Скачать 189.06 Kb.
Дата26.09.2018
Размер189.06 Kb.
ТипМетодические рекомендации

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам изодеятельности»



Тема: «Развитие творческих способностей детей

старшего дошкольного возраста

посредствам изодеятельности»

(методические рекомендации)

Подготовила старший воспитатель: Старченко Л.Н.

МБДОУ детский сад

№ 40 «Белочка» г. Брянска

Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности. В дошкольном детстве закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы, формируются эстетические переживания.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Художественно – творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность является важнейшим средством развития эстетического воспитания, развития художественно творческих способностей детей.



Возрастные особенности детей в изобразительной деятельности

Так в младшей группе (3-4 года) ребенок чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. Дети данного возраста радуются смешению и размытости, удивляются, восхищаются возникновению новых цветовых пятен. Дети узнают, что, можно значительно расширить мир красок от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов.



В средней группе (4-5 лет) дошкольного учреждения эмоции становятся более устойчивыми. Адекватное эмоциональное регулирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональное состояние по их внешним проявлениям - через мимику, жесты, пантомимику и т.д. Это проявляется и в рисовании: у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и развить его, чтобы способствовать выражению чувств и фантазий на языке художественно-графических образов.

Старшая группа (5-6 лет). В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Этот возраст - ключевой в развитии воображения. Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному эмоциональному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому одним из направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста является обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения. Это развитие понимания «души» образа, развитие приемов выразительности. У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все!
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения. Особое значение для творческой деятельности приобретают различные личностные качества. Прежде всего – это интересы и склонности, постепенно приобретающие в условиях воспитания все более выраженную общественную направленность. Другая существенная группа психических качеств – это те индивидуально – психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами художественно-творческих действий и успешно справляться с ними: находить новое решение, применять усвоенное в совершенно иных и неожиданных ситуациях. Немалую роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста играют волевые проявления, среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность, так как именно самостоятельные действия, отмеченные личностным своеобразием, относятся к действиям творческим. Инициативность же выражается в стремлении находить и применять новое в своей деятельности.

В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной.

В настоящее время ученые, психологи, педагоги разработали программы, методические рекомендации по развитию детского творчества в изобразительной деятельности.

Изучая и анализируя программные и методические источники, а также наблюдая практическую деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении, можно отметить, что уровень творческих выражений детской изобразительной деятельности не достаточно высок, для реализации творческих способностей детей педагог должен целенаправленно использовать разнообразные методы и приемы обучения дошкольников рисованию. Поэтому использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию творчества в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Рисование нетрадиционным способом интересно и доступно для детей. Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Отсюда можно выдвинуть гипотезу.

Следовательно, серия занятий в технике "нетрадиционное рисование" с детьми старшего дошкольного возраста позволит сформировать определенные трудовые навыки и развить творческие способности.



Нестандартные способы рисования для развития

творческих способностей детей

Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. При использовании различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование нетрадиционными способами широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов у детей дошкольного возраста.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Характеристика нетрадиционных техник рисования

Для того чтобы составить полное представление о нетрадиционных способах рисования опишем наиболее распространенные из них:

Самым доступным из многих способов нетрадиционной техники рисования - является рисование пальчиками (пальцеграфия). Его можно использовать начиная с младшей группы. Такое рисование развивает мелкую моторику, а следовательно и речевые навыки. Одной из разновидностей данного способа печать от руки, которая проводиться в старшей и подготовительной группах. Пальчиковое рисование далеко не единственный способ нетрадиционного рисования, которые используются в работе с детьми.

Печатка (штампогрфия). Монотипия. Набрызг. Печать от руки. Скомканный лист. Рисование на мокрой бумаге. Волшебная нить (ниткография). Трафарет (рисование шаблонами). Рисование свечёй. Объёмная аппликация. Точечный рисунок. По запаху. Кляксография.



Пальчики – палитра.

Особенность техники состоит в том, что ребенок рисует не кисточкой, а пальчиками руки, которые он обмакивает в краски разного цвета.



Печать от руки.

Вся ладонь или ее часть обмакивается в краску и оставляется на бумаге отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.



Печатка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. Печатки несложно изготовить в совместной деятельности с детьми: на ластике с торцевой стороны рисуется задуманный рисунок и срезается все ненужное. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к листу бумаги,



Тампонирование.

Из марли или кусочка поролона делается тампон. Штемпельная подушка служит палитрой. Набирается краска и легкими прикосновениями к бумаге наносится рисунок.



Трафарет.

Используется в сочетании с техникой "тампонирование". Вырезается трафарет (по желанию и замыслу детей), прижимается пальцем к бумаге, обводится по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Усложнением может быть следующее: в центре листа вырезается силуэт, прикладывается лист к другому листу бумаги и с помощью тампона закрашивается силуэт.



Набрызг.

Суть этой техники в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду может заменить зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой набирается немного краски (щетка держится левой рукой), стекой проводится по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе.



Монотипия.

Используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. На правой стороне от сгибы листа рисуется половина круга, левая сторона прижимается к правой, разглаживается. Затем лист открывается. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.



Кляксография (по определению О. Белобрыкиной).

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.



Рисование по сырой бумаге.

Для рисования в этой технике понадобится влажная салфетка и емкость с водой. Нужно намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Акварельным мелком рисуется любое изображение.



Цветные ниточки.

Берутся нитки длиной 25-30 см, окрашиваются в разные цвета. Нитки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выводятся наружу. Половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивать одну нитку за другой. Затем лист разворачивается.



Граттаж.

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Наносится цветной фон акварелью и подсушивается бумага. Весь фон полностью затирается воском: парафином или просто свечой. В розетку наливается черная гуашь, добавляется немного шампуня и тщательно перемешивается. Затем эта смесь наносится на парафиновый лист. Заостренной палочкой процарапывается рисунок.



Рисование по мятой бумаге.

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называют эффектом мозаики.

Рисование восковыми мелками или свечой.

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой. Флейцевой кистью или большим тампоном с краской проводится по листу – на цветном фоне появляется рисунок.



Штрих.

Можно рисовать сангиной, карандашом, углем. Применяется для выполнения графической части рисунка. Штрих применяют игольчатый, спиралеобразный, точечный.

Таким образом, имея представление об используемых нетрадиционных способах рисования, мы можем разработать программу для детей старшего дошкольного возраста.

Использовании нетрадиционных техник в рисовании

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.

А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Актуальность этой темы предполагает, что тенденция формирования высокого уровня творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста позволяет обнаружить его зависимость от использования в работе с детьми нетрадиционных технологий рисования.

Анализ психологической, педагогической, методической литературы позволяет определить цель, задачи, методы и приемы, а также формы организации занятий.



Цель :

- Организация воспитательно-образовательной работы по обучению детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным формам изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных материалов.


- создание системы работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

- удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового в исследовании свойств и возможностей нетрадиционных способов изображения объектов.



Основные задачи :

- Вызвать у детей интерес к рисованию.

- Учить изображать простейшие предметы и явления окружающей жизни, используя нетрадиционные рисования и нетрадиционные художественные материалы.

- Использовать на занятиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение, что способствует созданию детьми выразительных образов.

- Способствовать развитию детского изобразительного творчества.

- Учить детей познавать мир и себя в нем через открытие звуков, цвета, формы.

- Упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой и т.д.).
- Поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению.

- Способствовать речевому развитию детей и прививать интерес к художественной литературе.

- Учит радоваться результатам своего труда и труда товарищей.

Критерии оценки

1.Особенности рисования:

- Использование изобразительных приемов и технических навыков;

- Координация движения руки и глаза;

- Темп рисования: медленный и быстрый;

- Замысел: устойчивый, использует самостоятельно замысел, замыслы подсказанные взрослым;

- Содержание рисунка: из 3-5 предметов, содержание бессюжетное;

- Самостоятельность ребенка;

- Требует помощь взрослого;

- Выражение положительных эмоций;

- Использование речи.

Оценивается по 1 баллу.

Уровни:

7-9 баллов – высокий

4-6 баллов – средний

0-3 баллов – низкий



2.Особенности самооценки:

- Как ребенок оценивает свой рисунок: положительно, отрицательно, дифференцированно («Получилось хорошо, но не все») или не может оценить?

- Мотивирует ли дошкольник свою оценку и что при этом отмечает: качество («Аккуратность получилось»); содержание рисунка («У меня нарисованы старые деревья в парке») или детали изображения («У моего дерева одна ветка надломлена»); эстетическую привлекательность («Красиво получилось»); соответствие изображения действительности («Получилось хуже», «У меня парк, как настоящий»); представления своих возможностях («Я рисую хорошо», «У меня всегда хорошо получается»); свои умения («Я так умею рисовать»); оригинальность изображения («У меня цветочек на солнышко похож»); мнение взрослого («Меня всегда воспитатель хвалит»);

- Как ведет себя ребенок в ситуации выбора (отдать рисунок на выставку), возникает ли борьба мотивов и чем завершается; как он оценивает рисунок (отрицательно и признает, что он не годится для выставки; отрицательно, но это не мешает предлагать его на выставку; положительно и признает, что его можно взять на выставку; положительно или отрицательно, но отказывается решить, можно ли его взять на выставку или предлагает решить взрослому)?



Модель творческой деятельности

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого. Первый – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена и самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же ее решение определяется самим ребенком. Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел. Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует изобразительное решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается изображение по замыслу детей, когда задается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования. Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должны осуществляться при максимальной активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности.



План работы

- Спланировать систему занятий на весь учебный год по темам "от простого к сложному".

- Выбрать тематику. Она должна быть интересной, познавательной, посвященной знакомым игровым образом, событиям, персонажам, явлениям.

- Проводить занятия в игровой форме, в форме беседы, в форме путешествия.

- Создавать проблемную ситуацию для поиска творческих решений при работе с красками (гуашью) в нетрадиционной форме.

- Сочетать на занятиях индивидуальную работу с коллективной.



Организация занятий

Занятия построены в игровой форме, с учетом тематики. В каждой теме рассматривается овладение определенным приемом, по принципу " от простого к сложному".



При составлении конспектов занятий учитывались следующие моменты:

- Программные задачи по разделу " Рисование";

- Усвоение детьми нетрадиционных способов рисования;

- Игровая мотивация;

- Использование разных видов техники;

- Показ последовательности технологических операций (в зависимости от темы, поставленных задач и сюжетные линии, использовался: целостный, частичный и фрагментарный показ).



Приемы и методы:

1. Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей.

2. Художественное слово. Оно дополнит, активизирует художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для старших дошкольников хорошо использовать метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос педагога помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках. Также дети могут путешествовать в реальные места совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства.

4. Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические. На занятиях с использованием нетрадиционных способов рисования используются игры: художественно-развивающие, дидактические, графические.

5. Обследование образца;

6. Показ выполнения работы;

7. Двигательные упражнения (физминутки);

8. Самостоятельная работа;

9. Анализ результата работы.


Предполагаемый результат:

Дети: Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Используемая литература:

1.А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М.2007г.

4. И.А. Лыкова "Цветные ладошки" изобразительная деятельность в детском саду, старшая группа.

5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

6.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

7. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».



8. Т.В. Королева Занятия по рисованию в детском саду

Главная страница
Контакты

    Главная страница



«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам изодеятельности»

Скачать 189.06 Kb.