страница1/3
Дата03.11.2018
Размер0.49 Mb.

Работников образования роль игры в формировании культурно гигиенических навыков


  1   2   3

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ



Роль игры в формировании культурно – гигиенических навыков.

Работу выполнил(а):

Рахманова Ирина Валерьевна

воспитатель дошкольной группы

Кутамышинской ООШ

г.Пермь 2009 год



ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Оглавление. Стр. 2




  1. Введение. Стр. 3 – 5



  1. Гигиенические требования к планировке

дошкольного учреждения. Стр. 6 – 8


  1. Гигиенические требования к зданию

дошкольного учреждения. Стр. 9 – 12


  1. Гигиенические требования к воздушной среде. Стр. 13 – 16




  1. Физико – гигиеническое обоснование режима дня. Стр. 17 – 26



  1. Формирование культурно – гигиенических навыков. Стр. 27 – 29




  1. Сексуально – гигиеническая просвещённость. Стр.30 – 39



  1. Физиологические и педагогические основы режима

дня. Оздоровительное и воспитательное значение

режима дня. Условия его эффективной реализации. Стр.40 – 42




  1. Гигиеническое воспитание. Стр.43 – 47




  1. Литература. Стр. 48 – 49


ВВЕДЕНИЕ.
Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок.


Дошкольная гигиена (от греческого higienos – целебный, приносящий здоровье) как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. При этом учитывается не только материальная среда, окружающая ребёнка, но и коллектив, в котором он находится, а также методы воспитания и обучения. Главная задача специалистов дошкольной гигиены – разработка мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей, их гигиеническому развитию и правильному воспитанию в дошкольном учреждении.

На разных возрастных этапах состояние организма ребёнка различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные в области дошкольной гигиены, учитывают особенности каждого возрастного этапа ребёнка и меняются с его ростом и развитием.

Уже с момента рождения ребёнок нуждается в гигиенической организации окружающей его среды. Причём на первых этапах его жизни эту задачу гигиена разделяет с педиатрией, которая также занимается созданием необходимых для ребёнка условий (уход, вскармливание, профилактика заболеваний, закаливание и т.д.)

В дошкольной гигиене оценка любого фактора среды определяется тем, какое влияние он оказывает на процессы развития и состояния здоровья детей. В виду того, что требования в дошкольной гигиене в значительной мере создают фундамент здоровья. Исходя из этого, каждый воспитатель дошкольного учреждения должен обладать необходимыми знаниями и практическими навыками в работе по охране и укреплению здоровья детей.

Предметом изучения педиатрии и дошкольной гигиены являются:


  1. гигиена среды (гигиенические требования к земельному участку, зданию и оборудованию дошкольных учреждений, освещенности и т.д.);

  1. физиологии – гигиеническое обоснование режима дня (выполнение требований к организации сна и бодрствования детей раннего и дошкольного возраста);

  1. основы рационального питания (с учётом анатомофизиологических особенностей и состояния здоровья ребёнка);

  1. гигиена физического воспитания (требования к местам проведения занятий, оборудованию, инвентарю для организации закаливания,

медико – педагогический контроль над организацией физического воспитания);

  1. инфекционные заболевания и их профилактика;

  1. личная гигиена здоровых и больных детей. Уход за больным ребенком;

  1. гигиеническое воспитание и обучение детей.

Педиатрия и дошкольная гигиена тесно связаны между собой и в своих исследованиях опираются на опыт и достижения анатомии, физиологии, медицины, педагогики, психологии и других наук. Возрастная физиология раннего и дошкольного возраста служит естественно научной основой педиатрии и дошкольной гигиены. Гигиена изучает влияние разнообразных факторов внешней среды на характер реакции организма, что можно сделать, только применяя физиологические методы исследования.

Важной задачей педиатрии и дошкольной гигиены является профилактика заболеваний в дошкольных учреждениях. Чтобы успешно осуществлять эту задачу, надо хорошо знать причины возникновения болезней у детей, способы их передачи, симптомы, по которым можно их распознать. Разрабатывая гигиенические мероприятия, предупреждающие заболевания детей, педиатрия и дошкольная гигиена опираются на данные наук: эпидемиология, офтальмология, отоларингология.

В решении ряда гигиенических вопросов планировки, строительства и благоустройства дошкольных учреждений, внешнего и внутреннего их оформления дошкольная гигиена руководствуется основными положениями архитектуры и строительными нормами и правилами.


1.ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Детские учреждения не должны быть расположены в непосредственной близости от производственных предприятий, выделяющих вредные газы и образующих большое количество пыли; от рынков и мест большого скопления людей, например учреждений общественного питания, больниц, гаражей и т.д. Расстояние от детских учреждений до железной дороги должно быть не менее 500 м. детские учреждения не следует располагать около крупных автомобильных магистралей.

Детские дошкольные учреждения в городах, с обязательным учётом местных экологических условий, лучше строить внутриквартально, на боковых проездах и проходах, при отсутствии вблизи высоких зданий, с обязательным учётом местных экологических условий.

Если же детские учреждения стоят на улице с большим движением транспорта, то в таком случае здание следует располагать в глубине участка и создавать на его границе зону зелёных насаждений не менее 15 м.




    1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНОМУ УЧАСТКУ.

Земельный участок предназначается для прогулок детей, а в тёплые дни для проведения всей воспитательной работы.

Размеры, планировка и оборудование участка зависят от типа детского учреждения, контингента детей, их возраста и содержание воспитательной работы.

Основное гигиеническое требование к участку – чистота: почвы, так как почва, загрязнённая отбросами, может стать средой сохранения и развития микроорганизмов – возбудителей болезней и яиц гельминтов.

Земельный участок должен быть сухим, с глубоким залеганием подпочвенных вод, в противном случае на участке может образовываться сырость, которая легко проникает в здание, особенно при отсутствии надёжной влагоизоляции.

При выборе участка следует отдавать предпочтение площадкам, несколько возвышающимся над остальной местностью и имеющим склон для стока дождевой воды и тающего снега. Земельный участок должен иметь ограждение высотой 1,6 м. не рекомендуются сплошные, кирпичные или железобетонные ограждения.

По периметру земельного участка располагается полоса деревьев или кустарников в течение всего года. Не следует использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками. Ежегодно проводят (весной) декоративную обрезку кустарника, вырубку сухих и низких веток деревьев и молодой поросли. Деревья и кустарники на участке рассаживаются таким образом, чтобы они не препятствовали доступу солнечных лучей и дневного света в помещения: кустарники – не ближе 5 м, а деревья – не ближе 10 м от стен здания.

В летнее время для защиты детей от солнца на участке необходимо ставить тенты, зонты, постоянные и переносные навесы. Групповые площадки для детей ясельного возраста должны иметь травяное покрытие; для детей дошкольного возраста, кроме травяного покрытия, площадку делают с утрамбованным грунтом. На групповых площадках размещаются стационарное и переносное оборудование. Для проведения занятий по физической культуре на открытом воздухе на территории участка оборудуется общая физкультурная площадка из расчёта 150 м2 на 50 – 70 детей и 250 м2 на 100 и более детей в дошкольном учреждении. На участке комплексов ясли – садов размещаются две площадки общей площадью 400 м2. при каждой групповой площадке устраивают огород – ягодник (15 м2). Вне площадки, связанные кольцевой дорожкой (шириной 1 – 1,5 м) для езды на велосипедах, педальных автомобилях, в вечернее время должны освещаться.

На земельных участках дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа нельзя размещать сараи, погреба, овощехранилища и другие хозяйственные постройки. В сельских населённых пунктах при отсутствии теплофикации на хозяйственной площадке строят сарай для хранения топлива и овощехранилище. Мусоросборники ставят только на хозяйственной площадке на расстоянии не менее 250 м от здания на бетонированном или асфальтированном основании.

Доля проведения закаливающих процедур и игр с водой в летнее время в близи физкультурной площадки предусматривается плавательный бассейн площадью 21 м2 и глубиной 0,25 м.

Если дошкольное учреждение рассчитано на 200 детей, рекомендуется строительство открытых плавательных бассейнов, размером 3 х 7 м, глубиной не более 0,8 м. спуском в бассейн служит лесенка с поручнем (высота подъёма ступеней – 10 см).

Открытый бассейн располагают ближе к старшим группам. Перед бассейном устанавливают душевые и устройства для мытья ног (ванна глубиной 15 см), а также раздевалки (для мальчиков и девочек) – со скамьями и вешалками для полотенец.




2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Планируя строительство детского учреждения, надо предусматривать запасные лестницы и выходы на случаи быстрой эвакуации или изоляции групп. Даже в здании небольшого дошкольного учреждения, например яслей или детского сада, предназначенного для 25 детей, должно быть не менее двух выходов – основного и запасного. Здание яслей или детских садов рекомендуется строить в один – два этажа, так как наблюдения показали, что подъём детей и персонала на третий этаж и выше сильно утомляет их. Неблагоприятно сказывается на их сердечно – сосудистой и дыхательной системах. Кроме того, большая этажность, затрудняет в случае необходимости (пожар, землетрясение и др.) быстро эвакуировать детей из здания. Здания дошкольных учреждений, имеющих два этажа, как правило, надо отводить для детей старшего возраста. Исключение делают только для ночных групп, которые желательно размещать на первом этаже.

Лестницы должны обеспечивать удобный и неутомительный спуск и подъём и давать возможность одновременно передвигаться по ним большому количеству детей. При проектировании лестниц учитывается средняя длина шага детей и высота подъёма ноги при каждом шаге. Исходя из этого, глубина ступеней лестницы составляет 27 – 30 см, а высота подъёма 12 – 14 см. для исключения возможности столкновения поднимающихся и спускающихся по лестнице детей, ширина лестницы должна быть не менее 1,3 м. каждый марш лестницы при этом включает в себя не менее 10 – 13 ступеней.

С целью предупреждения несчастных случаев и травм, лестницы детских учреждений огораживаются решётками высотой 1,3 м с пролетами между прутьями не более 12 см. лестницы должны иметь двойные перила, одни из которых – низкие (45 см от пола) предназначаются для детей, а другие, более высокие – для взрослых. Перила окрашиваются в яркие цвета (красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий)



2.1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ

ПОМЕЩЕНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Главная часть здания дошкольного учреждения – групповая ячейка, состоящая из основных и вспомогательных помещений, имеющих удобную связь с остальными частями здания.

В комбинированном дошкольном учреждении (ясли - сад) предусмотрено три группы помещений: для детей преддошкольного возраста, дошкольного возраста и административно – хозяйственные. Такая планировка обусловлена особенностями воспитательно-оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми разных возрастов. В одноэтажных зданиях в одном крыле размещаются преддошкольные группы, в другом – дошкольные; административно – хозяйственные помещения находятся между ними.

При проектировании дошкольных учреждений с большим числом групп целесообразна блочная или павильонная система, при которой отдельные блоки с групповыми ячейками соединены между собой закрытыми переходами. При этом возможна полная изоляция групп, что препятствует распространению инфекционных заболеваний в случае их возникновения.

В состав групповой ячейки для детей ясельного возраста входят: приёмная, игральная, спальня, туалетная и буфетная; для дошкольного возраста – раздевальная, групповая, спальня, туалетная и буфетная.

Спальни для детей младшей ясельной группы должны разделяться на две зоны остеклённой раздвижной перегородкой.

Для гимнастических и музыкальных занятий предусматриваются залы площадью 75 м2 в яслях – садах вместимостью до 140 мест и 100 м2 – от 140 до 190 мест. В учреждениях на 280 – 330 мест оборудуются два зала площадью 100 м2 и 50 м2 или 75 м2 каждый. При залах необходимо размещать кладовую для хранения физкультурного инвентаря площадью 6 м2.

Предусмотрены также помещения для занятий по развитию речи с применением технических средств обучения (36 м2), игротека (54 м2).

В каждом дошкольном учреждении независимо от вместимости предусмотрен блок медицинских помещений – медицинская комната и изолятор, в состав которого входят приемная, палата и туалетная.

Кабинет заведующего размещается преимущественно на первом этаже у входа.

В дошкольных учреждениях на 140 и более мест предусматриваются комнаты персонала и в них должны быть: шкаф для хранения одежды, в туалетной для персонала должен быть умывальник, а также душевой поддон с душевой сеткой на гибком шланге.

Пищеблок размещается на первом этаже и имеет самостоятельный вход. В него входят: кухня с раздаточной, заготовочный цех, моечная кухонной посуды, кладовая для овощей и сухих продуктов. В дошкольных учреждениях на 12 и более групп необходимы холодильные камеры для хранения мяса, рыбы, и других продуктов. Площадь помещения пищеблока зависит от вместимости дошкольного учреждения.

Площадь буфетных для всех групп составляет 3 м2.

Стены и полы помещений дошкольных учреждений должны быть гладкими и иметь отделку, позволяющую делать уборку влажным способом. Поверхности стен основных помещений групповых ячеек, комнат для музыкальных и гимнастических занятий имеют матовую фактуру светлых тонов; они должны быть доступными для мытья и дезинфекции.

В помещениях, предназначенных для детей (групповых, игральных, спален, медицинской комнате, изоляторе, коридорах и др.) полы дощатые, паркетные из линолеума. В туалетных комнатах – из линолеума на синтетическом каучуке. Полы в помещениях должны быть теплыми и без щелей. Для поддержания в помещении детских учреждений необходимого теплового режима при наружных входах в здание, а также выходах из групповых комнат на холодную веранду – предусматривается устройство тамбура глубиной не менее 1,6 м.



3.ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ.

Воздушная среда помещений оказывает влияние на общее развитие и здоровье ребенка. Плохой химический состав воздуха, очень высокие или очень низкие его температура и влажность, могут вызвать нарушение нормальной деятельности организма.

Потребность детей в чистом, свежем воздухе очень велика, так как вследствие большой чистоты и малого объёма дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки, интенсивность обмена газов между кровью и воздухом у них несколько ниже, чем у взрослых. Поэтому необходимо, чтобы химический, физический и биологический состав воздуха в помещениях, то есть микроклимат, отвечал установленным гигиеническим нормам.

Состав воздуха в дошкольных учреждениях в результате длительного пребывания в них детей постепенно ухудшается – нарастает количество углекислого газа водяных паров, тяжёлых ионов, повышается температура, запылённость, бактериальная загрязнённость, появляются органические примеси, аммиак, сероводород и другие, которые ухудшают самочувствие ребёнка.

Изменения химического состава воздуха в помещениях вызываются тем, что выдыхаемый человеком воздух значительно отличается от атмосферного воздуха.

Органические вещества – аммиак, летучие жирные кислоты, сероводород выделяются человеком через кожу, ротовую полость, кишечник. Их в воздухе помещений тем больше, чем хуже уход за телом и детской одеждой. Количество органических веществ особенно увеличивается там, где подсушивается плохо простиранное белье и пелёнки, сырая одежда и обувь детей. Особенно много органических веществ образуется в туалетных комнатах, в прачечной, кухне. При наличии в кухне газовых плит воздух может ухудшаться и за счет попадания в него продуктов неполного сгорания топлива и образования окиси углерода.

В помещениях постепенно ухудшается и ионный состав воздуха. Лёгкие ионы, оказывающие положительное влияние на человека, адсорбируются дыхательными путями детей, парами воды, пылевыми частицами количество их постепенно уменьшается, в то время как количество тяжёлых ионов содержится в выдыхаемом детьми воздухе, увеличивается, ухудшая тем самым количество воздуха.

В процессе жизнедеятельности дети в окружающую среду выделяют значительное количество тепла и водяных паров, вследствие чего повышается температура и влажность воздуха.

Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микробов, выделяемых при дыхании, кашле и чихании.

Чтобы загрязнённость воздуха микробами в дошкольном учреждении была минимальной, следует внимательно следить за состоянием у детей полости рта и слизистых оболочек дыхательных путей. При разрушении зубов или первых признаках заболевания верхних дыхательных путей (боль в горле, насморк, кашель) ребёнка следует показать врачу, если надо изолировать и провести лечение.

Групповые комнаты должны хорошо освещаться солнцем, так как под влиянием его ультрафиолетовых лучей многие болезнетворные микробы погибают, а организм ребёнка становится менее восприимчивым к заболеваниям.

Естественный обмен воздуха в помещениях происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях под действием ветра и за счёт разности температур, а вследствие этого и разности давления внутри помещения и снаружи. Чтобы усилить обмен воздуха помещения проветриваются через открытые фрамуги, окна и форточки. В тех случаях, когда температура ниже – 50 и нет сильного ветра, в дошкольных учреждениях проводится широкая аэрация помещений в присутствии детей. Приток воздуха осуществляется через створки окон, фрамуги или форточки. При низкой наружной температуре воздуха постоянный приток его в групповые комнаты обеспечивается аэрацией прилегающих помещений, а также с помощью центральной вытяжной вентиляции. С её помощью из помещений удаляется загрязнённый воздух.

Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Сквозное проветривание при очень низких температурах наружного воздуха (ниже – 200) проводится не более чем 2 – 3 минуты. Во избежание переохлаждения помещения, при более тёплой погоде в течение 10 – 15 минут. Проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчивается за 30 минут до прихода детей, чтобы к этому времени обновлённый воздух достиг температуры, установленной для помещений детских учреждений.

Правильно устроенные фрамуги имеют значительное преимущество перед форточкой: фрамуги всегда делаются в верхней части окна, поэтому, когда они открыты, создаётся большая разница между наружной и внутренней температурой. При проветривании через фрамуги увеличивается скорость движения и объём поступающего воздуха. Воздух через фрамуги проникает в верхнюю часть помещения. Холодный воздух, имеющий большой удельный вес, опускаясь вниз, поступает через теплый слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой при отсутствии ветра и при не очень большой разнице температур наружного и комнатного воздуха держать фрамуги открытыми в присутствии детей. В холодное время года ни в коем случае нельзя заклеивать фрамуги и форточки. В групповых комнатах рекомендуется оставлять также не заклеенным и одно окно, чтобы при необходимости можно было быстро проветрить помещение.

Все фрамуги и форточки должны иметь специальные приспособления (шнуры, палки, а лучше всего особо устроенные рычаги) для свободного их открывания и закрывания.


4. ФИЗИКО – ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ДНЯ.

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения возникновения раннего или сильного утомления во время бодрствования, огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.

Правильный режим – это рациональная продолжительность и чёткое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Он должен предусматривать достаточное время (с учётом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребёнка (сон, прогулки, занятия и т.д.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребёнка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнять. В результате все процессы (усвоение, пробуждение, засыпание и другие), протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Таких групп в яслях – садах семь. Каждая группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности детей данного возраста.

В дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием подъём детей проводится в 6.30 (7.30) утра. До завтрака дети умываются, занимаются гимнастикой, одеваются.

В учреждениях с дневным пребыванием к этому добавляется обязательный профилактический осмотр детей.

Общая суточная продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом детей уменьшается, а время бодрствования, наоборот, увеличивается.

Переход из домашних условий в условия дошкольного учреждения для многих детей довольно труден, так как изменяется привычная обстановка, распорядок дня. Длительное совместное пребывание довольно большого количества детей увеличивает возможность их инфицирования (дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют чаще тех, кто воспитывается в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению.

Выявлено, что особенно часто дети болеют в начальный период своего пребывания, то есть в период адаптации (привыкания) к новым условиям жизни так как при этом происходит ломка уже установившегося у ребёнка в домашних условиях стереотипа. В тех случаях, когда детей постепенно готовят к жизни в коллективе, они приспосабливаются быстрее и легче.

Подготовка ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение должна быть разносторонней. Прежде всего, районному педиатру следует обратить внимание на состояние здоровья ребёнка и, если нужно, провести необходимые оздоровительные мероприятия, поскольку здоровый организм легче может справиться с трудностями адаптационного периода. Далее, ещё до поступления ребёнка в коллектив, следует максимально приблизить его домашний режим к режиму в дошкольного учреждения. Необходимо, чтобы правильно были организованы его бодрствование и сон, по возможности ликвидированы такие привычки, как укачивание, сосание пустышки и т.д. После вакцинации ребёнка можно направлять в дошкольное учреждение не раньше, чем через месяц, а при заболевании – после полного выздоровления, установленного педиатром.

В группе всё должно быть подготовлено к приёму новых детей. Воспитателя заранее предупреждают, когда придёт новый ребёнок. Следует определить, чем его кормить, где уложить спать. Если ребёнок поступает в старшую группу, то об этом сообщают и детям. Воспитатель обсуждает с ними, как встретить поступающего, что ему подарить, стремясь вызвать у ребят доброжелательное отношение к новичку. Всех вновь поступающих детей окружают вниманием, лаской, заботой. Недопустимо принимать в группу сразу много новых детей. Их должно быть не более трёх в неделю. Приём следует организовывать в разные дни недели. Педагогу необходимо ещё до поступления ребёнка в группу выяснить особенности его воспитания в семье, домашний режим, способы кормления, укладывания для сна, узнать, как ребёнок засыпает, спит, какой у него аппетит.

В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребёнка способы кормления, укладывания для сна. Ни в коем случае нельзя насильно его кормить или укладывать спать, чтобы не вызывать и не закреплять на долгое время отрицательное отношение к окружающей обстановке, предупредить формирование защитно – оборонительной реакции.

Продолжительность пребывания вновь поступивших детей в дошкольном учреждении следует увеличивать постепенно. В течении первой недели ребёнок должен быть там не более 3 – х часов. Это время увеличивается в зависимости от эмоционального состояния ребёнка. Обычно требуется 2 – 3 недели, чтобы ребёнок по мере адаптации мог находиться в дошкольном учреждении 10 – 12 часов. Нельзя в первые дни проводить какие – либо травмирующие ребёнка процедуры: делать инъекции, стричь волосы или ногти. Всё это должно быть сделано ещё до поступления в дошкольное учреждение.

В течении адаптации воспитатель внимательно наблюдает за поведением ребёнка.

Учитывая, что в раннем возрасте дети тяжелее привыкают к изменениям в условиях жизни, не следует допускать частой смены персонала и неоправданного перевода детей из одной группы в другую, так как при этом у некоторых воспитанников отмечается нарушение обычного поведения. Если к моменту перевода ребёнка в новую группу ему по возрасту и состоянию необходимо изменить режим, следует это сделать, либо за неделю до прихода, либо временно сохранить в новой группе прежний режим пока малыш не адаптируется к новым условиям.
4.1. РЕЖИМ ДНЯ И ГИГЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ.
Целенаправленное воспитание и уход за ребёнком необходимо начинать с первых дней его жизни, обеспечивая полноценное здоровье, физическое и психическое развитие. Важной задачей является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение своевременного физического, психического и сенсорного развития. Большое значение при этом имеют правильная организация режима дня, хороший уход, ласковый и приветливый тон голоса при обращении к малышу, спокойное и внимательное отношение к нему.

Приучать детей к опрятности нужно с раннего возраста, воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их для того, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Решение этой задачи – воспитание людей высокой культуры, является делом государственной важности.

Гигиеническое воспитание в детском учреждении является одним из разделов воспитательно – образовательной работы. В дошкольном учреждении гигиеническое обучение проводится как индивидуально с каждым ребёнком, так и коллективно со всей группой в целом. Каких – либо специальных занятий по данному разделу работы не планируется, гигиеническое обучение, и воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни учреждения.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Одновременно с этим взрослые постепенно стимулируют развитие у дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею, руки до локтя, ежедневно мыть ноги, выполнять простейшие водные закаливающие процедуры. Начиная с двухлетнего возраста детей, приучают чистить зубы щёткой с зубным порошком или специальной детской пастой утром и вечером.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятным, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. С самого младшего возраста детей приучают: правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Дети, которые дежурят по столовой, помогают няне, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твёрдо усвоить, что перед тем как приступать к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Если руки сильно загрязнены, что бывает после прогулки, где дети играли в мяч, возились с песком, работали на цветнике, то намыливать их нужно два или три раза выше запястья или до локтя. Воспитатель или няня проверяют, хорошо ли ребёнок вымыл руки.

В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног. Если в дошкольных учреждениях отсутствует централизованное водоснабжение няня или воспитатель постоянно следят за тем, чтобы умывальники всегда были наполнены водой, а в туалетных комнатах поддерживалась чистота и порядок, имелись необходимые приспособления для хранения индивидуальных полотенец разного назначения (для рук, проведения закаливающих процедур).

4.1.1. Первая младшая группа.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваивается детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей с процессами одевания, раздевания, приёма пищи и соблюдения правил личной гигиены (мытьё рук, пользование носовым платком и т.д.). формирование тех или иных навыков самообслуживания начинаются с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем воспитатель выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая их мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает и трёт руки мылом, смывает их, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. При этом воспитатель старается создавать у детей хорошее настроение, используя стихотворения, потешки, песенки, например, «Чистая водичка, моет Вове личико, Танечке ладошки, а пальчики Антошке».

Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Вот кукла Маша сняла шапку и положила её в шкафчик на верхнюю полочку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафчики на верхнюю полочку. В процессе обучения необходимы благожелательные поощрения детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует их активность, вызывает радость, удовлетворение от собственных усилий.

Дети 2 – 3 лет с помощью взрослого учатся раздеваться в определённой последовательности (расстегивает спереди пуговицы, молнии, застёжки на обуви), аккуратно складывать вещи.



4.1.2. Вторая младшая группа.

Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранять стремление к самостоятельности, которая является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От воспитателя требуется огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу.

Как и в первой младшей группе, решающее значение имеют игровые приёмы. Именно они позволяют воспитателю более активно воздействовать на ребёнка. Так, педагог может внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам, и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т.д. Учат куклу навыкам самообслуживания. « Кукла Катя почему ты шмыгаешь носом и не хочешь воспользоваться носовым платком?» – интересуется воспитатель.

При обучении детей навыкам самообслуживания хороший результат даёт чтение потешек, небольших стихотворений.

«Буль – Буль – Буль, журчит водица.

Все ребята любят мыться.

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться!» - приговаривает воспитатель, показывая приёмы умывания.

Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивой обёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать: Какое душистое мыло, какое гладкое! Ах, как хорошо наверно оно пенится! Давайте проверим.» воспитателю следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребёнок завернул рукава, насухо ли вытер руки, не забыл ли отнести в сушильный шкаф мокрые варежки и т.п.). не следует одобрять небрежность и неряшливость. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания случаи иждивенчества.

4.1.3. Средняя группа.

В этом возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладели в младших группах. Они самостоятельно одеваются и раздеваются, аккуратно вешают и складывают одежду, относят в сушильный шкаф мокрые вещи, моют руки по мере их загрязнения, едят, пользуясь ножом и вилкой. Однако, контроль за правильным выполнением и самообслуживанию необходим. Дети 4 – 5 лет такие фантазёры. Они жаждут поделиться со сверстниками своими впечатлениями, подчас фантастическими, и получить их одобрение. Это часто отвлекает детей, особенно во время одевания (на прогулку, после дневного сна). Их надо приучать начинать процесс одновременно и по возможности одновременно заканчивать его.

Постепенно содержание труда детей расширяется. Большое внимание уделяется формированию умения доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться; есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приёмов и систематическом контроле за действиями детей. Например, перед мытьём рук воспитатель говорит малышам: «Сегодня Буратино пришёл учиться у вас мыть руки. Он не верит мне, что вы умеете мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа грязи. Хочет убедиться сам.» Воспитатель напоминает стихотворение: «Кран откройся! Нос, умойся! Глаз, купайся! Грязь смывайся!»

В этом возрасте у ребёнка появляется стремление научить товарища тому, что он умеет сам. Это нужно использовать для воспитания доброжелательности и формирования навыков взаимопомощи («Сегодня мы так быстро собрались на прогулку потому, что помогли друг другу одеться. Поэтому будем долго гулять»). Вместе с тем необходимо следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей. Надо терпеливо и настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки по самообслуживанию. Важно предоставить дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что приём объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи: забыл убрать в свой шкафчик сменную обувь – будешь долго её искать после прогулки, не повесила своё платье аккуратно – после сна будешь в мятом и т.д.



4.1.4. Старшая группа.

В старшей группе продолжается работа по навыкам самообслуживания. Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребёнок пользовался навыками осознано (понимал необходимость чистить зубы, полоскать рот после еды и т.д.); видел, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (не почистил ботинки – они имеют неряшливый вид).

В старшей группе дети самостоятельно одеваются, раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своём шкафчике. И дома и в дошкольном учреждении у них продолжают воспитывать потребность в чистоте. Они должны без напоминаний взрослых чистить зубы, мыться перед сном. Дети знают, когда и как надо мыть руки, но некоторые делают это наспех, поэтому необходим контроль над выполнением процесса.

Целесообразно следить за тем, пользуются ли дети носовыми платками, бережно ли относятся к своим личным вещам. Детей приучают чистить и просушивать свою одежду и обувь. Дети этого возраста уже умеют пользоваться ножом, вилкой. Их обучают, умению есть аккуратно, красиво, не разговаривать с набитым ртом.

В процессе6 навыков по самообслуживанию у детей продолжают воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь сверстникам. Воспитатель обязательно отмечает проявления внимания и заботы по отношению друг к другу.

4.1.5. Подготовительная к школе группа.

В этой возрастной группе по прежнему серьёзное внимание уделяется труду и самообслуживанию. Многие навыки у дошкольников уже сформированы. Но, как показывает практика некоторые действия (мытьё рук, чистка зубов, полоскание рта после еды) они выполняют нормально. Воспитатель от случая к случаю необходимо напоминать детям о целесообразности той или иной процедуры, раз за разом внушая им, что небрежность и выполнение тех или иных действий может привести к печальным результатам (стоптанные задники туфлей будут натирать ноги и тому подобное). Дети в состоянии следить за своим внешним видом, так и за внешним видом сверстников. Это удобный момент, чтобы объяснить воспитанникам, как тактичнее сообщить товарищу о необходимости что – то изменить, поправить в костюме, прическу. Периодически необходимо контролировать, как дети поддерживают порядок в своих шкафчиках, ящиках столов. Это могут сделать, по поручению воспитателя дети. Лучше, если педагог даст поручение детям, тогда они смогут согласовывать свои действия.

Детей следует приучать при необходимости стирать свой носовой платок, испачканные носки, ленты, мешочек для спортивной формы, сметать с нижней полки шкафчика песок, принесённый на подошве обуви.

  1   2   3