страница1/7
Дата16.02.2018
Размер1.75 Mb.
ТипРассказ

Рассказовского района материалы районной экспериментальной площадки «школа социализации личности»


  1   2   3   4   5   6   7

Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр»

Рассказовского района



МАТЕРИАЛЫ

РАЙОННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

«ШКОЛА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

(из опыта работы МОУ Рассказовской СОШ)


2008-2009 год



Содержание

1

Программа опытно-экспериментальной работы ……………




2

Отчёт о завершении работы ОЭП «Школа социализации личности»……….………………………………………………..




3

Диагностика результатов ОЭР……………………………….…




4

Нормативно-правовая база……………………………………..




4.1

Положение об ученическом классном собрании……………..




4.2

Положение о фестивале педагогических идей: калейдоскоп уроков…………………………………………………………….




4.3

Положение об ученической учебно-исследовательской конференции «ЮНИС»…………………………………………




4.4

Положение о работе учащихся МОУ Рассказовской средней школы над индивидуальными исследовательскими темами ...




5

Программы……………………………………………………….




5.1

.Лаврентьева Е.А. Программа элективного курса «Сервировка и этикет»………………………………………….




5.2

Лаврентьева Е.А.Программа элективного курса «Художественная резка цветов из овощей……………………




5.3

Лаврентьева Е.А.Авторская программа для 10-11 классов

«Первоклассная повариха………………………………………






5.4

Программа обеспечения преемственности между дошкольным и начальным обучением…………………………




6

Педагогический совет на тему: «Модель выпускника школы-социализации личности»………………………………………..




7

Приложения………………………………………………………




7.1

Исследовательский проект по географии на тему:

«Государственная демографическая политика. Какой ей быть?»…………………………………………………………….






7.2

Семинар «Существенные особенности интерактивных форм и методов обучения»………………………………………….…




7.3

Зайцева. Н.В. Урок – юридическая консультация «Трудовое право»…………………………………………………………….




7.4

Зайцева. Н.В. Урок – исторический портрет с элементами музейной технологии по теме «Петровская легенда»…………




7.5

Косогорцева. Г.А. Урок по окружающему миру во 2 классе

«Растения: водоросли, мхи, папоротники …………………….







«Без стремления к научной работе

учитель… попадает во власть

трёх демонов: механистичности,

рутинности, банальности.

Он деревенеет, каменеет,

опускается»

А. Дистервег
Программа опытно-экспериментальной работы
1. Название эксперимента: «Школа социализации личности».
2. Руководитель эксперимента: Губерева Елена Александровна – заместитель директора школы

Адрес: Рассказовский район, посёлок 2-е отделение совхоза «Арженка», ул. Центральная, д.1, тел. (47531) 64-7-99, e-mail: moyrazsk@yandex.ru ,

www – сайт http://razksk.68edu.ru
3. Краткое обоснование актуальности темы

С 2002 по 2004 годы педагогический коллектив работал по единой методической теме «Формирование мотивации учения». Результаты исследований мотивированности школьников выявили одну из причин низкого качества знаний учащихся – проблему демотивированности – низкого уровня, либо отсутствия устойчивой мотивации учения. Исследования многих авторов подтверждают нарастающее с годами осознание школьниками учебного процесса как личностно незначимого. Неустойчивая мотивация к учению у младших школьников, её снижение к концу четвёртого года обучения в подростковом возрасте перерастает в проблему трудностей, связанных с адаптацией при переходе из начальной школы в основную и трансформируются в проблему «трудного подростка».Для ученика –подростка привлекательность школы падает в связи с неудовлетворенностью потребности решать свои личностные и социальные проблемы, аккумулировать свой жизненный опыт. Возникает проблема педагогического отчуждения как нарастание у развивающейся личности взрослеющего человека чувства и осознания чуждости педагогического процесса, его неприятия, которое происходит в неблагоприятной жизненной ситуации, сложившейся в результате психолого-педагогической некомпетентности.

Вместе с тем анализ урочной деятельности педагогов школы показывает отсутствие системы формирования личностных качеств, творческих способностей, ценностных ориентаций и отношений, недостаточное использование связи с жизнью, опоры на опыт школьников, слабое включение их в активную учебно-познавательную деятельность, низкий уровень формирования познавательного интереса и т. д. Всё это препятствует реализации личности школьника как успешной личности, готовой к вступлению в новый для неё социум- мир профессиональных отношений.

Частично проблему социализации личности решает переход старшего звена на профильное обучение. Но, по сути своей, социализация личности – процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности – невозможна без обновления содержания образования, методик обучения, повышения профессиональной компетентности педагогов, развитие творческого потенциала учителей и учащихся, без возможности саморазвития личности.


4. Объект исследования: учебный процесс.
5. Предмет исследования. Цель эксперимента. Задачи
Предмет исследования: процесс социализации школьников.
Цель эксперимента: разработать систему общешкольных мероприятий, способствующих процессу вхождения индивида в социальную среду, его овладению навыками практической и теоретической деятельности, преобразованию реально существующих отношений в качества личности средствами учебного процесса.
Задачи:

1) обосновать необходимость социализации учебного процесса;

2) создать общеобразовательный учебный план, способствующий социализации личности;

3) создать условия подготовки детей 5-6-ти лет к школе и обеспечить преемственность между дошкольным и начальным обучением;

4) сформировать «пакет» диагностических материалов по социализации;

5) выявить возможность формирования надпредметных способов учебной деятельности , способствующих социализации школьников;

6) выявить возможности урока, способствующие социализации личности;

7) развить школьное самоуправление, где ученики смогут проявить коммуникативные умения и осознать своё место в коллективе.


6. Гипотеза

ЕСЛИ усилить направленность учебного процесса на социализацию личности школьника через предшкольную подготовку будущих первоклассников, через использование возможностей форм и методов урока, через проектно- исследовательскую деятельность обучающихся, через использование возможностей школьного компонента в старшем звене, через формирование классных органов ученического самоуправления,

ТО: удастся повысить качество обучения, так как

а) появится возможность эффективнее реализовывать компетентностный подход в обучении;

б) повысится мотивация учения: учащиеся осознают значимость в «послешкольной» жизни знаний и умений, приобретаемых в образовательном учреждении;

в) в ходе опытно- экспериментальной работы удастся создать условия повышения профессиональных компетенций педагогов.




  1. Методы и методики исследования


Теоретические:

  • моделирование

  • сравнение

  • обобщение

  • систематизация

Практические (эмпирические):

  • выявление, описание, анализ, обобщение педагогического опыта и конструирование на его основе нового опыта;

  • анализ школьной документации;

  • исследовательский мониторинг с использованием методики изучения социализированности личности учащегося, разработанная М.И. Рожковым, методики мониторинга определения у ученика качества и уровня сформированности ключевых компетенций, разработанная Третьяковым; методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью, разработанная А.А. Андреевым;

  • собственно педагогический эксперимент.


8. Сроки и этапы эксперимента

п/п


Наименование этапа

Содержание этапа эксперимента

Срок осу

ществ


ления

Критерии достижения результата, фиксирующего конец этапа

1.

Диагностический и прогностический

Выявление проблемы эксперимента и обоснование её актуальности

2003

год


Сообщение о проблеме эксперимента на педагогическом совете. Получение одобрения в РОО.

2.

Прогностичес

кий


Подготовка программы эксперимента

Сентябрь- ноябрь

2004 года



Защита на ПС и утверждение в методическом кабинете РОО

3.

Организационный

Выбор базы эксперимента.

Согласование тематики с педагогами на малом ПС.



Декабрь 2004 года-май 2005 года

Получение приказа на проведение эксперимента.

Получение протоколов ПС и родительского собрания и утверждение их на Совете школы.



4.

Установочный и запускающий

Проведение первичных диагностических опросов и анкет.

Сентябрь 2005 года

Получение данных об уровне социализированности школьников и уровне сформированности ученических компетенций, удовлетворенности учеников, педагогов и родителей условиями обучения в школе.

Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров.



5.

Практический

Проведение теоретических семинаров, школьных конкурсов, экспериментальных уроков, занятий в ГКП, мероприятий ученического самоуправления

Октябрь 2005 года- апрель 2007 года

Разработка модели выпускника школы социализации, положений о конкурсах , аналитических справок , протоколов ученических собраний

6.

Итоговый

предварительный



Проведение предварительных итоговых диагностических опросов и анкет

Май 2007 года

Получение предварительных итоговых данных об уровне социализированности школьников и уровне сформированности ученических компетенций.

7.

Резервный

корректировочный



Разработка учебного плана в 10 классе по подготовке младших воспитателей. Консультации с преподавателяи педколледжа.

Сентябрь 2007 года

Формирование программ по предметам, необходимым для обучения по специальности « Младший воспитатель»

8.

Итоговый

Проведение окончательных итоговых диагностических опросов и анкет

Октябрь 2007 года

Получение окончательных итоговых данных об уровне социализированности школьников и уровне сформированности ученических компетенций, удовлетворенности учеников, педагогов и родителей условиями обучения в школе. Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров.

9

Обобщающий и рефлексивный

Составление отчёта по проведенному эксперименту

Ноябрь – декабрь 2007 года

Сообщение на педагогическом совете, предоставление отчета в ИМЦ, получение приказа об окончании эксперимента.


9. Участники эксперимента. Контрольная группа

Участниками эксперимента является школьная администрация, воспитатели ГКП, учителя, работающие в школе.

Контрольная группа: руководитель эксперимента Губарева Е.А., Зайцева Н.В. – заместители директора.
10. Распределение функциональных обязанностей
Руководитель эксперимента и ответственный за организационную и диагностическую часть: заместитель директора по учебно-методической работе – Губарева Е.А.
11. База эксперимента

База эксперимента: общеобразовательное учреждение.

Экспериментальные объекты: группа кратковременного пребывания для подготовки детей к школе, среднее и старшее звено.

Контрольные объекты: обучающиеся 9-11 классов.
12. Критерии оценки ожидаемых результатов
Результативность

Результаты организуемых общешкольных мероприятий должны удовлетворять следующим условиям:



  • уровень компетентности обучающихся должен быть выше первоначального;

  • уровень социализированности должен быть выше первоначального уровня;

  • уровень профессионализма педагогических кадров должен быть выше первоначального;

  • сохранность здоровья и степень комфортности.


Затраты времени

Сокращение затрат времени на адаптацию предшкольников и вхождения индивида во «взрослую» жизнь по сравнению с прежними.


13. Прогнозирование

Опытно-экспериментальная работа позволит достичь следующих положительных результатов:



  1. за счет обучения детей 5-6-ти лет в группе кратковременного пребывания и создания условий преемственности между дошкольным и начальным звеньями процесс вхождения предшкольников в новую социальную среду пройдет с наименьшими затратами для психики детей, что будет способствовать повышению качества обученности;

  2. через использование в урочное и внеурочное время методов и приемов обучения, способствующих социализации личности школьников, удастся повысить мотивацию учения, а также уровень сформированности ученических компетенций;

  3. за счёт использования возможностей школьного компонента учебного плана в старшем звене в «непрофильном» классе удастся дать профессию будущим выпускникам, что, несомненно будет способствовать успешной социализации.


Возможные негативные последствия

  1. Из-за отсутствия должной материальной базы не создастся возможности организовать двухгодичное обучение предшкольников, что может сказаться на уровне их готовности к обучению в начальной школе.

  2. Некоторые педагоги могут оказаться недостаточно компетентны в организации практико-ориентированного подхода в обучении,, что в свою очередь снизит уровень социализированности учебного процесса;

  3. Обучение старшеклассниц по программе «Младший воспитатель» может столкнуться с рядом трудностей, которые характерны для первичного обучения по новым программам.

  4. Недостаточный объём теоретического материала может повлиять на конечный результат эксперимента.

Педагогические компенсации при обнаружении негативных последствий:

  1. корректировка программы обучения предшкольников;

  2. обучение педагогов на постоянно действующем семинаре.


14. Научный консультант: не было.
15. Форма предоставления результатов эксперимента: письменный отчёт.
Отчёт

о завершении работы

районной опытно-экспериментальной площадки

«Школа социализации личности»
С 2004 по 2007 годы на базе МОУ Рассказовской СОШ работала районная опытно- экспериментальная площадка «Школа социализации личности». В работе площадки принимали участие все педагоги и обучающиеся школы. Объектом исследования был выбран учебный процесс, а предметом – процесс социализации школьников. Руководил экспериментом заместитель директора по учебно-воспитательной работе Губарева Е.А.

Цель эксперимента заключалась в разработке системы общешкольных мероприятий, способствующих процессу вхождения индивида в социальную среду, его овладению навыками практической и теоретической деятельности, преобразованию реально существующих отношений в качества личности средствами учебного процесса.

В ходе опытно-экспериментальной работы была обоснована необходимость социализации учебного процесса. В начале эксперимента был проведён педагогический совет на тему: «Модель выпускника школы социализации личности». На нём путем «мозгового штурма» педагогический коллектив выработал систему общих взглядов на личностные качества выпускника школы социализации. Наиболее важными чертами такой личности явились следующие качества: интеллектуальная развитость, социальная адаптабельность; любознательный, пытливый ум; наличие собственных убеждений; способность критически мыслить и т.д. (приложение).

Администрация школы понимала, что успех социализации школьников в будущей «взрослой» жизни напрямую зависит от готовности к выбору профессии. Школьный компонент учебного плана в 9 классе был использован на предпрофильную подготовку. В рамках эксперимента наиболее удачные элективные курсы были разработаны учителем технологии Лаврентьевой Е.А. – «Сервировка и этикет», «Художественная резка цветов из овощей». (Приложения). Еленой Александровной была разработана программа допрофессиональной подготовки для старшего звена «Первоклассная повариха» (Приложение). С целью эффективного использования возможностей школьного компонента общеобразовательного учебного плана в старшем звене администрацией школы и администрацией ТОГОУ СПО «Педагогический колледж» был заключен договор о совместной образовательной деятельности в рамках социального партнёрства. Согласно договору школа и колледж с сентября 2007 года начали совместную профильную профессиональную подготовку учащихся 10,11 классов по программе «Младший воспитатель» с выдачей справки о прохождении обучения. Для реализации этой программы в учебный план 10,11 классов были введены следующие предметы:

1) Нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности.

2) Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей дошкольного

возраста.

3) Психолого-педагогический модуль.

4) Основы санитарно-гигиенических требований в работе с детьми дошкольного возраста.

С 2005 года в школе функционирует группа кратковременного пребывания детей 5-6-ти лет для подготовки к школе. В рамках опытно-экспериментальной площадки была разработана и успешно осуществлена программа по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным обучением. Эта программа позволяет сделать процесс перехода ребёнка из социальной среды, окружающей ребёнка в дошкольном детстве, в школьный социум (Приложение).

С целью создания условий для успешной социализации ежегодно проводится школьная ученическая учебно-исследовательская конференция «ЮНИС» (юные исследователи). Разработаны положение о конкурсе и план организации исследовательской работы учащихся (приложение). Обучающиеся 7-11 классов представляют на конференцию рефераты, исследовательские проекты, сочинения. В конкурсной внеурочной деятельности эффективно реализуется практико-ориентированная направленность образовательного процесса, позволяющая формировать предметные и надпредметные ученические компетенции. В ходе опытно- экспериментальной работы педагогический коллектив пришёл к выводу о том, что реализация компетентностного подхода – неотъемлемое условие успешной социализации личности школьников. Вот примеры наиболее удачных работ:

1. Реферат «Моё увлечение – это изучение полезных ископаемых и динозавров» ученика 3-го класса Шубина А.

2. Исследовательский проект «Китайский напиток – что это такое?» ученицы 8 класса Дедовой С.

3. Реферат «Исследование корней квадратного трёхчлена с параметром» ученика 10 класса Мужальских И.

4. Путеводитель по городу Тамбову на французском языке составлен группой учащихся и т.д.

5. Исследовательский проект «Государственная демографическая политика, какой ей быть?» составлен группой учащихся (приложение).

В ходе эксперимента велась работа по выявлению возможностей урока, способствующих социализации личности. Педагогический коллектив убедился в правоте суждения В.М. Лизинского о том, что в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога заложены основания для успешной социализации ребёнка, что при этом особое место занимает проблема организации, условий и содержания воспитания в учебном процессе.

В марте 2007 года в МОУ Рассказовской сош был проведён ежегодный школьный «Фестиваль педагогических идей: калейдоскоп уроков». В ходе его проведения решались задачи по ознакомлению широкого круга учителей с интересными педагогическими находками в опытно-экспериментальной работе по социализации личности, внедрению интерактивных форм и методов преподавания в практику. Было разработано положение о конкурсе, включающее критерии оценивания (приложение).

На подготовительном этапе было проведено семинарское занятие «Интерактивные формы и методы обучения как условие социализации личности школьников» с целью обучения педагогов формам и методам, способствующим развитию коммуникативных качеств личности, необходимых для успешной социализации (приложение).

Наиболее удачными уроками социализации личности были:



  • уроки истории по теме «Петровская легенда» в 10 классе, обществознания «Трудовое право» в 11 классе, разработанные Зайцевой Н.В.

  • урок- презентация по технологии в 11 классе «Итальянская кухня», разработанный Лаврентьевой Е.А.

  • урок – исследование по русскому языку в 3 классе по теме: «С какой целью употребляют в речи имена прилагательные?», разработанный Тётушкиной Т.А.

  • урок ознакомления с окружающим миром во 2 классе по теме: «Растения, водоросли, мхи, папоротники», разработанный Косогорцевой Г.А. (Приложение).

В рамках опытно-экспериментальной работы коллектив школы попытался найти способы влияния ученического самоуправления на качество знаний обучающихся. Было разработано Положение о классном ученическом собрании, согласно которому к рассмотрению вопросов качества обучения теперь привлекаются учащиеся. Педагоги видят в развитии ученического самоуправления залог успешной социализации (приложение).
  1   2   3   4   5   6   7

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рассказовского района материалы районной экспериментальной площадки «школа социализации личности»