страница1/12
Дата17.03.2018
Размер2.06 Mb.
ТипМетодические рекомендации

Рекомендации по приведению в соответствие мероприятий и планов реализации мероприятий образовательных учреждений требованиям федерального закона


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИВЕДЕНИЮ В СООТВЕТСТВИЕ

МЕРОПРИЯТИЙ И ПЛАНОВ РЕАЛИЗАЦИИ

МЕРОПРИЯТИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 261- ФЗ

Нижний Новгород

2011 г.

Содержание




Введение……………………………………………………………..

3

1.

Результаты анализа проведенных и запланированных самостоятельно учреждением мероприятий по энергосбережению………………………………………………….

6


2.

Анализ и классификация выявленных несоответствий планов реализации мероприятий в образовательных учреждениях требованиям Федерального Закона 261- ФЗ………………………

25


3.

Методические рекомендации по приведению в соответствие мероприятий и планов реализации мероприятий образовательных учреждений требованиям Федерального Закона 261- ФЗ………………………………………………………

37


4.

Библиотека решений по повышению энергоэффективности для всех типов учреждений по всем уровням системы образования Российской Федерации……………………………………………..


50


4.1. 

Перечень технических решений по повышению энергетической эффективности………………………………………………………

50


4.2. 

Описание технической сущности каждого решения с разработкой технических характеристик, оценкой необходимых затрат для внедрения, будущей экономии и сроков окупаемости


53


4.2.1. 

Описание технических решений по повышению энергетической эффективности для системы электроснабжения………………….

53


4.2.2. 

Описание технических решений по повышению энергетической эффективности для системы теплоснабжения……………………

109


4.2.3. 

Описание технических решений по повышению энергетической эффективности для систем ГВС и холодной воды……………….

213


4.2.4. 

Описание технических решений по повышению энергетической эффективности для системы топливоснабжения…………………

234


4.2.5. 

Перечень технических решений по повышению энергетической эффективности для системы автотранспорта……………………..

263


5.

Рекомендации по приведению объемов потребления энергоносителей и воды к сопоставимым условиям……………..

269


6.

Рекомендации по планированию финансового обеспечения мероприятий необходимых для выполнения требований Федерального Закона 261- ФЗ……………………………………

273



Введение

Одним из основных приоритетов внутренней политики России является повышение энергетической эффективности всех секторов экономики. Особенно это касается потребительского сектора рынка. В данном секторе экономики большую долю составляют государственные (бюджетные) учреждения (образования, здравоохранения, культуры, Минобороны, МЧС, МВД, ФСБ, юстиции, спортивные, административные и т.п.), энергопотребление которых составляет около 10% от топливно-энергетического баланса (ТЭБ) страны. Потенциал энергосбережения в этих учреждениях составляет 38% от существующего уровня потребления. Расходы на коммунальные услуги всех бюджетных учреждений в 2009 году превысили 300 млрд. рублей.

Среди государственных учреждений России крупными потребителями энергоресурсов являются образовательные учреждения (ОУ) (ВУЗы, техникумы, ПТУ, колледжи, лицеи, гимназии, школы, дошкольные учреждения и т.п.). Потребление энергоресурсов в наших ОУ на 1 м.2 площади в 2-4 раза выше, чем в странах Западной Европы, США и Канады.

Удельные затраты на коммунальные услуги в ОУ ежегодно возрастают на 25-30% и за период с 2002 по 2009 годы возросли на 1 м2 площади в 3,5 раз, а на одного учащегося в 3,1 раза. Определяющими в структуре затрат составляют затраты на теплоэнергию (до 70%), затем затраты на электроэнергию (до 40%), затраты на водопотребление и водоотведение достигают 20%.

Начавшийся с 2008 года процесс увеличения доли продажи топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по не регулируемым ценам может привести к еще большим затратам на коммунальные услуги.

Основные направления повышения эффективности использования энергоресурсов в государственных учреждениях определены в федеральном законе «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., а так же в Приказе Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 г. №61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Эти направления следующие:

а) проведение энергетических обследований зданий, строений и сооружений;

б) оснащение зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

в) сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений и сооружений, в том числе их ранжирование по удельному энергопотреблению и очередности проведения мероприятий по энергосбережению;

г) начиная с 1 января 2010 года обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребляемой бюджетным учреждением воды, дизельного или иного топлива, мазута, природного газа, тепловой и электрической энергии, угля в течении пяти лет не менее чем на 15% от объема фактического потребления в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением не менее чем на 3%;

д) разработка и реализация программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

г) разработка технико-экономических обоснований внедрения энергосберегающих мероприятий и проектов;

ж) заключение энергосервисных договоров и привлечение частных инвестиций для их реализации;

з) внедрение систем энергетического мониторинга.

Системы энергетического мониторинга являются основой для учета потребления энергоресурсов и создания механизмов стимулирования энергосбережения на объектах бюджетной сферы. Основные принципы организации системы мониторинга - это непрерывность пообъектного контроля и учет поступающей информации для дальнейшего планирования затрат на потребляемые энергоресурсы.

При создании системы мониторинга особое внимание должно уделяться таким важным составляющим, как: организация регулярных потоков информации и документооборота о потребляемых энергоресурсах отдельных учреждений, ее анализ и оценки. Должны учитываться как натуральные показатели потребления, так и денежные. Анализ собранных данных послужит основой для проведения оценки, в результате которой формируется оценка ОУ по эффективности использования энергоресурсов и расходования средств на оплату их потребления.

1. Результаты анализа проведенных и запланированных самостоятельно учреждением мероприятий по энергосбережению.

Системы электроснабжения.

В результате анализа энергосберегающих мероприятий в системах электроснабжения предложен следующий перечень энергосберегающих мероприятий:

1. Модернизация систем внутреннего и наружного освещения, применение энергосберегающего светотехнического оборудования и источников света нового поколения:

- применение современных энергоэффективных источников света (люминесцентные лампы, компактные люминесцентные лампы, дуговые натриевые и металлогалогенные лампы, светодиодные лампы);

- применение современных энергоэффективных светильников с зеркальной оптикой и высоким оптическим КПД;

- применение электронной пускорегулирующей аппаратуры (ЭПРА).

2. Установка устройств автоматического управления освещением:

- установка датчиков естественного света, присутствия людей;

- централизованного включение и выключение освещения в начале и конце недельных учебных занятий;

- секционное включение осветительных установок.

3. Организационно-технические мероприятия по оптимизации работы систем освещения:

- регулярная чистка светильников;

- более эффективное использование естественного освещения за счет мойки окон и окраски помещений в светлые тона;

- контроль отключения освещения в неиспользуемых помещениях:

4. Установка автоматического частотно-регулируемого электропривода для потребителей с переменной нагрузкой:

- системы вентиляции;

- насосы систем горячего и холодного водоснабжения;

- компрессоры.

5. Установка автоматизированной информационно-измерительной системы контроля и учета электрической энергии (АИИСКУЭ):

- организация пообъектного учета расхода электроэнергии;

- диспетчеризация потребления электроэнергии;

- оперативный контроль за потреблением электроэнергии, принятие оперативных решений по снижению потребления электроэнергии.

6. Внедрение мероприятий по улучшению параметров качества электроэнергии:

- применение устройств компенсации реактивной мощности, корректоров коэффициента мощности, фильтров высших гармоник и стабилизаторов напряжения с целью снижения потерь в электрической сети, повышения эффективности работы и увеличения срока службы электропотребляющего оборудования.

7. Оптимальный выбор современного электрооборудования с одновременным выводом из эксплуатации старого энергоёмкого:

- применение современного оборудования, имеющего более высокий КПД и оптимальные эксплуатационные характеристики.

8. Модернизация системы электроснабжения:

- замена изношенной электропроводки с алюминиевыми жилами на электропроводку с медными жилыми;

- замена устаревшего электрооборудования ВРУ, групповых (этажных) электрических щитов и автоматических выключателей.

9. Снижение условно-постоянных потерь в силовых трансформаторах:

- отключение недогруженных трансформаторов и перевод их нагрузки на другие трансформаторы;

- в рамках плановой замены выработавших ресурс трансформаторов замена недогруженных трансформаторов на трансформаторы меньшей мощности.


На рисунке 1.1 представлено ранжирование мероприятий по востребованности в образовательных учреждениях.

Рисунок 1.1 - Ранжирование энергосберегающих мероприятий в системах электроснабжения по востребованности


Наиболее востребованными являются следующие мероприятия:

- 1. Модернизация систем внутреннего и наружного освещения, применение энергосберегающего светотехнического оборудования и источников света нового поколения - 52%

- 5. Установка автоматизированной информационно-измерительной системы контроля и учета электрической энергии (АИИСКУЭ) - 27%

- 2. Установка устройств автоматического управления освещением - 23%

- 4. Установка автоматического частотно-регулируемого электропривода для потребителей с переменной нагрузкой - 14%

- 3. Организационно-технические мероприятия по оптимизации работы систем освещения - 11%

- Прочие мероприятия (6, 7, 8, 9) - 3% (в среднем)
На рисунке 1.2 представлено ранжирование мероприятий по индексу доходности.

Рисунок 1.2 - Ранжирование энергосберегающих мероприятий в системах электроснабжения по индексу доходности

Все предложенные мероприятия обладают положительным индексом доходности, что говорит об их эффективности.

Наибольшим индексом доходности обладают мероприятия

- 5. Установка автоматизированной информационно-измерительной системы контроля и учета электрической энергии (АИИСКУЭ) - 2,26

- 1. Модернизация систем внутреннего и наружного освещения, применение энергосберегающего светотехнического оборудования и источников света нового поколения - 1,29

- 7. Оптимальный выбор современного электрооборудования с одновременным выводом из эксплуатации старого энергоёмкого - 1,27

- 2. Установка устройств автоматического управления освещением - 1,12

- 4. Установка автоматического частотно-регулируемого электропривода для потребителей с переменной нагрузкой - 0,91

Наименьшим индексом доходности обладают мероприятия:

- 6. Внедрение мероприятий по улучшению параметров качества электроэнергии - 0,21

- 8. Модернизация системы электроснабжения - 0,14

Данные мероприятия направлены на замену устаревшего и физически изношенного оборудования систем энергоснабжения и потребителей энергоресурсов, и обеспечение нормативных показателей качества электроэнергии в электрической сети. Эти мероприятия относятся к высокозатратным, и имеют большой срок окупаемости. Однако реализация данных мероприятий необходима с технической точки зрения, т. к. кроме экономического эффекта они позволяют повысить надежность и безопасность функционирования систем снабжения и потребления энергоресурсов.

Мероприятия "3. Организационно-технические мероприятия по оптимизации работы систем освещения" и "9. Снижение условно-постоянных потерь в силовых трансформаторах" относятся к организационно-техническим беззатратным мероприятиям.


Системы теплоснабжения.

По результатам анализа систем теплоснабжения образовательных учреждений предложен следующий перечень энергосберегающих мероприятий:

1. Реконструкция ограждающих конструкций зданий:

- замена устаревшего физически изношенного остекления на современные пластиковые стеклопакеты;

- дополнительное утепление фасадов и кровли зданий;

2. Установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП):

- исключение перетопа зданий в осенне-весенний период;

- компенсация инертности источника тепла в моменты изменения температуры наружного воздуха;

- автоматический учет теплопоступлений от солнечной радиации и внутренних тепловыделений;

- возможность автоматического снижения температуры внутри здания в нерабочее время (в ночное время, в выходные и праздничные дни);

- автоматическое регулирование температуры в системах горячего водоснабжения;

- автоматическое отключение калориферов вентсистем при останове вентиляторов.

3. Установка приборов учета тепловой энергии:

- уход от оплаты по расчетным нагрузкам, оплата за фактически потребленную теплоэнергию;

- получение финансовой экономии от реализации энергосберегающих мероприятий в системах теплоснабжения;

- контроль за потреблением теплоэнергии, принятие оперативных решений по снижению потребления теплоэнергии.

4. Реконструкция теплоизоляции тепловых сетей:

- ремонт и восстановление теплоизоляции тепловых сетей в соответствии с современными нормами.

5. Снижение тепловых потерь зданий, повышение эффективности отопительных систем:

- установка теплоотражающих панелей за радиаторами отопления;

- демонтаж или повышение эффективности декоративных ограждений радиаторов отопления;

- установка уплотнителей в оконных переплетах и дверных блоках;

- применение "тепловых зеркал" для окон.

6. Замена изношенного оборудования систем теплоснабжения:

- замена изношенной запорно-регулировочной арматуры;

- замена изношенных трубопроводов;

- замена изношенных и устаревших отопительных приборов.

7. Установка термостатических клапанов на радиаторах отопления:

- исключение избыточного поступления теплоты в помещения за счет местного регулирования теплопотребления.

8. Установка балансировочных клапанов на стояки отопления:

- стабилизация гидравлического режима системы отопления.

9. Применение установок лучистого инфракрасного обогрева:

- снижение теплопотребления в помещениях большого объема.

10. Тепло-гидравлический расчет и наладка тепловых сетей:

- оптимизация режимов работы тепловых сетей.

11. Проведение гидрохимической промывки отопительных систем:

- повышение эффективности работы систем отопления.

12. Тепловизионный контроль ограждающих конструкций зданий, тепловых сетей, приборов отопления, бойлеров ГВС и др. элементов систем теплоснабжения:

- выявление и своевременное устранение сверхнормативных потерь тепловой энергии

13. Внедрение системы "Дежурного отопления"

- снижение тепловой нагрузки отопления в ночные часы и выходные дни за счет корректировки температурного графика на котельных.

На рисунке 1.3 представлено ранжирование мероприятий по востребованности в образовательных учреждениях.


Рисунок 1.3 - Ранжирование энергосберегающих мероприятий в системах теплоснабжения по востребованности


Наиболее востребованными являются следующие мероприятия:

- 2. Установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) - 45%;

- 1. Реконструкция ограждающих конструкций зданий - 36%;

- 3. Установка приборов учета тепловой энергии - 20%;

- 5. Снижение тепловых потерь зданий, повышение эффективности отопительных систем - 16%;

- 6. Замена изношенного оборудования систем теплоснабжения - 8%;

- 13. Внедрение системы "Дежурного отопления" - 8%;

- Прочие мероприятия (7, 8, 9, 10, 11, 12) - 3% (в среднем);


На рисунке 1.4 представлено ранжирование мероприятий по индексу доходности.

Рисунок 1.4 - Ранжирование энергосберегающих мероприятий в системах теплоснабжения по индексу доходности


Большинство предложенных мероприятий обладают положительным индексом доходности, что говорит об их эффективности.

Наибольшим индексом доходности обладают мероприятия

- 8. Установка балансировочных клапанов на стояки отопления - 9,17

- 3. Установка приборов учета тепловой энергии - 4,80

- 10. Тепло-гидравлический расчет и наладка тепловых сетей - 4,27

- 12. Тепловизионный контроль ограждающих конструкций зданий, тепловых сетей, приборов отопления, бойлеров ГВС и др. элементов систем теплоснабжения - 4,20

- 7. Установка термостатических клапанов на радиаторах отопления - 3,65

- 5. Снижение тепловых потерь зданий, повышение эффективности отопительных систем - 2,73%

- Прочие мероприятия (2, 4, 6, 9, 11) - 0,94 - 0,3

Мероприятия группы "1. Реконструкция ограждающих конструкций зданий" обладают значительным сроком окупаемости (более 10 лет) и отрицательным индексом доходности (-0,42). Данные мероприятия являются высокозатратными и предполагают капитальный ремонт ограждающих конструкций зданий с заменой ветхих изношенных оконных блоков, утепление ограждающих конструкций с целью приведения тепловых потерь зданий к современным нормам. Мероприятия данной группы являются долгосрочными, поэтому вложение средств в данные проекты представляется технически целесообразным и необходимым.

Мероприятия группы "13. Организационно-технические мероприятия по оптимизации работы систем освещения" относятся к организационно-техническим беззатратным мероприятиям.
Системы ГВС и холодной воды.

По результатам анализа систем ГВС и холодной воды образовательных учреждений предложен следующий перечень энергосберегающих мероприятий:

1. Применение современной энергоэффективной санитарно-технической арматуры

- установка экономичной водоразборной арматуры;

- установка автоматической запорной арматуры с сенсорным или таймерным управлением.

2. Ремонт водопроводных сетей и запорной арматуры:

- замена изношенной запорно-регулировочной арматуры;

- замена изношенных трубопроводов;

3. Установка приборов учета холодной воды:

- уход от оплаты по расчетным нагрузкам, оплата за фактическое потребление воды;

- получение финансовой экономии от реализации энергосберегающих мероприятий в системах водоснабжения;

- контроль за потреблением воды, принятие оперативных решений по снижению потребления и исключению утечек воды.

На рисунке 1.5 представлено ранжирование мероприятий по востребованности в образовательных учреждениях.

Рисунок 1.5 - Ранжирование энергосберегающих мероприятий в системах водоснабжения по востребованности


По востребованности энергосберегающие мероприятия в системах водоснабжения ранжируются следующим образом:

- 3. Установка приборов учета холодной воды – 10%;

- 1. Применение современной энергоэффективной санитарно-технической арматуры – 7%;

- 2. Ремонт водопроводных сетей и запорной арматуры – 2%;


На рисунке 1.6 представлено ранжирование мероприятий по индексу доходности.

Рисунок 1.6 - Ранжирование энергосберегающих мероприятий в системах водоснабжения по индексу доходности


Все предложенные мероприятия обладают положительным индексом доходности, что говорит об их эффективности.
Наибольшим индексом доходности обладают мероприятия

- 1. Применение современной энергоэффективной санитарно-технической арматуры – 1,18;

- 3. Установка приборов учета холодной воды – 1,1%;
Наименьшим индексом доходности обладают мероприятия группы "2. Ремонт водопроводных сетей и запорной арматуры" (0,29). Данные мероприятия являются высокозатратными и предполагают капитальный ремонт и замену физически и морально изношенных водопроводных сетей и запорной арматуры систем водоснабжения. Поэтому реализация данных мероприятий необходима также с технической точки зрения.

К данной группе относятся мероприятия, направленные на повышение топливоиспользующего оборудования (котельные, технологические установки, газовые плиты и т.п.).


Системы топливоснабжения.

По результатам анализа систем топливоснабжения образовательных учреждений предложен следующий перечень энергосберегающих мероприятий:

1. Замена устаревших котлов на новые, с более высоким КПД

2. Реконструкция системы химводоочистки

3. Установка счетчиков газа

4. Строительство автономных блочно-модульных котельных.


На рисунке 1.7 представлено ранжирование мероприятий по востребованности в образовательных учреждениях.

Рисунок 1.7- Ранжирование энергосберегающих мероприятий в системах топливоснабжения по востребованности


По востребованности энергосберегающие мероприятия в системах топливоснабжения ранжируются следующим образом:

- 1. Замена устаревших котлов на новые, с более высоким КПД – 4%;

- 4. Строительство автономных блочно-модульных котельных – 3%;

- 2. Реконструкция системы химводоочистки – 1%;

- 3. Установка счетчиков газа – 1%.
На рисунке 1.8 представлено ранжирование мероприятий по индексу доходности.

Рисунок 1.8 - Ранжирование энергосберегающих мероприятий в системах топливоснабжения по индексу доходности


Большинство предложенных мероприятий обладают положительным индексом доходности, что говорит об их эффективности.

Наибольшим индексом доходности обладает мероприятие "3. Установка счетчиков газа". Данное мероприятие является низкозатратным, и приносит значительный экономический эффект за счет перехода с оплаты по расчетным данным на оплату по фактически потребленным объемам газа. Кроме этого, реализация данного мероприятия необходима для получения финансовой экономии при проведении других энергосберегающих мероприятий в системах топливоснабжения.

Остальные мероприятия в системах топливоснабжения относятся к высокозатратным, имеют большой срок окупаемости и относительно небольшой индекс доходности (до 0,23). Данные мероприятия являются долгосрочными, и направлены на реконструкцию старых и строительство новых современных источников теплоснабжения. Поэтому финансирование данных мероприятий представляется технически и экономически целесообразным.

Мероприятие "1. Замена устаревших котлов на новые, с более высоким КПД" имеет отрицательный индекс доходности (-0,1). Данное мероприятие предполагает замену старых физически изношенных котлов, выработавших свой ресурс. Реализацию данного мероприятия рекомендуется проводить в рамках плановой замены изношенного оборудования.

В зависимости поставленной от задачи потенциал энергосбережения образовательных учреждений предлагается определять следующим образом:

- для укрупненной оценки потенциала по группе учреждений необходимо использовать осредненные данные по потенциалу энергосбережения, полученные в результате энергетических обследований;

- для более точной оценки потенциала для конкретного учебного заведения необходимо проведение энергетического обследования данного объекта.

Потенциал экономии энергоресурсов оценивается по результатам энергоаудита следующим образом:

а) строится баланс потребления:

- по видам энергоносителей (электроэнергия, тепловая энергия, вода);

- по объектам (например, учебные корпуса, общежития);

- по стоимости энергоносителей;

б) определяются энергоносители, наиболее существенно влияющие на бюджет образовательного учреждения;

в) разрабатываются мероприятия по экономии энергоносителей;

г) производится оценка экономической эффективности внедрения разработанных мероприятий.

На основании анализа результатов, полученных при энергетических обследованиях, был разработан ряд стандартных энергоэффективных мероприятий по направлениям:

1. Системы электроснабжения

2. Системы теплоснабжения

3. Системы водоснабжения

4. Системы топливоснабжения

5. Автотранспорт

На рисунке 1.9 представлено процентное соотношение затрат на реализацию энергосберегающих мероприятий в рассматриваемых системах энергоснабжения.



Рисунок 1.9 - Процентное соотношение затрат на реализацию энергосберегающих мероприятий по системам энергоснабжения


Наибольшего финансирования требуют энергосберегающие мероприятия в системах теплоснабжения (59,8%) и электроснабжения (22,3%). На реализацию мероприятий в системах топливоснабжения требуется около 16,9% от общих затрат. По системам водоснабжения предложено наименьшее количество мероприятий, объем требуемого финансирования по ним составляет около 1 % от общих затрат.
На рисунке 1.10 представлено процентное соотношение финансовой экономии, получаемой при реализации мероприятий в рассматриваемых системах энергоснабжения.

Рисунок 1.10- Процентное соотношение финансовой экономии при реализации энергосберегающих мероприятий по системам энергоснабжения


Наибольшей экономический эффект может быть получен при реализации энергосберегающих мероприятий в системах теплоснабжения (56,4%) и электроснабжения (32,9%). Экономический эффект от реализации мероприятий в системах топливоснабжения составляет 9,3% от общего эффекта, в системах водоснабжения - 1,4 % от общего эффекта.
На рисунке 1.11 представлено ранжирование мероприятий по индексу доходности.

Рисунок 1.11 - Ранжирование энергосберегающих мероприятий в различных системах энергоснабжения по индексу доходности


Наибольшим индексом доходности обладают энергосберегающие мероприятия в системах электроснабжения (1,45) и водоснабжения (0,88). Реализация данных мероприятий позволит получить экономический эффект в максимально короткие сроки.

Мероприятия в системах теплоснабжения и топливоснабжения относятся преимущественно к высокозатратным, и имеют относительно низкие индексы доходности (0,57 и 0,14 соответственно). Однако данные мероприятия обладают наибольшим потенциалом с точки зрения финансовой экономии (более 65 % от общей экономии).


На рисунке 1.12 показан выявленный по результатам анализа потенциал энергосбережения (в % от потребления энергоносителей по образовательным учреждениям, в которых предложены мероприятия по каждому типу).

Рисунок 1.12 - Потенциал энергосбережения по системам энергоснабжения


Наибольшим потенциалом энергосбережения обладают мероприятия в системах теплоснабжения, их реализация позволит снизить потребление теплоэнергии в образовательных учреждениях более чем на 18 %.

Также высоким потенциалом энергосбережения обладают мероприятия в системах электроснабжения (7,8%) и топливоснабжения (6,7%).

Наименьшим потенциалом энергосбережения обладают мероприятия в системах водоснабжения (менее 1%).

2. Анализ и классификация выявленных несоответствий планов реализации мероприятий в образовательных учреждениях требованиям Федерального Закона 261- ФЗ.

В рамках выполнения работ по реализации государственного контракта от 05.09.11 № 13.Р20.11.0001 «Мониторинг эффективности использования энергоресурсов, разработки базы методических рекомендаций и экспертное сопровождение реализации энергосберегающих мероприятий образовательными учреждениями системы образования Российской Федерации» были проанализированы данные мониторинга текущей ситуации выполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ по нескольким регионам РФ.



Ключевыми критериями являлись:

  1. Выполнение требований статьи 24, Гл 7 - Обеспечение снижения в сопоставимых условиях объема потребленных воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.

  2. Выполнение требований статьи 13, Гл 3 - Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы

  3. Проведение обязательного энергетического обследования.

Результаты анализа выполнения требований по ключевым критериям приведены ниже.
Снижение объемов потребления энергоносителей и воды на 3%.
В таблицах 2.1 - 2.4 и на рисунках 2.2 – 2.4 показаны динамики потребления энергоресурсов и воды по образовательным учреждениям в разрезе федеральных округов.
Таблица 2.1 - Динамика потребления электрической энергии ОУ, тыс.кВт*ч.




ДФО

ПФО

СЗФО

СКФО

СФО

УФО

ЦФО

ЮФО

Итого

2008 год

104315

391584

293922

56287

354261

168081

646427

146876

2161753

2009 год

100692

391882

293306

52291

346075

164373

656049

142150

2146818

2010 год

96574

367861

271164

57660

356721

156605

691097

144874

2142556

2011 год

101012

385404

259755

53010

319541

159105

618329

149364

2045521


Рисунок 2.1 Динамика потребления электроэнергии ОУ по федеральным округам за 2008-2011 гг.


Таблица 2.2- Динамика потребления тепловой энергии ОУ, тыс.Гкал.






ДФО

ПФО

СЗФО

СКФО

СФО

УФО

ЦФО

ЮФО

Итого

2008 год

385

1455

1086

197

1610

759

2178

300

7970

2009 год

375

1459

1042

191

1603

690

2286

299

7946

2010 год

345

1356

937

179

1546

669

2118

292

7442

2011 год

420

1717

1016

216

1555

795

2439

390

8549


Рисунок 2.2. Динамика потребления тепловой энергии ОУ по федеральным округам за 2008-2011 гг.

Таблица 2.3 - Динамика потребления воды ОУ, тыс.м3




ДФО

ПФО

СЗФО

СКФО

СФО

УФО

ЦФО

ЮФО

Итого

2008 год

6548

14789

20380

3357

20721

9496

34845

5235

115370

2009 год

5930

14256

18001

3105

18463

9136

31824

4855

105570

2010 год

6274

12982

15606

2434

16859

8336

29201

4749

96440

2011 год

6457

12811

14000

2592

15946

6031

28593

4183

90613


Рисунок 2.3 Динамика потребления холодной воды ОУпо федеральным округам за 2008-2011 гг

Таблица 2.4- Динамика потребления природного газа ОУ, тыс.м3




ДФО

ПФО

СЗФО

СКФО

СФО

УФО

ЦФО

ЮФО

Итого

2008 год

910

64249

22036

14015

1145

50462

70614

33434

256865

2009 год

855

66960

21509

10378

1282

49539

73807

31070

255400

2010 год

504

64686

25169

9645

1028

51248

74196

30772

257247

2011 год

548

81068

26765

11360

1628

60598

88055

45224

315245


Рисунок 2.4 Динамика потребления газа ОУпо федеральным округам за 2008-2011 гг.


На рисунках 2.5 – 2.8 показаны динамики потребления и затрат на энергоносители и воду в целом по образовательным учреждениям.






Рисунок 2.5 Динамика потребления и затрат на электроэнергию







Рисунок 2.6 Динамика потребления и затрат на теплоэнергию







Рисунок 2.7 Динамика потребления и затрат на холодную воду







Рисунок 2.8 Динамика потребления и затрат на природный газ



Проведение энергетических обследований.

Данные о проведенных и запланированных энергетических обследований образовательными учреждениями на конец 2011 года приведены в в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Сведения о проведенных и запланированных энергетических обследованиях

Федеральный округ

Количество учебных заведений

Проведено энергоаудитов

Запланировано энергоаудитов







2009

2010

2011




Центральный федеральный округ

406

35

7

5

34

Северо-Западный федеральный округ

123

14

5

2

7

Южный федеральный округ

116

13

2

3

14

Приволжский федеральный округ

295

21

4

5

24

Уральский федеральный округ

99

8

1

3

12

Сибирский федеральный округ

222

19

7

1

22

Дальневосточный федеральный округ

72

5

4

2

4

Северо-Кавказский федеральный округ

78

2

0

1

3

Итого:

1411

117

30

22

120

На рисунке 2.9 приведен график с количеством образовательных учреждений по каждому федеральному округу, а также показано количество проведенных энергоаудитов и приведено нарастающим итогом количество запланированных энергетических обследований образовательных учреждений.



Рисунок 2.9 Сведения о проведенных и запланированных энергетических обследований


Установка приборов учета.

Анализ существующей ситуации с установкой в образовательных учреждениях приборов учета расхода энергетических ресурсов и воды показал, что оснащенность приборами учета потребления электрической энергии и воды составляет более 90%. Самым менее оснащенным энергоносителем приборами учета является горячая вода. Оснащенность приборами учета потребления горячей воды составляет 34,9%.

В таблице 2.6 приведены общие сведения об оснащенности приборами учета образовательных учреждений.

Таблица 2.6 – Сведения об оснащенности приборами учета (в % от необходимого количества)



Федеральный округ

Приборы учета потребления тепловой энергии

Приборы учета потребления холодной воды

Приборы учета потребления горячей воды

Приборы учета потребления природного газа

Приборы учета потребления электрической энергии

Центральный федеральный округ

98,3

89,9

30,6

80,7

98,9

Северо-Западный федеральный округ

99,6

81,3

14,7

50,0

97,5

Южный федеральный округ

54,2

96,9

28,6

89,4

99,4

Приволжский федеральный округ

60,1

90,4

29,0

46,3

90,3

Уральский федеральный округ

77,2

84,9

54,5

66,7

93,1

Сибирский федеральный округ

12,8

98,7

73,0

75,0

96,0

Дальневосточный федеральный округ

92,3

96,8

19,2

50,0

98,0

Северо-Кавказский федеральный округ

10,6

90,0

41,7

100,0

85,2

Итого:

63,3

92,4

34,9

68,1

94,7

Более наглядно сведения об оснащенности приборами учета в образовательных учреждений приведены на рисунках 2.10-2.15.


Рисунок 2.10 - Сведения об оснащенности приборами учета тепловой энергии в Федеральных округах (в % от необходимого количества)


Рисунок 2.11 - Сведения об оснащенности приборами учета холодной воды в Федеральных округах (в % от необходимого количества)


Рисунок 2.12 - Сведения об оснащенности приборами учета горячей воды в Федеральных округах (в % от необходимого количества)



Рисунок 2.13 - Сведения об оснащенности приборами учета природного газа в Федеральных округах (в % от необходимого количества)


Рисунок 2.14 - Сведения об оснащенности приборами учета электроэнергии в Федеральных округах (в % от необходимого количества)


Рисунок 2.15 - Сведения об оснащенности приборами учета по всем образовательным учреждениям (в % от необходимого количества)


Как видно из представленных выше данных, в значительной части (50%) исследуемых объектов требования Федерального закона 261-ФЗ не выполняются, в малой части 30% - выполняются частично, и лишь в 20% случаев - выполняется по всем критериям.



3. Методические рекомендации по приведению в соответствие мероприятий и планов реализации мероприятий образовательных учреждений требованиям Федерального Закона 261- ФЗ.

Общие положения.

Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р устанавливает основные критерии повышения энергоэффективности, в том числе и в образовательных учреждениях.

Целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг планируется достичь за счет реализации мероприятий региональных, муниципальных и ведомственных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственных (муниципальных) учреждений и организаций сферы оказания услуг.

Основной целью реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях является снижение удельного расхода энергии на 1 кв. метр площади объектов этих учреждений на 15 процентов на I этапе (2011 - 2015 годы) и на 27 процентов за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы).

Основными организационными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг являются:

организация учета используемых энергетических ресурсов на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

проведение обязательных энергетических обследований органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, а также государственных (муниципальных) учреждений;

внедрение автоматизированных систем мониторинга потребления энергетических ресурсов и мониторинга осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе осуществления контроля за исполнением обязательных мероприятий и требований, установленных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

содействие заключению энергосервисных договоров (контрактов) государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе за счет разработки и утверждения типового энергосервисного контракта для бюджетных учреждений, обеспечение сохранения в распоряжении бюджетных учреждений экономии, полученной в результате осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, привлекаемым энергосервисными компаниями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Мероприятия, осуществляемые в федеральных государственных (муниципальных) учреждениях, реализуются в рамках текущего финансирования федеральных органов исполнительной власти.

Для выбора экономически целесообразных энергосберегающих мероприятий для разработки программ по энергосбережению на объектах образования необходимо:


  • осуществить сбор и обработку данных, необходимых для оценки потенциала ресурсосбережения;

  • проанализировать собранные данные;

  • провести диагностику состояния коммунальных систем и ограждающих конструкций объекта, а также приборов и оборудования на его территории;

  • определить технический (технологический потенциал) ресурсосбережения;

  • определить стоимость единицы сэкономленного ресурса в результате проведения различных ресурсосберегающих мероприятий;

  • провести экономический анализ мероприятий по повышению энергоэффективности;

  • сформировать и оформить программу ресурсосбережения.

Требования к программам по энергосбережению и повышению эффективности использования энергии

Статья 25 Закона «Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергии» для организаций с участием государства или муниципального образования вводит требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Эти программы должны содержать:



  1. Целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации программы, и их значения;

  2. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.

Основная целевая установка по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной образования определена в п. 1 статьи 24 «Обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности на объектах бюджетной сферы» Закона. Этот пункт гласит:

«Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, мазута, природного газа, печного топлива, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента».

Таким образом, минимальный список целевых показателей включает объемы потребления ресурсов (воды, мазута, природного газа, печного топлива, тепловой энергии, электрической энергии, угля), приведенные к сопоставимым условиям. В п. 1 статьи 24 обозначено, что порядок определения объема снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При определении «сопоставимых условий» важно учитывать назначение здания или объекта, изменение режима использования здания (часы работы, сменность), отношения с собственником здания (аренда зданий, собственные здания, сдача зданий или их части в аренду), наличие собственных источников энергии и сетевого хозяйства, коррекцию показателей на климатические условия, реализацию проектов по замене одного энергоносителя и др.

В случае наличия у образовательного учреждения регулируемых видов деятельности по предоставлению коммунальных услуг на него распространяется также требование закона по подготовке программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которая должна включать:

1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации программ (без указания их значений);

2) перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их выполнения;

3) показатели энергетической эффективности объектов, планируемых для создания или модернизации в производственных или инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Формирование производственных и инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в отношении регулируемых видов деятельности, а также регулирование цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций должно осуществляться с учетом программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций.

Проведение энергетического обследования зданий бюджетного учреждения

Статья 15 Закона «Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергии» требует проведения обязательных энергетических обследований на объектах бюджетных учреждений. Первое энергетическое обследование должно быть проведено до 31 декабря 2012 года.

Основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Энергетический паспорт

В соответствии со Статьей 15 по результатам энергетического обследования должен быть составлен энергетический паспорт, который должен содержать информацию:

«1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке потенциальной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Форма энергетического паспорта определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который самим законом не определен. Помимо перечисленных выше обязательных мероприятий в отчете по результатам энергетического обследования должен быть определен также перечень типовых общедоступных мероприятий для бюджетных организаций для включения в программы повышения энергетической эффективности.

Обязательные мероприятия по повышению энергоэффективности
на объектах образования

Согласно Статье 25 Закона «Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергии» программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетных организаций должны содержать «мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий».

В самом тексте Закона «Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергии» задаются требования в отношении трех обязательных мероприятий:


  • по установке приборов учета: в п. 3 Статьи 13 дается задание до 1 января 2011 г. органам государственной власти, органам местного самоуправления обеспечить завершение выполнения мероприятий по оснащению зданий (строений), сооружений, используемых для размещения указанных органов и находящихся в государственной, муниципальной собственности, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию;

  • по прекращению использования ламп накаливания: п. 8 Статьи 10 определяет, что с 1 января 2011 г. не допускается размещение заказов для государственных или муниципальных нужд на поставку электрических ламп накаливания, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения;

  • по обеспечению требований по энергетической эффективности при вводе в эксплуатацию новых задний, в т.ч. после капитального ремонта или реконструкции существующих зданий (статья 11).

В случае если бюджетное учреждение выполняет роль энергоснабжающей компании и отпускает энергоресурсы и (или) услуги водоснабжения и водоотведения сторонним потребителям, возникают дополнительные обязательства по реализации мероприятий. В соответствии со статьей 13 все производимые, передаваемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета энергетических ресурсов. С 1 июля 2010 г. учреждения, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Применение проверенных технологий

Принципиальным моментом разработки программы мероприятий по повышению энергоэффективности на объектах бюджетного учреждения должно быть использование только наиболее эффективных технологий и оборудования, из числа прошедшего коммерческую практическую апробацию и имеющего опыт применения в Российской Федерации и отвечающего всем требованиям по сертификации и безопасности.



Типовые проекты энерго- и ресурсосберегающих мероприятий

    На основе энергетического обследования и анализа данных определяются наиболее ресурсоемкие процессы. Выявленные процессы подвергаются специальному анализу, в ходе которого устанавливаются причины их низкой эффективности. Далее формируется перечень мероприятий, направленных на повышение эффективности использования энергоресурсов и составляется матрица энергосберегающих мероприятий. При наличии взаимодополняемости формируются группы мероприятий, которые в последующем анализе рассматриваются как отдельное мероприятие. Для каждого мероприятия оценивается физическая экономия ресурсов, образующаяся при реализации этого мероприятия как процент снижения потребления от базового уровня объектов. Для каждого объекта разработчики проекта составляют свой перечень мероприятий.

Каждому мероприятию ставится в соответствие оценка экономии потребления энергоносителей и воды за счет реализации мероприятий (определяется инженерными расчетами на основе собранных данных или с привлечением данных поставщиков или аналогичных проектов, но с учетом особенностей данного объекта). Такая оценка часто дается в виде диапазона снижения потребления в процентном выражении. При оценке потенциала важно учитывать два обстоятельства:

  • по мере реализации части мероприятий потенциал экономии для остальных мероприятий снижается;

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рекомендации по приведению в соответствие мероприятий и планов реализации мероприятий образовательных учреждений требованиям федерального закона