижного состава по железнодорож­ной инфраструктуре (рельсовым путям) и ее соединениям с присоединенной к ней железно­дорожной инфраструктуре;

13) маршрут – заранее выбранный путь движения подвижного состава между двумя конечными пунктами движения;

14) перевозчик – предприятие (предпри­нимательское общество), получившее лицен­зию перевозчика на осуществление железнодорожных перевозок и использующее в данных целях средство тяги;

15) право доступа к железнодорожной инфраструктуре – право перевозчика на использование железнодорожной инфраструктуры публичного использования после того как заключен договор с управляющим железнодорожной инфраструктурой и получен сертифи­кат надежности;

16) подвижной состав – локомотивы, вагоны, моторные поезда, моторные вагоны, управляемые самоходные вагоны, путеремонтные машины, краны, другие машины и меха­низмы, в силу своих технических качеств способные перемещаться или перемещающиеся по рельсам;

17) средства тяги – локомотивы, мотор­ные вагоны и подобный подвижной состав, пос­редством которого энергия первоисточника (электрическая, механическая энергия или энергия потока жидкости) преобразуется в ме­ханическую энергию движения поездов;

18) поезд – сформированные и сцеплен­ные вагоны или иной подвижной состав с од­ним или несколькими средствами тяги, кото­рым присвоен номер поезда и которые оснаще­ны особыми сигнальными устройствами;

19) тариф – система ставок, по которой ус­танавливается плата за железнодорожные пе­ревозки или за другие оказанные железной до­рогой услуги.



Статья 2. Задача закона


Настоящий закон регламентирует принци­пы деятельности железной дороги и безопас­ности движения, а также порядок управления железной дорогой.

Статья 3. Понятие железной дороги


Железная дорога есть транспортная систе­ма, которая организационно как технический комплекс включает в себя:

1) железнодорожную инфраструктуру;

2) подвижной состав и необходимые для его функционирования здания и строения;

3) лиц, осуществляющих железнодорожные перевозки и управляющих железнодорожной инфраструктурой и в интересах народного хо­зяйства и жителей Латвии гарантирующих бе­зопасную перевозку пассажиров и грузов.




Раздел II


Железнодорожная ин­фраструктура


Статья 4. Железнодорожная ин­фраструктура


(1) Железнодорожная инфраструктура (рельсовые пути) есть комплексное инженерное сооружение, в которое входят:

1) железнодорожная надстройка (рельсы, стрелочные переводы, шпалы, балласт и дру­гие принадлежности элементов надстройки), переезды и переходы;

2) земельное полотно, инженерно-технические сооружения (мосты, путепроводы, про­точные трубы, водоотводные сооружения, коммуникационные каналы, опорные стены или за­щитные стены и т.п.);

3) железнодорожная полоса отчуждения земли, граничные знаки и защитные насажде­ния;

4) линии железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки, оборудование для гарантирования безопасного движения поездов, регулирования положения и сигналов стрелок, светофоры, сигнальные указатели и сигнальные знаки;

5) специализированные железнодорожные телекоммуникационные сети;

6) воздуховодные и кабельные линии желез­нодорожного электро-обеспечения, контактные сети, трансформаторные и тяговые подстанции;

7) станции и остановочные пункты;

8) здания и строения, необходимые для содержания, ремонта и использования объектов железнодорожной инфраструктуры.

(2) В железнодорожную инфраструктуру входят также воздушное пространство и недра земли в железнодорожной полосе отчуждения земли, насколько это необходимо для эксплуа­тации, зашиты объектов железнодорожной ин­фраструктуры и железнодорожного сообщения.


Статья 5. Деление железнодорожной инфраструктуры в зависимости от ее использования и принадлежности

(1) Железнодорожная инфраструктура в за­висимости от ее использования подразде­ляется следующим образом:

1) железнодорожная инфраструктура пуб­личного пользования. Она открыта для перевозки грузов и пассажиров, и перевозчики в ее использовании имеют равные права;
2) железнодорожная инфраструктура час­тного пользования. Ее рельсовые пути исполь­зует их собственник или другие лица в поряд­ке, установленном законом или заключенным с собственником договором.

(2) Железнодорожная инфраструктура как совокупность вещей пли отдельные объекты инфраструктуры могут принадлежать госу­дарству, самоуправлению, другому юридичес­кому или физическому лицу.


Статья 6. Государственная железнодорожная инфраструктура публичного поль­зования

(1) Государственная железнодорожная ин­фраструктура публичного пользования (принадлежащая государству железнодорожная инфраструктура) формируется в соответствии с нуждами народного хозяйства и его развитием, с интересами стабильного сообщения, а также требованиями охраны среды.

(2) Управляющим государственной желез­нодорожной инфра-структурой публичного по­льзования является учрежденное государством акционерное общество. Постановлением Каби­нета министров отдельные объекты государственной железнодорожной инфраструктуры публичного пользования могут быть переда­ны под управление других лиц.
Статья 7. Деление железнодорожной инфраструктуры публичного пользования по ее функциональному значению и техническим возможностям

(1) Железнодорожная инфраструктура пуб­личного пользования по ее функциональному значению подразделяется следующим образом:

1) железнодорожная инфраструктура (государственного) значения (обслуживает главные потоки пассажирских и грузовых перевозок);

2) железнодорожная инфраструктура регионального значения (имеет местное значе­ние).

(2) Железнодорожная инфраструктура стратегического и региональ-ного значения по ее техническим возможностям подразделяется на категории. Проект методики, по которой железнодорожная инфраструктура подразделяется на категории, разрабатывает Министерство сообщений.

(3) Железнодорожную инфраструктуру стратегического и региональ-ного значения устанавливает Кабинет министров.



Статья 8. Регистрация и учет


(1) Вся железнодорожная инфраструктура в Латвии подлежит государственной регистрации и учету.

(2) Регистр и учет железнодорожной инфраструктуры в соответствии с делением инфраструктуры обеспечивается в установленном КМ порядке.



Статья 9. Содержание и развитие железнодорожной инфраструктуры

(1) Содержание и развитие железнодорожной инфраструктуры финансируется в соответствии с ее функциональным значением, категорией и в соответствии с Правилами технической эксплуатации железной дороги.


(2) За содержание и развитие государственной инфраструктуры несет ответственность учрежденное государством акционерное общество (управляющий государственной желез­нодорожной инфраструктурой публичного пользования). Железнодорожную инфраструктуру само-управлений, предприятий (предприни­мательских обществ), других юридических или физических лиц финансируют ее собствен­ники.

(3) Развитие государственной железнодорожной инфраструктуры публичного пользования в соответствии с государственными инвести-ционными программами заказывает го­сударство в лице Министерства сообщений.



Статья 10. Фонд железнодорожной ин­фраструктуры


(1) Содержание и развитие государственной железнодорожной инфраструктуры пуб­личного пользования финансируется из средств фонда железнодорожной инфраструк­туры.

(2) Средства фонда железнодорожной ин­фраструктуры образуют:

1) плата за использование государственной железнодорожной инфраструктуры публичного пользования;

2) отчисления от наложенного на нефтепродукты акцизного налога за использованное при железнодорожных перевозках дизельное топ­ливо в указанных в соответствующих законах и правилах КМ размерах и порядке;

3) доходы от сдачи в аренду земли госу­дарственной железнодо-рожной инфраструкту­ры публичного пользования (часть вторая статьи 15);

4) кредиты;

5) средства государственного бюджета.

(3) Средства фонда железнодорожной ин­фраструктуры являются государственным специальным бюджетом.

(4) Держателем фонда железнодорожной инфраструктуры является Министерство сообщений.

(5) Деятельность фонда железнодорожной инфраструктуры регламентируется утвер­жденным Кабинетом министров положением о фонде железнодорожной инфраструктуры.


Статья 11. Принципы, по которым устанавливается плата за использование государственной железнодорожной инфраструктурой публичного пользования

(1) Плату за использование государствен­ной железнодорожной инфраструктуры пуб­личного пользования устанавливает собственник железнодорожной инфраструктуры или управляющий государственной железнодорож­ной инфраструктурой публичного пользования (часть вторая статьи 6) на основании упомяну­той в статье 12 настоящего закона методике расчета платы за использование государствен­ной железно-дорожной инфраструктуры пуб­личного пользования.

(2) Не разрешается требовать различную плату за использование железнодорожной инфраструктуры от перевозчиков, на равных условиях оказывающих эквивалентные услуги по железнодорожным перевозкам.
Статья 12. Методика расчета платы за использование государственной железнодорожной инфраструктуры публичного пользования

(1) Методику расчета платы за использование государственной железнодорожной инфраструктуры публичного пользования устанавливает Администрация железной дороги (статья 30).

(2) При разработке методики расчета платы за использование государственной железнодорожной инфраструктуры публичного пользования должны соблюдаться следующие основные критерии:

1) состояние транспортного рынка, оптимальные требования к использованию железнодорожной инфраструктуры, стимулирование конкуренции между видами транспорта;

2) характер, время, частота и скорость услуг по перевозкам;

3) технические и физические качества соответствующей инфра-структуры;

4) технические показатели подвижного сос­тава, включая скорость, общую массу и нагруз­ку на одну ось;

5) вид потребляемой средствами тяги энер­гии;

6) степень износа железнодорожной ин­фраструктуры;

7) объем операции на станциях;

8) оказанные управляющим железнодорож­ной инфраструктурой услуги и его расходы;

9), дополнительные расходы, связанные с деятельностью управляющего железнодорож­ной инфраструктурой и с управлением инфрас­труктурой;

10) расходы на содержание и развитие же­лезнодорожной инфраструктуры.

(3) При определении платы за использова­ние государственной железнодорожной ин­фраструктуры публичного пользования необ­ходимо учитывать предусмотренные на содер­жание железнодорожной инфраструктуры средства государственного бюджета.

(4) Плату за использование железнодорож­ной инфраструктуры взимает управляющий железнодорожной инфраструктурой.

(5) Управляющий государственной железно­дорожной инфраструктурой публичного поль­зования полученную плату за использование железнодорожной инфраструктуры публичного пользования вносит в фонд железнодорож­ной инфраструктуры.



Статья 13. Ведение отдельных расчет­ных счетов


Если управляющий государственной желез­нодорожной инфраструктурой публичного по­льзования является одновременно перевозчи­ком, он обязан обеспечить раздельный бухгалтерский учет и открытие, и ведение отдельных расчетных счетов.
Статья 14. Прекращение движения поездов и закрытие участков рельсовых путей

(1) Управляющий государственной желез­нодорожной инфраструкту-рой публичного пользования правомочен в ситуациях, когда по причине несоблюдения Правил технической эксплуатации железной дороги или иных технических правил могут быть поставлены под угрозу или ставятся под угрозу безопасность движения, жизнь, здоровье людей или среда, на время прекращать движение поездов по рельсовым путям железной дороги и работу станции или снижать пропускную способность участка рельсовых путей для проведения инженерно-технических работ (восстановительных и ремонтных работ) и по возможности скорейшего возобновления нормального сообщения. О прекращении движения поездов управляющий инфраструктурой сообщает перевозчикам, Администрации железной дороги, а также соот­ветствующему местному и районному самоуправлению.

(2) Если управляющий железнодорожной инфраструктурой частного пользования не соблюдает Правила технической эксплуатации железной дороги, управляющий железнодорожной инфраструктурой публичного пользо­вания на основании распоряжения Технической инспекции железной дороги отсоединяет непосредственно присоединенные к соответствующей железнодорожной инфраструк­туре частного пользования рельсовые пути.

(3) Если управляющий железнодорожной инфраструктурой публичного пользования счи­тает необходимым закрыть экономически невыгодный участок рельсовых путей или такой участок рельсовых путей, техническое состоя­ние которого из-за недостаточности финансо­вых средств невозможно содержать в соот­ветствии с Правилами технической эксплуата­ции железной дороги и на котором невозможно гарантировать безопасность движения, он пред­ставляет Администрации железной дороги и ра­йонным самоуправлениям обоснованное предложение о закрытии данного участка рельсовых путей с приложением к нему заключения Технической инспекции железной дороги.

(4) Если вносится предложение о закрытии рельсового пути публичного пользования, Администрация железной дороги и районные самоуправления в двухмесячный срок представ­ляют заключение КМ. Решение о закрытии рельсового пути принимает Кабинет министров.
Статья 15. Земля железнодорожной инфраструктуры публичного пользования

(1) Земля в полосе отчуждения земли же­лезнодорожной инфраструктуры публичного пользования является собственностью государства. Государственную землю передает во владение управляющему государственной же­лезнодорожной инфраструктурой публичного пользования министр сообщений.

(2) Управляющий государственной железно­дорожной инфра-структурой публичного пользования принадлежащую государству землю может сдать в аренду или обременить сервитутами для строительства зданий и строений, надземных и подземных коммуникаций или ве­дения другой хозяйственной деятельности. В подобных случаях управляющий железнодо­рожной инфраструктурой действует от имени государства.

(3) Управляющий железнодорожной ин­фраструктурой публичного пользования обладает сервитутным правом на принадлежащую другим юридическим и физическим лицам землю, на которой находятся объекты желез­нодорожной инфраструктуры. Если о сервитуте не достигнуто соглашение с собственником земли, решение об учреждении сервитута в каждом отдельном случае принимает КМ. По­льзователь земли за сервитут платит ее собственнику возмещение в соответствии с соглашением, однако не более пята процентов в год от кадастровой стоимости земли.

(4) Управляющий железнодорожной ин­фраструктурой публичного пользования с соблюдением принятых по земельным вопро­сам законов и других нормативных актов имеет право пересекать прилегающие к полосе отчуждения земли, не принадлежащие ему земельные участки с целью доступа к объектам инфраструктуры.

Статья 16. Железнодорожная полоса отчуждения земли


(1) Границы железнодорожной полосы отчуждения земли на территориальных планах устанавливаются в соответствии со строительными нормативами.

(2) Проект правил эксплуатации железно­дорожной полосы отчуждения земли разрабатывает Министерство сообщений.

(3) В случаях, когда железнодорожная поло­са отчуждения земли перекрывается полосой отчуждения земли другого вида или защитным поясом, силу имеют более жесткие требования и большая минимальная площадь. Все виды дея­тельности в данных местах согласовывают заинтересованные структуры.

Статья 17. Ограничения деятельности в железнодорожной полосе отчуждения земли

(1) В железнодорожной полосе отчуждения земли другие юридические и физические лица имеют право вести любого вида деятельность только с разрешения управляющего железно­дорожной инфраструктурой и под его контро­лем.

(2) Если в связи с разрешенными юридическим и физическим лицам строительными рабо­тами, работами по реконструкции и ремонту или иной деятельностью возникает необходи­мость осуществить перестройку объектов же­лезнодорожной инфраструктуры, ее осуществляет и финансирует заинтересованная сто­рона.

(3) Любое размещение, перемещение и ре­конструкция коммуникаций в железнодорож­ной полосе отчуждения земли не должно ухуд­шать качество эксплуатации объектов желез­нодорожной инфра-структуры и безопасность движения.

(4) Находящиеся в железнодорожной поло­се отчуждения земли коммуникации содержит в порядке их собственник.

Статья 18. Железнодорожные защитные пояса


(1) Для защиты железной дорога от нежела­тельного внешнего воздействия, людей и сре­ды от вредного влияния железной дороги, а также для обеспечения эффективной и безо­пасной эксплуатации железной дороги и воз­можностей ее развития, в соответствии с Зако­ном о защитных поясах образуются железнодо­рожные защитные пояса.

(2) Железнодорожные защитные пояса со­держит в порядке управляющий соот­ветствующей железнодорожной инфраструк­турой за свои средства, а если право землеполь­зования передано другому лицу – землепользователь.

(3) Содержание железнодорожной инфрас­труктуры, а также деятельность собственника земли защитного пояса не должны ухудшать гидрологический режим в железнодорожном защитном поясе, препятствовать функциониро­ванию мелиорационных систем и сооружении, находящихся в защитном поясе или пересе­кающих его.

(4) Собственник или пользователь земли железнодорожного защитного пояса не имеет права запрещать управляющему железнодо­рожной инфраструктурой использовать дороги или подходы, чтобы специализированное средство содержания железнодорожной инфра-структуры могло получить доступ к объек­там железнодорожной инфраструктуры для проведения работ по их содержанию или контролю за ними. При использовании права доступа к объектам железнодорожной инфраструктуры обязанностью управляющего железнодорожной инфраструктурой является делать это по возможности бережно без потравы посевов и рубки деревьев.

(5) Все убытки, которые управляющий железнодорожной инфраструктурой причинил своими действиями собственнику земли, возмещает управляющий соответствующей железнодорожной инфра-структурой.
Статья 19. Станция

(1) Станция есть совокупность объектов железнодорожной инфраструктуры, занимающая определенную часть железнодорожной полосы отчуждения земли и обеспечивающая проведе­ние операций по железнодорожным перевозкам.

(2) Станции открываются, закрываются и названия им даются в установленном Кабине­том министров порядке.

Статья 20. Переезды и переходы


(1) Переезд есть оснащенное необходимы­ми устройствами гарантирования безопасности движения поездов и автотранспорта пересечение рельсового пути с автомобильной доро­гой на одном уровне.

(2) Переезды в зависимости от принадлеж­ности пересекающих их автомобильных дорог подразделяются следующим образом:

1) переезды публичного пользования (рель­совые пути пересекают государственные авто­мобильные дороги, волостные дороги или городские улицы);

2) переезды отдельных пользователей рельсовые пути пересекают дороги предприятии или хуторов, и данные переезды используются в соответствии с договором, заключенным с управляющий соответствующей железнодо­рожной инфраструктурой.

(3) Переход есть специально выстроенное и оборудованное место, где железную дорогу пе­ресекают пешеходы или домашние животные.

(4) Переходы подразделяются следующим образом:

1) переходы публичного пользования (обо­рудованы для удовлетворения общественных нужд, по ним рельсовые пути пересекают пе­шеходы или домашние животные);

2) переходы отдельных пользователей (обо­рудованы по просьбе отдельных лиц для час­тного пользования и используются в соот­ветствии с договором, заключенным с управ­ляющим соответствующей железно-дорожной инфраструктуры).

(5) Оборудование и оснащение новых пе­реездов и переходов отдельных пользователей осуществляется на средства заинтересованной стороны.

(6) Оборудование и содержание переходов и переездов публичного пользования финанси­руется из средств фонда железнодорожной инфраструктуры и государственного фонда авто­мобильных дорог.

(7) Порядок оборудования, оснащения, обслуживания и закрытия переездов и переходов устанавливает Кабинет министров.

Статья 21. Обязанность согласования


Строительство пересекающих рельсовые пути на различных уровнях инженерных сооружений и инженерных сооружений подле­жит согласованию в предусмотренном издан­ными Кабинетом министров железнодорожными строительными правилами порядке.
Статья 22. Порядок строительных объек­тов железнодорожной инфраструктуры

Объекты железнодорожной инфраструк­туры в соответствии со Строительным зако­ном являются специализированными строениями. Порядок проектирования и строительства объектов железнодорожной инфраструктуры устанавливают изданные Кабинетом министров железнодорожные строительные правила.




Раздел III

Перевозчик


Статья 23. Принципы деятельности перевозчика


(1) Перевозчик действует в соответствии с настоящим законом
«О предпринимательской деятельности» и другими нормативными актами.

(2) Перевозчик в своей деятельности административно и экономически независим, и том числе и при определении своих предложений и сфере услуг по железнодорожным перевозкам и платы за перевозку (железнодорожного та­рифа).


Статья 24. Порядок заключения договора о государственном или муниципальном заказе на железнодорожные перевозки

  1. Договоры о государственном или муниципальном заказе на железнодорожные перевозки заключается в соответствии с положениями настоящего закона, Закона «О государственном или муниципальном заказе» и других нормативных актов.

  2. Государство и самоуправления (далее также – заказчик) правомочны в интересах общества требовать, чтобы перевозчик при выполнении заказа на железнодорожные перевозки обеспечивал:

1) соответствие услуг по железнодорожным перевозкам, установленным заказчиком критериям по отношению к скорости, регулярности, частоте, объему и другим показателям;

2) пониженную плату за проезд (железнодорожный тариф) и особые условия по отношению к отдельным категориям пассажиров или по отношению к отдельным железнодорожным маршрутам, регионам;

3) приведение услуг в соответствие с реальным рыночным спросом и другими факторами.

(3) Заказ на железнодорожные перевозки перевозчик выполняет на основании договора.

(4) Заказчиками железнодорожных перевозок от имени государства могут быть заинтересованные министерства, от имени самоуправлений – соответствующее самоуправление или несколько самоуправлений совместно.

(5) Проект договора заказа на железнодо­рожные перевозки подготавливает заказчик, согласовывая его с перевозчиком, заинтересованными министерствами и структурами или соответствующим самоуправлением.

(6) Проект договора заказа на железнодо­рожные перевозки представляется для согласо­вания Администрации железной дороги.

(7) Договор заказа на железнодорожные пе­ревозки от имени государства заключается в установленном КМ порядке, а от имени самоуправления – уполномоченной самоуправ­лением (самоуправлениями) структурой.

(8) Перевозчик не имеет права отказаться от заключения договора заказа на железнодо­рожные перевозки, если заказчик компенсирует разность между фактическими расходами перевозчика на выполнение заказа на железнодорожные перевозки и полученными за перевозки доходами.

(9) В случае заключения договора заказа на железнодорожные перевозки перевозчик от­крывает отдельный расчетный счет для плате­жей за исполнение заказа на железнодорож­ные перевозки.

(10) Заключенные договоры заказа на же­лезнодорожные перевозки регистрирует, и их исполнение контролирует Администрация железной дороги.
Статья 25. Содержание договора заказа на железнодорожные перевозки


  1. В договоре заказа не железнодорожные перевозки указываются:

1) виды оказываемых услуг и их технические данные;

2) порядок исполнения оказываемых услуг;

3) оплата перевозчика за оказанные услуги или компенсация за убытки, возникшие в связи с оказанием услуг;

4) порядок платежа или компенсации;

5) ответственность за выполнение;

6) установленная перевозчиком плата за перевозку (железно-дорожный тариф), ее скидки.

(2) В договор заказа на железнодорожные перевозки могут быть включены положения о государственных или муниципальных инвестициях или кредитных гарантиях перевозчику, обязанность перевозчика в результате инвестиций снизить расходы на оказанные услуги, улучшить качество услуг, восстановить подвижной состав, а также другие права и обязанности сторон.

Раздел IV

Распределение мощностей железнодорожной инфраструктуры



Статья 26. Координация движения подвижного состава


Управляющий железнодорожной инфраструктурой публичного пользования координирует движение поездов и другого подвижного состава по своим рельсовым путям публичного пользования, включая соединения с рельсовыми путями железнодорожной инфраструктуры частного пользования.
Статья 27. Основные принципы распределения мощностей железнодорожной инфраструктуры

(1) Управляющий железнодорожной инфраструктурой публичного пользования несет ответственность за распределение мощностей железнодорожной инфраструктуры между перевозчиками.

(2) Мощности железнодорожной инфраструктуры распределяются так, чтобы по отношению к перевозчикам соблюдался принцип равенства, а также обеспечивалось оптимальное использование железнодорожной инфраструктуры.

(3) Министр сообщений в распределении мощностей железно-дорожной инфраструктуры публичного пользования правомочен предоставлять приоритет тем услугам по железнодорожным перевозкам, которые оказываются на основании договора заказа на железнодорожные перевозки, и услугам, которые полностью или частично оказываются с использованием предназначенных или построенных для особых целей (скоростное сообщение, грузовые и подобные перевозки) объектов государственной железнодорожной инфраструктуры публичного пользования.



Статья 28. Порядок рассмотрения заявок


(1) Мощности железнодорожной инфраструктуры распределяются на основании поданных управляющему железнодорожной инфраструктурой публичного пользования заявок на осуществление перевозок с использованием соответствующей железнодорожной инфраструктуры публичного пользования.

(2) Заявки рассматриваются с учетом доступных и уже распределенных мощностей железнодорожной инфраструктуры, а также установленных приоритетов.


Раздел V

Государственное управление

в отрасли железнодорожного транспорта
Статья 29. Компетенция Министерства сообщений в отрасли железнодорожного транспорта

Государственную политику в отрасли железнодорожного транспорта реализует Министерство сообщений в соответствии с положением о нем и национальной программой развития транспорта.



Статья 30. Администрация железной дороги


  1. Государственное управление в отрасли железнодорожного транспорта реализует Администрация железной дороги.

  2. Администрация железной дороги является учреждением государственного управления под надзором Министерства сообщений. Администрация железной дороги финансируется из фонда железно-дорожной инфраструктуры.

  3. Администрация железной дороги является юридическим лицом, и положение о ней утверждает Кабинет министров.

  4. Администрацией железной дороги руководит директор, которого по предложению министра сообщений назначает на должность и освобождает от должности КМ.



Статья 31. Функции Администрации железной дороги


(1) Администрация железной дороги выполняет следующие функции:

1) устанавливает методику расчета платы за использование железнодорожной инфраструктурой публичного пользования (часть первая статьи 12);

2) согласовывает проекты договоров заказа на железнодорожные перевозки;

3) после заключения договоров заказа на железнодорожные перевозки регистрирует их и контролирует выполнение данных договоров;

4) выдает лицензии перевозчика (статья 34);

5) представляет министру сообщений запрошенную им информацию о деятельности администрации и принятых решениях;

6) стимулирует эффективную и рациональ­ную деятельность перевозчиков;

7) защищает интересы потребителей;

8) рассматривает разногласия между уп­равляющим железнодорож-ной инфраструктурой публичного пользования и перевозчиками о взимании платы за использование инфраструктуры, о распределении мощностей инфраструктуры, о запрете на доступ из железнодорожной инфраструктуры частного пользования к железнодорожной инфраструктуре публичного пользования или об ограничениях доступа и принимает обязывающие для обеих сторон решения;

9) стимулирует конкуренцию в сфере железнодорожных перевозок;

10) разрабатывает железнодорожную политику охраны среды и программу действий, содержит систему самоконтроля охраны среды;

11) оценивает угрозу, вызываемую желез­нодорожной инфраструк-турой здоровью людей и среде и принимает необходимые меры по уменьшению данной угрозы;

(2) Администрация железной дороги при выполнении установленных настоящим законом и другими законами функций соблюдает государственную политику в отрасли железнодорожного транспорта и национальную программу развития транспорта.

(3) Решения Администрации железной дороги могут быть обжалованы в суде в установленном законом и другими нормативными актами порядке.


Статья 32. Права и обязанности Администрации железной дороги

Администрация железной дороги:

1) правомочна требовать от управляющего железнодорожной инфраструктурой публичного пользования и перевозчиков необходимую ля выполнения своих функций информацию;

2) по согласованию с заинтересованными самоуправлениями и Министерством защиты среды и регионального развития представляет заключение о закрытии отдельных участков рельсового пути публичного пользования или рельсового пути (части третья и четвертая статьи 14).


Статья 33. Структура контроля и надзора за технической эксплуатацией железной дороги

(1) Контроль и надзор за технической экс­плуатацией железной дороги в Латвии осу­ществляет Техническая инспекция железной дороги.

(2) Техническая инспекция железной доро­ги является находящимся под надзором Ми­нистерства сообщении учреждением госу­дарстве управления, действующим в соответствии с настоящим законом и утвержденным Кабинетом министров положением.

(3) Главными функциями Технической ин­спекции железной дороги являются:

1) контролировать исполнение требова­ний, установленных принятыми но вопросам эксплуатации железной дороги и ее безопас­ности законами и другими нормативными ак­тами;

2) контролировать системы гражданской обороны железной дороги, готовность и дея­тельность системы предотвращения чрезвы­чайных (аварийных) ситуаций и ликвидации последствии аварии;

3) расследовать аварии поездов и маневро­вых работ и случаи нарушения и участвовать в расследовании имевших место на железной дороге несчастных случаев;

4) контролировать организацию и проведе­ние работ по устранению последствий аварий подвижного состава;

5) контролировать сдачу в эксплуатацию новых или реконструированных объектов же­лезнодорожной инфраструктуры и проверять их соответствие требованиям Правил техни­ческой эксплуатации железной дороги и пра­вил охраны труда.

(4) Техническая инспекция железной доро­ги в пределах своей компетенции право­мочна:

1) проверять соблюдение Правил техничес­кой эксплуатации железной дороги независимо от того, кому принадлежит проверяемый объект;

2) на время прекращать движение поездов, снижать скорость движения и запрещать экс­плуатацию технических средств при наличии угрозы для жизни или здоровья людей, безо­пасности движения или среды;

3) до полного устранения недостатков запре­щать использование подвижного состава и рельсовых путей, если их использование может угрожать или угрожает жизни или здоровью людей, безопасности движения или среде;

4) давать обязывающие указания о соблюдении Правил технической эксплуата­ции железной дороги всем юридическим и фи­зическим лицам, действующим в системе же­лезной дороги:

5) проверять соответствие железнодорож­ных специалистов отдельных категорий ква­лификационным требованиям.

(5) Техническая инспекция железной доро­ги финансируется из фонда железнодорожной инфраструктуры.




Раздел VI


Лицензия и сертификат на­дежности перевозчика


Статья 34. Лицензия перевозчика


(1) Специальное разрешение на осуществле­ние железнодорожных перевозок (далее – ли­цензия перевозчика) правомочны получать предприятия (предпринимательские общества), способные обеспечить, необходимые для осуществления железнодорожных перевозок основные условия, а также участие соответствующих железнодорожных специалистов.

(2) Лицензия перевозчика удостоверяет право перевозчика заниматься указанным в ней видом предпринимательской деятельности. Лицензия перевозчика, выданная на осуществление железнодорожных перевозок, не дает права доступа к железнодорожной инфраструктуре.

(3) Лицензия перевозчика без дискриминации и с соблюдением принципа равенства предоставляется предприятию (предпринима-тельскому обществу), представившему заявку на получение лицензии перевозчика (далее – претендент) и имеющему безупречную репутацию и стабильное финансовое положение, с проверкой с данной целью:

1) достаточности финансовых ресурсов;

2) планов деятельности и руководства;

3) прежней деятельности, профессионального соответствия и опыта.

(4) Претендент обязан доказать свое про­фессиональное соответствие, указав на то, что:

1) работники обладают необходимыми зна­ниями и опытом, чтобы гарантировать безо­пасное руководство указанной в лицензии пе­ревозчика деятельностью;

2) имеет соответствующим образом подго­товленных и квалифицированных железнодо­рожных специалистов, которые способны га­рантировать надежность оказываемых услуг и их качество на высоком уровне;

3) используемый подвижной состав, осо­бенно средства тяги, является надежным.

(5) Репутация претендента соответствует требованиям хорошей репутации, если:

1) данный претендент вступившим в закон­ную силу приговором не признан неплатежес­пособным;

2) руководящие должностные лица пред­принимателя не имеют уголовно-правовой су­димости;

3) руководящие должностные лица пред­принимателя не наказывались в администра­тивном порядке за нарушения в предпринима­тельской деятельности;

4) претендент не нарушал трудовое законо­дательство и налоговое законодательство.

(6) Порядок выдачи и аннулирования ли­цензии перевозчика устанавливает Кабинет министров. Кабинет министров может выдви­нуть дополнительные условия предоставле­ния лицензии перевозчика.

(7) Лицензию перевозчика выдает Адми­нистрация железной дороги после уплаты государственной пошлины, величину которой устанавливает Кабинет министров. Получен­ная за выдачу лицензии перевозчика государственная пошлина перечисляется в государственный бюджет.

(8) Лицензия перевозчика выдается на пять лет. Если получатель лицензии выполняет обязательства, предусмотренные настоящим законом, и соответствует указанным в лицен­зии условиям, лицензия после истечения сро­ка ее действия продлевается путем ее перере­гистрации.

(9) При наличии сомнений в соответствии перевозчика положениям настоящего закона н условиям выданной лицензии перевозчика Администрация железной дороги в любое вре­мя правомочна проверить данное соот­ветствие.

Статья 35. Сертификат надежности


(1) Для получения права доступа к желез­нодорожной инфраструктуре перевозчик пе­ред началом перевозок обязан получить сертификат надежности, на основании заключения Технической инспекции желез­ной дороги выдаваемый управляющим желез­нодорожной инфраструктурой.

(2) Сертификат надежности выдается перевозчикам, которые соответствуют тем требованиям в сфере надежности, которые относятся к персоналу перевозчика, используемому подвижному составу и внутренней структуре предприятия.

(3) Порядок выдачи, приостановления или аннулирования сертификатов надежности, а также соответствующие критерии устанавливает Кабинет министров.


Раздел VII

Безопасность движения

Статья 36. Обязывающая сила Правил технической эксплуатации железной дороги

Предприятия (предпринимательские общества), а также другие вовлеченные в деятельность железной дороги юридические и фи­зические лица обязаны обеспечивать соблюдение Правил технической эксплуата-ции железной дороги и гарантировать безо­пасность движения.



Статья 37. Железнодорожный специа­лист


(1) Чтобы гарантировать надежную экс­плуатацию железной дороги и безопасность движения, всем вовлеченным в деятельность железной дороги железнодорожным специа­листам необходимы достаточно обширные и глубокие знания о соответствующей выполне­нию работы организации труда и Правилах технической эксплуатации железной дороги.

(2) Выдвигаемые к железнодорожным спе­циалистам квалифика-ционные требования, порядок присвоения квалификации и порядок выдачи, продления и аннулирования удостове­рения железнодорожного специалиста, требо­вания к лицам, осуществляющим подготовку специалистов, а также программы обучения и списки технических средств устанавливает министр сообщения.

(3) Кабинет министров устанавливает спи­сок медицинских противопоказаний, запре­щающих получение квалификации железно-дорожного специалиста ни выполнение данных обязанностей.

(4) Железнодорожной специалист несет дисциплинарную ответственность в установ­ленном законами и другими нормативными актами порядке.



Статья 38. Зона повышенной опас­ности

(1) Территория, на которой происходит движение поездов, осуществляются маневры, погрузочно-разгрузочные работы, является зоной повышенной опасности.

(2) В зоне повышенной опасности, за исключением особо указанных мест (перехо­ды, переезды, перроны и т.п.), разрешается находиться исключительно работникам же­лезной дороги, выполняющим свои трудовые обязанности.

Статья 39. Охрана объектов железной дороги


(1) Охрану находящихся в собственности или владении юридических или физических лиц объектов железной дороги, в том числе во время выполнения перевозок, организует их собственник.

(2) Объектами железной дорога являются грузы и другие ценности, территория, строе­ния, сооружения, помещения, подвижной сос­тав и оборудование железнодорожного пред­приятия (предпринимательского общества).

(3) Охрана объектов инфраструктуры госу­дарственной железнодорожной инфраструк­туры публичного пользования является обязательной.

(4) Лица, охраняющие железнодорожные объекты, имеют форменную одежду, знаки различия и удостоверения.

(5) Лица, охраняющие железнодорожные объекты, имеют право:

1) требовать от лиц прекращения правона­рушений и соблюдения установленного на ох­раняемом объекте порядка;

2) задерживать и незамедлительно передавать полиции правонарушителя или лицо, незаконно проникшее на охраняемый объект;

3) проверять пропуска иди иные удостоверяющие личность документы, необходимые в соответствии с инструкциями по охране, соблюдение которых контролирует лицо, охраняющее железнодорожный объект;

4) проверять на пропускных пунктах охраняемого объекта транспорт и груз.

(6) В случае совершения правонарушения, связанного с угрозой охраняемому объекту или иному имуществу, нарушением порядка движения или правил безопасности, что вызывает реальную угрозу для жизни иди здоровья человека, охраняемого объекты или лиц, охраняющих железнодорожные объекты, железнодорожные специалисты имеют право требовать от лица прекращения правонарушений и соблюдения установленного на охраняемом объекте порядка, а в случае неподчинения не­замедлительно доставить нарушителя в поме­щение полиции для установления его личнос­ти и составления протокола.




Статья 40. Расследование происшес­твий при железнодорожном сообщении

(1) Происшествием при железнодорожном сообщении является происшедший при желез­нодорожном сообщении несчастный случай с участием не менее одного железнодорожного транспортного средства, в результате чего погиб человек или ему нанесены телесные пов­реждения, или причинен ущерб юридическо­му или физическому лицу или среде.

(2) Порядок расследования имевших место на территории Латвии происшествий при же­лезнодорожном сообщении устанавливает Ка­бинет министров.
Статья 41. Действия при чрезвычай­ных ситуациях на железной дороге

(1) Юридические и физические лица, дея­тельность которых связана с эксплуатацией железной дороги в чрезвычайных ситуациях, действуют в соответствии с Законом «О граж­данской обороне», другими нормативными ак­тами и установленным министром сообщения порядком.

(2) Управляющий железнодорожной ин­фраструктурой и перевозчик обязаны неза­медлительно ликвидировать последствия ава­рий в случаях, когда аварии возникли в резуль­тате эксплуатации железной дороги.

Статья 42. Международные договоры


Перевозчики и управляющие железнодо­рожной инфраструктурой имеют право пред­ставлять себя и заключать договоры с между­народными железнодорожными организация­ми, зарубежными предприятиями (предприни­мательскими обществами) и их объединениями.

Правила перехода

  1. Статьи 10, 30, 31, 32, 33 и 34 применяются с 1 января 1999 года.

  2. Требование о получении лицензии пере­возчика (статья 34) до
    1 марта 1999 года не распространяется на предприятия (предпри­нимательские общества), которые в соответствии с уставом до дня принятия настояще­го закона фактически начали железнодорож­ные перевозки.

  3. До издания правил КМ при исполнении настоящего закона применяются действующие нормативные акты, насколько они не противоречат настоящему закону.

  4. До 1 июля 1999 года КМ создает Техни­ческую инспекцию железной дороги.

Закон вступает в действие 1 ноября 1998 года.

Закон принят Саэймом 1 апреля 1998 года.


Президент страны Г. Улманис

Рига, 17 апреля 1998 года