Скачать 52.22 Kb.
Дата06.12.2018
Размер52.22 Kb.
ТипЗадача

Развитие ориентировки в пространстве и координации движений у дошкольников




Развитие ориентировки в пространстве и координации движений у дошкольников.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача дошкольного учреждения.

Признается очевидным, что двигательная деятельность ребенка представляет собой наиболее широкие возможности для развития у дошкольников ориентировки в пространстве и координации движений, т.е. развитие психомоторных качеств у дошкольника.

Потребность человека в двигательной активности, как и у животных, является врожденной. В каждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность движения. Для детей бегать наперегонки, скакать на одной ноге, толкаться столь же естественно и необходимо, как дышать. В одной детской песне поется: «А у меня внутри есть вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель ».

Но постепенно движения ребенка, начинают контролироваться сложными психическими процессами мозга.

Значительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3-4 годам: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».

В обучении детей пространственным ориентировкам на занятиях по физкультуре первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Ориентировка «на себе» включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.). На занятиях детям даются задания: покажите, где у вас – лоб, нос, уши, колени, пятки и т.д. в зависимости от возраста детей. Задание осложняется тем, что дети должны выполнять его при ходьбе. Ориентировка «на себе» формируется еще в младшем возрасте , но представляется необходимым включать ее в занятия и в старшей группе, поскольку некоторые дети на протяжении всего обучения путают правую и левую стороны.

Следующая задача в обучении — ориентировка на внешних объектах («на любых предметах», «на человеке»). Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения становится возможной, если усвоена пространственная ориентировка на собственном теле. Ребенок мысленно переносит ее на другие объекты (выделяет различные их стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху — голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сзади—спина; одна рука—справа, другая—слева). На основе полученных знаний дети знакомятся с пространственными направлениями «направо — налево».

Еще одна важная задача - научить детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направления: «впереди — сзади», «справа — слева», «над — под», «под — за», «посередине — с краю», «вверху – внизу».

Развитие ориентировки в окружающем мире можно проводить в следующей последовательности:

1.Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе:

- дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого уха;

- приложить кисть к обведенному контуру ладони, определить руку.

2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку:

- вытянуть в сторону правую (левую) руку.

3.Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа (слева);

4. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями.

Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. От нее зависит каждое движение человека. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Ребенок учится координировать свои действия вплоть до 16-18 летнего возраста, когда прекращается рост. Человеческое тело растет не равномерно: то руки вырастут, то ноги. Представьте себе, что вы проснулись утром и обнаружили, что ваш рост увеличился на пару метров. Когда вы наконец-то справитесь со всеми эмоциям возникшими в связи с этим волшебным превращением, вам нужно будет начать действовать, и тогда все самые простые действия будут заставлять вас думать над каждым движением.

Движения маленького ребенка поначалу хаотичны, трудноконтролируемы, по мере развития двигательных действий они становятся более координированными, осмысленными.

Последовательное торможение быстро концетрируется, т.е. оказывает сильное, но быстро проходящее влияние на процессы возбуждения. все виды внутреннего торможения в этом возрасте вырабатываются легко и оказываются более стойкими. В старшем дошкольном возрасте дети в состоянии подчинить свои действия заранее данной инструкции, предвидеть акцептор действия. К этому возрасту отмечается способность детей к произвольному осознанному регулированию мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, прыжки.

Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными—движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными — выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).

Движения ног и рук могут быть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными— движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как бы догоняют друг друга). 

Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Команды во время ходьбы и бега: «Стоп», «Аист», «Кругом», «Боковой галоп влево», «Боковой галоп вправо» и др. Подвижные игры: «Светофор», «Море волнуется», «Снежинки» и др.

Ученые-физиологи указывают на большое значение постоянных тренировок как фактора, формирующего взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Какие же основные психомоторные процессы должны развиться у ребенка к школе:

- умение переключаться с одного вида деятельности на другой (после перемены быстро войти в рабочий режим урока, от работы с устным материалом к работе в тетради или работа у доски и др…)

- развитие произвольности в поведении (надо выучить стихотворение, на уроке должна соблюдаться тишина, слушать объяснения учителя..)

- распределение внимания (умение списывать с доски, с учебника)

- концентрация внимания (восприятие нового материала, письмо под диктовку).

Очень важно, чтобы к процессу развития психомоторных качеств, активно подключались родители, развивая ребенка дома и физически , и постоянно поясняя для чего нужны те или иные действия.



На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, что подготовка к обучению в школе это постоянный и совместный труд маленького человечка, педагогов и родителей. И это создает благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата. 

Материал подготовлен инструктором по ФК Бухминой Татьяной Алексеевной.