Скачать 83.95 Kb.
Дата09.02.2018
Размер83.95 Kb.

Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с онр



Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ОНР.
Развитие речи детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Зная эти особенности, нужно планировать работу по развитию речи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении. Параллельно у детей с ОНР происходит нарушение в развитии психических процессов: слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, классификации, исключения. Поэтому перед воспитателями стоит задача не только развития речи, но и развитие психических процессов. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования психических процессов. Процесс формирования ВПФ должен происходить ежедневно в занимательной форме. Мышление – социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Мышление является одним из важнейших факторов психологического развития ребенка.

Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Отклонения от нормы в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи может проявляться в позднем появлении речи, бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения и фонемообразования. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений, например:

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?

- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?

- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?

Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Важным упражнением является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:

- Чем отличаются кукла и девочка?

- Чем отличаются птица и самолет?

- Чем отличаются куст и дерево?

Полезным упражнение является отгадывание загадок, не только народных и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:

- Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).

- Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).

Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение ребенком собственного опыта, она выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием, способствующим развитию личности, то есть значительной степени определяет успешность учебно – воспитательной деятельности в ДОУ. Игровая деятельность способствует развитию произвольной памяти. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больший объем материала. Сознательная цель - запомнить и припомнить, сосредоточиться. Сами условия игры требуют от участников сосредоточенности на предметах, включённых в игровую ситуацию.

- Найди отличи.

- Какое время года?

- Кто не на месте?

Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. У детей с общим недоразвитием речи внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, снижена работоспособность, недостаточная целенаправленность деятельности, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни.

При формировании устойчивости внимания можно использовать следующие игры:

- найди два одинаковых предмета;

- найди такого же цвета;

- найди предметы заданной геометрической формы;

- выкладывание палочек;

- нанизывание бусинок;

- выкладывание узора из мозаики;

- вырисовывание по клеточкам;

- какое слово лишнее?;

- работа с разрезанной картинкой;

- найди тень;

- собери пазл;

- соотношение формы фигур с формами отверстий, вырезанных на крышке коробки;

- запоминание игрушек;

- работа с лексическим материалом;

- заучивание ряда слов и словосочетаний;

- складывание различных фигур из счётных палочек. (Головоломки) и др.

Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз. В этом возрасте главной задачей, так же является развитие таких видов восприятия как восприятие пространства, времени, формы и величины.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

• Определение изменений в предъявленном ряду предметов.

• Нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки.

• Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.

• Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок.

• Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.

• Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.

• Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.

• Штриховка различных изображений.

Формирование представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”.

• Назови, что находится перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.

• Найди предмет по тени.

• Расскажи кто, где сидит.

• Раскрась (нарисуй) правую половину предмета так же, как левая.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения у детей с нарушениями речи развивается несколько иначе. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

- Несуществующее животное,

- Выдумай историю,

- Продолжи рисунок,

- Клякса. Дорисуй,

- Оживление предметов,

- Так не бывает!

- Нарисуй настроение.

- На что похожи облака,

- Угадай настроение.

- Найди недостаток в портрете.

Развитие ребенка в дошкольный период представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности, ведущую роль в которой играют познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающие игры, направленные преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, совершенствованию содержания их обучения, повышению эффективности коррекционно-педагогического воздействия. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Формирование познавательной деятельности у дошкольников с ОНР способствует их речевому и интеллектуальному развитию, успешной подготовке к школьному обучению и предупреждению школьных трудностей. На основании изучения современной научной литературы можно выделить следующие основные особенности развития психических процессов у детей с нарушением речи:

В развитии слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи отмечают отсутствие слуховых предметных образов, нарушение слухового внимания, восприятия звуков речи. Недостаточность слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха.

Нарушение зрительной сферы ведет к бедности зрительных представлений об окружающем мире, дети имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса, затрудняются в ориентировке в направлениях пространства, обозначающих местонахождение объекта (справа – слева), в ориентировке на собственном теле.

Внимание у детей с ОНР характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, которое проявляется в медленном темпе, низкой продуктивности и планировании своих действий. Объём внимания не соответствует возрастным параметрам. Дети этой группы плохо понимают инструкции к заданиям, на занятиях рассеяны, часто отвлекаются, не способны слушать или работать более 5-10 минут, у них ослабленное внимание к словесной информации.

У детей с ОНР слабо развиты процессы памяти - замедленность запоминания, трудности запоминания вербального материала. У детей с нарушениями речи снижен объём запоминания, они значительно хуже воспроизводят словесный материал, тратят больше времени на припоминание, не умеют использовать рациональные приёмы запоминания. Абстрактное мышление у детей с ОНР недостаточно развито. Ребенок затрудняется установить сходство и различие между предметами и явлениями по существенным признакам, испытывает сложности в выполнении заданий на классификацию и выделение 4 лишней картинки. При выполнении задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью. Многие из детей с ОНР легко теряют конечную задачу, не могут составить внутренний план ее решения (недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи). Таким образом можно отметить, что состояние познавательной деятельности у детей с ОНР связано с особенностями развития у них высших психических функций (ВПФ), обеспечивающих процесс формирования познавательной деятельности, которая в свою очередь, способствует расширению и активизации словарного запаса ребенка, грамматически правильному оформлению своих высказываний, формированию у него пространственных и временных представлений, развитию воображения, внимания, памяти и мышления. С детьми с ОНР в ДОУ проводится систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности и ее содержание разработано с учетом закономерностей развития высших психических функций каждого ребенка.




Подготовила педагог-психолог ДОУ №35 г. Липецка

Фролова Татьяна Ивановна