страница1/5
Дата21.07.2019
Размер0.94 Mb.
ТипСамостоятельная работа

Российская государственная академия физической культуры


  1   2   3   4   5


РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра теории и методики футбола

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФУТБОЛА

Учебная программа

по направлению 52.19.00

«Физическая культура» (для бакалавров и магистров)

Москва-2001

Утверждена на заседании кафедры теории и методики футбола «___»____________200__г. Протокол №________.

Рекомендована к изданию учебно-методическим советом РГАФК «___»____________200__г. Протокол №________.


Теория и методика футбола. Учебная программа. По направлению 52.19.00 «Физическая культура» (для бакалавров и магистров). Составили: Лексаков А.В,, Земляной В.Н., Смирнов Г.А. – Москва, РГАФК, 2001г.

Составители: к.п.н., доцент Лексаков А.В., з.т.р. Земляной В.Н., к.п.н., доцент Смирнов Г.А.

Содержание


Введение…………………………………………………………………………………………

Тематический план курса………………………………………………………………………

Самостоятельная работа студентов по годам обучения……………………………………...

Программный материал 1 года………………………………………………………………...

Содержание учебного материала………………………………………………………………

Зачетные требования……………………………………………………………………………

Программный материал 2 года…………………………………………………………………

Содержание учебного материала………………………………………………………………

Зачетные требования…………………………………………………………………………..

Программный материал 3 года…………………………………………………………………

Содержание учебного материала………………………………………………………………

Зачетные требования……………………………………………………………………………

Программный материал 4 года………………………………………………………………...

Содержание учебного материала………………………………………………………………

Зачетные требования……………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ


Программа предназначена для подготовки студентов институтов физической культуры, готовящих бакалавров физической культуры.

Подготовка бакалавров проводится в течение 4 лет (8 семестров).

Учебные занятия проводятся в форме лекций, методических и практических занятий, учебной практики, семинарских занятий.

На лекциях сообщаются основные теоретические сведения по истории развития футбола, технике, тактике, системе подготовки начинающих спортсменов и спортсменов высших спортивных разрядов, по методике научно-исследовательской работы, организации и проведению соревнований, учебно-тренировочных сборов по футболу и др.

На методических занятиях разбираются вопросы, касающиеся техники и методики начального обучения и тренировки в условиях, приближенных к практическим занятиям.

На практических занятиях студенты изучают и совершенствуют технику и тактику футбола, овладевают методикой обучения и тренировки.

Учебная практика проводится в целях формирования у студентов необходимых для самостоятельной работы профессионально-педагогических умений и навыков. Эти умения и навыки закрепляются в процессе педагогической практики в школе и организационно-тренерской практики в ДЮСШ, ДСО и ведомствах, а также в районных, городских, республиканских комитетах по физической культуре и спорту. Студенты выполняют задания по составлению учебной документации, проводят уроки и тренировочные занятия, участвуют в организации и проведении соревнований, занимаются воспитательной работы со спортсменами.

На семинарских занятиях проверяются знания материала лекционного курса, методических и практических занятий, учебной практики, оценивается самостоятельная работа студентов, контролируется их успеваемость. На этих занятиях студенты выступают с докладами, сообщениями. Часть семинарского занятия может отводиться для выполнения контрольных работ с целью проверки и оценки знаний студентов по определенной тематике.

В самостоятельную работу студентов входит: изучение рекомендуемой литературы, реферирование литературных источников, составление планов-коспектов уроков, планов тренировочных занятий, заполнение и анализ дневника тренировки и индивидуальных планов, проведение педагогических наблюдений и их регистрация, методическая и научно-исследовательская работа по избранной теме выпускной квалификационной работы, подготовка к педагогической и тренерской практике.

Повышение физкультурно-педагогического совершенствования студентов осуществляется на факультативных занятиях в течение всего периода обучения. На этих занятиях студенты совершенствуют свою спортивную подготовку и приобретают знания, умения и навыки, необходимые тренеру, судье. Участие в соревнованиях рассматривается как обязательная часть учебной работы студентов.

Одним из обязательных разделов учебно-воспитательной работы в институте является обслуживание учебно-тренировочных занятий самими студентами: подготовка мест занятий, инвентаря, методических пособий. Этот один из важных методов трудового воспитания и профессионально-педагогической подготовки студентов.

Курсовые работы выполняются студентами в 6-ом семестре.

Учет успеваемости студентов ведется в форме текущих зачетов по пройденным темам, а также зачетов и экзаменов в сроки, предусмотренные учебным планом. Зачет выставляется за знание пройденных разделов теоретического курса, овладение техникой и методикой преподавания, выполнения установленных требований по спортивной подготовке и учебной практике.

Тематический план курса «Теория и методика футбола»





Наименование разделов и тем курса

Кол-во часов по годам обучения

Всего

Самостоятельная

работа


1

год


2

год


3

год


4

год


1. Футбол в системе физического воспитания.

14

2

2

2

18

16

1.1 Введение в специальность

2

-

-

-

2

-

1.2. Система подготовки футболистов в различных звеньях физкультурного движения

2

-

-

-

2

-

1.3. История возникновения и развития игры

-

-

-

-

-

6

1.4. Актуальные вопросы оценки футбола (итоги спортивного года)

2

2

2

2

8

-

1.5. Организация, проведение соревнований и методика судейства.

8

-

-

-

6

10

2. Спортивно-массовая работа по футболу

26

20

-

-

46

-

2.1. Футбол как средство физического воспитания населения.

2

-

-

-

2

-

2.2. Проведение занятий с различным контингентом:

а) по месту жительства

б) в оздоровительных лагерях

в) в коллективах физической

культуры

г) в общеобразовательных школах и

ПТУ

д) в ВУЗах и техникумах



14

10


-
-

-


-

-


8
10

2


-

-


-
-

-


-

-


-
-

-


14

10


8
10

2


-

-


-
-

-


3. Содержание тренировочной и игровой деятельности

22

30

4




50

24

3.1. Содержание двигательной и игровой деятельности.

2

-

-

-

2

-

3.2. Техника игры.

8

24

-

-

2

8

3.3. Тактика игры.

6

6

4

-

16

12

3.4. Физические качества.

4

-

-

-

4

4

3.5. Психические качества.

2

-

-

-

2

-

4. Виды подготовки футболистов

116

106

132

140

500

120

4.1. Основы методики обучения и совершенствования.

116

6

6

-

134

40

4.2. Техническая подготовка

-

30

42

36

108

30

4.3. Тактическая подготовка

-

26

38

46

110

36

4.4. Физическая подготовка

-

30

34

32

96

30

4.5. Морально-волевая подготовка.

-

-

2

-

2

-

4.6. Применение технических средств при обучении и совершенствовании

-


14


-


-


14


16


4.7.Система отбора

-

-

6

-

6

14

4.8. Построение учебно-тренировочного процесса в многолетней подготовке:

а) группы начальной подготовки

б) учебно-тренировочные группы

в) группы спортивного совершенствования

г) команд высших разрядов и сборных команд









4

4


4
8

4

4


4
8

4

4


4
4

4.9. Организация и проведение сборов.










2

2

4

4.10. Воспитательная работа.







4




4




4.11. Организация восстановительных мероприятий.










2

2

4

4.12. Материально-технические и научно-методическое обеспечение.










2

2




5. Управление подготовкой футболистов.







20

8

28

16

5.1. Педагогическая и психологическая характеристика деятельности тренера.






4




4





5.2. Общие основы теории управления







2




2




5.3. Моделирование спортивной деятельности.







2




2




5.4. Планирование процесса подготовки






6

4

10

10


5.5. Контроль и учет процесса подготовки






6

4

10

6


6. НИР и УИРС

2

4

4

4

16

36

6.1. Задачи и организация НИР в футболе.

2










2





6.2. Характеристика основных направлений научных исследований в футболе




4








6





6.3. Методика исследований.







4




4

16

6.4. УИРС в курсовых и дипломных работах









4

4

20


ВСЕГО:

180

162

162

184

688

282



Самостоятельная работа студентов по годам обучения


Год обуч.
Разделы и темы

Кол.

часов


Изучение материала

Формы контроля

1.

Раздел 1. Футбол в системе физического воспитания

16










1.3. История возникновения и развития игры.

6

Изучение специальной литературы.

Представление рефератов.




1.5.Организация, проведение соревнований и методика судейства

10

Составление положения о соревнованиях и различных вариантах их проведения.

Индивидуальные беседы.




Раздел 3. Содержание тренировочной и игровой деятельности.

12










3.2. Техника игры.

4

Подбор средств проведения занятий.

Проверка и методический разбор конспектов.




3.3. Тактика игры

4

Подбор средств проведения занятий.

Проверка и методический разбор конспектов.




3.4. Физические качества.

4

Подбор средств проведения занятий.

Проверка и методический разбор конспектов.




Раздел 4.

Виды подготовки футболистов.



10










4.1. Основы методики обучения и совершенствования.

10

Изучение литературных источников.

Проверка конспектов.

2.

Раздел 4.

Виды подготовки футболистов.



84










4.1. Основы методики обучения и совершенствования

18

Изучение литературных источников.

Проверка конспектов.




4.2. Техническая подготовка.

20

Подбор средств проведения занятий.

Проверка и методический разбор конспектов.




4.3. Тактическая подготовка.

10

Подбор средств проведения занятий.

Проверка и методический разбор конспектов.




4.4. Физическая подготовка.

20

Подбор средств проведения занятий.

Проверка и метод. разбор конспектов




4.6. Применение технических средств при обучении и совершенствовании.

16

Изучение литературных источников.

Проверка конспектов.

3.

Раздел 3. Содержание тренировочной и игровой деятельности.

18










3.3. Тактика игры.

18

Педагогические наблюдения за игровой деятельностью детско-юношеских команд.

Представление расчетно-графических работ.




Раздел 4. Виды подготовки

32










4.1. Основы методики обучения и совершенствования.

18

Изучение литературных источников.

Проверка конспектов.


4.7. Система отбора


14

Анализ литературных источников.

Индивидуальные беседы и проверка конспектов.






Раздел 5. Управление подготовкой футболистов.

10










5.4. Планирование процесса подготовки.

6

Составление различных документов планирования в ДЮСШ, СДЮШОР.

Проверка выполнения заданий.




5.5. Контроль и учет процесса подготовки.

4

Составление различных документов планирования в ДЮСШ, СДЮШОР.

Проверка выполнения заданий.




Раздел 4. НИР и УИРС.

16










6.3.Методики исследований.

16

Подбор и апробация методик исследования по теме курсовой.

Представление материала.




Раздел 4.

Виды подготовки


58











4.2. Техническая подготовка.

12

Анализ литературных источников.

Проверка конспектов.




4.3. Тактическая подготовка.

10

Анализ литературных источников

Проверка конспектов.




4.4.Физическая подготовка

12

Анализ литературных источников

Проверка конспектов.




4.8. Построение учебно-тренировочного процесса в многолетней подготовке: а) группы начальной подготовки.

4

Анализ литературных

источников



Проверка конспектов, индивидуальные беседы.




б) учебно-тренировочные группы

4

Анализ литературных источников

Проверка конспектов, индивидуальные беседы.




в) группы спортивного совершенствования

4

Анализ литературных источников

Проверка конспектов, индивидуальные беседы.




г) команд высших разрядов и спортивных команд.

4

Анализ литературных источников

Проверка конспектов, индивидуальные беседы.




4.9. Организация и проведение сборов

4

Практическое составление планов учебнотренировочных сборов.

Проверка выполнения заданий, индивидуальные беседы.




4.11. Организация восстановительных мероприятий.

4

Практическое составление планов учебно-тренировочных сборов.

Проверка выполнения заданий, индивидуальные беседы.




Раздел 5.

Управление подготовкой футболистов.



6










5.4. Планирование процесса подготовки

4

Составление различных документов планирования.

Проверка выполнения заданий.




5.5. Контроль и учет процесса подготовки.

2

Составление различных документов планирования.

Проверка выполнения заданий.




Раздел 6. НИР и УИРС.

20










6.4. УИРС в дипломных работах.

20

Работа над материалом выпускной квалификационной работы.

Представление работы к защите.

1 – 4

курсы


ВСЕГО:

282








Первый год обучения (1 и 2 семестры)

Наименование разделов и тем курса

Формы занятий и количество часов


Всего


Самостоят. Работа

Лекции
Семи-

нарские

Практи-

ческие

Учебная

практика

Раздел 1. Футбол в системе физического воспитания.

10
4







14

16

1.1. Введение в специальность.

2







2




1.2. Система подготовки футболистов в различных звеньях физкультурного движения.

2







2




1.3.История возникновения и развития игры













6

1.4. Актуальные вопросы оценки футбола (итоги спортивного сезона).

2







2




1.5. Организация, проведение соревнований и методика судейства.

4
4







8

10

Раздел 2. Спортивно-массовая работа по футболу

6
2

10

8

26




2.1. Футбол как средство физического воспитания населения

2







2




2.2. Проведения занятий с различным контингентом: а) по месту жительства

б) в оздоровительных лагерях





2
2

2





6
4



4
4

14
10






Раздел 3. Содержание тренировочной и игровой деятельности.

16
6







22

12

3.1.Содержание двигат-ой и игровой деятельности.

2







2




3.2. Техника игры.

4
4







8

4

3.3. Тактика игры

4
2







6

4

3.4. Физические качества

4







4

4

3.5. Психические качества.

2







2




Раздел 4. виды подготовки футболистов.

2
6

76

32

116

10

4.1. Основы методики обучения и совершенст-ия.

2
6

76

32

116

10

Раздел 6. НИР и УИРС

2







2




6.1. Задачи и организация НИР в футболе.

2







2




ВСЕГО:

36
18

86

40

180

38

РАЗДЕЛ 1. ФУТБОЛ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Тема 1. Введение в специальность.

Лекция.

Предмет, задачи и содержание курса, требования комплексной подготовки студентов. Программный материал по годам обучения.

Организация изучения курса по футболу.

Тема 1.2. Система подготовки футболистов в различных звеньях физкультурного движения.

Лекция.

Место футбола в системе физического воспитания. Задачи и значение футбола для различного контингента занимающихся. Функции футбола (оздоровительная, развивающая, воспитательная и т.д.) Футбол в Единой спортивной классификации. Система подготовки футболистов в стране (дети, юноши, спортсмены высших разрядов).


Тема 1.3. История возникновения и развития игры.
  1   2   3   4   5