Скачать 73.19 Kb.
Дата24.10.2018
Размер73.19 Kb.
ТипПояснительная записка

Развитие речи детей с глубоким нарушением интеллекта



ПРОГРАММА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА


Автор-составитель Л. А. Иванова,

учитель-дефектолог МКОУ «Центр ПМСС»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. У детей с нарушением интеллекта появление речи, как правило, значительно запаздывает. Сте­пень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. У некоторых детей можно наблюдать поток бессмысленных фраз с сохранением ранее услышанных инто­наций. У других речь не возникает и почти не развивается в тече­ние ряда лет - это «неговорящие» дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, то есть дети, у которых вербальная речь либо отсутствует, либо нарушена настолько, что понимание ее окружающими почти или совсем невозможно. В связи с этим большое внимание в учебном процессе уделяется невербальным средствам коммуникации.

Дети с глубоким нарушением интеллекта плохо, при­митивно понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем по­нимание обращенной речи, их пассивный словарь расширяются и обогащяются, однако понимание остается ограниченным и связан­ным только с личным опытом ребенка.


Цель программы «Развитие речи детей с глубоким нарушением интеллекта»:

на основе создания условий для формирования адекватного реагирования на речь взрослого побуждать ребенка к эмоционально-звуковому выражению чувств.


Задачи:

  1. Учить понимать и выполнять словесные инструкции (дай, возьми, на и т.д.);

  2. Формировать невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, пользоваться жестами;

  3. Учить пользоваться рукой как средством коммуникации;

  4. Учить реагировать на свое имя;

  5. Учить показывать животное по его голосу.

Коррекционные задачи:

  1. Создать у детей предпосылки к развитию речи;

  2. Формировать артикуляционные способности;

  3. Формировать умение слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям учителя, потешкам, стихам, сказкам;

  4. Формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов, мимики, пиктограмм, картинок, фотографий;

  5. Учить понимать обращенную речь.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


.Дифференциация речевых и неречевых звуков

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Подражание звукам окружающей среды. Формирование чувства ритма.

Восприятие речи

Понимание и выполнение инструкций: дай, возьми, на и др. Различение по голосу знакомых людей. Различение по голосу ребенка и взрослого.


Развитие общей и мелкой моторики

Движения по подражанию. Выполнение упражнений по заданию педагога. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Имитация движений, поз и повадок зверей. Действия с предметами.


Обогащение пассивного словаря

При отборе содержания обучения необходимо исходить из индивидуальных особенностей и уровня развития каждого ребенка, поэтому педагог может выбрать из программы то содержание, которое является актуальным для обучения конкретного ребенка, и включить выбранный материал в индивидуальную программу обучения.

Вся речевая работа с глубоко умственно отсталыми детьми должна осуществляться не только в школе, но и в семье родителями.

Учащиеся должны уметь:


    • слушать речь педагога;

    • понимать слова педагога;

    • узнавать окружающие его предметы;

    • выполнять действия с предметами.

Тематический план



Тема

Количество

часов

Оборудование

Встреча с детьми. Общение – узнавание.

Игра «Дай ручку».



1




Стимуляция голосовых реакций ребенка.

Улыбка, ответная улыбка.



2

Яркие погремушки.

Выполнение движений по подражанию. Игры «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания».

3

Кукла.

Интонированное гуление (а, гу, агу …).

3

Погремушки, мягкие игрушки.

Стимулирование произнесения лепетных слов (ба, ма, па …).

3

Погремушки, мягкие игрушки.

Где кукла? Зрительные и слуховые ориентировочные реакции. Песенки – потешки.

3

Яркие погремушки, кукла, картонная книжка.

Где собачка? Зрительные и слуховые ориентировочные реакции (ав-ав,…).

3

Погремушки, собачка.

Где корова? Стимуляция интонирования (му-му). Песенки – потешки.

3

Игрушки, корова, книжки.

Где лошадка? Стимуляция интонирования слогов (гу, га, и – го - го).

3

Игрушки, лошадка.

Где машинка? Стимуляция ориентирования и интонирования слогов (би - би, ба, ма).

3

Машинки, книжки.

Вызывание повторных слогов лепета.

3

Игрушки, погремушки.

«Дай-дай»: облегченные слова.

3

Игрушки, погремушки, книжка

«Спи ляля»: стимуляция произнесения лепетных слов, слогов.

3

Кукла, кроватка, мишка.

Различение звучащих музыкальных инструментов.

3

Бубен, колокольчик, молоточек.

Определение места звучащего предмета (далеко – близко). Песенки – потешки.

3

Погремушка, бубен, колокольчик, книжка.

Громко – тихо. Песенки – потешки.

3

«Звуковые» коробочки.

Прятки с игрушками, Движения по подражанию.

3

Кукла, собачка, корова, лошадка.

Делай как я. Понимание и выполнение простых инструкций («на», «дай», «возьми»).

3

Игрушки, машинки, елочка с игрушками.

Действия с игрушками. Повторение звукоподражаний. Выбор названной игрушки среди двух.

4

Собачка, кукла, машинки, лошадка.

Выполнение действий с одной игрушкой. Побуждение к подражанию звука.

4

Мишка (кукла, мячик).

Выполнение действий с разными игрушками. Побуждение к подражанию звуков, слогов, слов.

4

Собачка, зайка, матрешка, книжка.

Рассматривание предметных картинок (мяч, кукла, мишка, пирамидка).

3

Предметные картинки и реальные игрушки.

Узнай и покажи овощи. Побуждение к проговариванию слогов.

4

Морковь, лук, огурец, помидор.

Кто что ест (птицы, животные).

4

Игрушки, предметные картинки.

Транспорт (машина, грузовик, самолет, лодка).

4

Игрушки, предметные картинки, книжка.

Одежда, обувь, головные уборы (назначение предметов). Звуковая реакция.

3

Натуральные вещи, картинки, кукла.

Посуда. Назначение отдельных видов посуды.

3

Тарелка, миска, ложка, чашка, куклы.

Устроим кукле комнату (мебель).

3

Набор игрушечной мебели, кукла, книжка.

Домашние животные (повторение).

4

Игрушки и картинки : собачка, лошадка, корова.

Домашние птицы.

3

Заводные игрушки (курочка, цыпленок), картинки, игрушки.

Кто живет в лесу?

4

Книжка, картинки, игрушки.

В саду. Фрукты, цветы.

4

Картинки, муляжи фруктов, цветы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маллер А. Р. Развитие диалогической речи глубоко умствен­но отсталых детей: Методическое письмо. М., 1985.

2. Маллер А. Р., Цикото Г. R. Обучение, воспитание, трудоподготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта М., 1988.

3. Певзнер М. С. Дети - олигофрены М., 1959.

4. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М., 1983.



5. Цикото Г. В. Об интеллектуальном развитии детей - инвали­дов // Дефектология. 1979. № 1. С. 14 - 19.