страница1/7
Дата27.09.2018
Размер0.7 Mb.

Развитие отношений между Россией и Евросоюзом в области поставок газа в ХХI веке


  1   2   3   4   5   6   7

Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики
Факультет мировой экономики и мировой политики

Отделение «Международные отношения»

Кафедра мировой политики

Выпускную квалификационную работу на тему:



«Развитие отношений между Россией и Евросоюзом в области поставок газа в ХХI веке»

Выполнила студентка 4 курса 468 группы

Беликова Мария Андреевна
Научный руководитель: доктор политических наук, профессор кафедры мировой политики Братерский Максим Владимирович

Москва 2013


Оглавление


Глава 1. Исторические предпосылки энергетического сотрудничества России и Евросоюза в XXI веке 7

1.2 Сотрудничество России и Евросоюза в сфере поставок газа в период 1990-е – 2000-е гг. 9

Глава 2. Взаимодействие России и Евросоюза в области поставок газа на современном этапе 16

2.1 Правовые аспекты сотрудничества России и Евросоюза в области поставок газа 16

2.2 Энергодиалог «Евросоюз – Россия» как форма современного взаимодействия в энергетической сфере между РФ и ЕС 20

2.3 Экономические аспекты взаимодействия в области поставок газа между РФ и ЕС 22

2.3.1 Современные экспортные маршруты поставок газа в ЕС: проекты России и Евросоюза 22

2.3.2. Снижение объемов поставок российского газа в Евросоюз: причины и последствия 27

2.3.3 Либерализация европейского газового рынка и ее влияние на экспортные контракты «Газпрома» 31

2.3.4. Антимонопольное расследование Еврокомиссии против «Газпрома» на современном этапе 37

2.4 Политические аспекты сотрудничества России и Евросоюза в сфере поставок газа 41

Глава 3. Факторы, меняющие парадигму взаимоотношений России и Евросоюза в области поставок газа 46

3.1. Новая система координат европейской газовой отрасли и место в ней «Газпрома» 46

3.2 «Сланцевая революция», глобализация торговли газом и их влияние на поставки российского газа в Евросоюз 49

3.3 Перспективы «Газпрома» в условиях изменений на европейском рынке газа: адаптация или «уход на Восток»? 52

Заключение 59











Введение
Актуальность темы исследования

Отношения России и Европейского союза, которые берут свое начало в далеком историческом прошлом, всегда имели множество измерений – политическое, экономическое, социальное, культурное и т.д. Однако в настоящее время особое значение для обеих сторон приобрели отношения в энергетической сфере. В условиях прогнозируемого учеными острого дефицита энергоресурсов, обусловленного, с одной стороны, общим истощением мировых резервов углеводородов, а с другой – возросшим потреблением энергии, в первую очередь, такими промышленными гигантами, как Китай и Индия, а также отсутствия собственных энергетических ресурсов, достаточных для обеспечения внутреннего развития, Европейский союз вынужден рассматривать Россию как одного из ключевых поставщиков энергоносителей. В настоящее время Россия обеспечивает четверть европейского потребления природного газа.1 Очевидно, что без достаточного количества энергоресурсов ЕС будет не в состоянии обеспечивать стабильность своего экономического развития и национальную безопасность, которая включает в себя, в том числе и энергетическую безопасность. Именно поэтому проблеме энергетической безопасности отведено значительное место в повестке дня Европейского союза. В свою очередь, для России Европейский союз является главным потребителем российского газа, а выручка, полученная от экспорта энергоносителей, по-прежнему остается одной из основных статей дохода федерального бюджета РФ, от которой во многом зависит внутреннее развитие страны. Таким образом, и Россия и Евросоюз осознают тесную взаимозависимость друг от друга, которая, однако, вовсе не радует европейских партнеров, а напротив вызывает у них озабоченность и беспокойство, а потому энергодиалог между Россией и ЕС, который и так редко протекал без разногласий, в последнее время начал приобретать все более и более напряженный характер, поскольку интересы каждой из сторон находятся в явном противоречии, и при этом каждая из них стремится их защитить. По мнению большинства экспертов, энергетика составляет на настоящий момент сердцевину взаимоотношений России и Евросоюза, а потому потребность в получении более обширного знания о развитии двусторонних отношений в области поставок газа в XXI веке усиливается.



Объект и предмет исследования Объектом исследования являются отношения между Россией и Европейским Союзом в энергетической сфере в XXI веке. Предметом исследования будут выступать политические, экономические и правовые аспекты взаимодействия России и Европейского Союза в области поставок газа.

Исследовательская гипотеза

Основная исследовательская гипотеза заключается в том, что в настоящее время отношения между РФ и ЕС в сфере поставок газа претерпевают неизбежные изменения, обусловленные, с одной стороны, трансформацией европейского газового рынка, а с другой – глобализацией мирового рынка газа за счет увеличения объемов торговли сжиженным природным газом, а также возможного роста добычи сланцевого газа в целом.



Цель и задачи исследования

Целью данной работы является проведение теоретического исследования, демонстрирующего изменения внешних и внутренних условий в которых протекают взаимоотношения между РФ и ЕС в области поставок газа, что неизбежно меняет характер их взаимодействия. Для достижения вышеупомянутой цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

- рассмотреть историю отношений между Россией и ЕС в энергетической сфере

- дать анализ текущему состоянию отношений между РФ и ЕС в сфере поставок газа, а также политическим, экономическим и правовым аспектам их взаимоотношений

- изучить процесс формирования двустороннего энергодиалога между Россией и ЕС

- выявить мотивацию и цель обеих сторон при формировании ими энергетической политики

- выявить факторы, изменяющие сложившиеся взаимоотношения между РФ и ЕС в области поставок газа

- выявить перспективы дальнейшего взаимодействия ЕС и РФ в области поставок газа

Методологическая основа исследования В основу работы заложены исторический, сравнительный и аналитический методы исследования, а также метод системного анализа и прогнозирования, которые помогли сформировать целостное представление о взаимоотношениях между РФ и ЕС в области поставок газа на текущем этапе, о процессе формирования их энергетических политик, а также о возможном сценарии дальнейшего развития их отношений.

Анализ источников и научной литературы

Для того чтобы обеспечить объективность и всесторонность исследования автором был изучен обширный материал по данной тематике. Энергетическая политика Европейского Союза и России, а также различные процессы, происходящие в энергетической сфере, являются предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Для данной работы среди литературы на русском языке особенно важную роль сыграли коллективные монографии, изданные отечественными научно-исследовательскими центрами (Институт мировой экономики и международных отношений, Институт стратегических исследований и анализа, Институт Европы, Институт современного развития, Институт энергетической стратегии), в которых приводится комплексный анализ взаимоотношений России и Евросоюза в энергетической сфере и их энергетическим политикам. Среди отечественных исследователей данной тематики важно выделить И.Г. Пашковскую, В. А. Гусейнова, И.А. Рудакову, А.А. Конопляника, С.А. Горевалова, Л.М. Григорьева. Среди англоязычной литературы важный вклад в написание данной работы внесли доклады Еврокомиссии, посвященные российско-европейскому энергетическому сотрудничеству, а также отдельные статьи следующих зарубежных исследователей: К.-А. Паиллард, С. Канэва, П. Камерон, Дж. Кей, Р. Кемпер. Несмотря на ценный анализ, содержащийся в научных трудах вышеперечисленных отечественных и зарубежных авторов, некоторые данные и события относительно исследуемой тематики там отсутствуют в силу того, что отношения между ЕС и РФ в сфере поставок газа являются достаточно насыщенными, и в них постоянно происходят изменения, которые не отражены в опубликованных статьях и монографиях. Для того чтобы восстановить данный пробел автором были использованы разнообразные периодические издания, чтобы получить новейшую информацию о текущем состоянии энергодиалога между Россией и ЕС. На основе проанализированного материала автором были сделаны собственные выводы касательно текущего взаимодействия между Россией и Евросоюзом в энергетической сфере, а также перспектив его дальнейшего развития.



Теоретическая и практическая значимость исследования

В данной работе был осуществлен комплексный анализ отношений России и Европейского союза в области поставок газа, основанный на трех важнейших аспектах их взаимодействия – экономическом, правовом и политическом. Выводы, приведенные в данном труде, могут быть использованы для последующих теоретических исследований в области международных отношений и политической экономии, а также для любых других исследований, прямо или косвенно связанных с международной энергетической тематикой.



Исследование развития отношений между Россией и Евросоюзом в области поставок газа имеет и практическое значение, поскольку в настоящее время данная тема находится в фокусе повышенного внимания как российского руководства, так и деловой элиты, имеющей отношение к экспорту российского газа в Европу. Работа может оказаться полезной в процессе разработки новой энергетической стратегии Российской Федерации в отношении Европейского союза, поскольку учитывает не только текущие тенденции, происходящие на европейском газовом рынке, но и современное развитие мировых энергетических рынков в целом.











Глава 1. Исторические предпосылки энергетического сотрудничества России и Евросоюза в XXI веке





    1. Советский период сотрудничества с Евросоюзом в энергетической сфере


Несмотря на то, что Россия начала поставлять энергоресурсы в Европу уже с конца XIX века, полноценное сотрудничество в энергетической сфере для обеих сторон началось все же во второй половине XX века, когда СССР удалось выйти на энергетические рынки европейских стран. Основными потребителями ресурсов СССР были, разумеется, страны социалистического лагеря. Первым экспортным трубопроводом считается нефтепровод «Дружба», который был построен в 1966 году и который используется и сейчас российской стороной для осуществления поставок в Европу. И уже в 1960-е годы XX века началось формирование экспортной системы трубопроводов современной России. Следует отметить, что данные проекты не носили коммерческий характер и предназначались скорее для «нерыночных поставок нефти в европейскую часть СССР, а также ГДР, Польшу, Венгрию и другие страны СЭВ».2 Поэтому данные трубопроводы имели во многом политическое значение, так как поставляли нефть по значительно заниженным ценам в страны Восточной Европы с целью увеличения их экономической (и, как следствие, политической) зависимости от СССР. Таким образом, советская система экспортных трубопроводов ограничивалась поначалу лишь странами-членами СЭВ и не была рассчитана для поставок углеводородов в страны Южной и Западной Европы. Тем не менее, поставки в «капиталистические» страны все же осуществлялись. В 1957 году подписывается советско-итальянское соглашение о поставках нефти, а в 1968 г. советский газ начал поступать в Австрию3. СССР активно использовал демпинговые стратегии для проникновения на европейские энергетические рынки. Разрядка международной напряженности 1970-х годов также способствовала активации энергетического сотрудничества СССР со странами Запада. Важную роль в этом сыграла проводимая немецким канцлером Германии В. Брандтом «восточная политика», которая благоприятно сказалась на отношениях между ФРГ и СССР. Так в уже в 1970 году был подписан контракт на поставку природного газа между двумя странами. С открытием газовых месторождений в Западной Сибири в конце 1970-х годов появляются проекты строительства газопроводов для осуществления поставок в Западную Европу, которые, однако, всеми силами тормозились США, накладывавшими не раз торговые санкции на поставки материалов, предназначенных для строительства газопроводов из СССР в Западную Европу. Трубопроводная система СССР была уже практически полностью сформирована в 1980-е годы, и в качестве основных экспортных коридоров использовалась Белоруссия для осуществления поставок энергоресурсов в страны Центральной Европы, черноморское побережье – для стран Южной Европы и, наконец, порты прибалтийских стран – для севера Европы. Говоря об энергетическом сотрудничестве СССР с Европой, необходимо отметить роль нефтяных кризисов 1973 и 1979 годов, которые вынудили европейские станы искать альтернативных поставщиков энергоресурсов за пределами Ближнего Востока и сыграли, таким образом, на руку СССР, поскольку экспорт его сырья значительно возрос в этот временной период. Однако кризис 1986 года, когда цены на нефть, наоборот, резко упали, нанес непоправимый ущерб экономике СССР, уже тогда в значительной степени зависящей от экспорта углеводородов.

После распада СССР строительство новых трубопроводов было временно приостановлено, а сама трубопроводная система оказалась на территории 15 новых независимых государств, потеряв единую систему управления. Новообразованные государства постсоветского пространства, в свою очередь, стали при помощи иностранных инвесторов из России, Европы, США, Китая строить собственные трубопроводы и проводить независимую энергетическую политику.


1.2 Сотрудничество России и Евросоюза в сфере поставок газа в период 1990-е – 2000-е гг.

Как известно, 1990-е годы в России прошли под знаком массовой реструктуризации и приватизации нефтегазовой промышленности. Менялась сама система и структура функционирования нефтегазовой отрасли и казалось, что вертикально-интегрированные нефтегазовые холдинги, контролируемые государством, остались навсегда в советском прошлом. Однако тенденции монополизации вновь проявили себя в 2000-е годы, когда, в частности, в газовой отрасли началось «собирание» активов «Газпромом», выведенных из него еще в начале 90-х годов его тогдашним руководством. Таким образом, новым руководством «Газпрома» была развернута кампания по возвращению активов, которая официально поддерживалась на государственном уровне4. В результате был восстановлен контроль над множеством предприятий нефтегазовой отрасли, и компания превратилась в своеобразного монополиста, контролирующего до недавнего времени экспорт российского газа в различные направления. В условиях деиндустриализации промышленности и тяжелой социально-экономической обстановки экспорт углеводородов приобрел для новой России еще большее значение, чем в советский период, поскольку с помощью полученных от него средств руководство страны получало возможность хоть как-то нивелировать критическую ситуацию, сложившуюся в стране первое десятилетия своего существования. Таким образом, поддержание и развитие энергетических отношений с Европейским союзом всегда находились в фокусе особых интересов российского руководства. Так в 1990-ые годы начинается строительство Балтийской трубопроводной системы, в первую очередь, газопровода Ямал – Европа, проходящего через территории четырех стран – России, Белоруссии, Польши и Германии. Однако большую заинтересованность в расширении энергодиалога с ЕС Россия стала проявлять с приходом нового руководства в 2000-ые годы, когда был сделан особый упор на сырьевую стратегию развития страны. Тогда же и начали предприниматься активные действия по усилению позиций России в Центральной Азии и на Каспии для закрепления своего исторически монопольного положения на добычу и транспортировку углеводородов, поскольку газ из стран Центральной Азии играет существенную роль в энергобалансе России, поскольку с его помощью «Газпром» обеспечивает контракты по поставкам газа в ЕС.



2000-е годы оказались своеобразным золотым десятилетием для «Газпрома» – компания контролировала в начале XXI века «около 35% газового рынка Германии, 24% Италии, 28% Франции, 72% Австрии»,5 не говоря уже о прибалтийских странах, где зависимость от него достигала 100%. Руководство газового холдинга, опираясь на прогнозы большинства экспертов о неизбежном росте спроса на газ в Европе, смотрело в будущее с большой долей оптимизма. Ожидалось, что со временем запасы углеводородов Алжира и Норвегии будут иссякать, и, таким образом, у «Газпрома» появиться возможность еще больше повысить цены для европейских стран, ведь, как выразился бывший глава концерна Р. Вяхирев: «Время работает на продавцов газа»6, а потому газ следует продавать «за те деньги, которых он действительно стоит».7 Однако ожидания «Газпрома», как видно, не оправдались, – добыча норвежского газа не уменьшилась, а даже наоборот увеличилась8, и более того у европейских партнеров стали появляться альтернативные поставщики природного газа в лице бывших советских республик, а также сжиженного природного газа (далее СПГ) в лице Катара, Австралии. По этим причинам «Газпром» оказывается все менее и менее способным диктовать свои условия поставок европейским странам, которые сложились у него с ними за последние 20 лет сотрудничества в области поставок газа, а именно: крайне негибкая ценовая политика, привязывание цен на газ к ценам на нефть, отсутствие единой системы ценообразования и деление европейского газового рынка на своеобразные сегменты, части из которых может предоставляться скидка или даже снижение цены, а части нет в зависимости от исхода переговоров. Сюда также можно добавить, что отношения между «Газпромом» и Евросоюзом основывались на долгосрочных контрактах, условия которых газовый концерн крайне редко соглашался пересматривать и корректировать. Более того, излюбленным контрактным принципом «Газпрома» является принцип «бери или плати», с помощью которого он «минимизирует риски по сбыту на фоне капиталовложений, которые он вынужден сделать для обеспечения поставок максимальном объеме».9 И в случае, если клиент не закупил оговоренное количество газа, он все равно обязан заплатить вплоть до 90% цены «за разницу между фактом и лимитом»10. Таким образом, европейский рынок газа был рынком продавца, что, разумеется, не могло устраивать европейских партнеров, поскольку они постоянно несли убытки за недобор газа. К примеру, итальянская ENI была вынуждена заплатить «Газпрому» в 2009-2011 гг. более 1,5 миллиардов евро.11 Также основным принципом используемым Россией в энергетическом сотрудничестве со странами ЕС стал принцип «обмена активами»,12 согласно которому «Газпром» имеет возможность выходить на конечных потребителей газа и иметь доступ к энергетическим активам в Европе в обмен на разрешение иностранным компаниям инвестировать в разработку и добычу месторождений России. Так немецкие компании, согласно подписанному в 2005 году соглашению о строительстве газопровода «Северный поток», получили доступ к разработке Южно-Русского месторождения, который и послужил на первых этапах базой для наполнения трубопровода, поставляющего голубое топливо по дну Балтийского моря в Германию13.

Важную роль при формировании энергетической политики «Газпрома» в рассматриваемый период сыграло отсутствие у стран-членов ЕС единой стратегии в отношении России. К примеру, Германия, Франция и Италия были более склонны к сотрудничеству с Россией в энергетической сфере, чем остальные страны, а потому с ними у газового концерна сложились, соответственно, лучшие взаимоотношения, что играло ему на руку, поскольку позволяло продвигать собственные интересы на европейском газовом рынке. При этом особое значение имеют сложившиеся эксклюзивные отношения России с Германией, которая является для нее важнейшим партнером по сотрудничеству в области энергетики.

Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи России в сфере энергетического сотрудничества с Евросоюзом, их энергодиалог проходит в крайне напряженной обстановке и зачастую переносится в политическую плоскость. Европейских партнеров не может устраивать негибкая ценовая политика «Газпрома» и его частные отказы реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, как это случилось в период 2008-2009 гг., отмеченный спадом потребления российского газа. Негативную роль сыграли также два украинских «газовых» кризиса 2006 и 2009 года, когда Россия перерыла поставки газа на Украину, оставив, таким образом, без отопления значительную часть Европы. Эти инциденты еще больше убедили европейские страны в опасности слишком сильной энергетической зависимости от России и в необходимости противодействия возможному «энергетическому шантажу» с ее стороны. Начавшаяся в 1998 году либерализация европейского газового рынка, на которую «Газпром» поначалу даже не хотел обращать внимание, стала впоследствии для него ощутимым препятствием, поскольку требовала модернизации всей сложившейся структуры взаимодействия между поставщиками и потребителями. Более того, в последнее время происходит формирование единой энергетической политики Евросоюза, и позиция отдельных европейских стран в отношении России становятся также все более схожими, то есть более жесткими, что свидетельствует об изменении всей парадигмы взаимоотношений в энергетической сфере между Россией и ЕС.



















  1   2   3   4   5   6   7