Скачать 27.28 Kb.
Дата25.08.2019
Размер27.28 Kb.
ТипУрок

Рекомендации по внедрению общей коррегирующей гимнастики в уроки физической культуры



ВАХРУШЕВА Л.А. (г. Барнаул, БГПУ)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОБЩЕЙ КОРРЕГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ В УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В настоящее время значительная часть школьников имеют различные отклонения здоровья, требующие их коррекции. Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает устранение или уменьшение имеющихся у ребенка нарушений. Эффективность применяемых коррекционных приемов возможна только при систематическом и раннем их использовании с учетом дифференцированного индивидуального подхода в зависимости от структуры нарушения развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии. Успех оздоровительно-коррекционной работы определяется не только дифференцированным подходом с учетом соматического, неврологического и психического состояния ребенка, но и его индивидуальных особенностей, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных возможностей организма, социальных условиях.

Государственная программа по физической культуре для общеобразовательной школы ставит одной из основных задач укрепление здоровья и гармоничное развитие детей. В то же время за последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями развития и патологией опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника, однако уроки физической культуры в школе проводятся по общей стандартной программе. Данные дети иногда неоправданно освобождаются от уроков физкультуры или определяются в специальную медицинскую группу. В то время, как они еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями, дети вообще не занимаются двигательной деятельность или недостаточно и нецеленаправленно. Восстановить уже нарушенную осанку на уроках физической культуры трудно и зачастую невозможно, но помочь в формировании правильной осанки и профилактике ее нарушений детям "формирующего" возраста можно. Для этого необходимо в каждый программный урок с учетом возраста ввести упражнения общей коррекции тренирующего характера, направленные на избирательное укрепление мышечной системы (создание "мышечного корсета"), закрепление навыков правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, симметричные упражнения в ответ на асимметричные, выполняемые по ходу программного урока, оптимальный двигательный режим. В процессе каждого занятия упражнения, несущие сильную нагрузку, чередуются с ограничением физиологической активности, достигаемым включением дыхательных упражнений.



В течение нескольких лет для различных программных уроков физической культуры мы апробировали методики с использованием общей коррегирующей гимнастики, направленные на формирование опорно-двигательного аппарата. Контрольная группа занималась по обычной школьной программе.

Результаты исследований показали, что у школьников опытной группы динамика анатомо-физиологических показателей существенно отличалась от показателей контрольной группы. Отмечались увеличение длины тела, показателей динамометрии, окружности грудной клетки. В опытной группе положительный эффект отмечен по истечении года занятий у 83 % детей с патологией позвоночника, в контрольной у 21 %. У 87 % детей в опытной группе отмечено формирование нормальных сводов стопы, в контрольной этот показатель составил 38 %, причем отмечался рост асимметричности опорно-двигательного аппарата при занятиях баскетболом, легкой атлетикой. С ростом тренированности у школьников опытной группы произошло укорочение периода восстановления функции кардио-респираторной системы. Разработанная нами и апробированная в различных регионах методика программного урока физической культуры с включением общей коррегирующей гимнастики для формирования осанки и профилактики ее нарушений у детей младшего возраста и подростков, оказывает положительные влияние на морфо-функциональное состояние организма ребенка. Систематические занятия по данной методике способствуют формированию красивой, пропорционально сложенной фигуры, развитию двигательной активности, мышечной выносливости, стабилизируют функциональные нарушения позвоночника.