Скачать 62.81 Kb.
Дата04.02.2018
Размер62.81 Kb.

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с овз



Тема: Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

« Если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна прежде всего

узнать его тоже во всех отношениях».

К. Д. Ушинский
Современная система специального образования предполагает обучение детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, которые создают благоприятные условия для развития и коррекции нарушений физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Но они недостаточно учитывают индивидуальные потребности семьи, ее жилищные, материальные, интеллектуальные, образовательные ресурсы и возможности. Удаленность и обособленность большинства специальных учреждений от населенных пунктов создает ситуацию «отрыва» ребенка от семьи и родного поселка, нарушает процесс последующей адаптации и социализации ребенка, отрицательно влияет на развитие его коммуникативных навыков, социокультурной активности (Л.М. Кобрина).
В свете сложившихся новых тенденций возникла необходимость создания системы интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогические условия в котором будут соответствовать развитию и возможностям как детей с особыми образовательными потребностями в развитии.

В настоящее время помощь детям с проблемами в развитии оказывается в различных видах образовательных учреждений, которые рассчитаны на дифференцированное воспитание и обучение детей с отклонениями развития в зависимости от характера и степени выраженности нарушения, в соответствии первичными, вторичными отклонениями у детей одной категории.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

То, что обучение и воспитание так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Психофизиологические особенности детей, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях щколы это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ребенку. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности детей при выполнении заданий.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников. Такой подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.

Неотъемлемая часть коррекционных занятий с детьми с отклонениями в развитии – оптимизация условий учебно-воспитательной деятельности в процессе специальной коррекционной работы. Коррекционная работа осуществляется на всех занятиях и во внеурочное время. Во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, необходимо придерживаться следующих правил:
• осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей на уроках общеобразовательного цикла;
• предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование интеллектуальной и практической (игровой) деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, оказание дозированной помощи, интересный дидактический материал и т. д.);
• в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и сформировать необходимые учебные навыки;
• в системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов учебных программ, а также обогащения их знаний об окружающем мире;
• во время работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, педагог должен проявлять особый такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и деликатно помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности (Н.Н. Малофеев).
Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимальных условий для выявления задатков и максимального развития способностей всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ — педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни.

Коррекционная педагогика определяет методы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии с учетом объективной природы их дефекта.

Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому овладение методами работы с такими детьми зависит от глубины изучения всего комплекса черт и явлений, составляющих особенность их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого школьника помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. В этих случаях коррекция происходит как бы в двух планах — с одной стороны, ведется работа по преодолению общего недоразвития и поэтому воздействие распространяется на все стороны личности, с другой — адресуется к отдельным недочетам.

В коррекционной педагогике индивидуализация обучения и воспитания является основополагающим понятием, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здоровья. При этом нужно обратить внимание на разнообразную специфику дефектов, при которой каждый ребенок с тем или иным отклонением в развитии исключителен и имеет индивидуальные характерные особенности психического и физического развития.

Дети с отклонениями развития нуждаются в индивидуальном подходе с самого начала обучения и воспитания, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здоровья.

При осуществлении индивидуального подхода учитываются:

- первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка,

-состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы

- возрастные и индивидуальные особенности детей,

- создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей.

- особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

- тип темперамента.

Индивидуальный подход позволяет не только учитывать эти особенности, но и вести индивидуальную последовательную работу с каждым ребенком. Для некоторых категорий детей индивидуальные занятия являются одним из основных условий развития.

Обязательным этапом на занятиях является применение здоровьесберегающих технологий:

остеопатическая гимнастика,

игровой час после сна,

динамические паузы,

артикуляционная гимнастика.

пальчиковая гимнастика,

подвижные игры,

дорожки здоровья – ходьба,

дыхательная гимнастика

ЛФК,

арт-терапия,



музыкотерапия,

сказкотерапия,

психогимнатика,

Вся моя деятельность и деятельность всех педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, направлена на устранение причин трудностей воспитания и обучения и успешной адаптации в общество.



Таким образом, дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с овз

Скачать 62.81 Kb.