Скачать 100.49 Kb.
Дата30.08.2019
Размер100.49 Kb.
ТипДоклад

Роль подвижной игры в развитии и воспитании детей



Доклад на тему:

«РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»



Воспитателя младшей группы: Салий Г.Ю.

31. 05. 2016г.
1. Значение подвижных игр для дошкольников.

Многие известные ученые, отмечали значимость подвижных игр для физического, умственного и личностного развития ребенка. Подвижные игры соответствуют внутренним потребностям детей дошкольного возраста в движениях, а так же создают оптимальную двигательную среду.

Подвижная игра – незаменимое средство физического воспитания ребен­ка, пополнения его знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирова­ние новых физических и познавательных умений.

В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает само­обладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Являясь важным средством физического воспитания, под­вижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровитель­ный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе; это способствует улучшению аппетита, укреплению нервной системы, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям. В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кро­вообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

2. Характеристика и этапы развития подвижной игры.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

- по возрасту (игры для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста);

- по степени подвижности ребенка в игре (игры с ма­лой, средней, большой подвижностью);

- по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д.);

- по содержанию (подвижные игры с пра­вилами и спортивные игры).

К подвижным играм с правилами относятся сю­жетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскет­бол, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры помогают детям закреплять свои знания и представления:

- о предметах и явлениях окружающего мира («Солнышко и дождик», «День-ночь», «Карусель», «По ровненькой дорожке» и другие);

- о повадках и особенностях движений животных и птиц, их криках («Перелёт птиц», «Птички и кошка», «Бездомный заяц», «Лошадки», «Кролики» и многие другие);

- о средствах передвижения и правилах движения транспорта, о звуках, издаваемых машинами («Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Самолёты»). Такие игры отражают в условной форме жиз­ненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы, он творчески воплощается в них, изображая животных, птиц, различные виды транспорта.



Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям дви­гательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Это такие игры, как: «Перебежки», «Ловишки»; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т.п.).

Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства, которое предполагает соблюде­ние ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыж­ками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Игры с элементами соревнования используются преимущественно, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Важными характеристиками подвижной игры являются:

- цель игры;

- содержание игры;

- правила игры;

- игровые роли.

В подвижной игре должна быть опреде­ленная цель. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой, выстраивать свое поведение согласно поставленной цели.



Содержание игры включает в себя движения, исполь­зуемые в игре, которые предварительно усваиваются ребенком в система­тических упражнениях.

Важной характеристикой игры являются игровые правила. Содержание и правила игры должны усложняться постепенно. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообраз­ных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку дей­ствия с более высокими требованиями, способствует сохра­нению у него интереса к игре. В ходе игры необходимо обращать внимание на выполнение ребен­ком правил.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выб­рать водящего и попросить затем объяснить, почему они пору­чают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим.

Этапы развития подвижной игры:


  1. Разучивание игры.

  2. Повторение подвижной игры.

  3. Усложнение подвижной игры.

Любая игра начинается с ее разучивания. Воспитатель объясняет детям игровую цель, правила игры, содержание игры (ход игры), распределяет игровые роли. Разучивание игры с детьми младшего дошкольного возраста отличается от разучивания игры с детьми старшего дошкольного возраста тем, что проводится на основе сюжетного рассказа с использованием атрибутов для игры. Оно основано на эмоциональных образах героев игры, которые позволяет вызвать у ребенка непосредственный интерес. В процессе разучивания используется эффект подражания ребенка движениям взрослых.

Следующим этапом развития игры является ее повторение, закрепление. На этом этапе происходит упражнение в основных движениях, тренировка движений. Более высоким уровнем развития игры считается усложнение правил, условий игры, игровых целей, а так же основных движений, используемых в игре. Игры с усложнением правил, целей и движений используются в основном с детьми старшего дошкольного возраста.

Разнообразие игр позволяет подбирать их с учётом возраста, видов движений, времени года, имеющегося оборудования.
3. Методика проведения подвижной игры с детьми дошкольного возраста.

Для проведения игр с детьми младшего дошкольного возраста необходимо создание правильной предметно-пространственной среды.

У детей велика потребность в движениях. Для удовлетворения их потребности в движении необходимы: горки, скамейки, лесенки и другие предметы. Должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т.д., играть в прятки, догонялки. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошколь­ного возраста носят сюжетный характер. Проводя сюжетную игру, мы используем образный рассказ, развивающий воображение детей. Рассказываем детям о собаке (игра «Лохматый пёс»), о медведе («У медведя во бору»), о курице и цыплятах (игра «Наседка и цыплята»), стараемся вызвать интерес детей к игровым образам, игровым ролям. Объясняем, как ходит, переваливаясь, медведь, как крадется кот или волк, как прыгают зайцы. Дети, как правило, с удовольствием повторяют за воспитателем показанные движения, входя в роль цыплят, мышат, воробышков, медведя. Сказочные игровые образы побуждают ребенка более старательно выполнять то, или иное движение.

При проведении сюжетных игр в младшей группе рекомендуются игры с текстом.

Важно научить ре­бенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Мы должны заинтересовать детей, дать образцы дви­жений, на протяжении всей игры поощрять детей, подсказывать им их действия. В младших группах роль водящего вначале выполняет сам воспитатель, он де­лает это эмоционально, образно; затем её можно поручить наиболее активному ребенку или ребёнку, более старшему по возрасту. В дальнейшем роль ведущего необходимо поручать всем детям по-очереди, в целях воспитания у дошкольников активности и самостоятельности. (Например: Вера Р. очень трудно входила в детский коллектив, сначала наблюдала за играми детей, участия в них не принимала, но постепенно стала присоединяться к детям в играх, а затем и выполнять несложные роли водящего: ловишка, «кот», «пёс»). Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы не испугать детей и чтобы у них не пропал интерес к игре.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей ме­няется. В этом возрасте усложняются взаимодействия детей в игре. Включаются игры с ловлей и увёртыванием («Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Птички и кошка» …). Мы учим и такие игры, в которых результаты зависят от согласованных действий двух или нескольких детей, умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересами ровесников («Найди себе пару», «Лошадки», «Цветные автомобили»). Это является примером того, что в подвижных играх возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, исход игры.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, усложняются условия проведения игры: увеличива­ется расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. И в этой группе мы также распределяем роли среди детей. Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней спра­виться. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет повторно привлечь к активным действиям.

Как и в младшей группе, во время сюжетных игр используется образный рассказ, применяются игры с рифмованным текстом. Дети очень любят игры, в которых есть стихи. Часто такой текст служит сигналом к действию. Но в играх со стихами есть и свой недостаток, над которым приходится работать – это недостаточная выдержка. Во время игры многие дети, выбранные на роль водящего, не дослушивают до конца рифмованный текст, который служит сигналом к ловле, и бегут ловить остальную группу детей раньше времени (Егор К., Дима К., Ульяна, Лера Б., Саша П.). А есть другие дети, которые наоборот, после прочитанного текста не спешат догонять убегающих (Вера Р., Полина Б., Света Б.). У одних детей, благодаря подвижным играм, мы воспитываем выдержку, умение внимательно дослушивать до конца текст; у других детей, наоборот, развиваем внимание и быстроту реакции.

Многих детей через игру мы приучаем играть с ровесниками. Некоторые дети не умеют играть в коллективе детей. Например, Али С., замкнутый, стеснительный ребёнок, он плохо владел русским языком, поэтому в начале пребывания в Центре редко общался и играл в коллективе детей, а во время подвижных игр он общался с ровесниками с удовольствием. Или Саша П. – очень конфликтный ребёнок, тоже не умеет дружно играть в коллективе детей, часто бывает агрессивным по отношению к детям, а во время подвижных игр мальчик старается выполнять правила, сопереживает ровесникам, «болеет» за них.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста ис­пользуются более сложные движения. Перед детьми ставится зада­ча мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, прояв­лять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.

Движения детей старшей группы отличаются большей коорди-нированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и не­сюжетными играми широко используются игры с элементами со­ревнования, которые вначале целесообразно вводить между не­сколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.

Однако подражатель­ность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

В старшем возрасте большинство детей хорошо владеют основными движениями, поэтому мы обращаем внимание на качество движений. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи.

С детьми старшего дошкольного возраста наряду с сюжетными и не­сюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. В старшем возрасте мы учим детей при выборе водящих использовать считалки.

Осуществляя поиск решения двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению пра­вил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит вос­питателю, но постепенно мы предоставляем детям самостоятельность - самим предлагать варианты игр. Варианты игр могут быть следующими: на пути играющих (убегающих или водящих) поставить преграды: «пенёчки», «мостики», «дорожки» («Лохматый пёс», «Зайцы и волк»…), увеличить расстояние для бега, прыжков, метания («Гуси-лебеди», «С кочки на кочку», «Охотники и зайцы»…), устроить дополнительные ворота («Кошка и мышка»…) и т. д. Как правило, в играх выделяется только одна роль ведущего, но играя со старшими детьми, можно вводить в игру 2-3 водящих - это тоже один из вариантов игр, в этих случаях детям приходится быть более внимательными и изворотливыми.

В работе с детьми используем игры рекомендованные программой «От рождения до школы». Все варианты игр и их усложнения отмечены в картотеке подвижных игр, которая составлена с учётом программы и возраста дошкольников.

Хочу подвести итог: подвижные игры укрепляют и оздоравливают организм детей, формируют навыки движений, воспитывают дружеские взаимоотношения, дисциплинированность, умение действовать в коллективе сверстников, развивают речь и обогащают словарь детей, доставляют детям радость. Вот те основные задачи, которые мы осуществляем при помощи разнообразных игровых заданий.