страница1/4
Дата28.02.2018
Размер0.66 Mb.
ТипПрограмма

Рекомендации по профилактеке экзаменационного стресса


  1   2   3   4


ГОУ Дополнительного профессионального образования

« ИПКРО РА »

Методические рекомендации


Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

в период подготовки и сдачи экзамена.

Рытова О.А.,

методист по психологии.

г. Горно - Алтайск, 2006 г.


Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Характеристика экзаменационного стресса…………………………...............4
Стратегии работы с детьми групп риска
правополушарные дети…………….………………………………………….10

дети – синтетики…………………………………………………………….....11

аудиалы и кинестетики………………………………………………………..12

тревожные дети……………………………………………………..................13

неуверенные дети…………………………………………………...................13

дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации…...14

перфекционисты и «отличники»……………………………………………..15

астеничные дети……………………………………………………………….16

гипертимные дети……………………………………………………………..16

«застревающие» дети………………………………………………………….17


Практические рекомендации для родителей…………………………………18
Практические рекомендации детям, сдающим экзамен……………………..19
Программа психолого-педагогических мероприятий, направленных на

поддержку учащихся в период подготовки к экзаменам и на профилактику

экзаменационного стресса. Практические рекомендации для

классных руководителей и школьных психологов...........................................30
Заключение…………………………………………………………………….39
Приложение…………………………………………………………………...40

Введение
Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повсе­дневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслуши­ваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телеви­зоров; знаем, что к нему приводит обилие информа­ции. А что же это такое — стресс?

«Современный словарь по психологии» лаконично определяет стресс как состояние психического напря­жения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Емкое определение дают американские пси­хологи: «Негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в со­стоянии справиться с требованиями ситуации».

«Тибетская медицина,- пишет английский психотерапевт М. Джордж (1998), объясняет состояние стресса дисба­лансом трех жидкостей в организме. Страх вызывает повышение кровяного давления, тревога приводит к из­бытку желчи, усталость и депрессия — лимфы».

Знаменитый канадский исследователь Ганс Селъе рассматривал стресс как реакцию на изменение обсто­ятельств. В своем развитии стресс проходит опреде­ленные стадии, которые Селье объединял в три основ­ные группы. Первая (стадия тревоги) в преддверии сложной ситуации характеризуется общим возбужде­нием, мобилизацией имеющихся ресурсов. Сердце в такие моменты начинает биться чаще, интенсивнее по­ставляя в мышцы кровь, в которую для дополнительной энергии вбрасывается сахар. Пищеварение временно сдерживается. Может участиться мочеиспускание.

В состоянии «предстартовой готовности», как прави­ло, человек не может находиться долго, так как устает весь его организм.

По мере развития и продолжения стрессовой ситу­ации наступает вторая стадия — стадия сопротивления (резистентности), когда человек, адаптируясь к обсто­ятельствам, функционирует в оптимальном режиме. Эта стадия может продолжаться сравнительно долго. Од­нако способность организма приспосабливаться к стрессовой ситуации не безгранична.

По мере сокращения адаптационных ресурсов (если стресс слишком силен или продолжителен) наступает третья стадия — стадия истощения. Ее признаки начи­нают проявляться в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах. К эмоциональным признакам стресса относятся тревога, апатия, раздражительность, психическая усталость. К - поведенческим — уклонение от ответственности и взаимоотношений, экстремальное поведение, пренебрежение к себе. К соматиче­ским — ухудшение здоровья, истощение, чрезмерное употребление лекарств. Потеря возможности сопротив­ления приводит к заболеванию, возникновению психо­логической травмы.

Не следует считать, что стресс способна вызвать толь­ко вооруженная схватка, поражение в спортивном со­стязании или потеря ключей от дома. В повседневной жизни он чаще возникает из-за прессинга, психологи­ческого давления, действующего на человека в тече­ние определенного времени (дети — не исключение). Чаще всего это может быть вызвано необходимостью выполнить работу в фиксированные временные рамки («До конца урока осталось 15 минут, после звонка ра­боты не принимаю!»). На ребенка большое психологи­ческое давление часто оказывают взрослые: «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы...» Стремясь со­ответствовать их ожиданиям, ребенок находится в по­стоянном опасении оказаться неуспешным. До 40% всех факторов, ухудшающих условия суще­ствования детей, «на совести» школы. Стресс практи­чески стал основой школьного обучения. Эту проблему в последние годы признали, кажется, все — и педагоги, и родители, и психологи, и чиновники. По данным Ин­ститута возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоро­вья пограничного характера, а уже к концу первого клас­са их оказывается 60-70%. Ведущую роль в таком быс­тром ухудшении здоровья детей играет именно школь­ный стресс.

Как правило, обучающиеся не в состоянии осмыслить то об­стоятельство, что они переживают стресс. Об этом мо­гут сигнализировать их поведение, самочувствие, об­щий фон настроения. Взрослые часто не замечают по­добных «мелочей». Однако повседневный школьный стресс со временем превращается в настоящую про­блему и грозит разрушением здоровья, ухудшением ус­певаемости, нарушениями в поведении ребенка не только в стенах школы, но и вне их. Школа сегодня рас­полагает возможностью вести профилактическую ан­тистрессовую работу, привлекая к участию в ней родителей учащихся и специалистов других служб (например, мед.работников при проведении просветительской работы, валеологов и др.).
Характеристика экзаменационного стресса. Чрезвычайно большим напряжением организма школьников отмечен период подготовки и сдачи экзаменов. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушения режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость растущего организма. Среди факторов, связанных с экзаменационной деятельностью и являющихся вероятными причинами усиления эмоционального напряжения, можно указать такие, как необходимость уложить ответ в относительно жесткий лимит времени или система случайного выбора билетов, выделяющих отдельные разделы учебной дисциплины, что вносит элемент некоторой непредсказуемости результатов, и др.

В медицинской литературе существует точка зрения, что до 90% всех

заболеваний могут быть связаны со стрессом.

Экзаменационный стресс- это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором.

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. Для большинства учащихся экзамен своеобразная критическая ситуация, которая определяет их положение в школе и дальнейшую судьбу. Завышена эта оценка или нет, но остается фактом, что врачи и педагоги весьма часто сталкиваются с подростками, страдающими от избыточной стрессовой реактивности.

Эмоциональный стресс характеризуется различными нарушениями вегетативных функций: изменением электрического сопротивления кожи, артериального давления, сужением и расширением сосудов, изменением скорости, амплитуды и ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения, диаметра зрачка, секреции слюны; наблюдаются расстройства пищеварительной системы, изменяется электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, слюны, основной обмен. У школьников нередко отмечаются различные реакции на стрессовые ситуации, связанные с экзаменационными испытаниями, например, соматическое проявление депрессии и состояние тревоги. Особенно часто подростки жалуются на головную боль и желудочно-кишечные боли, у некоторых отмечается повышенное АД. Первичные изменения, происходящие в организме под воздействием экзаменационного стресса, порождают «застойные» эмоциональные возбуждения отрицательного характера, в первую очередь изменяют функцию ЦНС.

Стрессовые реакции на различные психосоциальные стимулы экзаменационной обстановка – не столько следствие самих раздражителей, сколько результат когнитивной интерпретации стимула, а также эмоционального возбуждения.

В большей части случаев экзаменационный стресс инициируется самим учащимся, так как именно он приписывает многим факторам экзаменационной ситуации стрессирующий характер. Он реагирует на школьные экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. Это зависит от таких параметров, как личностные особенности, социальный статус, социально-ролевое поведение учащегося и др. [/////]

В литературе имеются указания на предрасположенность некоторых людей к проявлению эмоционального стресса, а также на наличие индивидуальной склонности к проявлению определенных стрессовых эффектов. Так, например, молодые люди, сочетающие в своем характере черты тревожной мнительности с высоким чувством ответственности и положительным отношением к учебе в период экзаменационной подготовки часто обнаруживают тревожные и неврастенические расстройства. Низкая выносливость по отношению к экзаменационному стрессу отмечается также у лиц с неврозами и некоторыми формами психопатий

Исследования по воздействию экзаменационного стресса на организм и личность школьника, проведенные еще в 70-х гг. Мирошниковым М.П., Михайловым А.Н., Рожанец Р.В. и результаты этих исследований заставляют отнестись к ним с большим вниманием и использовать их при разработке психогигиенических мер борьбы с эмоциональным стрессом у школьников [/////]

Ребенок в любой обстановке находится под влиянием определенной суммы биологических и психосоциальных факторов окружающей среды. По мнению Исаева Д. Н., наряду с исследуемыми характеристиками, предшествующим опытом и ранними средовыми влияниями конечный результат воздействия на личность ученика эмоционального стресса определяется рядом взаимодействующих факторов; одни – предрасполагающие – облегчают возникновение стресса; другие - предупреждающие – могут воспрепятствовать этому [/////////].

На современном этапе развития общеобразовательной школы насущной необходимостью и непременной основой любых педагогических нововведений должно стать широкое распространение различных психогигиенических мероприятий, способных уменьшить отрицательную роль экзаменационного стресса.

Успешность деятельности учащихся в реальной экзаменационной обстановке во многом зависит от выраженности у них; таких личностных черт, как суммарная мотивация достижении и тревожности.

Особенности мотивации достижения, т. е. потребности ин­дивидуума в эффективном завершении деятельности, существенно сказываются на способности субъекта ставить перед собой значительные цели, прилагать необходимые усилия для их реализации, совершенствовать получаемые результаты, успеш­но адаптироваться к меняющимся условиям.

У школьника, сдающего устный экзамен и имеющего избы­точную мотивацию по сравнению с его возможностями, эмоция может выражаться в виде несвойственных ему и излишних вегетативных реакций: влажные руки, общее напряжение, за­трудненное пищеварение, возбужденность. Эти расстройства, «если они не слишком сильны, могут сочетаться с высокой ус­пешностью на экзамене. При более значительном уровне дезор­ганизации поведения экзаменующийся теряется, приходит в замешательство, нарушения охватывают самую психическую деятельность, обусловливая неясность мыслей, провалы памяти, вербальные затруднения. Вегетативные проявления стано­вятся еще более сильными: слезы, покраснение или побледнение и иногда даже обморок.

Тревожность, с одной стороны, представляет собой особен­ность, выражающуюся в тенденции к возникновению в неблаго­приятных ситуациях тревожных реакций, проявляющихся в ощу­щении внутренней напряженности, неопределенной угрозы, не­дифференцированных опасений, затрудняющих принятие реше­ний и в большей или меньшей степени дезорганизующих пове­дение. С другой стороны, тревожность или тревога рассматри­вается как состояние, возникающее в специфических стрессовых ситуациях.

При прочих равных условиях слишком большая или слиш­ком малая тревога ухудшает результативность деятельности. Существует оптимальный уровень тревожности, которую дол­жен испытывать индивидуум для достижения наилучших ре­зультатов.

У учащихся с высоким уровнем тревоги во время экзаме­нов происходит ослабление адаптационно-приспособительных механизмов, поэтому они представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезни.

Анализ влияния этих факторов на академическую успевае­мость и физиологические характеристики, отражающие уровень эмоциональной напряженности, позволяет считать, что повыше­ние суммарной мотивации и снижение уровня тревожности позволяет избежать неблагоприятных изменений функциональ­ного состояния организма учащихся при экзаменах.

Для снижения тревожности следует утверждать в школьни­ках уверенность в себе, в своих знаниях и способностях, при этом необходимо находить оптимальные пути для закрепления у них этих качеств. Уменьшению тревожности учащихся в экза­менационной обстановке способствует их предварительная подготовка, создание ситуаций, моделирующих экзаменационный стресс, и разучивание рациональных форм поведения в напряженных условиях. Для детей с высоким уровнем тревожности целесообразно снижать значимость экзаменационной оценки. И наконец, для многих школьников отличный психогигиениче­ский эффект могут оказать аутогенная тренировка или ее от­дельные компоненты, например, произвольная регуляция дыха­ния, мышечная релаксация и др.

Универсальным средством снижения эмоционального на­пряжения в период экзаменов являются высокая физическая активность и занятия спортом. Учащиеся, занимающиеся спор­том, характеризуются более совершенной адаптацией к экза­менационной обстановке, высокой работоспособностью и мини­мальным числом отрицательных сдвигов в функциональном со­стоянии организма, выявляемых после экзаменов.

При этом эмоциональные физические упражнения или спор­тивные игры, организованные непосредственно после экзаме­нов, могут явиться одним из средств снятия высокого психиче­ского напряжения школьников, С этой целью сразу же после экзаменов в школах целесообразно организовывать физкуль­турные праздники, спортивные игры и тренировки, так как физические упражнения являются эффективным методом оздо­ровительного «отреагирования» (утилизации) стресса. Одновременно с этим постоянное внимание врачей и педа­гогов должно быть обращено на пропаганду и организацию систематического физического воспитания школьников. Регу­лярные физические упражнения тренируют и улучшают функ­ционирование тех систем организма (сердечно-сосудистая, ды­хательная и др.), которые обычно подвергаются наибольшему напряжению вследствие стрессовой реакции. Такое улучшение функционального состояния этих систем помогает организму успешно противостоять интенсивному стрессу, представляя со­бой в некотором роде «преграду» патологическому воздействию чрезмерного стресса. Более того, определенные типы физи­ческих упражнений могут даже редуцировать действие психо­динамических факторов, либо предрасполагающих к чрезмерно­му стрессу (низкая самооценка, низкий порог фрустрации, неправильное представление об организме), либо способствующих его развитию (депрессия, тревога, враждебность).

Интенсивность нервно-эмоционального напряжения учащих­ся можно уменьшить и с помощью функциональной музыки, инструментальной и оркестровой. В исследованиях А. А. Ка­лашникова, В. С. Сауткина, Л. В. Косова (1982) перед экза­менами для успокоения проигрывали произведения, отличаю­щиеся ровным темпом, мягкие и мелодичные танцевальные и народные мотивы. После экзамена использовались бодрые и четкие ритмические эстрадные мелодии. Уровень звукового дав­ления транслируемой музыки находился в пределах 45—50 дБ, Как показали исследования, проведенные среди студентов, по­ложительно оценивали музыку перед сдачей экзаменов 73 из 189 опрошенных, а после экзаменов — 95,2%. Исследование ря­да показателей функционального состояния учащихся показа­ло, что применение функциональной музыки в день экзаменов снижает нервное эмоциональное напряжение, предупреждает признаки переутомления и сокращает период нормализации функционального состояния организма после экзамена.

Аналогичные результаты были получены и американскими исследователями. По их данным, под влиянием музыки умень­шается прирост частоты сердечных сокращений и АД во время экзаменов. При этом лучший результат давала классическая музыка по сравнению с джазо­вой.

Исследователи рекомендуют включать музыкальные переда­чи непосредственно во время экзаменов.

Гигиенические мероприятия по профилактике эмоционально­го напряжения едва ли будут иметь законченный вид, если оставить без внимания такой важный вопрос, как подготовка к экзаменам. В преддверии экзаменационного периода должны проводиться основные психогигиенические мероприятия, на­правленные на уменьшение экзаменационного стресса.

Во время подготовки к экзаменам "режим школьников не должен отходить от обычного распорядка дня, установившего­ся на протяжении учебного года.

Для повышения устойчивости к воздействию стрессовых факторов следует в период экзаменов обращать особое внима­ние на питание школьников. Рекомендуется хорошо сбаланси­рованный, разнообразный пищевой рацион с относительно вы­соким содержанием белка. В экзаменационный период целесообразно витаминизировать пищу, акцентируя внимание на ас­корбиновой кислоте и витаминах группы В.. В это время под­ростки должны получать необходимое количество кальция, так как в условиях стресса в организме может развиваться отрицательный кальциевый баланс.

Во время подготовки к экзаменам важно организовать и поддерживать активный двигательный режим. Однако спортив­ные занятия в этот период должны быть средней интенсивно­сти, чтобы не вызывать физического переутомления учащихся. В этом отношении показаны ежедневные 30-минутные спортив­ные игры, силовые упражнения и др.

При гигиеническом воспитании школьников существенное место должна занимать не только пропаганда оптимального распорядка, важности достаточно продолжительного сна и др., но и обучение рациональным способам снятия эмоционального напряжения.

В целях обеспечения своевременных и действенных профилактических мер необходимо выделение наиболее уязвимых по отношению к экзаменационному стрессу детей и проведение с ними комплекса упражнений профилактического характера и занятий, формирующих навыки управления стрессом. В работе по профилактике стрессовых состояний у выпускников школ желательно участие и педагогов, и родителей, и школьных психологов. Как показали исследования, наибольшая вероятность возникновения нервно-психических расстройств и обострение соматических заболеваний отмечается у школьников II и III групп здоровья. Для них экзамен представляет мощный стрессовый фактор, который в большинстве случаев сказывается отрицательным образом на состоянии здоровья и к работе с такими детьми желательно привлекать школьного медицинского работника.

В предложенных ниже методических рекомендациях даны стратегии и формы индивидуальной и групповой работы с обучающимися выпускных классов и их родителями в период подготовки и сдачи экзаменов. Использование данного материала предоставит возможность педагогам и школьным психологам научить старшеклассников планированию режима деятельности в период повышенных нагрузок, помочь им в овладении техниками профилактики и быстрого снятия стрессовых состояний, дать учащимся знания, позволяющие противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Данные методические рекомендации помогут школьным психологам, классным руководителям и воспитателям пришкольных интернатов обеспечить психолого–педагогическое сопровождение выпускников в период подготовки и сдачи экзаменов и сформировать у них навыки эффективного противостояния стрессовым воздействиям.

Опыт, который выпускники приобретут при выполнении предложенных упражнений и полученные ими знания о своих индивидуально-психологических особенностях, о правильной организации своего режима в период подготовки к экзаменам, а также о способах и приемах расширения своих возможностей в запоминании материала, помогут им справиться с воздействием стрессовых факторов в период подготовки и сдачи экзаменов.

В методических рекомендациях дается доступ­ный теоретический материал, который педагоги и школьные психологи смогут довести до сведения выпускников и их родителей, а также практические упражнения, помогающие старшеклассникам избавиться от стрессовых переживани­й. Стратегии работы с детьми групп риска

Своеобразие учебной деятельно­сти каждого ребенка связано с це­лым рядом его индивидуальных осо­бенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятель­ности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Наша классификация детей групп риска не претендует на научную полноту, она имеет исключительно прикладной характер. Мы предприняли попытку выделить те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче единого государственного экзаме­на, и предложили некоторые воз­можные пути оказания поддержки этим детям.

Безусловно, основная работа по психологической поддержке прово­дится на подготовительном этапе. Классный руководитель и психолог выделяют группы риска и совмест­но с родителями выпускников опре­деляют пути и способы психологиче­ской поддержки.

На этапе подготовки к экзаменам можно использовать различные формы психологической поддержки:


  • Групповые психологические занятия для различных категорий детей (например, для детей с труд­ностями организации деятельности, для аудиалов и кинестетиков). Цель этих занятий — выработка необхо­димых навыков. Очень важно, что­бы эти занятия носили дифференцированный характер, то есть, что­бы в них принимали участие не все дети класса, а дети, имеющие спе­цифические трудности.

  • Индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности в большей сте­пени имеют личностный характер (например, тревожные или перфекционисты).

  • Составление рекомендаций для детей и их родителей. Эта фор­ма работы особенно подходит в том случае, если имеющиеся трудности мало подвержены коррекционному воздействию (например, у астеничных или «застревающих» детей). Очень важно фиксировать эти реко­мендации в письменной форме, что­бы родители и дети могли их исполь­зовать в качестве памятки.

  • Индивидуальные консультации родителей выпускников.

Возможности психологической поддержки учеников непосред­ственно во время экзамена, безус­ловно, невелики, но все же оказать помощь выпускнику в процессе эк­замена вполне реально. Конечно, задача облегчается, если учитель знаком с детьми. Но даже если пе­дагог впервые встречает детей в ситуации экзамена, он может заме­тить некоторые наиболее явные за­труднения и оказать детям психоло­гическую поддержку.

В зависимости от сущности име­ющихся у детей затруднений можно выделить следующие группы риска.



ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, являет­ся левое полушарие, но у них зна­чительно повышена активность пра­вого полушария. У таких детей бо­гатое воображение, хорошо разви­тое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при не­обходимости мыслить логическими категориями.



Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзамена

Правополушарные дети могут ис­пытывать затруднения при необхо­димости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно от­влечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и тео­ретических построениях. Как прави­ло, они хорошо справляются с гума­нитарными предметами, испытывая сложности с предметами естествен­но-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкци­ями, фактами, требует умения ана­лизировать и сопоставлять различ­ные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути.


  1   2   3   4