Дата05.12.2018
Размер92.9 Kb.

Районная педагогическая



«Развитие личности ребенка и новые образовательные стандарты»

Эксперимент по внедрению ФГОС НОО реализуется в лицее № 22 «Надежда Сибири» с 2008 года. Сегодня мы можем поделиться опытом психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования в связи с переходом на ФГОС – это перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. И это ярко проиллюстрировано в портрете будущего выпускника – гражданина России.



Портрет будущего выпускника – гражданина России

  • Патриот, носитель ценностей гражданского общества,
    осознающий свою сопричастность к судьбам Родины

  • Уважающий ценности иных культур, конфессий и
    мировозренний, осознающий глобальные проблемы
    современности, свою роль в их решении

  • Креативный, мотивированный к познанию и творчеству,
    обучению и самообучению на протяжении всей жизни

  • Уважающий других людей, готовый сотрудничать
    с ними для достижения совместного результата

  • Осознающий себя личностью, способный принимать
    самостоятельные решения и нести за них ответственность

Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности.

Кроме этого важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье детей, индивидуальный подход в образовательном маршруте (личностно-ориентированное обучение) и создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Работа психолога в школе, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты психологической работы предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные.

Как психолог, я остановлюсь более подробно на личностных результатах.

ФГОС устанавливает определенные требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:



  • Личностные результаты, включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать.

Необходимо отметить то, что личностные результаты обучающихся на ступени начального общего образования в полном соответствии с Требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, в отличие от предметных и метапредметных. Но мы понимаем, что, оценивать (давать обратную связь) необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал успешность как личность. И если мы рассматриваем развитие личности ребенка как результат образовательной деятельности, то каким образом может быть измерен и оценен этот результат?

Это становится возможным через мониторинг, наблюдение и оценку сформированности отдельных личностных результатов.

Мониторинг включает в себя психолого-педагогическую диагностику. Через наблюдение, опрос, рисуночные методики и тестирование выявляются различные компоненты личностного развития ребенка:

- познавательной сферы;

- мотивационной сферы;

- эмоционально-волевой сферы;

-личностной сферы;

- коммуникативной сферы;

В итоге перед психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит становление его индивидуальности. Поэтому измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики ученика так важно.

Изучение характеристик личности позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого ребенка, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности.

В результате по данным психологического обследования составляются индивидуальные карты развития на каждого ребенка. На основе диагностики психолог фиксирует качественные изменения в психическом развитии детей, знает их возрастные и индивидуальные особенности и соответственно может помочь педагогам максимально эффективно, использовать средства и методы в учебно-воспитательной работе.

Параллельно решается вопрос о том, как дать обратную связь ученикам. Если правильно довести до сознания учащихся результаты диагностики, то тем самым можно создать мощный стимул к их самосовершенствованию и саморазвитию. Результаты диагностики сообщаются, как правило, каждому ученику наедине и указывается, какую работу он должен проделать, чтобы ликвидировать отставание в развитии того или иного качества своей личности; при этом ему внушается вера в его силы и возможности для этого.

Кроме этого с результатами психолог выходит на родительские собрания для того, чтобы рассказать необходимую информацию родителям об индивидуальных характеристиках личности ребенка и дать соответствующие рекомендации (например, как подпитывать и поддерживать интерес к учебной деятельности, как помочь ребенку в сфере общения и т.д.)

Также одной из форм оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом.

В итоге, какой же должна быть оценка, по другому назовем ее обратная связь ребенку от нас – взрослых для того, чтобы он смог почувствовать себя успешным. Ведь важно то, что слышит ребенок от учителя, комментирующего процесс и результат его деятельности, а также его способностей.

- в первую очередь обратная связь должна быть позитивной.

- она должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Вера, ты просто великолепно проанализировала это стихотворение!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось, он понимает, что стараться стоит.)


• ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.
• ПОС должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними. Дух конкуренции в долговременной перспективе — неэффективный (плохой) мотиватор.
• Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны.
• Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей. Если есть те, кто удостаиваются похвалы и внимания гораздо чаще остальных (а к тому же и не по заслугам), то создается ощущение несправедливости учителя.

Мощным, реально действующим источником мотивации является характер объяснений учителем успехов и неудач ребенка. Если объяснять успехи ученика его способностями и усилиями, то у него сложится уверенность, что он сможет снова добиться успеха («Прекрасный ответ, замечательная работа, видишь, как ты можешь!»). Важно стараться не давать ученикам повода думать, что успех может быть обусловлен везением.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации,

мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.


Технологические операции создания ситуаций успеха.

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и

находят другие способы решения».




Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик

обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку

уверенность в свои силы и возможности


«У вас обязательно получиться..»
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

Скрытое проявление ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека,

пожелания.


«Возможно, лучше всего начать с…..»

«Выполняя работу, не забудьте о…..»



Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

Персональная исключительность

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»


Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»



Высокая оценка детали

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».