Скачать 122.42 Kb.
Дата15.03.2019
Размер122.42 Kb.

«Реализация субъектно- ориентированного подхода в Заволжском политехническом колледже»



Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Заволжский политехнический колледж

Проект на тему: «Реализация субъектно- ориентированного подхода в Заволжском политехническом колледже»

Введение

Образование в современных условиях требует от выпускника не только наличия знаний по изучаемым дисциплинам и профессиональным модулям, но и умения пользоваться этими знаниями, добывать их самостоятельно и находить применение этим знаниям на практике. Поэтому, актуальным для современного образования становится поиск форм, методов и средств формирования у обучающихся системы универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности, наличие которых необходимо человеку для успешного решения проблем в различных сферах жизни, профессиональной деятельности, реализации своих интересов и способностей.

На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает обучающихся в будущем. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний во всех сферах деятельности.

Согласно новым ФГОС в среднем профессиональном образовании огромную важность приобретают вопросы индивидуализации обучения, инклюзивного обучения, активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей обучающихся, что обеспечит условия успешной их социализации в процессе обучения, которые, в свою очередь, должны понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Применение субъектно-ориентированного подхода в обучении является важным условием достижения цели - обеспечения качества подготовки квалифицированных рабочих и служащих, владение профессиональными компетенциями.

Субъектное развитие студентов базируется на понимании сущности личности как субъекта и индивидуального комплекса общественных отношений, как создателя и носителя определенной социальной программы, реализующей индивидуально-творческий подход.

Технологии субъектно-ориентированного обучения должны соответствовать следующим требованиям: диалогичность, деятельностно-творческий характер содержания и процесса обучения, направленность на индивидуальное развитие личности, предоставление обучающемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, для творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.[5;126]

Реализация субъектно-ориентированного обучения в процессе профессиональной подготовки поваров ограничена рамками учебного процесса. Таким образом, возникает потребность в реализации дополнительных образовательных программ, которые ориентированы на развитие личности.

Кроме того, интегральной целью современного профессионального образования является профессионально-личностное развитие будущего повара как субъекта профессиональной деятельности.

Поэтому, необходима реализация дополнительных образовательных программ в учебном процессе, которые помогут человеку мыслить нестандартно и творчески.

Дополнительное профессиональное образование, как и основное профессиональное направлено на удовлетворение профессиональных потребностей, профессионального развития, обеспечение соответствия его квалификации, меняющимся условиям профессиональной деятельности социальной среды.

Концепция модернизации Российского образования усилила акцент на духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание и развитие обучающихся.

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, образовательных нормативов успешности и норм поведения. Очень часто дети подобного рода составляют большую часть контингента обучающихся системы среднего профессионального образования, в том числе в Заволжском политехническом колледже. Данная категория детей не смогла продолжить обучение в общеобразовательных школах, поэтому в нашем учебном заведении такие дети обучаются по программе основного общего образования с получением профессии: «Повар»

При подготовке поваров в Заволжском политехническом колледже существует ряд противоречий: • между требованиями современного рынка труда к компетенциям повара и недостаточной разработанностью механизмов их формирования в теории и практике;

• между объективной необходимостью организации процесса обучения обучающихся в СПО, ориентированного на профессиональную компетентность повара и преимущественной направленностью содержания профессиональной подготовки на формирование знаний, умений и практической деятельности;

• между востребованностью профессионально-компетентных поваров и недостаточной разработанностью педагогических условий обеспечения процесса их обучения.

Работодатель, как основной заказчик качества профессионального образования и «потребитель» его результатов, требует от повара наличия профессиональной компетентности, мобильности, конкурентоспособности, личностных и профессиональных качеств, влияющих на производство качественной кулинарной продукции, а также на успешность предприятия и коллектива, в котором он трудится. Необходимость определения способов разрешения изложенных выше противоречий и составляет проблему настоящего проекта, связанного с реализацией дополнительной образовательной программы «Театр «Кулинарного шоу»», через которую обеспечивается личностно-ориентированное обучение, формирование способности жить в социуме. В связи с указанной проблемой определены цель, задачи, объект, предмет данного проекта.

Поэтому, основное профессиональное и дополнительное образование включает обучающихся в разнообразную деятельность, направлено на преодоление отклонений от общепринятых социальных норм поведения и образовательных нормативов.

Самый интересный путь к решению проблем при обучении подобных детей – это театральная деятельность. Театральная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению, снятию зажатости, заторможенности, развитию художественного воображения.

В процессе театральной деятельности коллектив начинает отличаться благоприятным психологическим климатом, высоким уровнем сплоченности, активности позитивным отношением к окружающему миру, неконфликтностью поведения, творческой атмосферой.

Таким образом, выстраиваются благоприятные условия для обогащения духовного мира и развития межличностных отношений как показателей процесса социализации личности.



Проблемы при проектировании:

  • Создание необходимых материальных, финансовых и кадровых условий для раскрытия способности детей независимо от социального положения их родителей.

  • Разработка и накопление программно-методического материала, необходимого для работы (методические разработки, конспекты занятий).

  • Анализ занятий с точки зрения их педагогической и познавательной ценности.

  • Накопление материла для повышения педагогических компетенций родителей: консультации, разработки родительских собраний, информационного материла для стендов.

  • Создание условий для осуществления мониторинга (программу мониторинга, диагностический инструментарий)

Цель и задачи проекта:

Цель: создание условий для формирования социально активной, творческой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социо-культурных условиях средствами программы дополнительного профессионального образования «Театр кулинарного шоу».

Задачи:

  1. Апробация дополнительной образовательной программы «Театр кулинарного шоу».

  2. Формирование дополнительных умений и навыков в опоре на основное и профессиональное образование.

  3. Организация содержательного досуга обучающихся.

  4. Развитие совместной творческой деятельности обучающихся.

Базовые концепции:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726 – р).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологческие требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Структура дополнительной образовательной программы «Театр «Кулинарного шоу»»

Структуру дополнительной образовательной программы составляет два основных раздела.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»


  • Пояснительная записка

  • Цели и задачи программы

  • Содержание программы

  • Планируемые результаты

Раздел №2 «Комплекс оргнизационно-педагогических условий»

  • Учебный план театра «Кулинарное шоу» на 2017-2018 учебный год

  • Поурочно -тематический план театра на 2017-2018 учебный год

  • Методические рекомендации к организации занятий по программе кулинарного театра

  • Требования к изучению эффективности воспитательной работы (методики изучения воспитанности учащихся, методика изучения социализированности детей (разработана М.И. Рожковым).

Театр «Кулинарное шоу» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Занятия в театре «Кулинарное шоу» ведутся по программе, включающей несколько разделов.



  • Раздел «История и развитие кулинарного шоу»

  • Раздел «Ритмопластика»

  • Раздел «Театральная игра»

  • Раздел «Этика и этикет»

  • Раздел «Оркестр из специй»

Данные разделы включают комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей обучающихся, пластической выразительности телодвижений, синхронных движений ножа, предусматривают не столько приобретение учащимися профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях; обучение культуре общения, нормам достойного поведения, индивидуальную диагностику нравственного развития обучающихся и возможную его корректировку.

Расписание репетиций театра строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс организован в соответствии с возрастными, психологическими, умственными возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Промежуточные результаты оцениваются по исполнению плановых мероприятий. Эффективность программы оценивается администрацией колледжа, обучающимися и их родителями.

Планируемые мероприятия:


  1. Показательное выступление театра «Кулинарного шоу» на общеколледжном мероприятии «Посвящение в студенты».

  2. Мастер-класс от ведущих поваров города «Изготовление изделий из теста с элементами подбрасывания и фламбирования»

  3. Урок - дидактический спектакль «Экскурс в мастерские театра вкуса»

  4. Профессиональный микс: «Кулинарный репертуар в литературных произведениях» с мастер-классом: изготовление лапши домашней.

  5. Участие в фестивале «Постная кухня»

  6. Выездное мероприятие (ДК «Гамма»): Ярмарка – дегустация «Большой воскресный обед».

Предполагаемый результат и социальный эффект проекта программы «Реализация программы дополнительного профессионального образования «Театр «Кулинарного шоу»» обучающимся с проблемами в социализации на базе ГПОАУ ЯО Заволжского политехнического колледжа»

1.Устойчивая внутренняя мотивация к развитию познавательных способностей обучающихся и самообразованию (регулярные выставки, участие в конкурсах, фестивалях, мотивируют на выполнение работ высокого качества и активной жизненной позиции).

2.Сознательные профессиональные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок (использование современных знаний по кулинарному приготовлению пищи приводит их к пониманию и умению создавать блюда, при этом удовлетворяются экономически выгодные потребности обучающихся).

3.Самостоятельное применение технологий оформительного направления, умение их выбирать и объединять в одном блюде, приводит к развитию эстетического вкуса и логического мышления.

4.Социальные компетентности, развивается социальный опыт обучающихся

(участие в коллективных делах способствует осознанию важности и ответственности за выполнение работы, необходимости доводить действия до конечного результата).

5.Адекватное самоопределение обучающихся и определенная профессиональная адаптация.

7.Обеспечение качества образовательного процесса.

Таким образом, в результате освоения программы театра, обучающиеся должны получить целый комплекс знаний и приобрести определенные умения.

Оценка эффективности реализации проекта.

Основной целью, заложенной в Концепции модернизации Российского

образования, является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по профессии на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.»

Выпускник колледжа должен обладать комплексом профессиональных компетенций, наличие которых повышает профессиональную мобильность выпускника, конкурентоспособность на рынке труда.

Преподаватель, проектируя образовательный процесс с ориентацией

на личностно-ориентированное обучение, должен:

-диагностировать исходный уровень наличия профессиональных компетенций;

-формулировать цель обучения, ориентируясь на конечный результат – уровень сформированности того или иного вида профессиональной компетенции;

-определять содержание образовательной программы для формирования или развития профессиональных компетенций;

-выделять методы активизации образовательного процесса и реализации заявленного содержания обучения, адекватно организовывать учебно-познавательную и трудовую деятельность обучающихся;

-оценивать конечные итоги и качество обучения, фиксируя уровень сформированности профессиональных компетенций.

Информационные источники:

1. Абасов ,З. Инновационность в образовании и подготовка учителей.Высшее образование в России/.-М.: издательский центр ВЛАДОС, 2001. -203 с.


2.Авдеева, Г.Ф. Организационно-педагогические условия адаптивного профессионального обучения для подготовки конкурентоспособных рабочих кадров: дис. . канд. пед. наук Текст.7 Г.Ф.Авдеева. Усть - Каменогорск, 2006. - 198 с.

3.Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий1фактор образовательного процесса Текст. / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и личность специалиста. — М.: Логос, 2002. -23 с.

4. Байбародова Л.В. Проектирование педагогической деятельности школы: Из опыта работы школы – комплекса№87 г. Ярославля (Л.В. Байбородова, О.Г. Важнова, М.И Рожков – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.

4.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. - 352 с. 5.Загрекова. Л.В. Теория и технология обучения, - М.: Высшая школа, 2004. -146 с. 6.Кирсанов, А.А. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка специалистов Текст. / А.А. Кирсанов. — М.: Магистр, 1994. 116 с.

7.Никитина Н.Н. и др. Основы профессионально-педагогической деятельности. - М.: Мастерство, 2002.-53 с.

8. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса. Монография. – М.: Университетская книга, 2008.



9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000



11. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

12.Современные системы и технологии обучения в условиях модернизации образования ТОИПКРО ч. I, II, Тамбов, 2007. -№2.